Анкетный опрос это способ какого наблюдения

Содержание
  1. Анкетирование — это
  2. Что такое анкетирование
  3. Плюсы и минусы
  4. Виды
  5. Раздаточное анкетирование
  6. Онлайн опросы
  7. Иные виды анкетирования
  8. Правила составления анкет
  9. Сфера применения
  10. Примеры методики анкетирования в платных условиях
  11. ОПРОС КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.
  13. Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.
  14. Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).
  15. Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.
  16. В данной работе мы рассмотрим метод опроса.
  17. 2. разноводности метода опроса
  18. Заключение

Анкетирование — это

Анкетирование — это инструмент получения первичной психологической (социально-психологической) статистической информации. Проводится анкетирование с целью выяснить общую картину в определенной тематике. Привлечение к участию в опросе групп людей, отобранных по определенному признаку, а также корректное составление опросника повышает его достоверность.

Что такое анкетирование

Анкетирование — это прикладной метод исследования. Он подразумевает получение ответов от респондентов на заданные вопросы открытого или закрытого типа.

Анкетирование оформляется как набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Вопросы, представленные в анкете, выясняют биографические данные, мнения, оценки, установки, ценностные ориентации и другие аспекты.

Анкетирование проводится анонимно. В анкете может указываться возраст, пол респондента, род его деятельности, семейный статус и другие сведения.

Целью анкетирования может быть:

  • получение информации теоретического характера;
  • изучение целевой аудитории;
  • получение сведений об уровне знаний изучаемой группы в определенном вопросе;
  • снижение уровня недопонимания, повышение уровня эффективности общения.

Анкетирование нередко применяется также и для налаживания положительно окрашенной связи с опрашиваемой группой. Люди, отвечающие на вопросы, воспринимают анкетирование как знак того, что их мнением интересуются. Это повышает лояльность исследуемой группы к тем, кто организаторам опроса.

Плюсы и минусы

Множество исследователей считает огромным преимуществом анкетирования перед другими методами сбора информации возможность за короткое время узнать мнение по заданным вопросам у большого количества людей. Исследование методом анкетирования позволяет:

  • быстро провести массовый мониторинг по интересующей проблеме;
  • в короткие сроки получить и обработать результаты;
  • использовать минимум труда и времени на подготовку, проведение и обработку полученных при анкетировании результатов;
  • сохранять беспристрастность по отношению к респонденту.

Есть плюсы касающиеся того, кто проводит анкетирование. Интервьюеру не обязательно проходить специальное обучение, к нему нет особых требований.

При таком большом количестве положительных моментов, все же есть и негативные стороны у анкетирования. Они связаны с тем, что этот метод не дает возможности получить абсолютно достоверные данные. Они зачастую скудные, не раскрывают других вопросов (кроме указанных в анкете) исследуемой тематики.

Виды

Существует несколько типов анкетирования. В зависимости от количества участников выделяют индивидуальное и групповое.

В первом случае интервьюер находится один на один с респондентом, когда тот дает ответы на заданные вопросы. Групповое анкетирование проводится при участии большой группы участников собранных в одном помещении.

В зависимости от полноты охвата анкетирование может быть полным (например, все ученики одного класса) или выборочным (только несколько учеников одного класса, выбранные по определенному критерию).

Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера и заочно (респондент получает бланк со списком вопросов, после заполнения возвращает интервьюеру). Именно из-за того, что зачастую применяется такой метод анкетирования, все вопросы должны быть поставлены максимально четко, а им должна предшествовать пояснительная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, предоставляется краткая инструкция по заполнению анкеты.

Раздаточное анкетирование

Этот вид анкетирования предполагает, что интервьюер вручает бланк с вопросами непосредственно в руки респонденту, тот заполняет поля для ответов и сразу возвращает бланк. Такое анкетирование считается наиболее достоверным — опрашиваемый попадает в условия, когда ему приходится отвечать быстро, максимально сосредоточенно. Почти всегда организаторы исследования получает все бланки с ответами назад.

Онлайн опросы

Онлайн-анкетирование — относительно новый метод исследования, ставший популярным, когда большинство людей получили доступ к глобальной сети. Исследование посредством интернета имеет особенность — на результаты опроса част влияет то, какие методы оформления анкеты применили организаторы — насколько удобна анкета при работе, быстро ли открывают новые вопросы.

