- Результаты анкетирования подростков по теме «Кибербуллинг в жизни подростков»
- Опросник » Кибербуллинг в социальных сетях»
- Анкета способы совладания с кибербуллингом
- Выводы
- Анкетирование
- Анкета способы совладания с кибербуллингом
- Как понять, что вы столкнулись с кибербуллингом
- Кибербуллинг подростков: законы и статистика
- Как защитить детей от кибербуллинга
- Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент
- Учите ребёнка эффективной коммуникации
- Запишите телефоны горячих линий
- Резюме
Результаты анкетирования подростков по теме «Кибербуллинг в жизни подростков»
Кибербуллинг в жизни школьника. Анкетирование подростков
В современном мире все больше распространяется общение людей в социальных сетях, все больше подростков «выясняют» отношения в чатах …. и не всегда культурно и адекватно.
С целью изучения распространения кибербуллинга и выяснения причин травли в соцсетях среди подростков в ноябре 2020 года в МОУ «УВК № 16 г.Донецка» было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие школьники с 5 по 11 класс в общем количестве 253 человека.
Из числа опрошенных 97% зарегистрированы в социальных сетях. Всего 6 человек ответили отрицательно на этот вопрос (это дети 5-6 классов) и 1 один подросток с 8 класса. 60% сталкивались с таким явлением, как кибербуллинг и 58% получали угрозы в интернете.
Поскольку анкетирование проводилось анонимно, 39% опрошенных ребят признались, что и сами выступали в качестве агрессоров, оскорбляли других.
По мнению подростков, причины, которые способствуют подобному такому поведению людей в соцсетях следующие:
Самый большой процентов ребят предположили, что это ради забавы…43%.
23 %, считают, что причиной может быть месть — а также то, что такой способ является безопасным. Можно выразить свои чувства и выяснить отношения, чтобы об этом не знали взрослые — тоже 23 %. По мнению подростков, если действие остаётся скрытым от глаз взрослых, если его можно совершать безнаказанно, значит можно ничего не бояться.
9% школьников отметили, что ребята, которые не могут оказывать сопротивление, достойны того, чтобы над ними издевались и травили.
И 29% ответили, что есть другая причина – например это самоутверждение, желание поднять самооценку и, таким поступком доказать свою правоту.
что же делать в таких ситуациях по мнению подростков и какие возможные варианты они предлагают, в случае, если кто-то столкнется с проявлениями кибербуллинга.
48% советуют игнорировать агрессора,
33% — заблокировать или отправить в «черный список», ограничить общение, закрыть профиль, или есть активные предложения/«варианты» — пожаловаться на страницу, сообщить администраторам группы, сообщить/написать взрослым, в полицию, родителям, мирно поговорить при личной встрече, если знакомы…
9% предлагают оскорбить в ответ,
Однако также есть и пассивные способы – выйти из чата, удалить из друзей, удалить профиль/страницу, терпеть, не провоцировать или вообще пожалеть агрессора.
не знают, как реагировать в такой ситуации ответили 18% 5,6 -классников.
Это и понятно. Иной раз взрослый не знает, как разговаривать с хамом, агрессором, а тут подросток… у которого нет еще такого запаса моделей поведения, правильного адекватного выхода из ситуаций. Очень важно научить противостоять кибербуллингу.
В первую очередь, прямо после просмотра этого ролика нужно поговорить с сыном или дочерью о том, что они всегда могут обратиться к вам за помощью. Ребёнок должен это чётко знать и быть уверен в том, что он может рассчитывать на родителей даже в самой страшной и неприятной ситуации.
Важно познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения в сети. Он не должен раскрывать конфиденциальную информацию и выставлять её на всеобщее обозрение.
Такая информация включает в себя имя, фамилию ребёнка и его родителей, номер телефона, домашний адрес и другую информацию личного характера.
Единичные негативные отзывы и комментарии оптимально игнорировать – не получив эмоциональной реакции буллер не станет продолжать такое общение.
Если комментарии повторятся – стоит з аблокировать агрессоров, обратиться за помощью к администрации канала или сайта.
При фактах угроз, преследований, шантажа необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скриншот.
