Меню

Анкетирование как способ социологических опросов

Анкетирование как метод исследования

В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

Что такое анкетирование

Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

Что дает такой способ исследования

Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

  • возможность проведения действительно массовых исследований;
  • оперативность в получении результатов;
  • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
  • беспристрастность к личности опрашиваемого;
  • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
  • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.

Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Разновидности

По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

По полноте охвата анкетирование может быть:

Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

Формы анкетирования

По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

К заочным типам анкетирования относятся:

  • компьютерное;
  • телефонное;
  • почтовое;
  • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

Как составлять анкету, план

Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

Простые правила составления анкеты:

  1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
  2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
  3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

Типы вопросов в анкете

По содержанию вопросы в анкете бывают:

  • о событиях;
  • об оценках этих событий.

По функциям вопросы делятся на:

  1. Основные, ради которых и проводится исследование.
  2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
  3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
  4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
  5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

  1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
  2. Вопросы с выбором ответа.
  3. Дихотомические (да, нет).
  4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
  5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
  6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

По форме вопросы могут быть:

Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

Читайте также:  Железа 3 гидроксид сахарозный комплекс способ применения

Какие вопросы нельзя использовать

Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

  1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
  2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
  3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

Примеры методики анкетирования в современных условиях

Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.

Источник

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анкетный опрос – это метод сбора первичной социологической информации.

Метод анкетного опроса весьма распространен в социологической практике потому, что вербальная информация, которая получается с его помощью, легче поддается количественной обработке, чем невербальная информация.

Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Классификация социологических опросов

Современная прикладная социология классифицирует все опросы по различным основаниям. Согласно критерию взаимосвязи социолога и респондента опросы могут быть:

  • анкетными;
  • очными (в форме интервью).

По степени формализации опросы могут быть:

  • стандартизированными (проводятся по заранее подготовленному плану);
  • свободными (проводимыми без плана).

По частоте проведения опросы могут быть:

Вид опроса подбирается в соответствии с целью исследования

Сущность анкетного опроса

Анкетный опрос применяют для выявления различных социологических закономерностей. К его достоинствам относят:

  • универсальность или возможность получать информацию в любых отраслях жизнедеятельности и по любому поводу;
  • возможность изучения внутреннего мира человека, как части социума;
  • высокая степень репрезентативности полученных данных;
  • быстрое получение результатов исследования (по сравнению с другими методами, в частности наблюдением).

Анкетный опрос будет более плодотворным, если социолог учтет личностные особенности и социально-психологические характеристики респондентов. Характеристики пола, возраста, профессии, мировоззрения респондента во многом могут определить типичные ответы на вопросы, которые поставлены в анкете.

Готовые работы на аналогичную тему

Правильно сформулированная и сформированная анкета позволяет заключать обоснованные выводы о ценностях социальных групп, выявлять закономерности и сущностные связи между социологическими объектами. Такие анкеты будут часто использоваться в разнообразных социологических исследованиях и дадут возможность в полной мере получать информацию в соответствии с поставленной целью исследования.

Групповое и индивидуальное анкетирование

Что касается группового анкетного опроса, то он выполняется в несколько этапов. Анкеты раздаются для заполнения в специализированной аудитории. При этом, исследователю необходимо обеспечить стопроцентный возврат анкет, а также проследить, чтобы респонденты могли своевременно получить необходимую информацию по заполнению анкет и помощь в трактовке вопросов, если таковая им необходима.

Индивидуальное анкетирование – это метод анкетирования, при котором опрашивается один респондент.

Индивидуальное анкетирование предполагает раздачу анкет каждому респонденту по месту его проживания, работы или учебы. Это несколько более затратно, чем групповое анкетирование, но предполагает более высокую точность результатов исследования.

Индивидуальное анкетирование предполагает определенную процедуру проведения:

  • создание оптимальных условий для проведения опроса;
  • точное и емкое пояснение техники заполнения анкеты;
  • исключение внешних негативных факторов (присутствия посторонних лиц, плохое освещение и другие причины).

Одним из основных условий, которые влияют на получение достоверной социологической информации является наличие качественно составленного вопросника. Вопросник представляет собой документ, в котором составлены и сгруппированы вопросы по теме, а также присутствует место для записи ответов на них.

Вопросник не обязательно должен быть подписан, но в нем могут быть графы для указания возраста и пола респондента.

Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании

Подготовка анкеты начинается с изучения проблемы, объекта, предметы исследования. Обычно в этом документе соблюдается единство вводной, основной и демографической частей. Характерной чертой современных анкет является наличие различных блоков вопросов, которые позволяют однозначно понять ключевой вопрос и детально разработать поставленную проблему.

Экспертный опрос

Особенным видом анкетного опроса является экспертный опрос. К нему социологи прибегают, если необходимо проверить полученную информацию, профессионально ее оценить, детализировать предметы и явления, сопоставить взгляды на ту или иную проблему.

Главной проблемой экспертного опроса становится подбор экспертов, которые смогли бы в полной мере оценить правильность составления анкеты.

Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

Читайте также:  Реакция нейтрализации вирусов механизм способы постановки область применение

При проведении анкетирования необходимо тщательно подготовить вопросы для анкеты, проверить их взаимосвязь и логическую обоснованность. В идеале практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях по отношению к друг другу. Это повышает информационную емкость анкеты и упрощает ее последующую обработку. Бинарные оппозиции необходимо проверять еще на этапе подготовки анкеты.