Иные виды анкетирования

Ранее широко использовавшееся, сейчас применяется все реже анкетирование через почтовые сервисы. Этот вид исследования предполагает, что респонденты получают бланки для заполнения по почте, а после отправляют их по указанному адресу. Такой метод исследования не гарантирует полного возврата отправленных анкет, поэтому ценность опроса снижается. Для того, чтобы повысить процент возврата анкет, организаторы исследования часто дополняют анкету сопроводительным письмом с обращением к респонденту.

Еще один недостаток почтового анкетирования — искажение выборочной совокупности, которое тоже негативно влияет на достоверность исследования. Оно зачастую не дает возможности получить достоверные данные по интересующему вопросу. Причина тому — низкий возврат ответов — не более 5%.

Почтовое анкетирование дает максимальную результативность и достоверные данные в случае, если применяется для опроса экспертов в определенной отрасли.

Правила составления анкет

Составление анкеты начинается с того, что исследователь формулирует гипотезу, требующую проверки через получение ответов от респондентов. Он определяет, какая именно информация ему нужна, кто входит в группу респондентов. Составить анкету для разнородной группы сложно, поэтому зачастую используют очень узкую выборку. Например, для исследования социально-психологических факторов возникновения никотиновой зависимости у подростков привлекают учеников 10-11 классов.

Задача составителя — определить метод, который будет использован для работы с респондентами. На то, насколько полные и достоверные данные удастся получить, влияет содержание вопросов в анкете. Его организатор определяет, ориентируясь несколько факторов (табл.).

Содержание вопроса при составлении анкеты Обоснование целесообразности Пояснение
Есть ли необходимость в этом вопросе? вопрос должен способствовать получению данных, которые помогут принять решение как удастся использовать полученные в ответе данные
Достаточно ли вопроса, чтобы получить необходимые сведения? удается ли получить необходимую информацию в полном объеме полученные ответы должны максимально прояснить все интересующие интервьюера аспекты
Может ли респондент дать правильный ответ на вопрос?

-респондент может не знать ответа;

-респондент может знать ответ, но забыть его;

-респондент не способен сформулировать ответ

— “несведущие респонденты” есть в каждом исследовании, их количество колеблется на уровне 7-9%;

— снизить процент “забывчивости” у респондентов помогает телескопирование(подсказка);

— ответы таких респондентов при обработке анкет выделяются в отдельный кластер “не смогли дать ответ”

Даст ли респондент правильный ответ на вопрос? — при анкетировании, касающемся личной информации, необходимо пояснить, почему именно она нужна;

-вопросы деликтного содержания (о наличии зависимости, предпочтений) предлагаются в виде компенсирующих утверждений

-в виде альтернативных вариантов ответа;

-вопросы относительно престижа респондентов (уровня образования, доходов);

— вопросы, касающиеся влияния внешний событий

— личные вопросы размещают в конце анкеты

— компенсирующие утверждения позволяют переформулировать деликатные вопросы так, чтобы они выглядели общепринятыми;

— при использовании альтернативных вариантов ответа расширяют шкалу;

— окружающая обстановка может сказываться на ответах;

При формулировании вопросов (максимально четких и понятных для респондента) нужно добиться, чтобы обе стороны (организатор и анкетируемые) одинаково понимали их значение. Для этого составители используют такие приемы:

  • проверяют использованные в вопросах слова, фразы на однозначность;
  • составляют вопросы так, чтобы они были максимально простыми;
  • анализируют, не провоцируют ли вопросы дать какой-либо ответ;
  • определяют, четко ли обозначены альтернативные варианты и все ли возможные из них представлены;
  • проверяют, насколько точно сформулированы предложения.

Респонденты дают ответы, ориентируясь на форму поставленных вопросов. Они могут быть:

  • открытыми (респонденту предлагается написать собственный вариант ответа так, как он его понимает);
  • с возможностью выбрать один из нескольких предложенных вариантов ответа;
  • дихотомическими (варианты ответа представлены в виде “да”, “нет”, “не знаю”).