Научите ребёнка не быть безразличным, если он узнает, что кто-то из его друзей, одноклассников или знакомых стал жертвой преследования, то об этом нужно сообщить взрослым.
Кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются уголовно наказуемым, сообщите о том, что ребёнок подвергается травле или насилию в правоохранительные органы.
К сведению, за клевету предусмотрена у головная ответственность ст. 132 Уголовного Кодекса Донецкой Народной Республики, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Под распространением заведомо ложных сведений, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в СМИ, распространение в сети Интернет и тому подобное или сообщение в той или иной, в том числе устной форме, хотя бы одному лицу. Личная ответственность наступает с 16 лет, а ДО этого возраста за ВСЕ действия ребенка несут ответственность родители!
Кибербуллинг – это не безобидное явление, а серьёзное психологическое воздействие, жертвой которого может стать любой.
Не оставайтесь ребёнка наедине с обидчиками, не оставайтесь в стороне.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Опросник » Кибербуллинг в социальных сетях»
Опросник «Интернет — травля в социальных сетях»
Здравствуйте. Предлагаю вам поучаствовать в исследование влияния негативной интернет — среды на личность подростка. В опросе может участвовать любой желающий в возрасте от 10 до 16 лет. Если вы заинтересовались данной темой, прошу вас ответить на несколько вопросов. Анкета анонимна, поэтому старайтесь отвечать искренне. Заранее спасибо за участие.
Укажите ваш пол ______
Укажите ваш возраст ____
Пользуетесь ли вы социальными сетями в качестве коммуникации?
Да
Нет
Сталкивались ли вы с травлей в реальной жизни?
Да, сталкивался
Нет, не сталкивался
Сталкивались ли вы с травлей в виртуальном мире?
Да
Нет
Приходилось ли вам наблюдать за проявлениями интернет — травли какого-либо человека в социальных сетях?
Да
Нет
Как часто вы наблюдаете(ли) проявления интернет — травли в интернете?
Сталкивался один раз
Сталкивался несколько раз
Постоянно сталкиваюсь
Как часто кто-то проявляет(л) агрессию по отношению к вам?
Проявляли 1 раз
Проявляли несколько раз
Постоянно проявляют
За что по вашему мнению могут травить человека в интернете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему, по вашему мнению, человек совершает травлю в интернете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у вас фейковый аккаунт в социальных сетях?
Да
Нет
Для каких целей вы его используете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Размещали ли вы чужие фото или видеоматериалы с целью унизить или оскорбить другого человека?
а)Да
б)Нет
Создавали ли вы или ваши знакомые группы, высмеивающие какого-либо человека?
а)Да
б)Нет
Приходилось ли вам оставлять негативные комментарии о другом человеке на его странице или каком-либо сообществе?
а)Да
б)Нет
Размещал ли кто — то ваши фото или видеоматериалы с целью унизить или обидеть вас?
а)Да
б)Нет
Меняется ли ваше настроение после посещения социальных сетей?
а)Мое настроение улучшается
б)Мое настроение не меняется
в)Мое настроение ухудшается
Считаете ли вы что интернет — среда оказывает на вас негативное влияние?
а) Да
б) Нет
Какими способами вы стараетесь оградить себя от агрессии и травли в интернете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Анкета способы совладания с кибербуллингом
Сейчас идёт поиск новых культурных форм преодоления агрессии, в том числе и онлайн-агрессии.
К сожалению, кибербуллинг представляется настолько же неискоренимым, как и агрессия, подлость, хамство некоторых людей. Даже техническое решение проблемы — пресечь публикацию агрессором порочащей жертву информации – затруднительно, так как, вероятнее всего, уже существуют копии опубликованных материалов, что делает практически невозможным их полное и безвозвратное удаление из сети.
Учёные выделяют следующие стратегии выхода из стрессовой ситуации кибербуллинга.
