Английский язык способы рефлексии

Рефлексия на уроках английского языка

Организация учебной деятельности при использовании рефлексии на уроках английского языка.

Как учитель я считаю, что смысл обучения – это не просто поиск новых форм и новых технологий, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение иностранным языком в изменившихся условиях обучения в школе. Одним из требованием, предъявляемым к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый вид деятельности на уроке — рефлексия по ФГОС.

Рефлексия (от лат, обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия – это переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о своей деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

коммуникативную — рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

коррекционную — побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

В ыделяют рефлексии по содержанию, по форме деятельности и по цели.

I. По содержанию символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели : эмоциональная рефлексия, рефлексия деятельности и рефлексия содержания материала.

На своих уроках я стараюсь использовать различные приёмы рефлексии. И должна сказать, что обучающимся нравится оценивать себя, свои знания. Иногда они находят это даже забавным. Различные приемы помогают мне заинтересовать учащихся в уроке ещё больше.

Сегодня я более подробно остановлюсь на классификации рефлексии по цели, приведу примеры из собственной практики.

Приемы организации рефлексии на уроке:

I . Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии, который я использую на уроке во всех классах – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.

2. «Букет настроения» . В начале урока я раздаю бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисую вазу. В конце урока говорю:

« If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

Читайте также:  Способы соединения трубных проводок монтаж трубных проводок

Хочется отметить, что этот вид рефлексии я использую в младших классах.

Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Я стараюсь всегда его применить, когда мы с обучающимися выполняем задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Хочется отметить, что детям всегда нравится изучать данную тему, а особенно если вы воспользуетесь таким забавным видом рефлексии. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

«Я почти переварил…»

«Пожалуйста, добавьте еще…»

«Больше всего мне понравилось…»

4. «Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.

Присесть на корточки – низкая оценка.

Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.

Обычная поза «Руки по швам» — удовлетворительная оценка.

Поднять руки в локтях – хорошая оценка.

Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».

На средней и старшей ступени обучения я предлагаю учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. 1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Today I have learnt about…

I would praise myself for …

Most of all I liked …

It was difficult to …

I was surprised to know …

“ Our communication in the lesson was ….

2. Анкета. Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета , наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. In the lesson I was

2. The results of my work

3. The lesson seemed … to me

4. In the lesson I was

5. The information I ’ ve got is

7. My homework is … to me.

satisfy / don’t satisfy me

not tired / tired

clear / not clear

useful / not useful

interesting / not interesting

3. «Я сделал!». На одном из этапов урока я предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности. Например , Say what you have just done and how you’ve done it

I (‘ve have just practised phonetics, read the text , practised the words, retold the text, practised grammar, asked and answered the questions, etc…

4. Оценить фразеологическим оборотом свои ощущения:

— каша в голове ( I am a muddle head)

— ни в зуб ногой (I haven’t a clue)

— светлая голова (I have bright spirit)

— Шевелить мозгами (I use my brains)

— Краем уха (I listened with half an ear)

— Хлопать ушами (I fell on deaf ears)

III. Рефлексия содержания учебного предмета

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

1. C инквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. «Синквейн» — это стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных в определенной форме: В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

The guests give me presents

2. Кластер ( Word Web ). На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме.

3. «Выбора афоризма». Для включения учащихся в урок я предлагаю 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной.

B. Yeats: Health When a man loses his health, then he first begins to take good care of it.

Billings: Health of body and mind is a great blessing if we can bear it.

H.C. Newman: He who has health has hope and he who has hope has everything.

4. « Snowball » (снежный ком). Этот приём я использую при закреплении изученной лексики. Первый ученик говорит слово по теме, второй ученик повторяет слово и добавляет своё и т.д.

5. « For and against ». Я использую этот приём на заключительном этапе изучения темы. Например, при изучении темы: « Healthy lifestyle : sport » одна группа выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает.

Читайте также:  Простым способом мы можем настроить

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным. Рефлексия способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём. Как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Источник

Способы организации рефлексии на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Даются примеры организации рефлексивной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_organizatsii_refleksii.doc 898.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

  1. анкеты содержат вопросы, связанные с оценкой способностей к изучению иностранных языков, типичных трудностей его усвоения, наиболее часто встречающихся ситуаций общения, а также оценка индивидуального стиля изучения иностранного языка:

Answer the questions:

  • What did I learn today?
  • What did I do well?
  • What am I confused about?
  • What do I need help with?
  • What do I want to know more about?
  • What am I going to work on next?

