Анализ технологий способов действий которые применяет личность для достижения тех или иных целей это

Виды и уровни рефлексии

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

— Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;

— Коммуникативная рефлексия — рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

— Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют несколько этапов осуществления личностной рефлексии:

— переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемой;

— апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

— переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия – предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М.Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

— Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.

— Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.

— Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

Читайте также:  Способ приготовления крахмальной лапши

— Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними;

— Коммуникативная рефлексия – заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

— Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:

— личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);

— социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);

— рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии.

А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

— 1 уровень — включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;

— 2 уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;

— 3 уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;

4 уровень заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии.

Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.С. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутрисубъектных формах различают:

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения общей ими цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия — это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Читайте также:  Способ авторизации по root пароль по умолчанию

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающихся по объекту работы:

— рефлексия в области самосознания;

— рефлексия образа действия;

— рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека.

Она различается тремя уровня:

1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:

Источник

Анализ технологий способов действий которые применяет личность для достижения тех или иных целей это

Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе монография

Идея написания монографии «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» возникла потому, что никакой жизненный проект не имеет ценности, если он разрушает здоровье. Вы не сможете утверждать, что достигли благополучия и счастья, если на пути к достижению цели не сумеете сохранить свое здоровье.

Наши монографии издаются для того, чтобы бросить вам вызов, побудить к действию. По мере того как вы будете становиться более здоровым, счастливым, бодрым и жизнерадостным, вы будете получать все больше удовольствия. Данная, а также предыдущие монографии, перечисленные далее, помогут вам взять под контроль свой организм, свою жизнь.

«Индивидуальное здоровье человека. Основы» (В. М. Дюков, Н. В. Скурихина. Германия, 2012. 479 с.). Диплом лауреата XIV Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий для участия в конкурсе «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли»; 27 сентября – 1 октября 2012 г., Сочи. Золотая медаль Московского международного салона образования (2014). Золотая медаль Парижского книжного салона (2015).

«Вуз здорового образа жизни». Совершенствование здоровье-сберегающей и здоровьеформирующей деятельности вузов. (В. М. Дюков, Н. В. Скурихина. Германия, 2013. 203 с.)

«Комплексная система естественного оздоровления». (Н. В. Скурихина. Красноярск, 2014. 126 с.).

Мы предлагаем несколько принципов, которые могли бы быть положены в основу появления комплексной системы естественного оздоровления в рамках проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе»:

Ясно, что эти принципы могут быть как дополнены, так и изменены. Но чтобы и то и другое делать с пониманием, видимо, нелишне уточнить, какой смысл мы вкладываем в эти принципы.

Принцип простоты: все, что необходимо вам для готовности к творению собственного здоровья, должно быть рядом, сейчас, в вас самих.

Принцип безопасности: абсолютная сознательность и контролируемость каждого вашего шага.

▪ доступность экономическая – желательно в набор технологий творения собственного здоровья и диагностику достижений не включать ничего, что требует дополнительных финансовых и материальных затрат, кроме занятий, способствующих естественному оздоровлению;

▪ доступность психологическая – вы должны использовать только то, что рекомендует вам учитель, и то, что вы испытали на собственном опыте: любой чужой опыт, взятый на веру, нарушает не только понимание и управление (суть доступности), но и принцип безопасности.

Принцип эффективности: эффективность включает в себя факт наличия результата и отношение получаемого результата к затратам.

Наши занятия по направлению «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» – это практическая реализация системы, которая повысит эффективность деятельности по укреплению вашего здоровья и которую мы относим скорее к области человеческой культуры:

Читайте также:  Способы определения фальшивых купюр

▪ физической (управление движениями);

▪ физиологической (управление процессами в теле);

▪ психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями);

▪ интеллектуальной (управление мыслью и размышлениями);

▪ энергетической (вызов, концентрация, анализ, усиление, использование себя как энергии).

Ключевая идея нашей монографии связана с развитием физического интеллекта – способности поддержать свое тело в здоровом и энергичном состоянии.

Физический интеллект – это способность понимать и любить свое тело, заботиться о нем и делать все необходимое для того, чтобы все системы вашего организма функционировали максимально эффективно для вашего же блага.

Тело – это инструмент ума, сердца и духа. Человек становится хозяином самому себе, когда способен подчинить тело, то есть физиологические потребности и страсти своему духу.

Тело – хороший слуга, но плохой хозяин.

Попустительское отношение к своему телу и неспособность поддерживать его в здоровом состоянии ведет к преждевременному старению, снижает ясность ума и затрудняет доступ к присущим нам врожденным интеллектуальным способностям.

Секрет высокой активности сегодня заключается не в способности управления временем, а в управлении энергией. Управление энергией тела – соблюдение цикла «активность – отдых», конечно, применение цельного подхода к заботе о теле, уме, сердце и духе. С этим связано формирование привычек, способствующих увеличению вашей энергии.

Пренебрежение своим телом ведет к тому, что вы можете утратить не только свое здоровье, но и пострадать на ментальном уровне: потерять сфокусированность, креативность, выносливость, твердость, смелость, способность к обучению и память.

Владение собой и развитие физического интеллекта помогают заложить основу эмоционального, ментального и духовного интеллектов. Вы имеете прямой доступ к своему телу и способны его контролировать.

Держите положительный настрой, выбирайте правильное окружение, управляйте системой личностных ценностей – это шаги к сохранению оптимального здоровья.

▪ соткать редкостную материю, в которой будут переплетены физическая, эмоциональная и интеллектуальная основы вашей личности;

▪ обогатить основу для комплексной системы естественного оздоровления идеями рефлексивного коучинга, интегрального системного подхода и валеологии, уделяя при этом равное внимание развитию ума и тела.

Монография «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» – это непосредственное утверждение и воплощение в жизнь нашей позиции, это праздник идей и открытый урок знания, эта наша готовность объединить всех тех, кто так же, как и мы, ценит творчество и опирается в своей деятельности на глубокое всестороннее развитие.

Поддержание оптимального здоровья, на наш взгляд, основано на следующих принципах системы рефлексивно-деятельностной педагогики:

▪ регулярные физические нагрузки;

▪ сбалансированное питание, наполненное макро- и микронутриентами;

▪ положительный настрой и система личностных ценностей;

▪ хорошее медицинское обслуживание;

▪ уменьшение факторов риска возникновения хронических заболеваний;

▪ чистая окружающая среда и полноценная гигиена.

Идеи нашей системы здорового образа жизни, обогащенные идеями рефлексивного коучинга, интегрального системного подхода и валеологии, основаны на философии совместного успеха, которая включает ключевые концепты:

▪ «И» – интегративность развития (развитие затрагивает все основные сферы жизни);

▪ «Да» – позитивность развития (развитие направлено на рост осознанности и удовольствия от жизни каждого из участников процесса);

▪ «Мы» – совместность развития (каждый участник процесса развития необходим для достижения нового уровня развития).

Аксиомы здоровья в нашей интерпретации выглядят следующим образом.

▪ Человек – храм здоровья, любви и красоты. Если хотите прожить счастливо, сотворите его в себе из тела и души. Это и просто, и непросто! Но если очень захотеть, то это получится!

▪ Желайте себе и всем людям добра, красоты, здоровья. Пусть вера, надежда и любовь помогут в этом!

▪ Любите отца и мать. Радуйтесь своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.

▪ Во всем знайте меру: в труде, отдыхе, питании, любви. Здоровье – это мудрость меры во всем!

Источник

Оцените статью
Разные способы