Анализ способов приобретения оборудования

Содержание
  1. Приложение N 2. Методика оценки эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)
  2. Способы покупки основных средств: какой самый выгодный
  3. Варианты покупки основного средства
  4. Проводки в бухучете при покупке ОС
  5. Учет амортизации при покупке основного средства (в кредит и на собственные средства)
  6. Применение амортизационной премии при покупке ОС
  7. Подведем итог
  8. Актуальные вопросы внутреннего аудита закупочного процесса
  9. Составляющие закупочного процесса и ключевые контрольные процедуры
  10. I. Планирование закупок
  11. 1. Закупка в отсутствие необходимых финансовых средств.
  12. 2. Установление необоснованных требований к закупаемой продукции.
  13. 3. Установление необоснованных/ неоднозначных требований к поставщику.
  14. II. Подготовка к закупке и ее объявление
  15. 1. Некорректность определения цены.
  16. 2. Некорректное формирование лотов.
  17. 3. Несвоевременность инициирования закупки.
  18. 4. Отсутствие информирования поставщиков о проводимой закупке.
  19. III. Проведение закупочных процедур
  20. 1. Некорректность оценки квалификации поставщиков.
  21. 2. Некорректность оценки характеристик предлагаемой продукции.
  22. 3. Необоснованность итогового ранжирования предложений участников закупок.
  23. 1. Уровень регламентации закупочного процесса.
  24. 2. Оценка рисков закупочного процесса.
  25. 3. Периодичность проведения контрольных мероприятий со стороны внутреннего аудита.

Приложение N 2. Методика оценки эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)

к Порядку предоставления субсидий субъектам малого и (или)

среднего предпринимательства для субсидирования части

затрат, связанных с приобретением оборудования

в целях создания и (или) развития, либо модернизации

производства товаров (работ, услуг)

эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития

и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)

Данная методика разработана для проведения оценки эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) для предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства. Оценка проводится на основе представленного заявителем технико-экономического обоснования приобретения оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее — ТЭО).

Методика имеет 5 критериев, которым соответствуют определенные показатели. Каждому показателю соответствуют описательные характеристики и соответствующие им баллы.

Если ТЭО оценка, равная баллу, соответствующей характеристики показателя. Если ТЭО не соответствует ни одной из описательных характеристик показателя, оценка данного показателя признается равной нулю.

Оценка критерия равна сумме оценок соответствующих ему показателей.

В процессе оценки ТЭО рабочей группой коллегиально заполняется Матрица, в которой выставляются оценки по показателям и критериям (приложение 1 к методике).

После этого заполняется Матрица итогового сводного расчета результата оценивания ТЭО на бланке «Заключение о об эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)» (приложение 2 к методике), в которое переносятся оценки по каждому критерию и выводится итоговая (рейтинговая) оценка как сумма оценок по всем критериям.

Заключение об эффективности приобретения оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) содержит вывод об осуществимости и социально-экономической значимости реализации проекта.

В зависимости от количества набранных баллов, исполнитель (и) указывает (ют) одну из следующих формулировок:

приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) эффективно и представляет высокую социально-экономическую значимость для территории (итоговая (рейтинговая) оценка 40 б. и выше, отсутствуют факторы с оценкой «0»)

приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) не эффективно и не представляет социально-экономической значимости для территории (итоговая (рейтинговая) оценка ниже 40 б., по 1 и более факторам выставлена оценка «0»)

В процессе проведения оценки член рабочей группы пользуется всеми доступными информационными материалами, характеризующими состояние соответствующего рынка, его тенденции, уровень социально-экономического развития муниципального образования.

По итогам работы оформляется итоговый рейтинговый список в соответствии с приложением 3 к методике, в котором заявители располагаются в порядке убывания рейтинга.

Заполненные документы подписываются каждым членом рабочей группы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Способы покупки основных средств: какой самый выгодный

Покупка основного средства, как правило, дорогостоящее удовольствие. Здания, оборудование, автотранспорт: собственных денег компании на все может не хватить. Чтобы не извлекать их из оборота, бизнесмены предпочитают оформлять лизинг, кредит или рассрочку.

Какой способ покупки ОС более выгодный, как внести основные средства на бухгалтерский и налоговый учет и в каких случаях применяется амортизационная премия: об этом и многом другом говорим в статье.

Основное средство (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) — это имущество , использование которого для хозяйственной деятельности компании предполагается дольше, чем в течение 12 месяцев. При этом первоначальная стоимость объекта ОС должна быть не менее 100 000 рублей (для налогового учета) и не менее 40 000 рублей для бухучета (с 2022 года этот лимит можно будет менять на усмотрение собственника — см. ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденные Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н).

Варианты покупки основного средства

1. На собственные деньги.

Это наиболее простой способ приобретения ОС по оформлению и трудозатратам. Но главный его минус в том, что из оборота сразу выводится значительная часть денежных ресурсов. Приходуется объект проводками на сумму всех потраченных денежных средств (с учетом транспортных, монтажных, пуско-наладочных расходов и иных совершенных затрат).

Гражданский кодекс дает возможность бизнесу приобретать основные средства с рассрочкой платежа. Согласно ст. 823 ГК РФ, продавец имущества может предоставить так называемый коммерческий кредит. Преимущества такой сделки в том, что ее можно оформить без третьего участника — кредитного учреждения, лизинговой компании, плюс — на цену объекта не начисляются проценты. Обычно рассрочка предполагает, что оговоренная сумма просто распределяется равными платежами на определенный период времени. Но в договоре могут быть подводные камни в виде уплаты страховок, комиссий, серьезного первоначального взноса (около 30%), так что итоговые затраты получатся такими же, как при кредите.

Лизинговый договор можно оформить на любое «непотребляемое имущество»: имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, за исключением земельных участков (ст. 3 закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ). Предмет сделки обычно остается в собственности лизинговой компании, пока компания-лизингополучатель не выплатит полностью его стоимость. По сути это аренда с последующим выкупом. Но от обычной аренды эта сделка отличается тем, что сумма месячного платежа и срок выплат обычно подбираются так, чтобы за период действия договора лизингополучатель выплатил стоимость объекта с учетом вознаграждения лизингодателя.

Отражение в бухгалтерском балансе возможно двумя способами (по договоренности сторон): имущество может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Различные программы лизинга предлагает компания АК Барс Лизинг. Насколько покупка ОС с помощью лизинговой компании будет выгодней приобретения его в кредит можно посчитать с помощью специального калькулятора на сайте.

4. На кредитные средства.

В отличие от лизинга денежные средства, полученные в кредит от банка, компания может направить на покупку любого основного средства (в т. ч. и земельного участка). Еще один важный момент: объект сразу переходит в собственность, однако на него накладывается обременение в виде залога , который будет снят только в момент полного погашения кредита. При кредите имущество учитывается на бухгалтерском балансе заемщика (т.е. вашей компании).

Читайте также:  101 способов раскрутки личного бренда

Как правило, проценты по банковским кредитам ниже, чем по лизингу. Но у лизинговых компаний налажены связи с поставщиками оборудования, автодилерами, которые предоставляют льготные условия, поэтому данная разница в процентах, вероятно, будет компенсирована за счет предоставляемой скидки.

Многие банки с готовностью предоставляют заемные средства на приобретение объектов ОС. Например, по одной из программ Ак Барс Банка можно получить кредит под ставку от 7,42 % на покупку транспортных средств, спецтехники (в т. ч. сельскохозяйственной пр-ва Республики Беларусь).

Проводки в бухучете при покупке ОС

Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости (сумма покупки по договору, а также другие, связанные с ней, расходы: монтаж, транспортировка, вознаграждения посредникам, таможенные сборы и т. д.).

НДС не включается в первоначальную стоимость актива, если компания его возмещает (п. 8 ПБУ 6/01). Плательщики УСН (т.е. компании, которые не являются плательщиками НДС) учитывают НДС в составе первоначальной стоимости приобретенного имущества.

Первоначальная стоимость формируется по Дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Способ поступления имущества в компанию роли не играет. В момент ввода в эксплуатацию ОС с этого счета списывается стоимость объекта.

На деле это выглядит так:

  • Дт 08 Кт 60 (10, 70, 76, 69) — приняты к учету расходы на приобретение или создание основного средства;
  • Дт 01 Кт 08 — сформирована первоначальная стоимость ОС;
  • Дт 19 Кт 60 — выделен входящий НДС.

Если основное средство приобретается на денежные средства, полученные в кредит, то бухгалтер использует также следующие записи:

  • Дт 51 Кт 66 — получен заем на покупку ОС;
  • Дт 91-2 Кт 66 — начислены проценты за пользование займом;
  • Дт 66 Кт 51 — уплата процентов.

Компании на УСН проценты по кредитам и займам могут включить в состав прочих расходов, согласно ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Если приобретенное имущество находится в залоге у продавца (при рассрочке и кредитовании), тогда до момента снятия обременения необходимо отражать его стоимость на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Учет амортизации при покупке основного средства (в кредит и на собственные средства)

Имущество, которое компания приобретает на заемные средства, в учете отражается в общем порядке. А именно:

  • принимается в состав ОС с момента ввода в эксплуатацию;
  • на него начисляется амортизация и сумма списывается в расходы (в бухгалтерском и налоговом учете);
  • проценты за пользование кредитом учитываются также в составе расходов в полном объеме.

При учете амортизации не имеет значения на собственные или заемные средства компанием приобрела имущество, до или после полной оплаты переходит право собственности (см. п. 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91Н, п. 4 ПБУ № 6/01).

Записи амортизации в бухгалтерском учете ведут следующим образом:

Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 02 — начислена амортизация по ОС.

По отдельным видам ОС амортизация не начисляется. К таким объектам относятся активы, которые не изменяют своих производственных качеств в процессе хозяйственной деятельности (например, земля, природные объекты, объекты культурного наследия и др).

Применение амортизационной премии при покупке ОС

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ, часть суммы, затраченной предприятием на покупку основного средства (от 10 % до 30 %), допускается списать на расходы (амортизационную премию), остальные деньги отнести в первоначальную стоимость. Это позволит уменьшить налог на прибыль.

Например, организация приобрела в качестве основного средства оборудование на 150 000 рублей. Амортизационная премия составит 15 000 рублей, а к налоговому учету принимается сумма 135 000 рублей.

Амортизационная премия не применяется к имуществу, которое было куплено в лизинг и ставится на баланс лизингополучателя (письмо Минфина от 10.03.09 № 03-03-05/34).

Срок полезного использования определяет сама организация на дату, когда ОС введено в эксплуатацию. Но она не берет ее «с потолка», а ориентируется на классификацию, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.

Все основные средства по этой классификации распределены на 10 амортизационных групп. И для каждой из них есть нижний и верхний предел.Так, компьютеры — это 2 группа ОС, и период их полезного использования составляет от 2 до 3 лет включительно.

Важно: амортизационная премия применима только в налоговом учете. В бухучете — все средства, затраченные на приобретение ОС, идут на формирование стоимости актива.

Подведем итог

Итак, компании не хватает собственных денежных ресурсов на покупку ОС, можно попытаться получить рассрочку или обратиться за поддержкой в банк или лизинговую компанию.

При этом учитывайте не только общую цену объекта и процентные ставки, но и применяемый в организации налоговый режим, возможность получить амортизационную премию и т.д.

Ищите льготные программы кредитования бизнеса на внеоборотные цели. Их перечень вы можете найти на сайте Ак Барс Банка по ссылке .

В частности, можно под разумный процент приобрести коммерческую недвижимость, купить новое оборудования или отремонтировать и модернизировать имеющиеся основные средства. Ак Барс участвует в программах льготного кредитования для малого бизнеса в рамках Постановления Правительства РФ № 1764 от 30.12.2018 и поддержки МСП для города Москвы, а также других программах поддержки бизнеса.

Источник

Актуальные вопросы внутреннего аудита закупочного процесса

Автор: Дмитрий Большаков, CIA, заместитель начальника управления аудита системы снабжения, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» 1

Закупки являются одним из ключевых расходных направлений бюджета любой организации. Высокая материальность процесса влечет его значительную коррупциогенность как в государственном 2 , так и корпоративном сегменте 3 . Наличие подобных рисков обуславливает регламентацию этого процесса как на уровне нормативных актов (изданы государством и его уполномоченными органами), так и на уровне внутренних документов предприятий (политики, регламенты взаимодействия и др.).

Следует отметить, что:

Выявление существенных рисков, способных оказать воздействие на цели, деятельность или ресурсы организации является предметом деятельности внутреннего аудита (стандарт 1220.А3). При этом внутренний аудит должен оценить риски совершения мошенничества и то, как организация управляет риском мошенничества (стандарт 2120.А2).

