Анализ сказки как способ мышления

Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Елена Козлянская
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии

Большинство исследователей детский психологии сходятся во мнении, что категория «мышление» — психический процесс, благодаря которому индивид отображает существенные признаки и связи предметов, предвидит будущее и действует планомерно и целенаправленно. Безусловно, что данные признаки присутствуют и в процессе формирования детского мышления, но он имеет свои специфические особенности. Так, у дошкольника, мышление формируется под воздействием. В первую очередь, благодаря совокупному влиянию и усвоению наглядно — действенных образов. Ему через понятные образы легче отождествлять себя с окружающим миром и происходящими в нем явлениями, вычленять наиболее яркие для понимания эпизоды, своеобразные отрывочные, но важные для него знания о мире.

Как известно, мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт. Именно отсутствие достаточного опыта в силу возрастных особенностей младших дошкольников, детерминирует активность других, альтернативных каналов восприятия и переработки потока информации в его сознании. Такими источниками является наглядно-действенное мышление, оно позволяет младшему дошкольнику овладевать новыми знаниями, расширять их фонд, благодаря этому, ему становится доступно и другая форма развития мышления, наглядно – образное. Наглядно — образное мышление – это особый вид мышления, протекающее на основе преобразования образов восприятия в образы – представления для дальнейшего изменения, преобразования предметного содержания представлений, наделенных индивидуальными качествами личности младшего дошкольника. Важно, чтобы сформированные представления были реальными, правильными, такими, какими они существуют в реальном мире. Однако это вовсе не означает,что представления ребенка о мире не включают в себя: вымысел, мечту, фантазию, юмор. Напротив, в процессе преобразования в своем сознании вымышленных образов, событий, действий, он развивается в гармоничном единстве со своими духовными потребностями. Одной из главных таких потребностей младшего дошкольника, без сомнения, является игра. Игра не существует сама по себе, она является неотъемлемой частью жизнедеятельности младшего дошкольника. Наилучшим образом, игра входит в жизнь ребенка в сказочных образах и формах. Для него волшебные превращения, метаморфозы сказочных персонажей и др., являются естественным продолжением жизни героев, мотивируя интерес к познанию сказочного мира, к перевоплощению, к творческой активности. Наглядно – образное мышления облегчает младшему дошкольнику определение существенные связи и отношения объектов, представить их в целостной, стройной композиции. Чтобы достичь этого, ему приходится вырабатывать умения формировать представления в виде определенных операционных действиях, их эталонах, являющихся средствами оперирования образом, позволяющие ему понимать и скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов. Вымышленные представления позволяют младшему дошкольнику условно добирать «недостающий багаж» жизненного опыта, легче адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Чем шире по масштабам и содержанию представления младшего дошкольника об окружающем мире, тем больше у него материала для анализа и обобщения. Следовательно, накопление объема сказочных образов в сознании младшего дошкольника, является важнейшей предпосылкой для развития его образного мышления и личностного роста, соответствующих ожиданиям родителей и педагогов ДОУ.

