Античный способ производства древней греции

Особенности античного способа производства.

В античных рабовладельческих государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящих классов, отобрать его у непосредственных производи­телей. В оросительных системах здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности и государ­ственной собственности на землю, через которые можно было подчинить свободных земледельцев.

В античных государствах заставить крестьян отдавать приба­вочный продукт силой оружия было невозможно, поскольку:

1) каждый свободный гражданин античного рабовладельчес­кого государства был воином, чтобы государство могло вести войны и захватывать рабов;

2) оружие было простым и доступным самим крестьянам.

Эксплуатировать чужой труд можно было только захваты­вая пленных на войне и превращая их в рабов. Поэтому рабовла­дельческий строй, который был в античных государствах, не мог существовать у всех народов одновременно.

Все рабы, доставляемые в Рим из завоеванных земель, принадлежали к народам, которые находились на стадии доклас­сового общества или относились к азиатскому способу производ­ства.

Экономическое развитие Древней Греции

Периодизация.

Первый период истории Древ­ней Греции, с XII по VIII в. до н. э., называется гомеровским, потому что именно к этому времени относятся поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Но в гомеровский период еще не было государства. Это был переходный период от первобытно-общин­ного к классовому обществу, который принято называть периодом строя военной демократии. Он так называется потому, что верховным органом племени было народное собрание, но для руководства военными действиями это собрание выбирало вож­дя. В условиях участившихся военных столкновений все боль­шую роль в жизни племени начинает играть военная верхушка но главе с вождем. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов. Басилевсы были не царями, как иногда переводят это слово, а военными вождями племен.

Следующий период, с VIII по III — в. до н. э., — период госу­дарств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из многих маленьких государств-полисов. Полис — го­род-государство, город с окружающими землями. О величине полиса можно судить хотя бы по тому, что все население по­лиса собиралось для решения своих дел на городской площади.

Важную роль в хозяйстве большинства полисов играли ремесло и торговля. На базе этих городских отраслей сложил­ся слой, который оттеснил на задний план старую аристокра­тию, возникшую еще при разложении родового строя. Они побеждали ее под демократическими лозунгами, поэтому в пере­довых полисах Греции был установлен демократический строй. Примером этого могут служить Афины.

Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумомсчет государства, а государство получало эти средства в виде налогов с богачей. По законам большинства полисов грек не мог стать рабом. Рабами были только «варвары».

Сельское хозяйство и ремесло. Демократия выражалась и в том, что государство охраняло законами крестьянское хо­зяйство. Каждый гражданин полиса имел право владеть лишь небольшим участком земли, который могла обрабатывать его семья. Крупное землевладение не допускалось, а следователь­но, применение труда рабов в сельском хозяйстве было огра­ниченным.

Сначала крестьяне выращивали в основном пшеницу и ячмень. Но потом, когда из колоний стали ввозить много деше­вого зерна, заниматься зерновым хозяйством в самой Греции стало невыгодно. И главными отраслями сельского хозяй­ства Греции стали виноградарство и садоводство. Олив­ковое масло и вино отсюда стали в больших количествах вы­возить в другие страны.

Основной ячейкой ремесленного производства были эргастерии— большие мастерские, в которых трудились рабы, Поскольку труд рабов обходился дешевле труда свободных людей, то и продукция эргастериев была дешевле продукции свободных ремесленников. Ремесленники не могли выдержать конкуренции и разорялись. Таким образом, труд рабов в Древ­ней Греции применялся преимущественно в ремесле, а не в земледелии.

Торговля и колонии. Греческие полисы обычно рас­полагались в выходящих к морю долинах или на островах. По­этому там рано развилась морская торговля. Но особенно уси­ленно торговле способствовала колонизация. Что это такое?

Одной из особенностей полисного устройства было то, что население полиса не могло превышать определенного предела. Когда, население увеличивалось и уже не хватало земли, часть населения на кораблях переселялась за пределы Греции. Там строился город и основывался новый полис. Вот этот новый полис и считался колонией.