Проведение анкетного опроса также должно быть практически обосновано. Необходимо не просто раздать анкетные листы, но и продумать время ответов на них, возможную длительность работы над одним вопросом, количество респондентов в аудитории и прочие моменты, которые могут повлиять на качество проводимого исследования.

Анкетирование не теряет своей актуальности, поскольку позволяет в короткие сроки исследовать большое количество социальных проблем, которые напрямую влияют на состояние социального пространства и возможность его дальнейшего существования.

Источник

Метод анкетирования в социологическом исследовании.

Анкетный опрос (анкетирование) как способ общения исследователя с респондентом. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, Т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование — процедура заполнения анкеты респондентом. Для повышения качества информации следует соблюдать ряд требований, касающихся организации анкетных опросов (выбор объекта, учет ситуации и виды опроса) и правил поведения анкетера на объекте при проведении анкетных опросов. Особенности поведения анкетера: анкетер не должен допускать дискуссий по теме, навязывать свою точку зрения по проблеме, а также комментировать ответы на вопросы анкеты. Запрещать заставлять принимать участие в исследовании, торопить респондентов с ответами.
Его возможности и ограничения.
Возможности:
— эффективный способ получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях);
— массовость, репрезентативность, возможность использования при проведении оперативных социологических исследований;
— респондент свободен в выборе вариантов ответов, в выражении своего мнения;
— влияние исследователя сведено к минимуму;
— обеспечение полной анонимности, конфиденциальности информации, полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом.
Ограничения зависят от формы анкетного опроса:
— Главное: не гибкий метод, невозможность уточнить конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса
— при некоторых видах (почтовое, прессовое анкетирование) — низкий возврат анкет;
— ограничение информации о качественных характеристиках изучаемого процесса или явления.
Условия и критерии применения. Анкетирование целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Типология анкетирования
По конструкции задаваемых вопросов: открытое, закрытое, полузакрытое
По численности опрошенных: индивидуальное, групповое
По способу доставки анкет: раздаточное (курьерское), почтовое, прессовое, телетайпное, факсимильное, онлайновое
По месту проведения анкетирования: по месту жительства респондента, по месту работы, в целевой аудитории
По степени участия анкетера: прямой, заочный
По темам опросов: событийные анкеты, анкеты для выяснения ценностных ориентаций, статистические анкеты.
Социологическая анкета как опросный документ. Анкета — социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанную между собой, а также с задачами и целями исследования.
Логико-концептуальная схема анкеты.
Анкета должна состоять из трех частей:
1. Вводная часть.
Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:
1. Обращение.
2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
3. Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.
4. Значимость роли респондента для решения этих задач.
5. Гарантию анонимности
6. Указание о технике заполнения анкеты.
7. Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.
Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.
2. Основная часть.
Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название «Правило воронки». Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты.
После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.
На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
3. Паспортичка.
В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.
Основные требования к композиции анкеты (то, что забывается):
— Вопрос-фильтр должен иметь указатель перехода для разных групп респондентов. Например: «На следующий вопрос отвечают только пенсионеры».
— Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов.
— Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.).
Проверка графического оформления анкеты:
— Шрифт текста не должен быть «слепым», то есть трудно читаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие, не ответят на анкету).
— Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя текст вопроса более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов — курсивом, то есть наклонным шрифтом или просто более мелким.
— Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
— Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.
— Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти вопросы.
— На ответы влияет и длина вариантов, поэтому их необходимо графически уравновесить, про ставить ряд точек.
— Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотажное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.
Помните, что качественно разработанная анкета — необходимое условие успешного проведения социологического исследования.
Динамика развития опроса — продолжительность варьируется в зависимости от цели и содержания исследования от 10-15 минут до 1,5-2 часов: в первой половине опроса — плавный подъем, примерно 15% времени уделено отдыху, затем около четверти времени уделено напряженной работе, респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов и резкое снижение трудностей в завершающейся фазе.
Особенности проведения анкетных опросов.
Проблема анонимности при анкетных опросах. Гарантия анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
Необходимые условия организации и проведения анкетирования, повышения качества получаемой информации. Условия организация и про ведения анкетирования зависят от анкетера. Именно анкетер обеспечивает оптимальные условия для проведения и наиболее добросовестного, искреннего заполнения анкет. На качество информации, полученной методом анкетирования, влияют следующие факторы:
— Факторы, связанные с личность респондента (уровень, образования, культура, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме, к человеку, или организации, проводящих опрос);
— Факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении анкеты и заканчивая мастерством работы анкетера);
— На результаты опроса оказывают влияние присутствие посторонних лиц, неудачно выбранное место и время, несоблюдение принципов анонимности.
Виды вопросов:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы — «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы — «фильтры;
5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
6. вопросы — «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да-нет»);
9. вопросы — «меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10. вопросы — «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
13. закрытые вопросы;
14. открытые вопросы;
15. полузакрытые.

Читайте также:  Виды рукавов способы обработки низа рукава

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Метод анкетирования в социологическом исследовании.

Метод анкетирования в социологическом исследовании.

Источник