- Анкетный опрос как метод сбора социальной информации
- Классификация социологических опросов
- Сущность анкетного опроса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Групповое и индивидуальное анкетирование
- Экспертный опрос
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.
- Анкетирование как метод сбора информации
Анкетный опрос как метод сбора социальной информации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Анкетный опрос – это метод сбора первичной социологической информации.
Метод анкетного опроса весьма распространен в социологической практике потому, что вербальная информация, которая получается с его помощью, легче поддается количественной обработке, чем невербальная информация.
Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Классификация социологических опросов
Современная прикладная социология классифицирует все опросы по различным основаниям. Согласно критерию взаимосвязи социолога и респондента опросы могут быть:
- анкетными;
- очными (в форме интервью).
По степени формализации опросы могут быть:
- стандартизированными (проводятся по заранее подготовленному плану);
- свободными (проводимыми без плана).
По частоте проведения опросы могут быть:
Вид опроса подбирается в соответствии с целью исследования
Сущность анкетного опроса
Анкетный опрос применяют для выявления различных социологических закономерностей. К его достоинствам относят:
- универсальность или возможность получать информацию в любых отраслях жизнедеятельности и по любому поводу;
- возможность изучения внутреннего мира человека, как части социума;
- высокая степень репрезентативности полученных данных;
- быстрое получение результатов исследования (по сравнению с другими методами, в частности наблюдением).
Анкетный опрос будет более плодотворным, если социолог учтет личностные особенности и социально-психологические характеристики респондентов. Характеристики пола, возраста, профессии, мировоззрения респондента во многом могут определить типичные ответы на вопросы, которые поставлены в анкете.
Готовые работы на аналогичную тему
Правильно сформулированная и сформированная анкета позволяет заключать обоснованные выводы о ценностях социальных групп, выявлять закономерности и сущностные связи между социологическими объектами. Такие анкеты будут часто использоваться в разнообразных социологических исследованиях и дадут возможность в полной мере получать информацию в соответствии с поставленной целью исследования.
Групповое и индивидуальное анкетирование
Что касается группового анкетного опроса, то он выполняется в несколько этапов. Анкеты раздаются для заполнения в специализированной аудитории. При этом, исследователю необходимо обеспечить стопроцентный возврат анкет, а также проследить, чтобы респонденты могли своевременно получить необходимую информацию по заполнению анкет и помощь в трактовке вопросов, если таковая им необходима.
Индивидуальное анкетирование – это метод анкетирования, при котором опрашивается один респондент.
Индивидуальное анкетирование предполагает раздачу анкет каждому респонденту по месту его проживания, работы или учебы. Это несколько более затратно, чем групповое анкетирование, но предполагает более высокую точность результатов исследования.
Индивидуальное анкетирование предполагает определенную процедуру проведения:
- создание оптимальных условий для проведения опроса;
- точное и емкое пояснение техники заполнения анкеты;
- исключение внешних негативных факторов (присутствия посторонних лиц, плохое освещение и другие причины).
Одним из основных условий, которые влияют на получение достоверной социологической информации является наличие качественно составленного вопросника. Вопросник представляет собой документ, в котором составлены и сгруппированы вопросы по теме, а также присутствует место для записи ответов на них.
Вопросник не обязательно должен быть подписан, но в нем могут быть графы для указания возраста и пола респондента.
Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании
Подготовка анкеты начинается с изучения проблемы, объекта, предметы исследования. Обычно в этом документе соблюдается единство вводной, основной и демографической частей. Характерной чертой современных анкет является наличие различных блоков вопросов, которые позволяют однозначно понять ключевой вопрос и детально разработать поставленную проблему.
Экспертный опрос
Особенным видом анкетного опроса является экспертный опрос. К нему социологи прибегают, если необходимо проверить полученную информацию, профессионально ее оценить, детализировать предметы и явления, сопоставить взгляды на ту или иную проблему.
Главной проблемой экспертного опроса становится подбор экспертов, которые смогли бы в полной мере оценить правильность составления анкеты.
Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
При проведении анкетирования необходимо тщательно подготовить вопросы для анкеты, проверить их взаимосвязь и логическую обоснованность. В идеале практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях по отношению к друг другу. Это повышает информационную емкость анкеты и упрощает ее последующую обработку. Бинарные оппозиции необходимо проверять еще на этапе подготовки анкеты.
Проведение анкетного опроса также должно быть практически обосновано. Необходимо не просто раздать анкетные листы, но и продумать время ответов на них, возможную длительность работы над одним вопросом, количество респондентов в аудитории и прочие моменты, которые могут повлиять на качество проводимого исследования.
Анкетирование не теряет своей актуальности, поскольку позволяет в короткие сроки исследовать большое количество социальных проблем, которые напрямую влияют на состояние социального пространства и возможность его дальнейшего существования.
Источник
Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.
В социологии выделяют 3 вида (метода) анкетирования:
· Раздаточное анкетирование – самый эффективный из всех видов анкетирования, так как происходит стопроцентный возврат анкет
· Почтовое анкетирование. Здесь анкеты распространяются по почте и, при наличии конверта с обратным адресом, к социологу возвращается от 40% до 60% анкет (без конверта от 7% до 11%).