Жители колонии, естественно, завязывали торговлю (точ­нее, обмен товарами) с местным населением, обменивая у него сельскохозяйственную продукцию и сырье на греческие ре­месленные изделия, вино и оливковое масло. Таким обра­зом, колонии стали посредниками в торговле греков с другими народами.

Такие колонии были разбросаны по берегам Средиземного и Черного морей: Херсонес — на месте нынешнего Севастопо­ля, Кафа — на месте Феодосии, Пантикапей — в районе Керчи.

В отличие от Древнего Египта в Греции торговали при помощи денег. Но свои деньги чеканил каждый полис, поэтому не каждый человек мог знать соотношение ценности разных монет. Это обстоятельство породило «банкиров» — менял, кото­рые обменивали деньги одного полиса на деньги другого. Часто банкир принимал вклады от своих клиентов и сам расплачивался за купленные ими товары. Таким образом, в его распо-1’ижении оказывались довольно крупные суммы чужих денег, он давал их в рост — в долг под проценты, т. е. выступал как ростовщик.

Источник

Характеристика античного способа производства

Античный способ производства – это рабовладельческая формация на основе античной цивилизации, охватывающей Древнюю Грецию и Древний Рим. Их объединяла общая культура, религия и стадия экономического развития. В то же время необходимо заметить, что в Древней Греции одновременно существовали две противоположные хозяйственные системы – афинская (торговая) и спартанская (автаркическая). В связи с этим возникает вопрос: почему в рамках одного этноса и на относительно небольшой территории, причем одновременно, возникли два типа хозяйства ? Причем, этот вопрос касается не только Древней Греции. Аналогичная ситуация была и в России: в XIII – XIV вв. также имели место две противоположные общественно-хозяйственные системы – новгородская и московская.

Читайте также:  Материально правовой способ регулирования международных частноправовых отношений основан

Традиционные подходы (формационный и стадиальный) не в состоянии ответить на данный вопрос, поскольку и Спарта, и Афины (Москва и Новгород) находились на том же уровне развития производительных сил, той же стадии роста и принадлежали тому же этносу и одной цивилизации.

История Древнего Рима также охватывает несколько этапов: республиканский, ранней и поздней империи. Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима происходило в четыре фазы: зарождение и подъем, стагнация, спад и развал. Это при том, что производительные силы развивались все время по линейно-поступательной траектории.

Полисная система Древней Греции и Древнего Рима внесла особый вклад в экономическую историю. Античная форма земельной собственности, когда земля одновременно принадлежала и государству – обществу, и индивидуально-семейным хозяйствам, была спецификой полиса. Таким образом здесь появились тенденции к эволюции земли как фактора производства.

В связи с тем, что в Древнегреческих Афинах успешно развивались торговые отношения и частная собственность (горизонтальные экономические связи), там возникли и новые общественные отношения, невозможные в общинном и азиатском способах производства. Возникла особая социально-политическая система, заложившая основы будущей демократии. Основой древнегреческой демократии является демос – народ, но не просто народ, а сообщество частных собственников. Именно борьба демоса за свои экономические и политические права, за их расширение, усиление их гарантий, придавала динамику историческому развитию всего Юго-Восточного Средиземноморья.

Хотя еще «чувство рода» и преобладало в античном мире, однако все большую значимость начинает приобретать личность по сравнению с общиной, т.к. она получает в полисе экономическую и социально-политическую свободу, точнее, свободу выбора.

В то же время расширяется применение рабского труда. Рабы никакими политическими правами не обладали. Также политических прав были лишены и метеки – чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Среди метеков встречались и богатые рабовладельцы, торговцы, ремесленники.

В Риме, по сравнению с Древней Грецией, отношения частной собственности получили дальнейшее развитие благодаря, во-первых, значительному ее укрупнению и, во-вторых, развитию правовых гарантий. Не случайно в Древнем Риме появилась и получила такое развитие юриспруденция, которая в дальнейшем легла в основу «римского права».

В период расцвета Рима в селськом хозяйстве наибольшее распространение получили латифундии – крупные землевладения с широким применением рабского труда (от лат. latus fundus – обширное земельное владение, поместье). Некоторые латифундии насчитывали сотни тысяч гектаров. Система рабовладения в Древней Греции и Древнем Риме качественно отличалась от системы рабовладения в Древнем Египте: труд рабов применялся во всех сферах хозяйства и являлся экономической основой античного хозяйства.

Источник

Генезис античной цивилизации,сущность и особенности «античного способа производства».

Начала античной эпохи лежат в древнейшей истории греков. Специфика греческой античности коренилась в своеобразии природно-климатических и геополитических условий северо-восточного Средиземноморья. Умеренно тёплый климат в сочетании с достаточным количеством осадков обусловили здесь отсутствие ирригационного земледелия, столь много значившего для Востока. Хозяйственной основой нового типа цивилизации явилось пашенное земледелие, ставшее возможным на каменистой почве Эллады с появлением железных орудий труда (рубеж II и I тыс. до н.э.). Относительно низкая, в сравнении с Востоком, продуктивность земледелия отчасти компенсировалась развитием скотоводства. К этому подталкивал и преимущественно холмистый рельеф угодий, объективно лимитировавший размеры пригодных для земледелия участков. Не слишком богатые природными ископаемыми недра всё же давали возможности развития добывающих промыслов, металлургии, гончарного дела и других ремёсел.

«В Греции есть всё» Горы, прикрывающие материковую Грецию с севера, и моря, окружающие её с других направлений, служили определённым барьером для завоевателей. Вместе с тем хребты, рассекающие страну на отдельные области, затрудняли их хозяйственную и политическую интеграцию. Но они же во многом обусловили исключительное региональное разнообразие природно-климатических условий. На сравнительно небольшой территории Греции оказались представленными все типы существующих в Европе природных зон, вся европейская фауна и флора.

Разнообразие в природных условиях отдельных регионов способствовало их ранней хозяйственной специализации. В зависимости от особенностей микроклимата, рельефа местности, характера почв, ассортимента полезных ископаемых упор мог делаться на выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, развитии тех или иных ремёсел. На лошадях из Фессалии, к примеру, разъезжала половина Эллады. Хозяйственная специализация была сопряжена с регулярностью обмена произведёнными продуктами, формированием общегречеcкого рынка.

География предопределила и абсолютное господство морских путей в оптовой торговле. Морским экспедициям потворствовали уникальная изрезанность побережья, наличие множества островов и полуостровов, заливов, проливов и бухт на всём протяжении от восточного побережья материковой Греции до западного берега Малой Азии. Благодаря этому мореплаватели не упускали из виду сушу, благоразумно ночуя на ней и пережидая штормы. Столь существенные преимущества акватории Эгейского моря обусловили её роль как перекрёстка торговых путей, опережающее развитие расположенных здесь островов, формирование первых в истории Греции государств.

В начале II тыс. до н.э. наиболее богатым и сильным стало государство на острове Крит (минойская цивилизация). Размеры и особенности утвари обнаруженного здесь археологами царского дворца недвусмысленно говорят о подражании местных правителей восточным владыкам. Схожие с древнеазиатским укладом черты присутствовали в социально-экономической организации критского общества, его политическом устройстве. Сильнейшие землетрясения в середине II тыс. до н.э. на Крите нанесли непоправимый ущерб минойской цивилизации.

В XV – XVIII вв. до н.э. лидерство в регионе перешло к основанному греками-ахейцами на Пелопоннесском полуострове городу Микены. Как и другие ахейские города, Микены находились под сильным влиянием древневосточных цивилизаций. Вторгшиеся на земли ахейцев греки-дорийцы (XII в. до н.э.) такого прогресса ещё не достигли, а потому для начала разгромили чуждый им мир городов и дворцов «до основания». «А затем» на основе собственного уклада, творчески приспособляя достижения Востока под свои нужды, принялись выстраивать качественно новую цивилизацию.

Читайте также:  Доминос пицца способы оплаты

Генезис полисной цивилизации Время, прошедшее от утверждения дорийцев на территории Греции до расцвета эллинских государств, подразделяют на два этапа: так называемые «тёмные века» (XI – IX вв. до н.э.) и архаический период (VIII – VI вв. до н.э.). « Тёмные века» обозначают ещё и как гомеровский период, поскольку основным письменным источником их изучения являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Уровень цивилизации в это время повсеместно снижается, однако начавшееся производство железных орудий труда подготавливает предпосылки для последовавшего подъёма.