Указанные предпосылки объясняют пристальное внимание к закупкам со стороны внутреннего аудита.

В статье представлены основные элементы закупочного процесса, ключевые риски, а также контрольные процедуры, которые позволят их снизить/ выявить.

Составляющие закупочного процесса и ключевые контрольные процедуры

Укрупненно закупки любой организации можно представить в виде следующей последовательности этапов:

планирование закупок (включая формирование требований к продукции),

подготовка к проведению закупок и их объявление,

проведение закупочных процедур и выбор поставщиков.

В зависимости от масштаба организации процедуры закупок могут быть детально формализованы на уровне политик и регламентов взаимодействия или просто сводиться к оплате на основе выставленных контрагентами счетов.

Дефекты закупочного процесса могут быть изначально заложены в его структуре (например, отсутствие контролей в наиболее проблемных/ рисковых этапах) или стать следствием ненадлежащего дизайна контрольных процедур, некачественного их выполнения, умышленных действий работников (корпоративное мошенничество).

I. Планирование закупок

Данный этап включает:

определение потребности в закупаемых товарах, работах, услугах;

оценку наличия средств для закупки;

определение требований к закупаемой продукции и поставщикам.

Можно выделить следующие ключевые риски на данном этапе:

1. Закупка в отсутствие необходимых финансовых средств.

Одним из непременных условий возможности закупки является наличие средств. Обычно проверка их наличия является одним из начальных шагов, без которых нельзя инициировать закупочную процедуру. Последствием отсутствия денег станет невозможность заключения договора, оплаты на договорных условиях, риск потери репутации у партнеров.

Читайте также:  Способы как пополнить qiwi

2. Установление необоснованных требований к закупаемой продукции.

До инициирования закупки необходимо определить, что именно нам нужно. Для этого следует определить характеристики продукции, ее технические параметры. Следствием некачественного их определения могут быть завышенные требования (установление их под «конкретного» поставщика) или недостаточные технические параметры продукции.

при закупке услуг по комплексной уборке помещений заказчик установил требования к мешкам для сбора мусора: они должны быть изготовлены из ПНД/ПНВ толщиной 50-60 мкм размером 500-70*600-1100 мм и быть черного, синего, зеленого или красного цвета. Данные требования были признаны неправомерными решением Московского УФАС России (дело №1-00-162/77-16 по жалобе ООО «Альфа» на действия заказчика) 4 ;

заказчик в документации о закупке указал конкретный товарный знак и марку офисной бумаги, необходимой ему для использования. Суд признал, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, является ограничением конкуренции 5 .

3. Установление необоснованных/ неоднозначных требований к поставщику.

В большинстве случаев для выбора контрагента, способного качественно исполнить свои обязательства, проводится оценка его производственных мощностей, кадрового состава. Оценка поставщика также необходима для соблюдения принципа должной осмотрительности, определенного налоговым законодательством 6 . Однако на практике требования, устанавливаемые к квалификации потенциального поставщика, могут быть как недостаточными, так и избыточными.

при закупке были установлены требования о наличии лицензии на предоставление услуг связи. Однако требование о том, что участники закупки должны являться операторами связи, установлено не было. В итоге комиссией Московского УФАС России жалоба участника закупки, отклоненного из-за отсутствия данной лицензии, была признана обоснованной (решение от 27.12.2017 №223ФЗ-1073/17 по жалобе ООО «ТВЕРЦ» на действия заказчика 7 );

при закупке Модульной мобильной подстанции 2Х25 МВА 110/20(10) кВ Заказчик установил требование о наличии 2-хлетнего опыта поставки аналогичного оборудования. При этом из документации нельзя определить, что понимается под «аналогичным» оборудованием. Заказчик признан нарушившим требования Закона № 223-ФЗ (решение комиссии ФАС России от 08.10.2015 №223-ФЗ-289/15 по жалобе ООО «Юридическая фирма «Невский аукцион» на действия заказчика 8 ).

Подтверждением тезисов о существенности рисков установления необоснованных требований являются результаты исследования, проведенного Высшей школой экономики 9 в 2020 году: по итогам опроса, более 50% заказчиков придерживались стратегии определения поставщика до фактического проведения закупки (закупка формируется изначально под конкретного «победителя»).

Протестировать этап планирования закупок и характерные для него риски внутреннему аудитору помогут следующие процедуры:

проверка наличия средств для закупки в бюджете,

оценка наличия требуемых материалов/ оборудования на складе,

анализ обоснованности и достаточности требований к закупаемой продукции,

оценка обоснованности требований, предъявляемых к поставщику.

II. Подготовка к закупке и ее объявление

Данный этап закупочного процесса включает в себя:

определение цены продукции (начальной цены при проведении торгов);

инициирование процедуры (направление запросов предложений поставщикам, объявление закупки на сайте организации или на электронных торговых площадках).

Можно выделить следующие ключевые риски, присущие данному этапу:

1. Некорректность определения цены.

На практике нередко встречаются ситуации, когда начальная цена закупки определена неправильно. Как правило, она бывает завышена, в итоге мы получим завышенную стоимость закупаемой продукции (и избыточные расходы), либо «фиктивную» экономию.

Так, по оценке экспертов, привлеченных Счетной палатой Российской Федерации, при участии в торговых процедурах компаний и заказчиков, состоящих в сговоре, снижение ценового предложения победителя закупки составляет от 0 до 5 % от начальной цены контракта, при этом она завышается в диапазоне от 30 до 80%. При участии реально конкурирующих компаний среднее снижение цены в результате таких закупок составляет около 25% 10 .

По мнению Счетной палаты Российской Федерации, «необоснованное определение заказчиками начальной цены контракта генерирует значимые риски осуществления неэффективной закупки и коррупционные риски». Доля нарушений при ее определении составила 45% от суммы выявленных нарушений в сфере закупок (47 нарушений на сумму 105,7 млрд. руб.) 11 .

2. Некорректное формирование лотов.

Данный риск можно охарактеризовать двумя возможными ситуациями: искусственным «дроблением» закупок и их необоснованным укрупнением. Эти проблемы часто наблюдаются в сфере государственных закупок и являются предметом рассмотрения контрольных органов, включая Федеральную антимонопольную службу.

«Дробление» закупок – искусственное разделение одного крупного контракта/ закупки на несколько мелких 12 . Это позволяет избежать проведения конкурентных закупок или уйти из фокуса внимания к данным закупкам (ниже сумма – меньше контроль).

Необоснованное укрупнение закупок преследует иные цели. Например, включение в один лот различных по функциональным и техническим характеристикам товаров, работ и услуг. Это существенно ограничивает конкуренцию 13 .

в один лот были включены авиационные масла, имеющиеся в широком доступе, и масла, разрешенные к применению в вооружении, круг поставщиков которых крайне ограничен. Заказчик был привлечен к административной ответственности за ограничение конкуренции (постановление 11 Арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу А65-16056/2019);

в один лот объединены проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и поставка оборудования. Заказчик привлечен к административной ответственности за ограничение конкуренции (определение Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2017 №А56-82425/2016).

3. Несвоевременность инициирования закупки.

Закупка может быть инициирована как слишком рано, так и слишком поздно. И если для услуг или работ раннее заключение договора проблем, как правило, не представляет, то при закупке товаров необходимо обратить внимание на устанавливаемые сроки поставки и их соответствие графикам производства работ (прогнозу/ плану продаж). Наибольшую проблему может составить позднее инициирование закупочной процедуры, следствием чего станет невозможность своевременной поставки или производства работ.

срок поставки компьютерной техники – в течение 15 дней со дня обращения заказчика. Однако, согласно коммерческим предложениям поставщиков данного оборудования, возможный срок – 4 месяца. Комиссия ФАС России пришла к выводу, что срок поставки, установленный в документации об аукционе, не позволяет надлежащим образом поставить товар (решение от 10.11.2015 №К-1498/15 по жалобе ООО «Информационные системы связи и безопасности» на действия заказчика 14 ).

4. Отсутствие информирования поставщиков о проводимой закупке.

Даже в условиях крупных компаний, закупочная деятельность которых детально регламентирована и прозрачна, вопрос информирования широкого круга поставщиков о проводимых закупках является крайне актуальным. Известны факты, когда при проведении государственных закупок публикуемые на портале государственных закупок извещения в описании закупаемой продукции содержали латинские символы (имитирующие кириллицу), что не позволяло потенциальным поставщикам находить интересные им закупки 15 .

В настоящее время информирование поставщиков может осуществляться посредством электронных торговых площадок (публикации объявлений, рассылки поставщикам по видам экономической деятельности (ОКВЭД), на сайтах компании-заказчика, либо иными способами, принятыми в организации). Вместе с тем, конкуренция может быть ограничена путем некорректного установления кода закупаемой продукции (ОКПД2) 16 .

Оценить существенность рисков данного этапа можно путем проведения следующих процедур:

анализ рыночных цен на закупаемую продукцию;

анализ цен ранее заключенных договоров;

оценка соблюдения требований внутренних документов при определении цены закупки;

оценка наличия в плане закупок нескольких процедур одной номенклатуры;

анализ лота на предмет однотипности включенной в него продукции;

сравнение сроков вовлечения продукции в графиках производства и сроков заявления в закупку; сравнение планов продаж, складских остатков закупаемой номенклатуры, сроков изготовления закупаемой продукции со сроками закупок;

Читайте также:  Галстуки мужские завязать все способы

анализ списков поставщиков, которые проинформированы о закупке (у которых запрошены коммерческие предложения).

III. Проведение закупочных процедур

Данный этап, по сути, завершает процесс закупки. Его результатом является заключенный договор либо несостоявшаяся закупка, после чего он возвращается в исходную точку. Этап содержит следующие элементы:

оценка поставщиков на предмет соответствия требованиям квалификации,

оценка соответствия предлагаемой поставщиками продукции требованиям закупки,

итоговое ранжирование предложений контрагентов и выбор поставщика.

На данном этапе можно выделить следующие ключевые риски:

1. Некорректность оценки квалификации поставщиков.

Оценка заявок участников закупок связана с крайне высокой степенью риска мошенничества и коррупции. Именно на этом этапе принимается решение, способен ли поставщик выполнить обязательства или нет. При этом оценка квалификации может иметь довольно субъективный характер: если оценить достаточность персонала и технических ресурсов можно, то уже с определением квалификации персонала – дело сложнее. Еще тяжелее оценить опыт потенциального поставщика работ/ услуг, особенно когда представленные контрагентом документы свидетельствуют о практике выполнения «аналогичных» работ, не полностью совпадающих с предметом закупки.

Таким образом, на данном этапе возможны как ошибки, обусловленные отсутствием четких утвержденных критериев оценки, так и умышленные действия, которые приведут к «двойным» стандартам и преференциям отдельным поставщикам.

при оценке опыта исполнения аналогичных договоров неправомерно приняты к оценке договоры, заключенные не в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ (по условиям закупки подлежали учету успешно исполненные договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ). Определено, что заказчик нарушил требования закона 223-ФЗ (решение Московского областного УФАС России по делу 50/07/31434ип/20 по жалобе ИП Букалова О.А. на действия заказчика 17 );

при закупке было установлено требование о необходимости наличия у участников закупки сварщика 4-го разряда. При оценке квалификации персонала заказчик не учел представленные поставщиком документы о наличии сварщика требуемой квалификации (документы были представлены в составе заявки). Действия заказчика признаны нарушающими требования Федерального закона № 223-ФЗ (решение ФАС России от 19.08.2020 №223ФЗ-654/20 по жалобе ООО «Авангард ТС» на действия заказчика 18 ).

2. Некорректность оценки характеристик предлагаемой продукции.

Не менее важным элементом выбора поставщика является оценка соответствия предлагаемой им продукции требуемым характеристикам. Нередко для технической оценки требуется привлечение квалифицированных технических экспертов, имеющих специальные знания, без которых она невозможна. На данном этапе имеется широкое поле как для ошибок, так и для намеренных действий по допуску или не допуску предлагаемой продукции.

заказчиком необоснованно отклонена заявка участника закупки из-за несоответствия предлагаемой продукции требованиям документации. Действия заказчика признаны нарушающими требования Федерального закона № 223-ФЗ (решение ФАС России от 12.08.2020 №223ФЗ-627/20 по жалобе ООО «СД-К» на действия заказчика 19 ).

3. Необоснованность итогового ранжирования предложений участников закупок.

Завершающим этапом оценки заявок участников является сравнение всех критериев оценки в соответствии с требованиями закупки. На этом этапе играют роль и результаты оценки квалификационных требований, и технических предложений участников закупок, ведь их некорректность повлечет за собой дефекты в итоговой оценке.

Проанализировать существенность рисков данного этапа можно путем проведения процедур:

проверка документов поставщиков установленным требованиям квалификации;

оценка соответствия представленных документов формальным признакам (наличие реквизитов, печатей и др.);

сравнение установленных технических требований и параметров продукции, предложенной поставщиками;

сравнение корректности оценки ценовых предложений участников закупки.

Выше представлен краткий обзор основных рисков закупочного процесса. При их выявлении целесообразно обратить внимание на следующее:

1. Уровень регламентации закупочного процесса.

Как правило, в крупных и средних компаниях закупочный процесс регламентируется достаточно подробно на уровне политик, регламентов взаимодействия, матриц закрепления ответственности. Они формализуют не только порядок и способы осуществления закупок, но и детально описывают функции участников процесса, их права и обязанности.

Стоит обратить внимание, что подробное описание процедур закупок требуется не всегда. Так, в небольших компаниях вполне может быть достаточно матрицы взаимодействия или краткой инструкции.

Однако независимо от масштаба организации целесообразно предусматривать в регламентирующих документах следующие элементы:

проверка обоснованности потребности (в срок ли закупаем, нет ли на складе, нужно ли);

независимые контроли определения начальной цены (цена/ ее расчет должна проверяться не тем, кто ее рассчитал);

порядок отбора поставщиков (проверка должной осмотрительности, оценка способности выполнить поставщиком обязательства).

2. Оценка рисков закупочного процесса.

Риски несвоевременности закупок, поставки некачественных товаров, работ или услуг, как правило, оказывают существенное влияние на деятельность любой компании. Их оценка должна на постоянной основе осуществляться менеджментом. Внутренний аудит же, с учетом результатов своей деятельности, может подтвердить оценку существенности рисков или предложить свою оценку.

В связи с высокой коррупциогенностью сферы закупок внутреннему аудиту следует обращать внимание на риски, связанные с процессом закупок несмотря на то, что в большинстве случаев они являются частью обеспечивающих процессов.

3. Периодичность проведения контрольных мероприятий со стороны внутреннего аудита.

В условиях ограниченности ресурсов внутреннего аудита выявление проблем закупочного процесса может стать элементом разных проверочных мероприятий. Так, в рамках одних аудитов могут быть изучены вопросы планирования, в рамках других – проанализировано качество выбора контрагентов.

Это позволит протестировать существующие контроли и определить их слабые места.

Каждый из этапов закупочных процедур имеет свои характерные риски. Им присущи специфические черты, их выявление нередко требует наличия специфических знаний и опыта. Однако в условиях существенного риска мошеннических действий при закупках, внутреннему аудиту необходимо уметь их выявлять, правильно определять причины и последствия выявленных наблюдений.

1 Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»), зарегистрированная в 2000 г., является профессиональным объединением более чем 4000 внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций. Подробности на сайте www.iia-ru.ru

2 Отчет о результатах Мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок за 2019 год https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf

3 «Роль конкурентного ведомства в борьбе с коррупцией и хищениями на торгах» Артюшенко Д.В, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России https://fas.gov.ru/documents/561857

4 База решений и правовых актов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации https://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/1-00-162-77-16/

5 Пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.).

6 Статья 54-1 Налогового кодекса России, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2026 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

9 Доклад «Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний» https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/359455190.pdf

10 Результаты «Мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год https://ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html

11 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» (стр.24) https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf

12 Например, «дроблению» закупок посвящено письмо ФАС России от 14.11.2019 №ИА/100041/19 https://fas.gov.ru/documents/686067

13 Письмо Минэкономразвития России от 28.11.2016 Д28и-3238, разъяснение Управления ФАС России по Челябинской области https://chel.fas.gov.ru/news/12095

14 СПС «Консультант Плюс».

15 «В госконтракты вкрались лукавые буквы», Гришина Т., Николаева Д., Сапожков О., газета «Коммерсантъ» № 106 от 17.06.200 https://www.kommersant.ru/doc/1188275

16 Письмо Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 N Д28и-344.

Источник

Оцените статью
Разные способы