При составлении анкеты используются вопросы нескольких функциональных типов:

  • основные — они касаются четко определенных фактов, суждений, являются фильтром для отсеивания нецелевых респондентов;
  • контрольные — их размещают между основными для отслеживания недостоверных ответов, проверки искренности респондента;
  • буферные — их вставляют между разными смысловыми блоками, цель таких вопросов — переключить внимание респондента с одной темы на другую;
  • контактные — способствуют установлению доверительной атмосферы, доброжелательности и открытости;
  • вопросы-ловушки — аналог контрольных вопросов, проверяют искренность респондента в завуалированной форме.

В анкете соотношение альтернатив с положительной и негативной направленностью должно быть одинаковым.

Вопросы выстраиваются в определенной последовательности. При определении ее составитель анкеты учитывает, что первым должен идти вопрос интересный, объективный, на который легко дать ответ. Также принимается во внимание, что обращение к респонденту во вступительной части отражается на рейтинге опроса. Вопросы:

  • должны быть логически связанными между собой;
  • внутри каждой темы они должны “перетекать” от общих к частным;
  • трудные вопросы ставят в конце темы.

После составления текста анкеты проводится работа по проверке, внесению корректив. Обращается особое внимание на последовательность задаваемых вопросов, их сложность, наличие переходов, четкой инструкции в начальной части.

Выясняются организационные моменты, касающиеся предварительного тестирования анкеты:

  • кто будет проводить анкетирование — сам составитель (это идеальный вариант) или привлеченные лица;
  • какая группа респондентов будет участвовать в тестировании предварительного варианта анкеты;
  • количество респондентов, необходимое для качественной проверки анкеты (для апробации сложных анкет требуется большее количество респондентов).

При составлении анкеты необходимо соблюдать порядок расстановки вопросов:

  1. Их последовательность должна отвечать логике респондента, но не интервьюера. Вопросы должны пробуждать в человеке желание продолжить отвечать на последующие.
  2. Вопросы, касающиеся одной темы, необходимо группировать в отдельные блоки.
  3. Большую серию однотипных вопросов стоит разделять вопросами другой тематики так, чтобы они не оказывали влияния друг на друга (используется метод рассеивания или компоновка по типу воронки);
  4. Для подготовки респондента к ответу на основные вопросы применяются вводные вопросы, а при переходе между логическими блоками используют переходные вопросы.

В начальной и завершающей части анкеты предлагаются простые для респондента вопросы, в середине — наиболее сложные. Деликатные вопросы задают в завершающей части анкеты.

Сфера применения

Анкетирование используется в различных отраслях. Чаще всего им пользуются социологи, психологи для выявления общей картины по интересующему вопросу (например, осведомленности подростков относительно факторов, способствующих возникновению алкогольной или наркотической зависимости).

Анкетирование применяется во время маркетинговых исследований. Тогда производители или продавцы какого-либо продукта изучают заинтересованность потребителей в нем, а также определяют мнение уже пользовавшихся продуктом людей. Анкетирования позволяет понять, целевую аудиторию, ее запрос, востребованность продукта, особенности, которые привлекают и не нравятся.

В медицине анкетирование проводится с целью определения степени осведомленности определенной группы людей относительно факторов риска заболеваний, возможностей профилактики и лечения. Фармацевтические компании часто проводят анкетирование пациентов в маркетинговых целях.

Анкетирование, которое проводится в учреждениях социальной сферы, культуры помогает повышать качество предоставляемых услуг, внедрять новые, более удобные для потребителей формы работы.

Примеры методики анкетирования в платных условиях

Самый простой пример платного анкетирования — это исследования, которые ежегодно проводятся в разных регионах государственными органами статистики. Рандомно выбираются домохозяйства, которым предлагают в течение года участвовать в заполнении журнала-анкеты, в котором отражаются основные расходы. Хозяева каждый день вписывают в него траты (сгруппированные по тематическим блокам) на лечение и медикаменты, продукты питания, учебу, проезд, бытовые товары и т.д.

Ежеквартально участники анкетирования сдают представителю органа статистики заполненный за журнал, получают плату. Данные, полученные таким путем используют для составления потребительской корзины и подсчета ее стоимости.

Источник

ОПРОС КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Опрос — метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

В США созданы специальные институты, лаборатории и отделы, обучены десятки тысяч инструкторов для проведения самых различных опросов, начиная с зондажа общественного мнения и кончая исследованием личных вкусов различных слоев потребителей американской продукции.
На основании массовых опросов различных общественных слоев делаются попытки давать далеко идущие прогнозы как в области внутренней политики, так и в сфере потребления, торговли, мод и т. д. Литература по технике и процедурам опроса только в одних США насчитывает сегодня не менее трехсот наименований.
Говоря о методе опроса, имеют обычно в виду метод анкетирования, метод интервью и социометрический метод. Все эти методы прекрасно разработаны, и современный исследователь не испытывает особого труда при составлении вопросов для различного рода анкет или ведения бесед с испытуемыми.

Советские исследователи также широко используют методы опроса, однако при обращении к ним соблюдается известная осторожность и сдержанность, ибо все они хороши и эффективны не сами по себе, а лишь в гибком сочетании с другими, как упомянутыми нами, так и не упомянутыми методами. Например, интересные данные были получены при помощи метода анкет в сочетании с другими методами (интервью, наблюдения, естественного эксперимента) при изучении отношения к труду молодых рабочих, причин текучести рабочей силы, изучения бюджета времени трудящихся (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов).

Метод опроса был эффективно использован в работах по изучению жизненных планов, интересов и стремлений советской молодежи, по особенностям формирования общественного мнения (Б. А. Грушин, В. Т. Лисовский).

2. разноводности метода опроса

Опрос — самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

Цель интервью — извлечение необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные и специальным образом поставленные вопросы. Если при анкетировании носитель информации имеет возможность, обдумав и изучив вопросы, дать на них письменный ответ (и часто делает это в отсутствие экспериментатора), то интервью представляет собой акт непосредственного общения индивидов (интервьюера — опрашивающего и респондента — отвечающего), и характер, полнота, глубина полученных сведений здесь во многом зависят не только от умело и четко поставленных вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются в процессе беседы.

Сформулировав исходную гипотезу, исследователь определяет факторы, которые собирается изучить, и обдумывает систему вопросов, исходя не только из задач и целей исследования, но и предварительных сведений о респонденте (уровень образования, возраст). После того как респондент начинает говорить, интервьюер не должен прерывать его, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам. Лишь после ответа опрашивающий переходит к обсуждению данного вопроса с собеседником, уточнению деталей, конкретизации отдельных замечаний, высказываний и т. д. Отвечающий должен чувствовать, что его понимают, испытывать к собеседнику расположение. Это во многом зависит от того, как держится интервьюер.
В зависимости от целей исследования различают глубинное интервью (выяснение какого-то одного вопроса при сохранении свободы в способе ведения беседы и свободы в форме ответов), свободное (вопросы заранее не конкретизируют и не уточняют, а лишь указывают на определенную тему, направление беседы), косвенное (подлинный смысл вопроса отличается от его внешней формы. Например, прямой вопрос: «Часто ли Вы смотрите телепередачи?», косвенный: «Можете ли Вы перечислить понравившиеся Вам телепередачи за последние два-три месяца?»), экстенсивное (многократные беседы с большим числом лиц, позволяющие подвергнуть ответы статистической обработке).

Существующие часто представления о легкости техники анкетирования и способах обработки анкет кажущиеся. Прежде всего различают анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Первые разрешают свободную форму ответа, вторые — одну из предложенных экспериментатором: «Да», «Нет», «Не знаю». Для каждой формы анкет существует соответствующая процедура обработки. Если цель анкетирования — высказать отношение к чему-либо или оценить что-то, целесообразно разработать анкеты с вопросами открытого типа, которые позволяют испытуемому изложить свое мнение в относительно развернутом виде. Например, желая выяснить причину малой престижности некоторых профессий в глазах школьников, экспериментатору не стоит ставить их в жесткие рамки стандартных безоттеночных ответов. Например, на вопрос: «Нравится ли тебе данная профессия?» — в анкете с вопросами закрытого типа могут предполагаться ответы: «Да», «Нет», «Не задумывался», а в анкете с вопросами открытого типа этот же вопрос может звучать так: «В чем ты видишь привлекательность (непривлекательность) данной профессии?»
Необходимо учитывать существование различий между анкетой и опросником. Если анкета чаще всего преследует цель выяснить отношение респондента к какой-то одной проблеме, то опросник предполагает выяснение системы отношений респондента к каким-то явлениям или какой-то проблеме.

Анкета — чаще всего инструмент макросоциального исследования, опросник — микросоциального. Это различие сказывается и в количестве предлагаемых для ответа вопросов. Если анкета включает в себя от 3 до 15 вопросов, то опросники предлагают испытуемым несколько десятков вопросов.
Одним из видов анкетирования! является метод полярных профилей, который успешно был применен Г. Гибшем, М. Форвергом (ГДР) и П. Тофштеттером (ФРГ) и в настоящее время широко используется во многих исследованиях. В отличие от обычной анкеты, которая может предполагать один из двух ответов («Да», «Нет») или в крайнем случае нескольких («Да», «Нет», «Не знаю»), в отношении вполне определенных качеств или объектов, шкала полярных профилей позволяет, например, выявить мнение испытуемоего не только о наличии или отсутствии у него или других людей каких-то конкретных качеств или характеристик, но и о степени их выраженности.

Метод полярных профилей делает анкету более информативной и позволяет глубже вникнуть в сущность изучаемых явлений. Используя указанный метод, экспериментатор обычно уже располагает стандартизированным набором (с учетом возраста испытуемых и целей исследования) качеств личности, выраженность которых может быть оценена по 4-балльной шкале для каждого профиля (0, 1, 2, 3). Если испытуемый считает, что данное качество присуще характеризуемому им члену группы в высшей степени, то он дает ему максимальную оценку в 3 балла. Антипод этого качества («щедрый» — «скупой») оценивается согласно предполагаемой степени выраженности отрицательным баллом. Полученный профиль подвергается обычной процедуре статистической обработки, и на этой основе делается вывод о том, насколько качества оцениваемого индивида совпадают с существующими в данной среде эталонными представлениями.

Большое распространение, и в частности в педагогике, получил в настоящее время метод обобщения независимых характеристик, разработанный К. К. Платоновым. Суть его сводится к сбору и анализу мнений опрашиваемых о личности человека, с которым они сталкиваются в различных сферах совместной деятельности. Например, желая глубже изучить особенности личности учащегося, педагог может использовать мнения о нем не только учителей-предметников, но и товарищей, пионерского и комсомольского актива, родителей, тренера, вожатой и т. д. Проанализировав и обобщив собранные характеристики, педагог получает исходные данные для монографического (углубленного, всестороннего) изучения личности ученика.
Несмотря на то, что каждая из характеристик содержит в себе субъективные оценки, в итоге имеется возможность при соответствующей обработке и анализе создать объективный образ личности. В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться определенным баллом по выбранной шкале, например так, как это делается и при оценке черт личности по методу полярных профилей. По сути дела метод обобщения независимых характеристик является разновидностью одного из методов эмпирической социологии, получившего название «метод компетентных судей». В зарубежной социальной психологии разновидность этого метода известна также и под названием «рейтинг».

Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д. Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента. Однако если еще совсем недавно социометрия считалась одним из наиболее перспективных направлений в социальной психологии, то сегодня уже отчетливо стали видны как сильные, так и слабые стороны социометрического подхода к изучению феноменов группового развития.

Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод, как отмечает один из первых его интерпретаторов Е. С. Кузьмин, позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д. Чуть ли не каждое социально-психологическое исследование, проводимое в школьном коллективе, начинается обычно с социометрической процедуры, так как с ее помощью можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе.

Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям.
Будучи весьма удобен как «экспресс-прием», социометрический метод тем не менее оказывается бессильным заглянуть за фасад «выборов» и «предпочтений», он не в состоянии ответить на очень важный вопрос, за что или почему А. выбирает или оказывает предпочтение Б.; социометрический прием не поможет отличить сложившийся коллектив от диффузной (случайной, несплоченной) группы.

Вот почему только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода. В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки.

Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

Заключение

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опросы могут быть: письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка); очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.); экспертные и массовые; выборочные и сплошные; первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника: корреспондент – исследователь; респондент — опрашиваемый.

Источник

Читайте также:  Как называется способ передвижения медузы ушастой
Оцените статью
Разные способы