В рамках архаического этапа полуразбойный строй «военной демократии» у дорийцев трансформировался в столь же не отягощённую чрезмерным миролюбием полисную цивилизацию. Полис формировался, как правило, в результате слияния соседних территориальных общин и представлял собой город-государство с прилегающей к нему сельской местностью. Его экономической основой было сочетание элементов общинной, государственной и частной собственности на землю. Эту совокупность и называют античной или полисной собственностью.

В отличие от Древнего Востока, верховная собственность на землю принадлежала здесь не деспоту, а всему полису как коллективу граждан. Полисная государственность для граждан была не фатальной внешней машиной принуждения, а их собственным кровным делом. В одном из своих первоначальных смыслов греческое слово «идиот» давало оценку человеку, уклонявшемуся от участия в решении полисных проблем. Гражданские права в полисный период Греции сливались воедино с гражданскими обязанностями, главной из которых была воинская.

Долгое время греческие полисы не были столь богаты, чтобы позволить себе роскошь содержания наёмного войска. В случае войны за оружие брался каждый боеспособный гражданин. Это в решающей мере гарантировало его значимость в государстве, полноценность гражданского статуса, поскольку оборонительные и наступательные войны, внутригреческие «междусобойчики», а также грабительские набеги на богатый Восток и военные экспедиции за рабами были делом повседневным.

Как и на Востоке, собственность на землю реализовывалась в различных экономических формах, однако сами формы были другими. Часть земельного фонда представляла собой непосредственно общественное владение, коллективно обрабатывалась гражданами, и доходы с неё шли на общественные нужды. Эти земли полис мог сдавать и в аренду. Полис выступал как владелец недр земли, организуя добывающие предприятия – рудники и каменоломни, которые также могли сдаваться в аренду частным лицам.

Основная же часть земельных массивов полиса поступала во владение отдельных граждан, хозяйствовавших вполне автономно, не нуждаясь в «руководящей и направляющей» опеке государства, в отличие от земледельцев Востока, «повязанных» между собой ирригационными заботами. Типичным являлся небольшой владельческий участок в 3-5 га, обрабатывавшийся домочадцами, включая одного – двух рабов. Причастность к полисной земельной собственности определяла гражданский статус её владельца и, наоборот, квинтэссенцией полноправного гражданства было владение полисной землёй.

Полноценность грека как гражданина подтверждалась также его отстранённостью от регулярной выплаты налогов. Лишь в экстраординарных случаях, вроде персидского нашествия, граждане выплачивали чрезвычайный налог эйсфору. В обычное время налогообложение распространялось только на свободное, но лишённое гражданских прав население – метеков. Так называли осевших в полисе чужеземцев, вольноотпущенников, выступавших в качестве ремесленников и торговцев. Кроме того, толстосумы время от времени делали добровольные пожертвования (литургии) на общественные нужды, немалая часть которых перепадала обедневшим согражданам для поддержания «достойного образа жизни»

«Всюду деньги – господа» Широкий размах торговли обусловил количественный и качественный рост денежного обращения. На рубеже VII-VI вв. до н.э. на островах Эгина и Эвбея начинается чеканка монет, а в дальнейшем каждый уважающий себя греческий полис чеканил собственные деньги. Несовпадение веса и покупательной способности полисных валют вызвало к жизни особую профессию трапезитов (менял). Лавки трапезитов стали выполнять некоторые банковские функции: хранения денег, учёта векселей, выдачи денежных ссуд под залог движимого (корабли и товары) и недвижимого (земля и постройки) имущества. Усиливалось денежное наполнение и арендной платы.

Коммерциализация хозяйственной жизни передовых греческих государств вела к кризису традиционной полисной структуры и деформации прежних ценностей. Величина денежного дохода становилась важней, чем родовое право на полисную землю. Купля-продажа земли, сдача её в аренду из исключения превращаются в норму. Параллельно менялись социальные институты: с одной стороны, появляются граждане, утратившие свой земельный надел, с другой – негражданскому населению, метекам, предоставлялась возможность приобретения гражданских прав. Землевладельческая аристократия всё больше утрачивала свои привилегии под напором торгово-ремесленной демократии. Реформатор законодательства Афин – мудрый Солон, как раз и был купцом.