· Прессовое анкетирование. Здесь анкета печатается в газете либо журнале. Самый неэффективный метод (вид) анкетирования, так как возвращается от 1% до 3% анкет.
Анкета – инструментарий исследования, в котором находится совокупность вопросов по проблеме исследования (соответствуют целям и задачам исследования). Анкета состоит из 4 частей:
1) Вводная часть (обращение к респонденту). Называется тема (проблема) исследования, называется организация, которая проводит анкетирование, указывается принцип анонимности. Даётся инструкция по заполнению анкеты. Выражается благодарность за участие респондентов в анкетировании.
2) Основная часть. Находится от 20 до 40 вопросов по проблеме исследования (при аналитическом исследовании в основной части анкеты может быть до 80 вопросов). Все вопросы основной части располагаются в соответствии с целями и задачами исследования.
3) Заключительная часть (паспортичка, блок социально-демографических вопросов). Содержит вопросы о личности респондента. Сюда обязательно входят следующие вопросы:
— ваш пол (мужской, женский)
— ваш возраст (разбивается на промежутки 3-5 лет)
— ваш социальный статус (учащийся/студент, предприниматель/бизнесмен/фермер, работник государственной сферы, наёмный работник негосударственной сферы, военнослужащий, пенсионер, безработный, домохозяин)
— ваше образование (базовое, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее/высшее)
— место жительства (городская местность, сельская местность)
4) Путь возврата анкеты. Даётся адрес, по которому анкету возвращают социологу (при почтовом и прессовом анкетировании)
1) Открытые вопросы – в них не даётся вариантов ответа и сам респондент отвечает на вопрос так, как считает нужным.
2) Зарытые вопросы – здесь даются варианты ответа, и респондент может выбрать один или несколько вариантов ответа. Делятся на два вида:
А) альтернативные вопросы – два варианта ответа (да, нет)
Б) вопросы-меню – содержат от 5 до 20 вариантов ответа
3) Полузакрытые вопросы – здесь даётся несколько вариантов ответа, последним из которых идёт вариант «иное» или «свой вариант ответа»
4) Вопросы-фильтры – они отсеивают тех респондентов, которые не знакомы с проблемой исследования и не могут дать социологу необходимую информацию
5) Контрольные вопросы – они контролируют искренность ответов респондентов (всегда взаимосвязаны с основными вопросами темы)
6) Основные вопросы – они наиболее полно освещают проблему исследования и соответствуют задачам исследования (конкретизируют и уточняют их)
7) Вопросы об отношении к чему-либо – они выясняют, как относится респондент к той или иной проблеме и какие пути решения данной проблемы он видит
8) Вопросы о фактах – выясняют, как относится респондент к тем или иным фактам социального и иного характера, которые характеризуют проблему
9) Вопросы о мотивах – уточняют мотивацию поступков респондентов, их ценности и интересы
10) Вопросы о социальных явлениях – уточняют, какого рода социальные явления влияют (позитивно/негативно) на проблему и выясняют поступки (действия) респондентов в отношении данных социальных явлений.
1) Социологическая анкета обязательно должна содержать 3 части – вводную, основную и заключительную (4 часть анкеты даётся при почтовом и прессовом анкетировании)
2) Структуру частей анкеты нарушать нельзя
3) Вопросы в анкете должны быть обязательно пронумерованы
4) В целом анкета должна содержать 25-40 вопросов по проблеме исследования
5) Нельзя переносить при оформлении анкеты с листа на лист вводную и заключительную части. Основную часть переносить можно
6) Нельзя отделять варианты ответов на вопрос от формулировки самого вопроса (переносить с листа на лист)
7) Вопросы анкеты должны быть краткие по объёму и конкретные по смыслу
8) Вопросы не должны содержать смысловой двойственности (2 вопроса в одном вопросе формулировать нельзя)
9) Вопросы должны быть понятными для всех социальных групп респондентов
10) Вопросы не должны затрагивать индивидуально-скрытые характеристики личности и должны быть корректные
11) Вопросы анкеты не должны содержать специфической терминологии понятной какому-либо определённому кругу респондентов
12) Вопросы в анкете должны располагаться блочно в зависимости от задач исследования (в отношении каждой из задач исследования разрабатывается несколько вопросов анкеты)
13) Варианты ответов на вопрос должны соответствовать смысловой формулировке данного вопроса
+ за короткий промежуток времени можно охватить большое количество респондентов
+ сравнительно дешёвый метод сбора информации
+ нет психологического барьера между социологом и респондентом
+ можно опросить респондентов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога (почтовый и прессовый опрос)
— большой объём информации для анализа и обработки
— если респонденту неясен вопрос анкеты, рядом нет социолога, который оказал бы ему помощь
Источник
Анкетирование как метод сбора информации
В социологии метод анкетирования является одним из самых эффективных методов. Посредством анкетного опроса можно масштабно охватить проблему и собрать по данной проблеме существенную информацию. В социологии выделяют 3 вида (метода) анкетирования:
· Раздаточное анкетирование – самый эффективный из всех видов анкетирования, так как происходит стопроцентный возврат анкет
· Почтовое анкетирование. Здесь анкеты распространяются по почте и, при наличии конверта с обратным адресом, к социологу возвращается от 40% до 60% анкет (без конверта от 7% до 11%).