технические | когнитивные | поведенческие | эмоциональные | |
Решение проблемы | Удаление и блокировка обидчика Изменение настроек приватности Изменение номера телефона Удаление старой и создание новой страницы | Проблемный анализ Поиск решения в литературе или интернет-источниках Установка собственной ценности Изменить отношение Сохранить самообладание | Конструктивная активность | Активный протест (толкающий на дальнейшие действия по решению проблемы) Оптимизм (решение есть, нужно только найти) Эмоциональная разрядка |
Обращение за социальной поддержкой | Обращение к друзьям Обращение за помощью к программистам Обращение за помощью к создателям или администраторам сайта | Спросить совета у кого-либо | Обращение Сотрудничество для решения проблемы | Обращение за эмоциональной поддержкой к близким и друзьям, выражение своих эмоций |
Избегание (игнорирование) | Выход из социальной сети или из интернета на время Выключение компьютера или телефона | Попытаться сфокусировать внимание на чём-то другом Заняться другими видами деятельности Смириться с происходящим | Отвлечение Компенсация (вкусная еда, шоппинг и др.) Альтруизм | Подавление эмоций Покорность Самообвинение Деструктивная агрессивность |
Выводы
По мнению учёных, к наиболее приемлемым способам противостояния относятся те, что направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации и на поиск социальной поддержки. В некоторых ситуациях кибербуллинга решением проблемы будет игнорирование обидчика.
Рассмотрев использованные для проекта научные работы и опросы, можно заявить о наличии теоретической базы в современной психологии для дальнейшего практического изучения кибербуллинга и стратегий выхода из него для подростков, а также для проведения обучающих тренингов.
Со стороны интернет-пространства тема защиты от кибербуллинга тоже активно развивается: программы профилактики кибербуллинга включают в себя в том числе обучение правилам соблюдения конфиденциальности и различению, что можно и что нельзя публиковать в интернете.
В сфере образования тоже уделяется особое внимание безопасности школьников в цифровом пространстве: все сайты образовательных учреждений согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерацииот 14 мая 2018 г. N 08-1184 должны содержать материалы по информационной безопасности как для обучающихся, педагогов, так и для родителей.
Анкетирование
Цель: узнать, насколько могут подростки самостоятельно решить возникшие проблемы общения в интернет-пространстве.
Аудитория: подростки 7-10 класс.
Количество участников: 20 чел.
Вид анкетирования: пилотажное исследование.
Вопросы анкеты (выбрать 1-2 ответа):
- Тебе пришел комментарий о том, что завтра тебе кто-то отомстит в школе и «отправит в больницу». Твои действия? А. Отвечу немедленно и пригрожу Б. Скажу своим друзьям и буду наготове В. Скажу родителям и учителю Г. Ничего не буду делать
- В комментариях под твоим ответом началась ссора нескольких лиц. Твои действия? А. Вмешаюсь в разговор и буду отвечать всем Б. Позову друзей, чтобы помогли своими комментариями В. Удалю комментарий, чтобы никто не мог отвечать Г. Ничего не буду делать
- Твоей подруге написали угрозу в личные сообщения, она рассказала тебе. Твои действия? А. Напишу обидчику Б. Посоветую заблокировать обидчика и закрыть страничку В. Расскажу её родителям о ситуации Г. Ничего не буду делать
- Тебя выгнали из матча за то, что ты вовремя не предпринял действий в онлайн-игре. Твои действия? А. Проанализирую свою ошибку и начну поиск новой игры Б. Напишу обидчикам в личные сообщения с угрозами В. Позвоню другу, чтобы он мне помог отомстить обидчикам Г. Удалю игру
- В гостях ты заходил в социальную сеть со своей странички и забыл её закрыть. Потом оказалось, что от твоего имени всем друзьям разосланы неприличные картинки, а у тебя на стене оскорбительные надписи про всех друзей. Что первое ты предпримешь?
А. Расскажешь родителям
Б. Будешь выяснять с хозяевами дома, кто мог это сделать
В. Расстроишься надолго и удалишь свою страничку в соцсети
Г. Извинишься перед друзьями и отредактируешь страничку
Обработка анкет выявила, что
- дети не склонны обращаться к помощи взрослых в решении конфликтов в Сети
- чаще переживают, замкнувшись в себе, не рассказывая никому
- подростки склонны к ответной агрессии
Выводы по итогам анкетирования:
Подростку трудно принять быстрое решение в ситуации кибер-агрессии. А оно необходимо, чтобы избежать как негативных последствий для своей психики, так и непредвиденных конфликтов. Для этого необходимы знания, тренинги со специалистами, решения на практике ситуативных задач.