Использования потенциала сказок для развития образного мышления детей, начинается с младенческого периода. В процессе их взросления сказка все больше присутствует в жизни дошкольников, она трансформируется, усложняется, так как должна нести в своем содержании развивающий его психолого-педагогическую направленность. Это означает, что «сказка растет» вместе с ребенком, иначе она не будет ему интересна. По нашему мнению содержание и форма сказки должна быть максимальным образом ориентировано на психовозрастные особенности младших дошкольников и создавать необходимый задел «опережающие зоны» для оптимального личностного роста воспитанников. Развитие образного мышления младших дошкольников средствами сказкотерапии позволяет им наилучшим образом переводить преобразование наглядных условий мыслительных действий на «язык» семантических признаков и значений. В таком процессе значение объектов выступает не только в форме разрозненных преобразовательных единиц предметного содержания, но и используется для дальнейшего обобщения, установления связей, выявлений причин событий и явлений. Развитое образное мышление позволяет младшим дошкольникам моделировать комфортную для них сказочную среду путем достаточно сложных комбинаций мыслительных операций, что развивает их творчество и преобразует познавательную деятельность, в желаемые ими, игровые формы. Сказкотерапия позволяет снимать психологическое напряжение дошкольников и служит первичной основой для формирования моделей проблемных вопросов на фоне их положительных эмоциональных переживаний. Определенным образом сказки развивают творческие стороны личности младших дошкольников, безусловно, и их образное мышление. Положительный образ, сформированный в сознании младших дошкольников, играет важнейшую воспитательную роль в мотивации их поступков и поведении. Они стараются перенести закрепленные знания через сказку в реальную жизнь, «примерить их модель», усовершенствовать, в их понимании, по подобию сказочного и существующий мир, испытывают от этого процесса наслаждение, тягу к созидательной деятельности. Формирование образного мышления средствами сказки позволяет дошкольникам постепенно переходить и к более высокому уровню обобщенного отражения средствами визуального мышления. Сказка выступает не только средством или ключом к творческой деятельности младшего дошкольника, но и является, прежде всего, для него главным смыслом жизнедеятельности, широким окном к познанию мира и себя. Первичные представления, полученные дошкольниками об окружающем мире и ставшие их опытным материалом, транслируются ими в творческую деятельность благодаря системе сформированных смысловых образов, наполненных личностно важными переживаниями. Анализ практики показывает, что совершенствование форм и видов творческой деятельности дошкольников в образовательном процессе ДОУ и семейной педагогике, благоприятным образом сказывается на динамике формирования их образного, логического и чувственного типов мышления. В качестве связующего элемента между процессом развития познавательно — интеллектуальной, физической и психологической сферы развития младших дошкольников выступает игровая деятельность с включением в нее элементов вымысла и волшебства в сказочных проявлениях. Мы полагаем, что для повышения качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ целесообразно в большей степени использовать интегративный принцип в воспитании младших дошкольников. Включение в моделирование сказочных мероприятий и детских праздников ярких элементов музыкальной, танцевальной и изобразительной деятельности дошкольников, позволит не только разнообразить их творческую деятельность, но и будет способствовать укреплению дидактического потенциала сказкотерапии в интересах личностного развития каждого дошкольника и детского коллектива.

Читайте также:  Природный газ происхождение свойства применение способы добычи способы транспортировки

Особенностями формирования образного мышления воспитанников младшей возрастной группы является их высокая степень зависимости от комбинаций педагогических воздействий и взаимодействий педагогов ДОУ и семейной педагогике, уровня педагогического мастерства воспитателей, дидактических, материально-технических и социальных образовательных условий, созданных для их личностного роста, индивидуальных особенностей и склонностей детской группы и каждого воспитанника. Кроме того, другой яркой чертой, характеризующей особенности формирования образного мышления младших дошкольников, является их чрезвычайно высокая степень восприимчивости к новым игровым видам образовательной деятельности и слабая концентрация внимания на осознанных видах творческих проявлений и поведении. Именно поэтому, внедрение в дошкольный воспитательный процесс сказкотерапии позволяет успешно снимать объективные противоречия между требованиями к уровню сформированности образовательных знаний и умений в младших группах ДОУ и совокупностью их психологических, интеллектуальных и физических затрат для достижения необходимых данному возрасту образовательных показателей

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников втор: Туева Мария Андреевна, воспитатель средней группы МБДОУ N226 г. Новокузнецк, Кемеровская область. Там, где есть жизнь и свобода, есть.

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников Особенности формирования психологического здоровья дошкольников Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования.

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Презентация «Особенности мышления у дошкольников с нарушениями речи» 1. Виды мышления и их поэтапное развитие Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Семинар для педагогов ДОУ Тема: Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технол Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения».

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Источник

Русская волшебная сказка как средство развития образного мышления детей младшего школьного возраста

Русская волшебная сказка

как средство развития образного мышления детей

младшего школьного возраста.

Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на развитие мышления и личностного потенциала ребенка.

1.1 История становления русской волшебной сказки

1.2 Сила слова русской сказки

1.3 Сказочные образы и их смысловое содержание

1.4 Значение сказки в жизни детей

Читайте также:  Желчь для пяточной шпоры способ применения

1.5 Физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Глава 2. Русская волшебная сказка как средство развития образного мышления детей младшего школьного возраста.

2.1. Особенности работы со сказкой

2.2. Использование средств арт — терапии в работе со сказками

Глава 3. Экспериментальное исследование.

3.1. Организация исследования

3.2. Анализ результатов

Введение

Сказку понимают все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит вечные, неувядаемые ценности. Ярко отмечается поэтичность, задушевность, красота и глубокая правдивость сказки, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Человек был и всегда останется сыном природы. Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становятся личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Все это присутствует в сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Большое распространение зарубежных сказок и мультфильмов заполонили мышление и восприятие наших детей. Возвращение к истокам, распространение русских волшебных сказок необходимо для всестороннего развития детей. Сегодня очень мало мамочек, которые читают русские сказки своим малышам. Наблюдается более конкретно-предметное мышление у детей, чем наглядно–образное. Конкретность и узость мышления накладывает определенный запрет на чувства детей. Необходимо развивать работу со сказками для развития образного мышления.

К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию, под интеллектуальностью, понимается, прежде всего, сумма знаний, умение анализировать, синтезировать и логически прогнозировать. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Разорванность мышления взрослых, вычленяющих из многообразного, жизненного потока отдельные, важные, по их мнению, факторы, приводит к однобокости развития детей, что часто проявляется в умении говорить и неумении делать, или наоборот, ребенок способен выполнить ту или иную операцию с предметами, но не может объяснить цель и результат своих действий. Другой пример — хорошо говорящий и активно действующий, мало эмоционален, жестокосердечен, эгоистичен.

Ребенку намного важнее развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. Между тем ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Сегодня много детей не находят правильного пути в жизни. Растет наркомания и преступность. В чем же причина такого ухода? Существует ряд причин, социальные, психологические, семейные, межличностные проблемы. Детям трудно, они ищут выход, но не находят. У детей порой нет детства, не успев родиться, одни оказываются заброшенными, других «заботливые» родители сразу начинают обучать писать, читать, считать и т. д. Все больше и больше детей остается не знакомыми с русской волшебной сказкой.

Благодаря русской волшебной сказке в бессознательном человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информация о духовном развитии человека. В сказках полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости.

Очень важным является осознавание «сказочных уроков» в детстве, для успешного решения жизненных задач, будучи взрослыми.

Сказкотерапия – направление развивающееся. Много школ и детских садов используют в своей работе психологические сказки. Данная работа отличается от всеобщей практики сказкотерапии, тем, что использует только русские волшебные сказки, богатые своим энергитически емким, ровным полем, состоянием, а так же «концентратом» жизненной мудрости народа, накопленной тысячелетиями.

Развитие образного мышления, и личностного потенциала ребенка через русскую волшебную сказку.

Объект: развитие образного мышления детей.

Предмет: влияние русской волшебной сказки на развитие образного мышления детей.

1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования.

2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния русской волшебной сказки на развитие образного мышления детей младшего школьного возраста.

3. Разработать программу занятий по развитию образного мышления детей по средствам русских волшебных сказок.

4. Обработать и проанализировать результаты эксперимента.

5. Подготовить рекомендации.

Использование русских волшебных сказок позволили повысить уровень наглядно-образного мышления младших школьников.

В работе использовались следующие методы исследования:

— организационные: сравнительный (метод контрольных групп);

1. Аникин народная сказка. – М., 1997. – 96 с.

2. Азадовский русской фольклористики. Т. 1. – М., 1963. – 247 с.

Читайте также:  Как народным способом понизить температуру

3. Афанасьев воззрения славян на природу. Т. 2. – М., 1960. – 352 с.

4. Афанасьев русские сказки. – М.: «Правда», 1982. – 576 с.

5. Белинский о народной поэзии. Т. 5.– М., 1956. – 184 c.

6. Библиотека русского фольклора. Советская Россия. 1 кн. Сост. – М., 1988. – 293 с.

7. Метафора. Теория метафоры. – М.: «Прогресс», – 1990. – 357 с.

8. Благой русской литературы 18 века. – М., 1995. – 314 с.

9. Бородкин мышления. – М., 1997. – 268 с.

10. Буслаев очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. – С-Пб., 1961. – 199 с.