· Прессовое анкетирование. Здесь анкета печатается в газете либо журнале. Самый неэффективный метод (вид) анкетирования, так как возвращается от 1% до 3% анкет.
Анкета – инструментарий исследования, в котором находится совокупность вопросов по проблеме исследования (соответствуют целям и задачам исследования). Анкета состоит из 4 частей:
1) Вводная часть (обращение к респонденту). Называется тема (проблема) исследования, называется организация, которая проводит анкетирование, указывается принцип анонимности. Даётся инструкция по заполнению анкеты. Выражается благодарность за участие респондентов в анкетировании.
2) Основная часть. Находится от 20 до 40 вопросов по проблеме исследования (при аналитическом исследовании в основной части анкеты может быть до 80 вопросов). Все вопросы основной части располагаются в соответствии с целями и задачами исследования.
3) Заключительная часть (паспортичка, блок социально-демографических вопросов). Содержит вопросы о личности респондента. Сюда обязательно входят следующие вопросы:
— ваш пол (мужской, женский)
— ваш возраст (разбивается на промежутки 3-5 лет)
— ваш социальный статус (учащийся/студент, предприниматель/бизнесмен/фермер, работник государственной сферы, наёмный работник негосударственной сферы, военнослужащий, пенсионер, безработный, домохозяин)
— ваше образование (базовое, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее/высшее)
— место жительства (городская местность, сельская местность)
4) Путь возврата анкеты. Даётся адрес, по которому анкету возвращают социологу (при почтовом и прессовом анкетировании)
1) Открытые вопросы – в них не даётся вариантов ответа и сам респондент отвечает на вопрос так, как считает нужным.
2) Зарытые вопросы – здесь даются варианты ответа, и респондент может выбрать один или несколько вариантов ответа. Делятся на два вида:
А) альтернативные вопросы – два варианта ответа (да, нет)
Б) вопросы-меню – содержат от 5 до 20 вариантов ответа
3) Полузакрытые вопросы – здесь даётся несколько вариантов ответа, последним из которых идёт вариант «иное» или «свой вариант ответа»
4) Вопросы-фильтры – они отсеивают тех респондентов, которые не знакомы с проблемой исследования и не могут дать социологу необходимую информацию
5) Контрольные вопросы – они контролируют искренность ответов респондентов (всегда взаимосвязаны с основными вопросами темы)
6) Основные вопросы – они наиболее полно освещают проблему исследования и соответствуют задачам исследования (конкретизируют и уточняют их)
7) Вопросы об отношении к чему-либо – они выясняют, как относится респондент к той или иной проблеме и какие пути решения данной проблемы он видит
8) Вопросы о фактах – выясняют, как относится респондент к тем или иным фактам социального и иного характера, которые характеризуют проблему
9) Вопросы о мотивах – уточняют мотивацию поступков респондентов, их ценности и интересы
10) Вопросы о социальных явлениях – уточняют, какого рода социальные явления влияют (позитивно/негативно) на проблему и выясняют поступки (действия) респондентов в отношении данных социальных явлений.
1) Социологическая анкета обязательно должна содержать 3 части – вводную, основную и заключительную (4 часть анкеты даётся при почтовом и прессовом анкетировании)
2) Структуру частей анкеты нарушать нельзя
3) Вопросы в анкете должны быть обязательно пронумерованы
4) В целом анкета должна содержать 25-40 вопросов по проблеме исследования
5) Нельзя переносить при оформлении анкеты с листа на лист вводную и заключительную части. Основную часть переносить можно
6) Нельзя отделять варианты ответов на вопрос от формулировки самого вопроса (переносить с листа на лист)
7) Вопросы анкеты должны быть краткие по объёму и конкретные по смыслу
8) Вопросы не должны содержать смысловой двойственности (2 вопроса в одном вопросе формулировать нельзя)
9) Вопросы должны быть понятными для всех социальных групп респондентов
10) Вопросы не должны затрагивать индивидуально-скрытые характеристики личности и должны быть корректные
11) Вопросы анкеты не должны содержать специфической терминологии понятной какому-либо определённому кругу респондентов
12) Вопросы в анкете должны располагаться блочно в зависимости от задач исследования (в отношении каждой из задач исследования разрабатывается несколько вопросов анкеты)
13) Варианты ответов на вопрос должны соответствовать смысловой формулировке данного вопроса
Достоинства:
+ за короткий промежуток времени можно охватить большое количество респондентов
+ сравнительно дешёвый метод сбора информации
+ нет психологического барьера между социологом и респондентом
+ можно опросить респондентов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога (почтовый и прессовый опрос)
Недостатки:
— большой объём информации для анализа и обработки
— если респонденту неясен вопрос анкеты, рядом нет социолога, который оказал бы ему помощь
Источник