Проделав именно такой путь, Афины дали миру образцовый тип торгово-ремесленной державы, с интенсивным, специализированным на выращивании оливок и винограда, земледелием. Наряду с изделиями афинских ремесленников, вино и оливковое масло стали важнейшими экспортными продуктами, в производстве которых участвовали сотни тысяч рабов. Массы рабов трудились в рудниках и каменоломнях, обеспечивая добычу мрамора для строительства уникальных памятников архитектуры и серебра для чеканки афинской драхмы. Важнейшей статьёй афинского импорта были продовольственные товары первой необходимости, прежде всего – зерно. Снабжение горожан хлебом у греков, а впоследствии и у римлян было делом государственным.

Пик могущества Афин наступил в V в. до н.э. после победоносных для греков войн с персами. Он ознаменовался выдающимися, непревзойдёнными достижениями эллинской цивилизации, но продолжался недолго. Многолетняя изнурительная Пелопоннесская война со Спартой и её сторонниками закончилась поражением Афинского Союза. На этом заканчивается классический этап истории Древней Греции. В последующем эпицентр мировых событий транзитом через Македонию перемещается на Апеннины.

Античный способ производства основан на применении труда рабов как главной рабочей силы. Целью античного производства являлось производство прибавочного продукта не только для удовлетворения потребностей рабовладельцев, но и для накопления. Основным средством достижения такой цели становилась эксплуатация рабов.

Читайте также:  Способ достижения цели проекта пример

Господство античного способа производства начинается с VI в. до н. э. в Греции, с III в. до н. э. в Риме, где достигает расцвета на рубеже тысячелетий. Завершается этот период к III–IV в. н.э. Ремесленная специализация греческих полисов приводила к преимущественному использованию рабского труда в ремесленных мастерских – эргостериях и на рудниках. Рим, являясь аграрной страной, подавляющую часть рабов использовал в сельском хозяйстве.

Коренное отличие производственных отношений античного способа производства состоит в переходе отношений собственности на более высокий уровень. В Эллинском и Римском государствах впервые осуществляется правовое закрепление института частной собственности. Появление такого института означало разрушение общинных отношений, а причину этого сегодня видят в природно-климатических изменениях, выразившихся в глобальном похолодании I тысячелетия до новой эры. Результатом похолодания становится изменение агрокультуры на территории современной Греции. Производство зерновых, требующее высокого напряжения коллективного труда по орошению, севу и сбору урожая, замещается производством овощных, масличных культур, виноградорством и оседлым скотоводством, допускающими самостоятельное семейное хозяйство. Огромную роль сыграли демографические факторы: избыточный рост населения на территории Греции был поглощен греческой колонизаций средиземноморского и черноморского побережья в VIII–VI в. до н. э. Сокращение численности общин позволило перейти к соседской общине. Наряду с перечисленным различие природных условий в греческих колониях-полисах обеспечило территориальную специализацию и возможность обмена, углублявшие отношения собственности.

Растущий товарообмен, объективная слабость территориально разделенных греческих государств, не обремененных необходимостью поддержания системы орошения, способствовали разделению функций власти и собственности.

ВОПРОС7.

Рухнула римская империя , а восточная империя сохранилась(византия).

Крушение происходит в 5 веке

Внешний фактор падения римской империи из великих переселений народа.

1)рынок не выдержал

3)нехватка денег, налогов

4)Кризис классического рабовладения

Стали создаваться виллы- специализированные хозяйства .

Следствии: крестьяне бросают свою частную собственность и идут в город (рим),чтобы потребовать от гос-ва еды,воды,идр.

Почему рабство перестает быть экономически оправданным :

1. Условия содержания раба выше результата.

2. Участки земли –парцеллы давались рабу, чтобы он приносил им прибыль.

Происходит феодализация в рамках античности.

Образовались колоны – смесь раба и рабочего.