В качестве быстрого «помощника» в затруднительной ситуации, когда подростку трудно совладать с эмоциями, можно предложить «памятку», алгоритм действий.
Источник
Анкета способы совладания с кибербуллингом
Согласно определению ЮНИСЕФ, кибербуллинг — это травля с использованием цифровых технологий. Если обычный буллинг происходит вживую, как правило, в детском или подростковом коллективе, то кибербуллинг — явление, свойственное интернету.
Кибербуллингу могут быть подвержены и взрослые, и подростки, но дети находятся в особой группе риска.
«Особенности интернет-травли — систематичность и целенаправленность, постоянство и невозможность найти обидчика. Психологические последствия кибербуллинга у подростков могут быть различны: от подавленного состояния до панических атак, повышения тревожности, серьёзных эмоциональных травм. Если вы столкнулись с такой ситуацией — скорее обращайтесь за поддержкой и помощью для себя и ребёнка».
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Как понять, что вы столкнулись с кибербуллингом
Вот некоторые признаки, что у ребёнка проблемы с общением в Сети:
- Ребёнок перестал использовать гаджеты или, наоборот, использует чаще обычного.
- Ребёнок выглядит расстроенным, раздражённым, подавленным после взаимодействия с гаджетами.
- У ребёнка резко ухудшились оценки.
- Ребёнок стал закрытым, настороженным, не идёт на контакт.
Кибербуллинг подростков: законы и статистика
Осенью 2020 года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, который поможет жертвам травли и юридически урегулирует борьбу с кибербуллингом. По данным авторов законопроекта, более 70% российских школьников подвергались травле, преследованиям или оскорблениям в интернете.
Есть и другая статистика. В 2019 году Mail.ru Group провела исследование, посвящённое травле в интернете, приуроченное ко Дню борьбы с кибербуллингом, который отмечается 11 ноября. Согласно исследованию, 58% россиян сталкивались с травлей в Сети. При этом около 76% подростков не рассказывают родителям о травле.
Однако на данный момент в России нет законов, которыми регулируется юридическая ответственность за травлю в Сети. Это осложняет помощь жертвам. Например, в законе отсутствует понятие скриншота — даже если вы предоставите доказательства травли, суд может их не принять. Скриншот рассмотрят как доказательство только в случае нотариального заверения — а это недешёвая услуга.
Как защитить детей от кибербуллинга
Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент
Во всех популярных соцсетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. В Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте и других платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.
Учите ребёнка эффективной коммуникации
Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети — не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников.
Поговорите с ребёнком и расскажите, что в интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» навыкам эффективной коммуникации в интернете учат наставники. Это старшие товарищи, которые помогают ребёнку в течение всего процесса обучения. Наставник научит грамотно и вежливо общаться в Сети, отстаивать границы и соблюдать правила поведения.
А во время онлайн-уроков в чате школьников присутствует модератор — сотрудник, который следит за общением ребят, при необходимости разрешает недоразумения и объясняет, как можно и нельзя себя вести в онлайн-переписке.
Запишите телефоны горячих линий
В Санкт-Петербурге это +7 (812) 387-42-11 — круглосуточная горячая линия при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ. В Москве это +7 (800) 250-00-15 с 9 до 18 часов по рабочим дням — служба «Дети онлайн». В случае необходимости звоните — вам окажут бесплатную профессиональную психологическую и информационную поддержку.
Резюме
Кибербуллинг детей — острая проблема. В интернете легче сохранить кажущуюся анонимность, и это, в свою очередь, порождает вседозволенность вкупе с сопутствующими проблемами. Важно вовремя отследить, что у ребёнка проблемы в Сети. Об этом говорят некоторые симптомы: подавленность, постоянное использование гаджетов, злость или непривычная замкнутость. Есть разные способы защититься от кибербуллинга — горячие линии, жалобы на контент в интернете.
Если чувствуете, что ситуация выходит за рамки, — обращайтесь в полицию и к детскому психологу.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник