ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Методология исследования включает в себя: (1 тип, С)
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Методология исследования включает в себя: (1 тип, С)
а) методы и модели исследования;
б) подходы исследования;
в) труд исследователей;
г) анализ конкурентной среды;
д) цели и задачи исследования.
2. Подходы, используемые в системном подходе: (1 тип, П)
3. Под проблемой понимается: (1 тип, ПС)
а) ситуация, требующая своего разрешения;
б) несоответствие фактического состояния объекта желаемому;
в) несостоятельность организации;
г) невыполнение намеченных целей.
4. Понятие методологии исследования: (1 тип, ПС)
а) совокупность методов исследования;
б) логическая схема исследования;
в) плановый подход к исследованию;
г) соответствие целей, средств и методов исследования;
д) эффективный прием полученных знаний.
5. Ситуационный подход в исследовании – это: (1тип, ПС)
а) методы проведения исследований;
б) способ мышления об организационных проблемах и их решения;
в) попытка достижения целей организации;
г) учет влияния внутренних и внешних факторах.
6. Интеграционный подход в исследовании – это: (1тип, С)
а) процесс анализа всех стадий жизненного цикла продукции;
б) исследования по горизонтали и вертикали;
в) изучение конкурентов;
г) рассмотрение сложившейся ситуации.
1. В системном подходе к исследованию основным является: (1тип, ПС)
а) знание предмета исследования;
б) тип мышления менеджера;
в) возможность моделирования явлений;
г) определение целостности и связи явлений;
д) наличие необходимой информации.
2. В понятие «поведенческого подхода» при исследовании системы управления входят следующие компоненты: (1тип, С)
а) анализ конфликтных ситуаций;
б) создание условий для реализации творческих способностей всех работников;
в) ориентация на человека и его потребности;
г) система претензий и санкций.
3. Нормативный подход к исследованию предполагает умение руководствоваться: (1тип, С)
а) нормами времени на выполнение отдельной операции рабочими;
б) Постановлениями Правительства;
в) Уставом конкретной организации;
г) должностными инструкциями;
д) нормами поведения.
4. Эффективность диалектического подхода заключается в том, что он: (1 тип, ПС)
а) предполагает учет человеческого фактора;
б) ориентирует на поиск противоречий;
в) имеет универсальный характер;
г) сокращает текучесть кадров;
5. Методология любого исследования начинается с: (1тип, С)
б) определение подхода;
в) оценки средств;
г) выбора метода.
6. Назовите принципы, не относящиеся к диалектическому подходу: (1 тип, ПС)
Источник
Тест «Методы исследования»
Содержимое разработки
Тест по теме «Методы исследования» ИП, 10 класс
1. Заполните схему типов методов:
2. Метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения — ________________________________________.
3. Способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов — ___________________________________________.
4. Способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов — ____________________________________________________.
5. Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа респондентом по указанным в нём правилам — ________________
6. Два взаимосвязанных метода, один из которых заключается в изучении частей и свойств объекта, второй – объединение в целое частей свойств, полученных в ходе первого — _______________________
7. Метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов — _________________________________.
8. Совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам — ________________________.
9. Виды классификации: _________________________________________
10. Объект или объекты, существенные признаки которых зафиксированы в понятии — ______________________________________.
Общие (теоретические, эмпирические, математические), специальные
Источник
Тесты. Дисциплина «Методы научных исследований»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И
(ФГОУВПО «РГУТИС») ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
(г. Москва) (филиал) РГУТиС Кафедра «Общественные науки»
Зам. директора по учебной работе
________________
Дисциплина «Методы научных исследований»
Специальность 100201 «Туризм». 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Методические указания для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины «Методы научных исследований»
Методические указания для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Общественные науки»
Протокол № 1 «29» авгуета2008 г.
Зав. кафедрой проф.
Методические указания по выполнению контрольных работ одобрены Учебно-методическим советом Института туризма и гостеприимства
Протокол №______________________________________ «______ »____________ 2008 г.
Председатель УМС Института туризма
и гостеприимства ФИО
Методические указания по выполнению контрольных работ разработала:
«Общественные науки» доц. Лапшина II. В.
100 заданий содержат по 6 варианта ответов, из которых правильными могут быть от одного до четырех вариантов. Необходимо указать все правильные варианты ответов.
1. Понятие «наука» ассоциируется с понятием «знание», т. к. одна из главных задач науки — получение и систематизация знаний. Знания бывают (подчеркните правильные ответы):
1) обыденные; 4) гипотетические;
2) характеристические; 5) прозаические;
3) научные; 6) проблематические.
2. Наука о туризме — комплекс фундаментальных наук, в который входят
(подчеркните правильные ответы):
1) география; 4) философия;
2) история; 5) химия;
3) экономика; 6) физика.
3. «Наука — это система, т. е. приведенная в порядок на основании
известных принципов совокупность знаний», — сказал философ XVIII в.
(подчеркните правильный ответ):
1) Сократ; 4) Б. Спиноза;
2) И. Кант; 5) М. Ломоносов;
3) О. Конт; 6) Ф. Ницше.
4. Существуют различные методы (подчеркните правильные ответы):
исследования. Методы бывают
5. Установите соответствие между словами по принципу «теза — антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов первой колонки:
1) дискретность случайность
2) динамика объективность
3) изотропия анизотропия
5) изоморфность обязанность
6) генезис статика
6. — правильное, адекватное отражение предметов и
явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют
вне и независимо от сознания.
Подберите необходимое слово, чтобы получить верное утверждение:
2) аспект; 5) закон;
3) гипотеза; 6) рефлексия.
7. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что означает (подчеркните правильный ответ):
1) путь исследования, теория,
учение;
2) эссенциальность, объективная
3) метаязык, язык, средствами
которого описываются
свойства другого языка;
4) методология, организация
3) общезначимость, способность к
4) обоснованность, системность,
8. Наука о туризме — комплекс фундаментальных наук, в который входят (подчеркните правильные ответы):
1) математика (статистика);
9. — способ применения старого знания для получения
нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Подберите необходимое слово или словосочетание, чтобы получить верное
1) методика исследования;
2) методология научного
познания;
3) метаязык, язык, средствами
которого описываются
свойства другого языка;
4) методология исследования;
5) метод исследования;
10. Современная наука — это совокупность отдельных научных отраслей, которые классифицируются по разным основаниям. Науки бывают (подчеркните правильный ответ):
1) фундаментальные; 4) специфические;
2) эмпирические; 5) прикладные;
3) теоретические; 6) неточные.
11. «На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий — это
знание метода, которым они были сделаны» — сказал известный немецкий
философ (подчеркните правильный ответ):
1) К. Маркс; 4) Л. Фейербах;
2) Д. Дидро; 5) Г. Лейбниц;
3) Ф. Ницше; 4) Д. Менделеев.
12. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки:
1) анализ конкретный
2) абстрактный относительный
4) закономерность необходимость
5) генезис безграничный
6) аспект случайность
13. Методологические подходы к исследованию социальных объектов
разнообразны. Из них можно выделить две крайние позиции (подчеркните
правильный ответ):
1) индукция — дедукция;
2) закономерность — случайность; 5) натуралистика —
3) социальность — асоциальность; гуманитаристика;
4) конструктивность — 6) объективность —
деструктивность; конструктивность.
14. Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод
строится на основе частных посылок, это (подчеркните правильный ответ):
1) интуиция; 4) анализ;
2) идея; 5) индукция;
3) дедукция; 6) изобретение.
15 .Имманентное — понятие, означающее то или иное свойство,
. присущее предмету или явлению.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) логически; 4) всегда;
2) внутренне; 5) иногда;
3) косвенно; 6) внешне.
Наука о туризме — комплекс фундаментальных наук, в который входят
(подчеркните правильные ответы):
1) психология; 4) феноменология;
2) химия; 5) социология;
3) физика; 6) биология.
17. Афористическое изречение о значимости научного исследования
«Знать, чтобы предвидеть» принадлежит французскому философу
(подчеркните правильный ответ):
1) И. Канту; 4) Вольтеру;
2) О. Конту; 5) И. Кеплеру;
3) Д. Дидро; 6) Н. Копернику.
18. В практике научного предвидения существуют различные методы
оценки будущего состояния объекта. Их объединяют в три основные
группы (подчеркните правильный вариант):
2) наблюдение, сравнение, эксперимент;
3) абстрагирование, анализ, индукция;
4) экстраполяция, дедукция, моделирование;
5) интерполяция, индукция, дедукция
6) экстраполяция, интерполяция, моделирование.
19. Синонимом научного исследования и методом исследования путем
разложения целого предмета на составные части является (подчеркните
правильный ответ): 9
1) синтез; 4) дефрагментация;
2) абстрагирование 5) формализация;
3) детализация; 6) анализ.
20. Аксиома — положение, принимаемое без логического. в
силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) доказательства; 4) анализа;
2) вывода; 5) определения;
3) предположения; 6) рассуждения.
21. Установите соответствие между словами по принципу «теза — антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов первой колонки:
22. Подберите необходимое словосочетание, чтобы получить верное
утверждение:
студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнена работа.
1) итоговая аттестационная 4) зачетная работа;
работа; 5) дипломная работа;
2) курсовая работа; 6) контрольная работа.
23. Основным, исходным положением какой-либо теории, учения, науки,
мировоззрения является (подчеркните правильный ответ):
1) синтез; 4) анализ;
2) принцип; 5) аспект;
3) гипотеза; 6) проблема.
24. Фраза «Теория — полководец, а факты ее солдаты» принадлежит
известному итальянскому ученому, архитектору, скульптору, живописцу
(подчеркните правильный ответ):
1) П. Тосканелли; 4) Леонардо да Винчи;
2) Ф. Брунеллески; 5) Дж. Саккери;
3) С. Боттичелли; 6) -Симону.
25. Всякая наука основана на фактах. Способы получения этих фактов
называются (подчеркните правильный ответ):
1) закономерностями научного 2) методами научного
3) методами научного познания; 6) научно-теоретическим
4) эмпирическими методами; мышлением.
26. — процесс образования и становления какого-либо
природного или социального явления.
Подберите необходимое слово, чтобы получить верное утверждение:
1) закономерность; 4) гипотеза;
2) конъюнктура; 5) парадигма;
3) случайность; 6) генезис.
27. Слово «теория» происходит от греческого «theoria» — исследование.
Критерием истинности и основой развития теории является (подчеркните
правильный ответ):
1) объективность; 4) доказательство;
2) практика; 5) интуиция;
28. Методология научного познания — это (подчеркните правильное
значение):
1) система взглядов на что-либо;
2) система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо
исследования;
3) способ применения старого знания для получения нового знания;
4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской
деятельности;
5) разработка плана проведения научных работ;
29. Конспект может быть (подчеркните правильные ответы):
1) логическим; 4) практическим;
2) теоретическим; 5) текстуальным;
3) методологическим; 6) тематическим.
30. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки: интегральный
2) дедукция индукция
3) организация беспорядок
4) теория субъект
5) гипотеза необходимый
6) формальный фрагментарность
31. Слово «конспект» происходит от латинского «conspect» и означает
(подчеркните правильные ответы):
1) изложение; 4) доклад;
2) краткая запись; 5) обзор;
3) диктант; 6) тезисы.
32. Правильное, адекватное отражение предметов и явлений
действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне
зависимости от сознания, называется <подчеркните правильный ответ):
1) категорией; 4) теорией;
2) истиной; 5) идеализацией;
3) гипотезой; 6) концепцией.
33. Науковедение — . , изучающий закономерности
функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) исследовательский комплекс; 4) научный процесс;
2) раздел науки; 5) научный фактор;
3) теоретический метод; 6) объект исследования.
34. Научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо
явлений — это (подчеркните правильный ответ):
1) верификация: 4) теория;
2) аналогия; 5) гипотеза;
3) антитеза; 6) доказательство.
35. Особым видом экспериментального исследования, представляющего
собой специальное задание с учетом времени его выполнения является
(подчеркните правильный ответ):
1) анализ; 4) эксперимент;
2) тест; 5) концепция;
36. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки: конкретный
1) абсолютный исключительный
2) необходимость реальный
3) отталкивание притяжение
4) потенциальный относительный
5) вероятность ограниченный
6) дискретный фрагментарность
37. Подберите необходимое словосочетание, чтобы получить верное
утверждение:
. — это итоговая аттестационная научная работа
студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в
письменном виде с соблюдением необходимых требований.
1) самостоятельная работа; 4) рефетат;
2) курсовая работа; 5) дипломная работа;
3) зачетная работа; 6) контрольная работа.
38. В учении о детерминации существуют три направления, получившие
названия от имен философов-основателей. Подчеркните правильные
варианты ответов:
1) демокритовский детерминизм; 4) эмпирический детерминизм;
2) ньютоновский детерминизм; 5) эпикуровский детерминизм;
3) диалектический детерминизм; 6) гегелевский детерминизм.
39. Подберите необходимое слово, чтобы получить верное утверждение:
. — это краткое изложение в письменной форме
определенного научного материала. Эта форма научной работы студентов используется при изучении как основный теоретических, так и специальных прикладных дисциплин.
1) доклад; 4) резолюция;
2) конспект; 5) рецензия;
3) эссе; 6) реферат.
40. Существуют различные методы исследования. Такие методы, как
индукция, дедукция, аналогия, синтез, анализ, абстрагирование, сравнение
относят к. методам.
Подберите пропущенное слово:
1) специфическим; 4) всеобъемлющим;
2) общим; 5) гуманитарным;
3) частным; 4) общеизвестным.
41. Подберите необходимое слово, чтобы получить верное утверждение:
— это развернутое устное сообщение на какую-
либо тему. Эта форма научной работы часто применяется в учебном
процессе, главным образом на семинарских занятиях.
1) доклад; 3) эссе;
2) конспект; 4) изложение;
42. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки: причина
2) время субъект
3) объект пространство
4) идеальное базис
5) интеграция деградация
6) знание исключительное
43. Научный метод служит получению и обоснованию объективного
знания. Различают методы общие и специфические. Общими называются
методы, которые применяются в человеческом познании в целом, а
специфическими — те, которыми пользуется только.
Подберите пропущенное слово:
1) метафизика; 4) эксперимент;
2) наука; 5) глобалистика;
3) практика; 6) методология.
44. Эксперимент является важнейшим научным методом. Для
статистической обработки результатов эксперимента применяется
. — метод, позволяющий анализировать
влияние различных факторов на исследуемую зависимую переменную. Подберите пропущенное название метода:
2) предварительный тест;
3) выборочный опрос;
4) апагогическое доказательство;
5) статистический анализ;
6) аналитический тест.
45. Для изучения различного рода общественных отношений обычно
применяют выборочные опросы (выборочные наблюдения) и
статистическое изучение выделенных единиц наблюдения, или
Подберите пропущенное слово:
46. Подберите необходимое словосочетание, чтобы получить верное
утверждение:
. — это особый вид научной работы, который
представляет результаты проведенного автором научного исследования.
2) аннотация; 5) рецензия;
3) апробация; 6) доклад.
47. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки:
1) развитие движение
2) универсальное специальное
3) стратегия тактика
4) причина следствие
5) статика форма
6) динамика деградация
48. Реферат (от лат. referre — «сообщать») — краткое положение в
письменной форме определенного научного*материала: содержания книги,
учения, научной проблемы и т. д. Реферат, представляющий собой итог
самостоятельного изучения студентом одной научной работы и от
ражающий ее основное содержание называется (укажите правильный
ответ):
1) теоретический доклад;
2) полиграфический реферат;
3) монографический реферат;
4) обзорный реферат
5) реферативный доклад;
6) итоговый реферат.
49. В базовом знании при помощи правила фиксируется закономерность.
. базового знания есть необходимое условие правильности
Подберите пропущенное слово:
1) важность; 4) конкретность;
2) истинность; 5) конкурентность;
3) достоверность; 6) интерпретация.
синтетический целостность неологизм дискретность специальный
50. Установите соответствие между словами по принципу «теза — антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
3) аналитический (метод)
51. Знания бывают научные и ненаучные. Основными признаками научных знаний являются (укажите правильные ответы):
1) системность; 4) дискретность;
2) истинность; 5) обоснованность;
3) целостность; 6) эссенциальность.
52. Установите соответствие между словами по принципу «теза —
антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам
второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов
первой колонки: антипатия
1) антитезис тезис
2) алогичность аналитический
3) дифференциал материальный
метафизический логичность аналогичность интеграл
53. Наука — это социальное явление, которому присущи следующие функции (укажите правильные ответы):
5) филологическая;
4) политическая.
54. В науке практические методы сочетаются с логическими. Среди логических методов можно выделить эвристические методы, к которым
относятся методы. и методы.
Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) обоснования; 4) доказательства;
2) открытия; 5) систематизации;
3) исследования; 6) интерпретации.
55. Установите соответствие между словами по принципу «теза — антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам второй колонки, которые составляют антиномическую пару для слов первой колонки:
56. Научный метод служит получению и обоснованию объективного
знания. Характер метода определяется многими факторами. Определите и
подчеркните факторы, влияющие на характер метода:
1) предмет исследования;
2) степень общности поставленных задач;
3) накопленный опыт;
4) уровень развития научного знания;
5) уровень поставленных задач;
6) существующие исследования.
57. Существуют различные методы исследования: общие и специфические,
практические и логические, эмпирические и теоретические и т. д.
Такие методы, как научное наблюдение, эксперимент, формализация,
идеализация относят к. методам.
Подберите пропущенное слово:
1) специфическим; 4) техническим;
2) общим; 5) гуманитарным;
3) частным; 6) логическим.
58. На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в
виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на
семинарах и т. д. Работа над рукописью любой научной работы включает в
себя (укажите правильные ответы):
1) предварительный отбор материала;
2) систематизация материала;
3) составление предварительного плана работы;
4) окончательное оформление работы;
5) составление окончательного плана работы;
6) обработка материала.
59. На общенаучном уровне к практическим методам относится, прежде
всего, наблюдение. В общественных науках разновидностью наблюдения
является. — метод сбора первичной информации со
Подберите пропущенное слово:
1) анкетирование; 4) дознание;
2) опрос; 5) интервьюирование;
3) апробирование; 6) зондаж.
60. Существуют методы, приспособленные преимущественно к
обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение), другие
же (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия) «работают» больше
на
Подберите пропущенное слово:
1) теорию; 4) обобщение;
2) открытие; 5) закономерность;
3) развитие; 6) интерпретацию.
61. Первые методы научного познания были практическими. На
общенаучном уровне к практическим методам относятся, прежде всего,
(подчеркните правильные ответы):
1) наблюдение; 4) опыт;
2) измерение; 5) эксперимент;
3) обоснование; 6) доказательство.
62. Реферат (от лат. referre — «сообщать») — краткое положение в
письменной форме определенного научного материала: содержания книги,
учения, научной проблемы и т. д. Реферат, представляющий собой итог
самостоятельного изучения студентом нескольких научных работ и от
ражающий их основное содержание называется (укажите правильный
ответ):
1) политехнический реферат; 4) теоретический реферат;
2) теоретический доклад; 5) монографический реферат;
3) итоговый реферат; 6) обзорный реферат.
63. С этим методом связано возникновение современного естествознания.
. — это метод, при помощи которого явления
действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях.
Подберите пропущенное слово:
1) интерпретация; 4) опыт;
2) аксиоматизация; 5) эксперимент;
3) систематизация; 6) абстрагирование.
64. Одним из основных видов научной работы студентов является доклад.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно
включает следующие части (укажите правильные ответы):
1) вступление; 4) вводная часть;
2) умозаключение; 5) основная часть;
3) эпилог: 6) заключение.
65. Этот метод находит широкое применение в технических науках, но с
20-30-х гг. XX в. он входит в употребление и в социальных науках.
. — это метод исследования, при котором
устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.
Подберите пропущенное слово:
1) наблюдение; 4) опыт;
2) измерение; 5) эксперимент;
3) взвешивание; 6) анкетирование.
66. Фраза «Факт сам по себе мало значит — важна его интерпретация»
принадлежит известному русскому ученому (укажите правильный ответ):
67. Важнейшим из научных методов, используемых при обосновании
знаний, является опровержение. Опровержение тезиса с помощью
установления ложности вытекающих из* него следствий называется
Подберите пропущенные слова:
2) подтверждением гипотез;
5) отсутствием аргументов;
6) доказательством антитезиса.
68. В науке широко используются редуктивные выводы, или редукция (в переводе с лат. — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию). Разновидностью редукции являются (подчеркните правильные ответы):
1) абдукция; 4) реминисценция;
2) индукция; 5) консеквента;
3) дедукция; 6) антецедента.
69. Противоречия между теорией и фактами — главный источник
появления проблем и задач в науке. Наличие этого противоречия можно
охарактеризовать как. состояние научных
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) предпроблемное; 4) проблемное;
2) систематическое; 5) обыденное;
3) естественное; 6) эмпирическое.
70. В логических методах обоснования знаний широко используется
метод интерпретации. Логической основой интерпретации выступают
отношения. и . между
обосновываемой системой и ее моделью. Подберите пропущенные слова:
1) консеквента; 4) индукции
2) антецедента; 5) изоморфизма;
3) дедукции; 6) гомоморфизма.
71. Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий,
истолковывающий) — учение о «понимании» как методологической основе
гуманитарных наук. Значительному обобщению в герменевтике
подвергается принцип. круга.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) гуманитарного; 4) гуманитаристического;
2) редукционного; 5) герменевтического;
3) геронтологического; 6) технического.
72. Основу эвристических методов составляют редуктивные выводы,
важнейшее значение среди которых занимает индукция. Индукция бывает
(подчеркните правильные ответы):
1) научная индукция; 4) редуктивная индукция;
2) математическая индукция; 5) статистическая индукция;
3) статическая индукция; 6) неполная индукция.
73. Особое значение в современных гуманитарных науках приобретает
диалогический характер процесса понимания. Специфическими формами
диалога являются (укажите правильные ответы):
1) спор; 4) апология;
2) полемика; 5) дискуссия;
74. Дедукция (в переводе с лат. — выведение) — вывод по правилам логики. Дедукция является основным средством доказательства многих методов по
принципу «от общего к частному». На принципах дедукции базируется один из важнейших методов научного познания
. Подберите правильное значение
75. Отдельное наблюдение или эксперимент, как правило, являются
следствием взаимодействия таких факторов, как (подчеркните правильные
ответы):
1) обстоятельства исследования;
2) случайное состояние приборов:
3) специфика изучаемого объекта;
4) возможности и состояние исследователя;
5) состояние исследователя;
6) случайные обстоятельства.
76. Метод исследования на моделях, т. е. на аналогах (схемах, структурах,
знаковых системах) называется моделированием. Существуют различные
виды моделирования (подчеркните правильные ответы):
1) предметное моделирование;
2) знаковое моделирование; %
3) опосредованное моделирование;
4) гипотетико-дедуктивное моделирование;
5) непосредственное моделирование;
6) аналитическое моделирование.
77. Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний.
Теории разделяют по различным основаниям. С логической точки зрения
можно выделить. и. теории.
Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) не дедуктивные; 4) редуктивные;
2) дедуктивные; 5) социальные;
3) индуктивные; 6) математические.
78. Основу метода формализации составляет особый, формализованный
язык. В формализованном языке различают. и
Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) объектный язык;
4) семиотический язык;
5) субъектный язык;
6) семантический язык.
79. Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний.
Теории разделяют по различным основаниям. С точки зрения глубины
проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на
и.
Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) феноменологические; 4) экзистенциальные;
2) эссенциальные; 5) характеристические;
3) фенологические; 6) гипотетические.
80. Одним из основных видов научной работы студентов является доклад.
. являются самостоятельной разновидностью
научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Подберите правильное значение пропущенных слов:
1) тезисы доклада;
2) умозаключения и выводы;
3) вступление и заключение;
4) диффференциация и статистика;
6) проект и план.
81. Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний.
Теории разделяют по различным основаниям. Теории бывают
(подчеркните правильные ответы):
82. Одним из основных видов научной работы студентов является доклад.
Основной организационной формой при этом выступает студенческая
. (от лат. conferentia или conferre — «собирать в одно место»).
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) делегация; 4) конфессия;
2) мотивация; 5) конференция;
83. Противоречия между теорией и фактами — главный источник
появления проблем и задач в науке. Противоречие между теорией и
фактами проявляет себя при использовании теории как метода, средства
достижения некоторых познавательных целей. Укажите данные цели:
1> объяснения; 4) обработка результатов;
2) предсказания; 5) систематизации фактов;
3> предвидения; 6) опровержения.
84. Диалектический характер процесса понимания был обоснован
представителями современной философской герменевтики. С
диалектическим характером понимания и творческим поиском смысла
неразрывно связан. подход к интерпретации.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) исторический; 4) философский;
2) математический; 5) герменевтический;
3) историографический; 6) логический.
85. В экономике эмпирические обобщения имеют главным образом
статистический характер. Чтобы сделать обобщение более надежным,
обычно индуктивные и статистические обобщения проверяют с помощью
противоположного умозаключения -.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) абстракции; 4) деградации;
2) редукции; 5) индукции;
3) реструкции; 6) дедукции.
86. Теория — это высшая, самая развитая организация научных знаний.
Выполняя свои познавательные функции, включающиеся в теорию, знания
могут оказаться средствами (укажите правильные ответы):
1) достаточными и необходимыми для достижения познавательной цели;
2) достаточными, но не необходимыми;
3) недостаточными, но необходимыми;
4) недостаточными и не необходимыми;
5) исчерпывающими и необходимыми;
6) исчерпывающими, но не необходимыми.
87. — понятие, употребляемое в методологии науки для
обозначения процесса установления истинности научных утверждений в
результате их эмпирической проверки.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
88. Одним из важнейших понятий общей методологии науки является
понятие научно-исследовательской программы. В зависимости от
характера программы бывают (укажите правильные ответы):
1) реализуемые и нереализуемые;
2) реализуемые актуально и потенциально;
3) оптимальные и неоптимальные;
4) достаточные и недостаточные;
5) оптимистические и неоптимистические;
6) детализированные и недетализированные.
89. Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий,
истолковывающий) — учение о «понимании» как методологической основе
наук.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) технических; 4) герметических;
2) эклектических; 5) герменевтических;
3) геронтологических; 6) гуманитарных.
90. На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в
виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на
семинарах и т. д. Для научного текста характерны (укажите правильные
ответы):
1) смысловая законченность; 4* наукообразность;
2) целостность; 5) связность;
3) осмысленность; 6) алогичность.
91. На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в
виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на
семинарах и публикаций. Библиографическая ссылка в публикации —
совокупность библиографических сведений о цитируемом,
рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе.
По месту расположения относительно основного текста научной работы
библиографические ссылки бывают (укажите правильные ответы):
1) внутритекстовые; 4) надтекстовые;
2) подстрочные; 5) затекстовые;
3) подтекстовые; 6) вместотекстовые.
92. Гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие,
которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее.
Подберите правильное значение пропущенного слова.
1) обоснованность; 4) научность;
2) системность; 5) эссенциальность;
3) завершенность; 6) закономерность.
93. Термин . обозначает отвлечение или выделение
определенных свойств, особенностей или отношений некоторых объектов, явлений и процессов.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) дедукция; 4) корреляция;
2) индукция; 5) абдукция;
3) редукция; 6) абстракция.
94. На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в
виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на
семинарах и публикаций. в публикации — это комбинация
математических или химических знаков, выражающих какою-либо зависимость.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
2) тезис; 5) ссылка;
3) форма; 6) гипотеза.
95. Знания бывают научные и ненаучные. Элементами научного знания
являются (укажите правильные ответы):
1) факты; 4) теоремы;
2) закономерности; J) теории;
3) гипотезы; 6) научные картины мира.
96. Гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Необходимым
условием связи между проблемой и гипотезой является единый
понятийно-терминологический.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) агрегат; 4) конгрегат;
2) аппарат; 5) препарат;
3) суррогат; 6) конструктив.
97. На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в
виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на
семинарах и публикаций. в публикации — это условное
обозначение, во-первых, математических и физических величин, во-вторых, единиц измерения величин и, в-третьих, математических знаков. Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) символ; 2) тезис;
3) ссылка; 5) сноска;
4) формула; 6) гипотеза.
98. Символ в научной публикации — это условное обозначение, во-первых,
математических и физических величин, во-вторых, единиц измерения
величин и, в-третьих, математических знаков. В качестве символов
используются буквы русского, латинского, греческого и готического
алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин,
применяются.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1) гипотезы; 4) формулы;
2) тезисы; 5) индексы;
3) сноски; 6) ссылки.
99. Знания бывают научные и ненаучные. Существенной характеристикой
научного знания является (укажите правильный ответ):
1) интерсубъективность; 4) объективность;
2) индуктивность; 5) дедуктивность;
3) гетеросубъективность; 6) редуктивность.
100. Главной, определяющей научную деятельность целью является
получение знаний о реальности. Важнейшим средством научного познания
является (укажите правильный ответ):
1) язык науки; 4) опыт;
2) интуиция; 5) специфическая деятельность;
Источник