1.феодализм рождается, как результат разложения рабовладельческого строя. Восток Испании, северная африка –феодализм.

2.север и восток Европы () Скандинавия будущая территория Киевской Руси) – результат разложения варварского родоплеменного строя. Античность здесь почти не существует.

3. промежуточное м\д 1 и 2 – античное и варварское начало представлены ровно.

Вопрос8

Феодализм-система, основная на внеэкономической (личной) взаимной зависимости людей. Эк.зав- предпри-ль и рабочий

Внеэк.зав. – крестьянин мог прожить и без феодала. Появление личной зависимости — это взаимоотношение : сеньора и вассала.

1. Численное преобразование деревни над городом, господство натурального хоз-ва.

2. Сочетание крупного землевладения с мелким крестьянским землепользованием.

3. Наличие феодальной ренты(натуральная, отработочная, денежная ) Феодальную ренту, конечно, нельзя рассматривать как разновидность обыкновенной арендной платы, отражающей отношения равноправных субъектов – земельных собственников и арендаторов. Однако в некотором плане она была даже выгоднее крестьянину. Дело в том, что в отличие от аренды, крестьянское землепользование носило в принципе бессрочный характер, размер ренты регулировался традицией и мог оставаться неизменным на протяжении длительных периодов. Слабая, почти незаметная реализация возможностей крестьянского накопления объясняется не столько феодальной эксплуатацией как таковой, сколько совместным действием ряда других факторов, препятствовавших расширению производства и повышению его эффективности.

4. Условная или расчетная собственность на землю(право владения, пользования уничтожения собсвенности разделены м/д участниками собственности .).

5. Принципиально антиконкуреннтый характер общества

6. Сословно — корпоративный характер организации общества. Ф-ии двор-во: воевать и управлять, духо-во отмаливать грехи, крес-во кормить себя и дво-во, и т д. Религиозное единение сказывалось и в социально-экономической организации. Воплощением принципиального неприятия конкуренции являлись корпоративные структуры на всех уровнях феодального общества. Корпорации того времени представляли собой объединения людей по сословным, территориальным и профессиональным критериям. Дворянство и духовенство группировались вокруг конкретных орденов, размежёвывались по географическому принципу.

Самыми многочисленными являлись, разумеется, корпорации крестьян – сельские общины. Гильдии торговцев, купеческие землячества и цехи городских ремесленников также имели корпоративную окраску. Подчинённость личности корпоративным интересам была безусловной и оставляла весьма узкое поле для проявления индивидуальной инициативы. Вне пределов тех или иных корпораций существовали лишь единичные изгои. Даже нищие, воры и проститутки имели свои корпоративные объединения (как, впрочем, и сейчас). Сословно-корпоративная организация выступала залогом стабильности всей системы общественных отношений.

Принцип формирования сословий –происхождения

7. Религиозность общества. Далеко не последнюю роль в сложившемся «механизме торможения» играла специфическая ментальность Средневековья, гипертрофированная религиозность, в частности. Пожалуй, никогда ранее и никогда позже религиозные мотивы не оказывали столь глубокого воздействия на хозяйственную практику, как в эту эпоху. Человеческая жизнь в большей мере рассматривалась как время, даруемое Богом для соискания людьми вечного блаженства на небесах. Корыстолюбие, чрезмерная активность в накоплении могли воспрепятствовать достижению этой цели, а отчисления в пользу Церкви – ей способствовать. Ожидание конца света-1000год. В разгар средневековья люди считали, что будет конец света.

8. Праздность. У крестьян 100-120 выходных дней.

9. Традиционность. Квинтэссенцией феодального общества можно считать его традиционность, в различных аспектах которой находили отражение все другие названные и неназванные его качества. Именно традиция, сила стихийно установившихся порядков, регулировала большую часть общественных отношений в условиях забвения античного права, практически всеобщей неграмотности и фрагментарности феодального законодательства. Традиция определяла круг потребностей отдельных слоёв общества, рутинный характер хозяйственной деятельности, сословно-корпоративное разделение труда. Она же характеризовала тип мышления, специфическую ментальность Средневековья.

Источник

Оцените статью
Разные способы