11. Вачков . – М.: «Ось-89», 20с.

12. У истоков русского фольклора. – М., 1994. – 198 с.

13. Демин . – М., 2000. – 245 с.

14. и др. Психофизиология ребенка. – С-Пб.: «Владос», 2000. – 401 с.

15. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 2. – М., 1931. – 284 с.

16. Жемчужина народной мудрости. Сост. – М.: Издательство АСТ, 2000. – 321 с.

17. Зинкевич-Евстигнеева по сказкотерапии. – С-Пб.: , 2001. – 310 с.

18. Зимняя психология. – Ростов-на-Дону, 1997. – 415 с.

19. Зеньковский детства. – Екатеринбург, 1995. – 465 с.

20. Иванов и ученик. – Самара: Сам ГПУ, 1999. – 243 с.

21. Иванова Земли. Т. 1.– Самара: Сам ГПУ «Тригла», 1999. – 298 с.

22. Иванова души. Ч. 1. Русский счет. – Самара: Сам ГПУ 2001. – 307 с.

23. , Иванова развитие ребенка. – Самара, 2000. – 348 с.

24. Квач образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: «Владос», 2001. – 410 с.

25. Короткова – для светлого ума закваска. – М.: , 2001. – 167 с.

26. Кастомаров мифология. – Киев: «Лебедь», 1994. – 457 с.

27. Мерзляков риторика, или правила, относящиеся ко всем родом сочинений прозаических. – М., 1928. – 114 с.

28. Миллер сказка в культурно-историческом освещении. – М., 1894. – 366 с.

29. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. – М., 1995. – 446 с.

30. Никифоров , ее бытование и носители. – М., 1930. – 269 с.

31. Новиков восточнославянской волшебной сказки. – С-Пб., 1974. – 320 с.

32. Новиков сказка в записях и публикации первой половины 19 века. – Л., 1961. – 370 с.

33. , Горичева сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – М.: Академия развития, 1998. – 184 с.

34. Персонажи славянской мифологии. Сост. – Киев: «Косар», 1993. – 342 с.

35. Пропп сказка. – М.: «Лабиринт», 2000. – 246 с.

36. Пропп корни волшебной сказки. – С-Пб., 1946. – 342 с.

37. Пропп сказки. – М., 1969. – 426 с.

38. О мифическом значении некоторых образов и поверий. – М., 1965. – 336 с.

39. Померанцева персонажи в русском фольклоре. – М., 1975. – 322 с.

40. Померанцева русской сказки. – М., 1965. – 167 с.

41. Брег. Система оздоровления. – С-Пб., 1999. – 277 с.

42. Русские народные сказки. Т. 1. – М.: «Феникс», 1995. – 493 с.

43. , Афонькин пальчиковых игр. – С-Пб.: «Кристалл», 1998. – 172 с.

44. Исцеление словом. – С-Пб.: «Невский проспект», 2001. – 325 с.

45. Хатха – йога. – С-Пб.: «Диля», 1999. – 289 с.

46. Сидоренко математической обработки в психологии. – С-Пб.: , 2002. – 350 с.

47. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. – М.: «Сфера», 2000. – 365 с.

48. Савина гимнастика. – М., 2000. – 283 с.

49. . Труды. – М.: «Конон», 1992. – 326 с.

50. Сухомлинский отдаю детям. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

51. Тренинг по сказкотерапии. Сост. Зинкевич- – С-Пб.: «Речь», 2000. – 312 с.

52. Умом и сердцем. Сост. – М., 1982. – 354 с.

53. , Нефедова . – М.: АСТ, 2001. – 240 с.

54. Франц фон сказки. – С-Пб., 1998. – 432 с.

55. и др. Сказка как источник творчества. – М.: «Владос», 2001. – 269 с.

56. Как мысль превратить в чудо-лекарство. – М.: «Омега пресс», 2001. – 340 с.

57. Цвынтарный пальчиками и развиваем речь. – С-Пб.: «Лань», 1998. – 356 с.

58. Шейбнинг значение русских сказок и былин. – М., 1962. – 322 с.

59. Шестопалов упражнения. – Ростов-на-Дону: «Проф –Пресс», 2001. – 203 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы