Анализ невязок способы выяснения причин образования недопустимо больших невязок

Точность определения координат судна

Определение места судна, как и счисление пути, имеет целью контролировать движение судна по заданному маршруту.

Навигационно-гидрографические условия плавания на каждом участке маршрута обусловливают требования к точности обсерваций и затратам времени на определение места.

Ограничения возможностей судовых технических средств и спо­собов навигации, необходимые точность обсервации и время на ее выполнение обусловливают выбор способа определения места судна в конкретном районе.

Место судна определяется при:

подходе к району со стесненными условиями плавания, берегу, навигационным опасностям, системе разделения движения, зоне действия системы УДС;

сдаче вахты (сдающим вахту помощником капитана) и приеме вах­ты (принимающим вахту помощником капитана);

аварийном случае с судном;

получении сигнала бедствия;

обнаружении неизвестных опасных объектов и глубин, наличии необычных природных явлений;

подходе к точке поворота и после его завершения, если это целесообразно;

подходе к месту скопления судов, району ограниченной видимости и во всех других случаях, требующих знания точного места судна.

Дискретность обсерваций устанавливается капитаном. Сокращать время между обсервациями до менее 5 мин, как правило, неце­лесообразно. 12

Расчеты показывают, что при плавании вблизи берегов точность счислимого места судна через 10 мин после обсервации в 1,5 раза, а через 15 мин в 2 раза ниже точности обсервации.

Качество обсерваций обеспечивается правильным опознанием и выбором ориентиров, точным измерением навигационных пара­метров, учетом поправок, избыточными измерениями, нейтра­лизацией ограничений технических средств и методов измерений, разумным их сочетанием.

Возможны случаи, когда счислимое место судна точнее обсервованного, поэтому каждый перенос счисления в обсервованную точку должен быть обоснован анализом невязки.

Посадки судов на мель в большинстве случаев являлись следствием слепого доверия к достоверности места судна.

Если невязка превышает допустимую величину, это свиде­тельствует о возможном промахе в обсервации или счислении. За допустимую величину невязки можно принять удвоенную сумму средних квадратических погрешностей (СКП) счислимого места и обсервации.

До выяснения причины образования недопустимо большой невязки достоверность места судна считается сомнительной. В этом случае около условного обозначения обсервации на карте ставится знак вопроса.

Достоверность счислимого места в случае большой невязки проверяют:

сличением показаний компасов и проверкой проложенного на карте курса;

сличением отложенного на линии пути расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости судна и времени плавания после обсервации (при отсутствии лага — контрольным расчетом);

одновременно проверяется правильность использования масштаба карты;

контролем правильности переноса счисления с одной карты на другую.

Если есть сомнение относительно точности обсервации, место судна (по возможности без промедления) определяется снова и желательно иным способом.

Обсервация считается принятой, если ее обозначение на карте не сопровождается знаком вопроса.

Если при проверке навигационной прокладки возникают сомнения, к какой из счислимых точек относится обсервация, счислимая точка соединяется с соответствующей ей обсервацией стрелкой.

Источник

Методы определения координат судна

Определение места судна, как и счисление пути, имеет целью контролировать движение судна по заданному маршруту.Навигационно-гидрографические условия плавания на каждом участке маршрута обусловливают требования к точности обсерваций и затратам времени на определение места.

Ограничения возможностей судовых технических средств и спо­собов навигации, необходимые точность обсервации и время на ее выполнение обусловливают выбор способа определения места судна в конкретном районе.

Место судна определяется при:

подходе к району со стесненными условиями плавания, берегу, навигационным опасностям, системе разделения движения, зоне действия системы УДС;

Читайте также:  Решение задач различными способами примеры

сдаче вахты (сдающим вахту помощником капитана) и приеме вах­ты (принимающим вахту помощником капитана);

аварийном случае с судном;

получении сигнала бедствия;

обнаружении неизвестных опасных объектов и глубин, наличии необычных природных явлений;

подходе к точке поворота и после его завершения, если это целесообразно;

подходе к месту скопления судов, району ограниченной видимости и во всех других случаях, требующих знания точного места судна.

Дискретность обсерваций устанавливается капитаном. Сокращать время между обсервациями до менее 5 мин, как правило, неце­лесообразно. 12

Расчеты показывают, что при плавании вблизи берегов точность счислимого места судна через 10 мин после обсервации в 1,5 раза, а через 15 мин в 2 раза ниже точности обсервации.

Качество обсерваций обеспечивается правильным опознанием и выбором ориентиров, точным измерением навигационных пара­метров, учетом поправок, избыточными измерениями, нейтра­лизацией ограничений технических средств и методов измерений, разумным их сочетанием.

Возможны случаи, когда счислимое место судна точнее обсервованного, поэтому каждый перенос счисления в обсервованную точку должен быть обоснован анализом невязки.

Посадки судов на мель в большинстве случаев являлись следствием слепого доверия к достоверности места судна.

Если невязка превышает допустимую величину, это свиде­тельствует о возможном промахе в обсервации или счислении. За допустимую величину невязки можно принять удвоенную сумму средних квадратических погрешностей (СКП) счислимого места и обсервации.

