- Бухгалтерский учет
- Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
- Основные определения бухгалтерского учета
- Кто может заниматься бухучетом
- Причины необходимости ведения бухучета
- Цели бухучета
- Объекты бухгалтерского учета
- Основные задачи бухгалтерского учета
- Основополагающие принципы бухгалтерского учета
- 1С:Бухгалтерия 8
- Выбрать и не ошибиться: какой способ ведения бухгалтерии подойдет вашему бизнесу?
- Аутсорсинговая бухгалтерия
- В чем же существенное отличие от аутсорсинга бухгалтерских услуг?
- Вернемся к сложившейся ситуации. Можно ли наказать виновника?
- Что нужно, чтобы этого не происходило?
- Компании, предоставляющие аутсорсинговые бухгалтерские услуги
- Почему вы можете быть уверены в том, что вас не “кинут”?
- Кому подойдет ведение бухгалтерии аутсорсинговой компанией?
- Бухгалтер, работающий по трудовому договору
- Вместе с тем вам придётся принять и ряд негативных моментов, связанных с ведением бухгалтерии штатным сотрудником:
- Кому подойдет ведение бухгалтерии штатным бухгалтером?
- Приходящий бухгалтер
- Кому подойдет ведение бухгалтерии приходящим бухгалтером?
- Бухгалтерские сервисы
- Кому подойдет ведение бухгалтерии при помощи бухгалтерских сервисов?
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
- бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
- документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
- оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
- инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
- двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
- бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
- калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
- простым бухгалтером, не обязательно главным;
- генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
- специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
- при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
- при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
- договоренности предпринимателя они же обязательства;
- имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
- транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
- выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
- минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
- контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
- контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
- тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
- контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
- контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
- Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
- Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
- Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
- Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
- Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
- Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
- Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
- Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
- Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Источник
Выбрать и не ошибиться: какой способ ведения бухгалтерии подойдет вашему бизнесу?
Необходимость ведения бухгалтерского учета государством объясняется пользой для самих собственников бизнеса, хотя мнение последних существенно отличается. Как бы там ни было, ведение бухгалтерии — неотъемлемая часть осуществления предпринимательской деятельности. Игнорировать ее не получится, остается лишь определиться с наиболее подходящим способом ее реализации. К счастью, в этом никто не ограничен.
Вы можете прибегнуть к услугам аутсорсеров, заключить договор с приходящим бухгалтером, нанять сотрудника в штат или воспользоваться сервисом — все зависит от индивидуальных особенностей бизнеса и от ваших личных предпочтений. Мы же поможем вам их осознать.
Итак, какие есть варианты?
Аутсорсинговая бухгалтерия
Начать хотелось бы с уточнения важного момента:
Следует отличать аутсорсинговую бухгалтерию от схожих услуг. Так, предоставление бухгалтерских услуг физическим лицом удаленно не является бухгалтерским аутсорсингом. Это фриланс, внештатная бухгалтерия, что угодно, но никак не аутсорсинг.
Для понимания, о же чем идет речь, приведем пример (реальная ситуация, изложенная в одном из сообществ на Фейсбуке).
ИП обратился к, как он считал, бухгалтеру-аутсорсеру для подготовки необходимых платежек. Узкая задача, для выполнения которой нанимать штатного сотрудника просто нецелесообразно. Работа была выполнена, данные переданы в налоговую. Но через некоторое время клиент узнает о блокировке денежных средств и начислении пеней за неуплату. Оказывается, платежки были сформированы не все.
В связи с этим у клиента возникает логичный вопрос: должен ли был бухгалтер перепроверить оплату (прошла ли она, все ли необходимые документы были подготовлены) или его обязанности ограничиваются подготовкой необходимых бумаг?
Что думает по этому поводу сам бухгалтер? “У меня нет времени листать переписку и смотреть, какие платежки я Вам присылала”. Договор был выполнен, а значит все возникающие после этого претензии бывшего исполнителя не касаются. Вот такой подход. При этом случай далеко не единичный. Изучив комментарии к публикации автора, становится понятно, что и другие бухгалтеры-аутсорсеры поддерживают свою коллегу.
“. подрядчик — это не ваша няня. — пишет другой главбух с 25-ти летним стажем, работающий на аутсорсе. — Следить за каждым вашим шагом он не будет. Тем более — через несколько месяцев после расторжения договора”.
Начитавшись таких комментариев вы можете подумать, что аутсорсинговая бухгалтерия — это вселенское зло. Но это не так. Вы просто еще не работали с аутсорсером.
“Специалист”, описанный в данной ситуации — это обычный бухгалтер, ушедший на фриланс. Если по форме его услуги являются аутсорсинговыми (так как предоставляются удаленно, без личного присутствия в офисе заказчика), то по содержанию больше напоминают деятельность приходящего бухгалтера или другими словами просто внештатного бухгалтера.
В чем же существенное отличие от аутсорсинга бухгалтерских услуг?
Важным отличием от аутсорсинговых компаний является то, что в данном случае бухгалтерские услуги предоставляются физическим лицом, у которого нет собственной инфраструктуры. А значит именно предпринимателю придется создавать все необходимое для выполнения бухгалтером своих функций (а это не так уж и дешево).
Вдобавок, наш “аутсорсинговый бухгалтер” это один человек, ошибка которого отразится на его же заработке. Поэтому он либо старается не допускать ошибок в своей работе, либо искать всевозможные пути ухода от ответственности.
Вернемся к сложившейся ситуации. Можно ли наказать виновника?
В первую очередь стоит разобраться, существовал ли договор. В случае отрицательного ответа, все ясно и без объяснений. В противоположном варианте все не так однозначно. Для того, чтобы бухгалтер ответил за свою ошибку нужно в первую очередь доказать, что это именно его оплошность. Использовали ли вы при общении с вашим бухгалтером каналы связи, позволяющие идентифицировать вашего собеседника? Есть ли возможность доказать, что договором предусматривалась подготовка n-количества документов, а бухгалтер подготовил лишь их часть? Если все это есть, переходим к следующему — можно ли привлечь к ответственности? Для этого такая возможность должна быть прямо предусмотрена в договоре. В противном действия бухгалтера останутся безнаказанными.
Что нужно, чтобы этого не происходило?
Проблемы, по типу описанных выше, возникают главным образом из-за непродуманности договора на предоставление услуг. Чтобы быть уверенным, что в случае ошибки бухгалтера последний компенсирует причиненный им ущерб, необходимо тщательно проработать раздел об ответственности сторон. Кто, в каком случае и в каких пределах несет ответственность, есть ли сроки давности. Также в договоре следует четко прописать предмет договора — какой объем работ и в какие сроки должен быть выполнен. Так в последствии будет проще определить сферы ответственности.
Когда мы разобрались с существующим недопониманием, давайте наконец выясним, что собой представляют аутсорсинговые компании и кому они пригодятся.
Компании, предоставляющие аутсорсинговые бухгалтерские услуги
Уже из самого определения следует, что это компании, располагающие целым штатом специалистов. Таким образом, бухгалтерским обслуживанием вашего бизнеса могут заниматься сразу несколько узкопрофильных сотрудников (специалист по расчету заработной платы, бухгалтер по налоговым обязательствам и др.). Поэтому вне зависимости от объема работ по вашей компании вы можете быть уверены в положительном результате.
Тем не менее, все мы люди и можем допускать ошибки. В этом случае за них отвечает не конкретный бухгалтер, а вся компания.
Почему вы можете быть уверены в том, что вас не “кинут”?
Для этого есть ряд причин:
- репутация — аутсорсинговые компании дорожат своим имиджем, поэтому все возникающие проблемы решаются с наилучшим исходом для клиента;
- разделение ответственности — в договоре на предоставление бухгалтерских услуг всегда четко прописано, в каких случаях компания отвечает перед государством, а в каких — освобождается от ответственности (к примеру, в случае не предоставления заказчиком первичной документации за истекший отчетный период в установленные сроки исполнитель не несет ответственности за несвоевременную сдачу отчетности);
- страховка — аутсорсинговые компании заключают договора страхования профессиональной ответственности, которые предполагают возмещение убытков за вред, нанесенный заказчику, при осуществлении бухгалтерской деятельности. Это значит, что за ошибки своих сотрудников компания платит не “со своего кармана”, все убытки компенсируются в рамках страховки.
Помимо этого аутсорсинговые компании располагают собственной развитой CRM-системой, позволяющей оперативно и качественно осуществлять важные бизнес-процессы компании-заказчика (наличие мобильного приложения, доступ в облачные базы и сервисы, в т.ч. доступ к электронному документообороту, который в других вариантах ведения бухгалтерии оплачивает сам заказчик).
Кому подойдет ведение бухгалтерии аутсорсинговой компанией?
Бизнесам, которые ищут возможность полного делегирования бухгалтерских функций, без необходимости осуществления постоянного контроля. Предпринимателям, которые нуждаются в бухгалтерском обслуживании по приемлемой цене без сопутствующих рисков для компании.
Бухгалтер, работающий по трудовому договору
Основной плюс здесь конечно же в том, что такой бухгалтер всегда под рукой. Его в любой момент можно вызвать к себе для обсуждения любых рабочих моментов. А значит, это позволяет постоянно контролировать процесс ведения бухгалтерии. Если вы человек консервативных взглядов и привыкли решать все исключительно путём беседы тет-а-тет, тогда этот вариант именно для вас.
Вместе с тем вам придётся принять и ряд негативных моментов, связанных с ведением бухгалтерии штатным сотрудником:
- финансовый аспект — это самый финансово затратный способ ведения бухгалтерии (затраты на заработную плату, налоги на сотрудника, содержание программного обеспечения, организацию рабочего места).
- человеческий фактор — бухгалтер может болеть, уходить в отпуск, брать отгул, могут меняться требования по увеличению заработной платы. В случае увольнения нужно будет уделить немало времени подбору нового сотрудника.
- ограниченная ответственность. Если ошибка вашего бухгалтера повлечет за собой финансовую и другую ответственность компании, то в большинстве случаев он отвечать за это не будет. Это возможно лишь тогда, когда условие о полной материальной ответственности прямо предусмотрено трудовым договором, заключенным с бухгалтером. В противном случае, ответственность ограничится среднемесячным заработком виновника. Также существует субсидиарная ответственность бухгалтера в случае банкротства. Вот только применяется она лишь при условии, что вина бухгалтера в финансовой несостоятельности компании доказана.
Кому подойдет ведение бухгалтерии штатным бухгалтером?
Предпринимателям, которым прежде всего важно личное общение со специалистом и которые готовы ради этого смириться с некоторыми рисками, связанными с ответственностью бухгалтера, а также понести бОльшие финансовые затраты на его содержание.
Приходящий бухгалтер
Это вариант для тех, у которого необходимость в бухгалтере является периодической или в других случаях, когда объем работ небольшой. Соответственно стоимость услуг будет невысокой. Плюс ко всему у вас снова-таки есть возможность лично контактировать с бухгалтером в вашем офисе.
Тем не менее, практика показывает, что ведение бухгалтерии приходящим бухгалтером — очень рискованный шаг. Работу такого сотрудника нужно постоянно контролировать и проверять, для чего нужен специалист. Помимо этого, велики риски разглашения коммерческой тайны, а также ухода бухгалтера от ответственности за свои ошибки.
Кому подойдет ведение бухгалтерии приходящим бухгалтером?
Частным предпринимателям с небольшим объемом работ, предпочитающим личное общение с бухгалтером. Желательно лишь для тех, у кого есть кандидат на эту должность, с которым имеются доверительные отношения.
Бухгалтерские сервисы
Отличный вариант для продвинутых предпринимателей. Позволяет самостоятельно вести бухгалтерию при помощи автоматизированных сервисов. Наилучшим образом подходит для тех, кто на “ты” с технологиями. Тем не менее не все происходит автоматически и, не смотря на наличие подсказок в самой системе, вам, возможно, придется разбираться в основах бухгалтерского учета. Если вы такими знаниями не располагаете, то понадобится нанять специалиста, который станет “переводчиком” при вашем общении с сервисами. Для юридических лиц это требование становится обязательным.
Также есть другой вариант. Владельцы сервисов предлагают дополнительно воспользоваться командой готовых специалистов. Таким образом, простые вопросы вы решаете с помощью автоматизированной системы, а все остальное — регулируется благодаря работе с аутсорсинговой бухгалтерской компанией. При этом это обойдется дешевле, чем платить отдельно за сервисы и за команду аутсорсинговых бухгалтеров.
Кому подойдет ведение бухгалтерии при помощи бухгалтерских сервисов?
Предпринимателям, которые имеют опыт заполнения простых бухгалтерских документов и умеют работать на компьютере. Бизнесмены, которые готовы непосредственно участвовать в ведении бухучета путем внесения необходимых данных в систему.
Теперь вы знаете о всех существующих способах ведения бухгалтерии, о их преимуществах для тех или иных моделей бизнеса. Вам остается лишь определиться с вариантом, который подходит именно вам. Желаем принять правильное решение!
Источник