Answer the questions:

  1. What was the one most useful thing you learned in this assignment, course or program?
  2. What suggestions would you give other students on ways to get the most out of this assignment, course or program?
  3. In what area did you improve the most?
  4. List three ways you think you have developed or grown as a result of this

assignment, course or program?

  1. What did you learn about writing, research, (or any other skill) from this

assignment, course or program?

  1. What problems did you encounter in this assignment, course or program?
  2. What assignment of this course or program was your best work and why?

What is your best piece of writing this year?

Title: ____________________________ Date: ___________

What made you decide this? __________________________________

  1. опросники могут использоваться для оценки учебных стратегий в совместном обсуждении с преподавателем и в группе, например, «Как вы реагируете на незнакомые слова?», «Как вы организуете свое чтение, прослушивание радиопрограмм, просмотр теле – или видеопрограмм?», «Как вы используете возможность общения с иностранцем?»

WHAT LEARNING STRATEGIES ARE MOST HELPFUL TO ME?

Number the following activities according to how much they help you learn English .

( 1= most useful for me , 11=least useful for me )

learning vocabulary lists by heart

doing grammar exercises

listening to people talking

listening to tapes and answering questions

listening to the radio or TV

practising reading skills

writing compositions or letters

speaking to people

Reading books or stories for pleasure

  1. к онтрольные листы самооценки используются для определения общего уровня владения языком, уровня владения видами иноязычного речевого общения, степени сформированности коммуникативных умений.

• I can read and understand about .

 I can understand what people say about .

  • tell about .
  • ask people about .
  • explain why .

✍ I can express my wishes in writing

  • structures expressing real or unreal wishes
  • structures expressing wishes about present/ future moment (I wish)

I have some doubts

I can understand the main idea of a text

I can guess the meaning of new words

I can agree/ disagree with some ideas

  1. оценочные таблицы, графики динамики могут содержать определенные параметры критериальной оценки владения иностранным языком, способностей к изучению языка, стиля или стратегий учебной деятельности, сформулированные как объективные или личностные характеристики. Эти параметры предлагаются учащемуся для самоанализа и оценки по определенной градуированной шкале, отражающей степень сформированности данных характеристик.

What was your task, the ultimate goal or outcome for

this activity? (This relates to the challenge that you

What are some important concepts, factors and ideas

that you discovered/learned? (Remember — you may

have heard or known about the concept before your

challenge; try to jot down something new about it.)

How did you solve the problem or task? Did you reach

your goal? Explain.

Were your ideas good or bad? Would you make

revisions to changes if you had to do it again?

How could your activity and the manner by which you

approached or solved it be important to a real-life

situation? (Think about your home life, school

experiences, sporting events or laces of employment

— вербальное или невербальное описание ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации.

  1. учащимся предлагаются карточки с изображением веселого, нейтрального и грустного лиц. Учащимся следует выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
  1. Детям также можно предложить представить себя лучами солнца. В конце урока учащихся просят разместить лучи на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучи;
  1. учащимся предлагаются две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку исходя из настроения в начале и в конце урока. В данном случае учитель может проследить изменение эмоциональное состояния ученика в процессе занятия;
  2. прием «Букет Настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель предлагает учащимся прикрепить красный цветок если им понравился урок, и они узнали что-то новое, если не понравился – голубой. Можно предложить более разнообразный спектр цветов;
  3. учащимся предлагаются две карты с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;
  1. «Радуга». После выполнения проекта, учащиеся «рисуют радугу» на доске разноцветными мелками, тем самым выражая свое отношение к проекту.

Розовый – все прошло успешно, проект был интересным и поучительным;

Желтый — все прошло более или менее успешно, хотя были небольшие трудности;

Зеленый – проект не очень успешный, было очень трудно его делать;

Серый – чувствую огорчение по поводу выполненного проекта

Черный – мне вообще все не понравилось, больше никогда не хочу создавать проекты.

учащимся предлагается несколько высказываний выдающихся людей. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор;

  1. для осуществления рефлексии по достигнутой цели на листе ватмана изображается дерево. Каждый ученик прикрепляет лист зеленого цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листе, достиг ли он цель частично или полностью. Ученики должны попытаться объяснить причины частичного достижения цели и наметить пути коррекции [18, C. 19-26];
  2. рефлексию можно проводить в форме «синквейна» (пятистишья), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
  • первая строка – название темы;
  • вторая – описание темы в двух словах- прилагательных;
  • третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами;
  • четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
  • последняя строка – синоним, повторяющий суть темы.
  1. учащимся предлагается листок. На одной стороне стоит знак (!), где они пишут, на какие вопросы по теме (проблеме) они получили ответ за урок (тему, раздел). На обратной стороне стоит знак (?), где учащиеся пишут на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили [18, C. 19-26].
  2. «DADA». Данное стихотворение также строится по схеме:
  • на листках ученики пишут 10 глаголов, 8 существительных и несколько местоимений, которые бы относились к теме проекта;
  • затем школьники перемешивают листочки со словами и вытягивают их по одному, тем самым создавая сове стихотворение DADA.
  1. Parts of speech poem. Следует обратить внимание, что слова в данном стихотворении должны выражать мнение учащихся к проектной деятельности.

Структура создания стихотворения:

1 строчка — артикль и существительное;

2 строчка — прилагательное+союз+прилагательное;

3 строчка — глагол+союз+глагол;

4 строчка — причастие;

5 строчка — существительное, которое относится к понятию в строчке 1.

1 строчка – то, что ученик уже знал;

2 строчка – то, что было новым для него/нее;

3 строчка – то, в чем он/она не уверен (а).

  1. Reflecting On Bright Ideas. Учащиеся пишут 3 слова или факта, которые были для них новые на уроке, затем что-то одно, что потрясло их, и в конце 4 слова, в которых они не совсем уверены..
  2. Reflection Pyramid. В самом верху пирамиды учащиеся пишут одну слово или факт, которую, по их мнению, очень важно запомнить. Затем, две вещи, о которых он/она хочет узнать больше. В третьем отверстии – 3 вещи, о которых учащийся уже знал. И наконец, 4 вещи, о которых он/она узнал (а).

Приемы по развитию рефлексии по работе в группе.

Обведите одну из цифр:

  1. Сегодня я чувствовал себя в группе:

Не очень комфортно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 комфортно

  1. По отношению к другим я чувствовал себя:

Несвободно, закомплексованно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 свободно, раскрепощенно

Отвергнут 1 2 3 4 5 6 7 8 9 принят

  1. наше общение в группе я оцениваю:

как неделовое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 деловое

далекое от реального 1 2 3 4 5 6 7 8 9 реальное

не готовы слушать и принимать мнения других 1 2 3 4 5 6 7 8 9 готовы

  1. совместная работа была сегодня:

скучной, неинтересной 1 2 3 4 5 6 7 8 9 очень интересной

  1. отдельные этапы работы и цели меня сегодня:

не заинтересовали 1 2 3 4 5 6 7 8 9 заинтересовали

  1. я сегодня не сделал для себя:

никаких открытий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 открыл много нового

  1. внешние условия (длительность отдельных фаз урока, помещение и т.д.) мне сегодня:

не понравились 1 2 3 4 5 6 7 8 9 очень понравились

CONTRIBUTING TO A GROUP

Did you enjoy the discussion? _________________________________________________

Did you contribute any ideas? _________________________________________________

Did you encourage any one else to contribute ideas? ______________________________

Did you remain silent? _______________________________________________________

Did you interrupt anyone, or shout them down? _________________________________

Is there any way you could help the discussion to go better?

  • by contributing more? ___________________________________________________
  • by making a suggestion for organizing the group? ____________________________
  • by not interrupting? _____________________________________________________
  • by listening more carefully to others? _______________________________________
  • by encouraging others to contribute? ________________________________________

Try to choose one way you could help in the second discussion. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

EVALUATION OF THE GROUP’S PERFORMANCE.

Language used by group members

Names of the group members:

(place names in numbered boxes and tally marks in boxes underneath)

Источник

Читайте также:  Способ приготовления соус для свинины
Оцените статью
Разные способы