- Факторный анализ показателей рентабельности
- Метод цепных подстановок онлайн
- Общая характеристика метода цепных подстановок
- Формула метода цепных подстановок
- Пример анализа методом цепных подстановок
- Онлайн-калькулятор метода цепных подстановок
- Факторный анализ рентабельности, предложенный Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.
- Тема 4. Метод детерменированного факторного анализа
- 4.1. Метод цепных подстановок
- 4.2. Метод абсолютных разниц
- 4.3. Метод относительных разниц
- 4.4. Интегральный метод
- 4.5. Метод логарифмирования
Факторный анализ показателей рентабельности
С помощью метода цепных подстановок определяется влияние изменений рентабельности продаж за счет факторов изменения выручки от продажи продукции и себестоимости. Исходные данные для факторного анализа изменения рентабельности продаж приведены в табл. 3.6.
Исходные данные для факторного анализа показателей
Показатели | Предыдущий период | Отчетный период | Изменение (+,-) |
1. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | |||
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | |||
3. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | -2142141 | ||
4. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % | 10,41 | 3,64 | -6,77 |
Как видим, рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась на 6,77 процентных пункта. На это отклонение оказали влияние два фактора: изменение объема продаж и себестоимости.
Используем метод цепных подстановок. Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить «условный» (промежуточный) показатель рентабельности при отчетной выручке от продажи ( ) и базисной себестоимости (
):
.
1. Влияние изменения объема продаж на уровень рентабельности продаж:
2. Влияние фактора изменения себестоимости на уровень рентабельности продаж:
3. Сумма факторных изменений дает общее изменение рентабельности продаж за период:
Результаты факторного анализа показали, что рост объема продаж оказал на уровень рентабельности продаж положительное влияние (+14,735 % при неизменной себестоимости). Однако повышение себестоимости оказало более высокое отрицательное влияние (-21,505 %), в силу чего и произошло снижение рентабельности продаж.
Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 1478 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Метод цепных подстановок онлайн
Быстрая навигация по странице:
Общая характеристика метода цепных подстановок
Факторный анализ различных зависимостей достаточно широко применяется в практических расчетах. Наибольшей популярностью при проведении таких исследований пользуется метод цепных подстановок, что связано с его относительной простой и возможностью применения для анализа разных типов факторных моделей: мультипликативных, аддитивных, кратных, смешанных. Сущность рассматриваемого метода заключается в том, что в процессе подстановок производится последовательная замена значений факторов. При этом исходная таблица строится так, чтобы взаимосвязанные факторы всегда размещались по степени уменьшения их количественного влияния, т.е. сначала располагаются количественные показатели, а далее качественные (экстенсивные) факторы. В том случае, когда количественных (качественных) показателей несколько, то вначале размещаются наиболее общие из них. При практических вычислениях определяются некие условные значения результирующего показателя по следующему алгоритму: так, в первой подстановке выполняется замена значения базисного периода первого фактор на его величину в отчетном периоде. Вычитая из полученного условного значения показателя после первой замены его базисную величину, получаем размер влияния первого фактора, т.к. именно с этим фактором связано различие вычисленных величин показателей первой подстановки. Таким образом, приняв условие, что влияние других факторов, кроме первого, исключено (элиминировано), рассчитываем размер его влияния на показатель.
Размещено на www.rnz.ru
В следующей подстановке происходит замена следующего (второго) фактора, а именно его базисная величина заменяется на фактическую. Все прочие показатели берутся из предшествующей (первой) подстановки без замены. То есть, что первый фактор берется его фактической величиной, второй — так же фактической, остальные (если есть) — базисными. В результате полученное значение скорректированного показателя после второй замены будет отличаться от предыдущего только вторым фактором. Для исчисления величины его влияния на показатель требуется от суммы показателя второй подстановки отнять значение показателя первой подстановки. Дальнейшие расчеты производятся по такому же алгоритму. Количество подстановок всегда будет на единицу меньше количества факторов, т.к. в последней подстановке используются все фактические (отчетные) величины показателей. Для расчета величины влияния последнего фактора в моделях с любым их числом требуется от фактического (отчетного) значения итогового показателя отнять величину, полученную при расчете последней подстановки.
Сумма величин влияния всех факторов должна совпадать с величиной общего изменения итогового показателя. Если этого равенства не получается, то необходимо найти ошибку в вычислениях. Существенным условием правильности применения рассматриваемого метода цепных подстановок является соблюдение правила: каждая рядом стоящая замена должна отличаться только одним фактором, величина влияния которого и рассчитывается.