До выяснения причины образования недопустимо большой невязки достоверность места судна считается сомнительной. В этом случае около условного обозначения обсервации на карте ставится знак вопроса.

Достоверность счислимого места в случае большой невязки проверяют:

сличением показаний компасов и проверкой проложенного на карте курса;

сличением отложенного на линии пути расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости судна и времени плавания после обсервации (при отсутствии лага — контрольным расчетом); одновременно проверяется правильность использования масштаба карты;

контролем правильности переноса счисления с одной карты на другую.

Если есть сомнение относительно точности обсервации, место судна (по возможности без промедления) определяется снова и желательно иным способом.

Обсервация считается принятой, если ее обозначение на карте не сопровождается знаком вопроса.

Если при проверке навигационной прокладки возникают сомнения, к какой из счислимых точек относится обсервация, счислимая точка соединяется с соответствующей ей обсервацией стрелкой.

Источник

Анализ невязок способы выяснения причин образования недопустимо больших невязок

Войти через uID

Определение места судна, как и счисление пути, имеет целью контролировать движение судна по заданному маршруту.Навигационно-гидрографические условия плавания на каждом участке маршрута обусловливают требования к точности обсерваций и затратам времени на определение места.Ограничения возможностей судовых технических средств и способов навигации, необходимые точность обсервации и время на ее выполнение обусловливают выбор способа определения места судна в конкретном районе.

Место судна определяется при:

подходе к району со стесненными условиями плавания, берегу, навигационным опасностям, системе разделения движения, зоне действия системы УДС;

сдаче вахты (сдающим вахту помощником капитана) и приеме вахты (принимающим вахту помощником капитана);

аварийном случае с судном;

получении сигнала бедствия;

обнаружении неизвестных опасных объектов и глубин, наличии необычных природных явлений;

подходе к точке поворота и после его завершения, если это целесообразно;

подходе к месту скопления судов, району ограниченной видимости и во всех других случаях, требующих знания точного места судна.

Дискретность обсерваций устанавливается капитаном. Сокращать время между обсервациями до менее 5 мин, как правило, нецелесообразно. 12

Расчеты показывают, что при плавании вблизи берегов точность счислимого места судна через 10 мин после обсервации в 1,5 раза, а через 15 мин в 2 раза ниже точности обсервации.

Читайте также:  Использование видеоувеличителей является самым современным способом чтения для детей

Качество обсерваций обеспечивается правильным опознанием и выбором ориентиров, точным измерением навигационных параметров, учетом поправок, избыточными измерениями, нейтрализацией ограничений технических средств и методов измерений, разумным их сочетанием.

Возможны случаи, когда счислимое место судна точнее обсервованного, поэтому каждый перенос счисления в обсервованную точку должен быть обоснован анализом невязки.

Посадки судов на мель в большинстве случаев являлись следствием слепого доверия к достоверности места судна.

Если невязка превышает допустимую величину, это свидетельствует о возможном промахе в обсервации или счислении. За допустимую величину невязки можно принять удвоенную сумму средних квадратических погрешностей (СКП) счислимого места и обсервации.

До выяснения причины образования недопустимо большой невязки достоверность места судна считается сомнительной. В этом случае около условного обозначения обсервации на карте ставится знак вопроса.

Достоверность счислимого места в случае большой невязки проверяют:

сличением показаний компасов и проверкой проложенного на карте курса;

сличением отложенного на линии пути расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости судна и времени плавания после обсервации (при отсутствии лага — контрольным расчетом);

одновременно проверяется правильность использования масштаба карты;

контролем правильности переноса счисления с одной карты на другую

Если есть сомнение относительно точности обсервации, место судна (по возможности без промедления) определяется снова и желательно иным способом.

Обсервация считается принятой, если ее обозначение на карте не сопровождается знаком вопроса.

Если при проверке навигационной прокладки возникают сомнения, к какой из счислимых точек относится обсервация, счислимая точка соединяется с соответствующей ей обсервацией стрелкой.

Источник

Билет № 18

Корректируемое счисление, оценка точности текущих координат, анализ обсерваций.

Наиболее распространенным штурманским методом контроля является корректируемое счисление — периодические обсервации, в промежутках между которыми ведется счисление координат судна (причем с развитием технических средств судовождения дискретность обсерваций все более уменьшается).

Счисление обеспечивает непрерывность контроля, расчет поворотов, опознавание ориентиров, контроль обсерваций на промах, определение (по результатам обсерваций) действующего вектора сноса, выдачу счислимых координат для решения различных навигационных задач (в том числе для расчета обсервованных координат от счислимого места при обобщенном способе линий положения). В свою очередь, навигационные обсервации позволяют периодически уточнять место судна, сбрасывать накапливающиеся погрешности счисления, выявлять действующие систематические факторы (например, снос течением) и тем самым повышать точность самого счисления.

Средняя квадратичная погрешность (СКП) текущего места судна при корректируемом счислении

где Мо — СКП исходной обсервации, от которой ведется счисление; MC(t) — СКП счисления за время плавания от исходной обсервации tС определяемая формулами (6.26):

Кс — коэффициент точности счисления, характеризующий скорость нарастания погрешностей счисления и определяемый экспериментально для различных условий плавания.

СКП счислимого места (18.47) монотонно нарастает по мере плавания по счислению от нулевого значения (кривая 1 на рис. 18.4), а СКП текущего места (18.46) — от уровня Мо (кривая 2). При периодических обсервациях (периодически корректируемое счисление) график Мт(1) имеет «пилообразную» форму (кривая 3), где нижний уровень погрешностей определяется значением Мо, скорость нарастания погрешностей — коэффициентом Кс, а время нарастания погрешностей — дискретностью обсерваций (Δt).

При малой дискретности обсерваций (Δt→0) возможен режим об­сервационного счисления — счисление координат, выполняемое путем совместной автоматизированной обработки данных от средств обсервации и счисления. Обсервационное счисление является наиболее эффективным и надежным приборным методом контроля за местоположением и движением судна, СКП текущих координат (в установившемся режиме) может быть меньше СКП обсерваций (кривая 4). Однако данный метод возможен лишь при использовании средств автоматизации судовождения.

Читайте также:  Самый верный способ не получить верную пару школьные

В режиме корректируемого счисления обсервации необходимо тща­тельно анализировать для того, чтобы оценивать надежность счисления и обсерваций, произвести контроль на промахи, выявить и учесть систе­матические факторы.

Практикой выработано понятие «надежность обсервации». Обсервация считается надежной, если одновременно выполняются условия: 1) навигационные измерения выполнялись с помощью исправных технических средств с надежными известными поправками; 2) измерения выполнялись в пределах зоны хорошей видимости ориентиров или уверенного приема сигналов РНС при обычном уровне помех; 3) избыточность измерений обеспечивает контроль промахов; 4) ориентиры (станции РНС) подобраны оптимально; 5) ориентиры надежно опознаны (многозначность измерений надежно устранена); 6) систематические погрешности надежно учтены, а случайные имеют обычный Уровень; 7) применяемые методы обработки измерений либо исключают возможность промахов, либо допускают контроль на промахи; 8) расстояние между обсервациями соответствует скорости судна и времени, а угол сноса и путевая скорость — условиям плавания; 9) СКП обсервации по меньшей мере втрое меньше, чем СКП счислимого места; 10) невязка между счислимой и обсервованной точками меньше суммы предельных радиальных погрешностей счисления и обсервации:

Большая невязка может быть следствием погрешностей или промаха в самой обсервации (повторить определение, и по возможности — другим способом), в счислении (проверить расчеты и прокладку от последней надежной обсервации), неучитываемого или неточно учитываемого сноса (проверить возможность такого сноса при действующих гидрометеоусловиях), ненадежных поправок компаса или пата либо ненадежной работы этих приборов.

Надежная обсервация может быть принята к учету для дальнейшего счисления. При любых сомнениях место судна, по возможности, определяется снова, желательно другим способом. До выяснения причины появления большой невязки достоверность места судна считается сомнительной.

Оценка надежности обсерваций существенно упрощается, если анализируется целая серия обсерваций, полученных через равные промежутки времени. При движении судна постоянным курсом и скоростью обсервованные точки должны лежать на одной прямой, расстояния между ними одинаковы (или пропорциональны времени) и соответствуют пройденному судном расстоянию, невязка либо постоянна, либо монотонно изменяется по величине и направлению, а при переходе на другую комбинацию ориентиров не наблюдается резкого ее изменения.

Серия надежных обсерваций (рис. 18.5) позволяет решать целый ряд навигационных задач.

1. Определить (снять с карты) фактические элементы движения судна: фактический путь ПУo, фактический угол сноса

фактическую путевую скорость , где t — время между соответствующими обсервациями.

2. Определить (снять с карты) элементы, характеризующие движение судна относительно предварительной прокладки и тенденции их изменения: невязку С, боковое смешение судна с ЛЗП , продольное смешение ds, т.е. отставание (или опережение) обсервованной точки относительно счислимой вдоль ЛЗП.

3. Определить фактический вектор суммарного сноса; для этого необходимо из исходной обсервации проложить линию ИК, отложить по ней расстояние SОБ по оборотам движителя и времени, соединить полученную точку с последней обсервацией и получить вектор сноса ; тогда снять с карты направление сноса () и рассчитать скорость сноса

4. Оценить тенденцию движения судна относительно ЛЗП, спланировать вариант дальнейших действий (см. рис. 18.5):

а) если не изменять курс, то судно будет продолжать движение по линии обсерваций (ПУo), следуя в точку поворота 3;

б) если изменить ГКК на величину Δс, то судно будет следовать параллельно ЛЗП в точку поворота 2:

в) можно изменить курс таким образом, чтобы вернуться на ЛЗП; при этом оптимальная величина угла отворота

г) можно изменить курс таким образом, чтобы выйти в ранее на­меченную точку поворота 1; для этого надо снять с карты новый путь ПУн и задать рулевому новый курс

Источник

Оцените статью
Разные способы