Формула метода цепных подстановок
Формула метода цепных постановок будет зависеть от количества факторов, из которых построена модель анализируемого показателя. Например, для двух факторов и мультипликативной модели применение рассматриваемого метода будет опираться на следующую систему формул:
Формула метода цепных подстановок
Пример анализа методом цепных подстановок
В качестве примера рассмотрим факторный анализ продаж. В общем случае объем продаж предприятия зависит от цены, по которой осуществлялась продажа товаров и от количества проданных товаров. Тогда факторную модель для анализа продаж можно записать следующим образом (мультипликативная модель): W = Q * P, где W — выручка (объем продаж), P — цена единицы товара, Q — количество проданных единиц товара. Таблица исходных данных будет следующая:
Показатель | По плану | Фактически |
---|---|---|
Продано продукции, шт. | 2000 | 2500 |
Цена продажи единицы продукции, руб. | 5.5 | 6.2 |
Объем продаж, руб. | 11000 | 15500 |
Выполним необходимые расчеты:
W0 = 2000 * 5.5 = 11000 руб.
Wусл1 = 2500 * 5.5 = 13750 руб.
W1 = 2500 * 6.2 = 15500 руб.
ΔWQ = 13750 — 11000 = 2750 руб.
ΔWP = 15500 — 13750 = 1750 руб.
Проверка: 2750 + 1750 = 4500 = 4500 руб., результаты расчетов совпадают.
Вывод: анализ полученных результатов показывает, что в целом объем продаж увеличился на 4500 руб. Данное изменение произошло под влиянием следующих причин: за счет роста количества проданной продукции на 500 шт. объем продаж увеличился на 2750 руб. За счет роста цены продажи единицы продукции на 0.7 руб. объем продаж увеличился на 1750 руб.
Онлайн-калькулятор метода цепных подстановок
Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данных показателей и заполнить таблицу. Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает факторный анализ способом цепных подстановок онлайн. Для проведения анализа по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн-калькулятора и нажмите кнопку «Выполнить расчет».
Источник
Факторный анализ рентабельности, предложенный Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.
Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж.
Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
где,
Rп — рентабельность продаж;
Пп — прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:
P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N
где,
P — Прибыль балансовая;
F — Средняя стоимость основных фондов;
E — Средние остатки материальных оборотных средств;
N — Выручка от реализации продукции;
P/N — Рентабельность продаж;
F/N + E/N — Капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N — затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N — соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т. е. за счет факторов интенсификации производства.
Источник
Тема 4. Метод детерменированного факторного анализа
4.1. Метод цепных подстановок
Метод цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений результативного показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать — значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:
где a0, b0, c0 — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;
a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;
ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b соответственно.
Общее изменение Δу = у1 — у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:
Рассмотрим пример. Исходные данные для факторного анализа сведены в таблицу 4.1. На основе этих данных проведем описанным выше способом анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки.
Исходные данные для факторного анализа
Показатели | Услов. обозн-я | Базисные значения (0) | Фактические значения (1) | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|
Абсолютное (+,- ) | Относительное (%) | ||||
Объем товарной продукции, тыс. руб. | ТП | 2920 | 3400 | +480 | 116,40 |
Количество работников, чел | Ч | 20 | 25 | +5 | 125,00 |
Выработка на одного работающего, тыс. руб. | СВ | 146 | 136 | -10 | 93,15 |
Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:
Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:
Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель:
Таким образом, на увеличение объема товарной продукции на 730 тыс. руб. положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников. Отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.
Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
- при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
- если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то в первую очередь определяется влияние факторов первого порядка, затем второго и т.д.
Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).
Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).
4.2. Метод абсолютных разниц
Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели.
4.3. Метод относительных разниц
Метод относительных разниц также является одной из модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а · в · с методика анализа следующая:
находят относительное отклонение каждого факторного показателя:
определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора
Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:
Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:
Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.
4.4. Интегральный метод
Интегральный метод применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Метод позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению с методами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т. е. можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе:
4.5. Метод логарифмирования
Метод логарифмирования применяется для измерения влияния факторов только в мультипликативных моделях. Данный метод обеспечивает высокую точность расчетов. При этом результаты не зависят от местоположения факторов в модели. Дополнительный прирост от взаимодействия факторовраспределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя (пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму результативного показателя). При расчетах используются как натуральный, так и десятичный логарифм.
Рассмотрим возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщим вышеизложенное в виде матрицы (табл. 4.2).
Сферы применения способов детерминированного факторного анализа
Способы | Тип модели | |||
---|---|---|---|---|
Мультипликативные | Аддитивные | Кратные | Смешанные | |
Цепной подстановки | + | + | + | + |
Абсолютных разниц | + | — | + | — |
Относительных разниц | + | — | — | у = а · (в — с) |
Интегральный | + | — | + | у = a / Σвi |
Логарифмический | + | — | — | — |
Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебн.пособ., — Улан-Удэ, 2003.
Источник