- Звуковой аналитико-синтетический метод при обучении чтению методическая разработка по логопедии (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтения. методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковой аналитико-синтетический метод при обучении чтению
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Звуковой метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению и написанию. Этот метод часто называют логопедическим, так как он борется и с дефектами произношения.
Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.
Дети не испытывают трудности и при написании слов с точки зрения графики, легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018chtenie.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарева Ирина Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 23
Большакова Елена Константиновна
учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 8»
Звуковой аналитико-синтетический метод при обучении чтению
Звуковой метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению и написанию. Этот метод часто называют логопедическим, так как он борется и с дефектами произношения.
Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.
Дети не испытывают трудности и при написании слов с точки зрения графики, легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык.
Именно звуковой метод наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики. Этапы обучения звуковой грамотности совпадают с этапами в развитии ребенка: восприятие слова целиком начинается с вычленения отдельных звуков, а лишь потом усваивается звуковая модель слова.
Первым в России метод стал использовать Л. Н. Толстой. Именно он ввел добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение.
Наших родителей, нас самих и, в большинстве своем, наших детей учили и учат читать по звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте, разработанному советским психологом, доктором психологии, профессором Д. Б. Элькониным. Он был автором ряда экспериментальных букварей.
В своей работе по обучению чтению в добуквенном периоде уделяем больше времени, чем предполагается в планировании (1,5-2 месяца). В этот период мы не читаем с детьми по буквам вообще. Решиться на такой шаг сначала было непросто. Но как показала практика, это оправданно.
Главным приемом считаем интонирование – произнесение слова с нужной интонацией. У каждого ребенка есть звуковые картинки на все звуки, заимствованные у логопедов. Ошибка, которую часто допускают: слово произносится только один раз. А надо произносить столько раз, сколько в нем звуков, голосом выделяя нужный звук.
В ходе интонирования находим и выкладываем звуковые картинки, а затем сверяем с образцом.
Этапы введения звуков
- Слог
- Гласные первого ряда и «и», понятие гласного звука. Ударный, безударный
- Сонорные звуки, отличие гласного от согласного звука
- Введение понятия твёрдого и мягкого согласных звуков
- Все парные согласные звуки, [х х’ ф ф’]
- Введение понятия звонкости-глухости согласных звуков
- Звук [й’] в разных позициях
- Шипящие согласные звуки и [ц]
Упражнения по развитию фонематического слуха
1. Игра «Жили-были звуки».
Жили-были звуки. Но жили они не в доме и не во дворце, а у тебя в ротике. А вместе с ними жил вредный змей (дети пошевелят кончиком языка). Одни звуки он любил и свободно выпускал их погулять: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «э-э-э», «и-и-и». Эти звуки были очень веселые и носили вот такие красные платьица. А на пути других звуков змей строил разные преграды: то двери на пути закрывал – «м-м-м» (пусть ребенок почувствует, как звуку «м» двери-губы мешают пройти), то к потолку прижимал – звук «т». Заставлял змей звуки шипеть – «ш-ш-ш», фыркать «ф-ф-ф», свистеть – «с-с-с», хрипеть – «х-х-х». А некоторые звуки он пугал – звук «р-р-р» (попробуй – как трещит язычок). Одним словом, эти звуки не свободно приходили через рот и носили вот такие синие платьица.
Потренируйтесь с ребенком произносить разные звуки, пусть он говорит вам, какие проходят легко, а каких змей запирает в ротике.
2.Особое внимание уделяется нахождению гласного в слоге-слияния. Игра с мячом «Дружба звуков». Ведущий держит мяч и называет слоги-слияния. Кто поймал мяч, называет гласный.
3.Игра «Собери звуки». Интонирование слов, выкладывание схем из звуковых картинок.
4. Игра «Бусы из слов» (аналог – игра «Города»).
5. Игра «Волшебные превращения» (сом-сон-сын-сок-сук-тук-ток).
6.Игра «Наряди звук» (дача характеристики звуков). Учитель произносит звук, а ребенок находит звуковую картинку и показывает карточку-платьице нужного цвета.
7.Чтение по звуковым картинкам слогов, слов и предложений.
8. Игра «День-ночь» направлена на формирование умения отличать мягкий и твердый согласные. Например, слова лук – люк отличаются мягким и твердым согласным. Речь о буквах у,ю не идет вообще.
9.Соотнесение схем из звуковых картинок со схемами слов. Игра «Слова заблудились».
10.Игра «Путаница». Заранее составлены слова из звуковых картинок, в которых переставлены местами слоги.
11.Игра «Найди спрятанное слово» в схемах из звуковых картинок. В некоторых словах могут прятаться другие коротенькие слова. Например, в слове «кобра» прячутся слова «бра», а в слове «кочки» скрываются «очки».
12. Игра «Собери поезд». При переходе от чтения слогов к чтению слов полезно читать цепочки слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.
13.Игра «Закончи слово» (используются звуковые картинки). Начало слова уже дано. Надо подобрать из предложенных вариантов правильный.
14.Игра «Составь слово» из звуковых картинок (на первом этапе – из звуков, на втором этапе – из слогов).
Этапы введения букв иные, чем в обычном букваре
1. Гласные первого ряда
2. Сонорные, кроме й (м, н, р, л)
3. Гласные второго ряда, указывающие на мягкость согласного
4. Парные согласные по звонкости-глухости
5. ь – показатель мягкости
6. Йотированные гласные
7. Непарные согласные
При введении гласных второго ряда ребёнок в ходе анализа слова проводит чёткую дифференциацию между гласным звуком и буквой, видит несовпадение звука и буквы. Он говорит: «Мягкий согласный – обманщик. Он слышит звук [а], а приглашает букву я.»
При введении йотированных согласных каждый раз проговаривает стишок:
«Ты услышал мягкий [й’]?
Что же будет позади?
Если слышишь гласный звук,
Дружбой их объедини!»
При введении разделительных мягкого и твёрдого знаков – следующий стишок:
«Ты услышал мягкий [й’]?
Есть согласный впереди?
Раз согласный впереди –
Мягкий или твёрдый знак пиши!»
Дети понимают, что роль мягкого и твёрдого разделительных знаков одинакова. На месте этих букв оставляем условный знак «птичка». Ребёнок должен спросить у взрослого, какую букву надо написать.
Нами разработаны материалы для чтения, где в написанных словах сразу выделены слоги-слияния или слова написаны по слогам: с о к, м а рт, к у к л а , м о л о к о . Это деление слов присутствует и при чтении текстов. Ударный гласный выделен более жирным шрифтом.
Подобный подход способствует пропедевтике пропуска гласных и согласных при стечении.
С детьми мы больше пишем под диктовку, нежели списываем. Пишем ручками трех цветов. Как написал зеленым цветом букву, обозначающую мягкий согласный, значит, надо задуматься. Одновременно формируется и операция контроля.
Данная система работы способствует предупреждению дисграфии,
создает хорошую базу для дальнейшего обучения чтению и письму.
1. Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. Глава 1 Звуковой метод обучения чтению. – М.: АСТ, 2008. — 288с.
2.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Совешенствование навыка аналитико – синтетической деятельности
Дополнение к конспекту урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы. Презентация на тему: Совешенс.
Статья «Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе»
Возможность использования приемов аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе.
доклад Развитие аналитико — синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
В период обучения грамоте большое внимание нужно уделить звуковому анализу и синтезу. Звуковой аналитико-синтетический метод считается одним из современных методов, котрый способствует формированию фо.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ.
Аналитико-Синтетическая деятельность.
Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.
Ведущий метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический метод.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода : подготовительный (добукварный) и основной (букварный) . В современных вариативных учебно-методических комплексах по обучению грамоте подгото.
Источник
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтения.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего изучения родного языка Д.Б.Эльконин писал , что читающий оперирует со звуковой стороной языка , а чтение — это процесс формы воссоздания звуковой формы слова по его графической ( буквенной ) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью яхыка .
В настоящее время обучения грамоте в школе осуществляется звуковым аналитико — синтетическим методом К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:
1.Приучать глаз и руку ребёнка в письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове , язык- к отчётливому произношения звуков
2.Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках , чтобы они умели различать и складывать слова.
3.Вместе с тем упражнять все способности ребёнка .
Разработанный К.Д.Ушинским метод известен под названием «письмочтения»: письмо , основывающееся на звуковом анализе слов , предшествовало чтению , чтение осуществлялось синтетическим путём, то есть соединением звуков в целые слова и следовало за письмом .
Изучение звуков букв он строил не в алфавитном порядке : сначало ребёнок изучал гласные ,потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова , в котором все звуки знакомы , кроме одного. Звуковой аналитико — синтетический сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся . Свой метод К.Д.Ушинский обосновал данными современной ему фонетики , педагогики и психологии .В настощее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочёты : не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звука, недостаточно учитываются трудности их усвоения . В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико — синтетического метода.Принципиальные основы метода остаются те же . Порядок изучения звуков и слогов даётся в соответствии с научной фонетикой и в последовательности.Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса : звуковой анализ и синтез. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно ; при обучении письму используют те же приёмы анализа и синтеза что и при обучении чтению .
В конце 50-х годов Д.Б.Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте . Метод Д.Б.Эльконина основывается на теории поэтапного вормирования умственных действий:
1.Предварительное уяснение поставленного задания .
2.Освоение действия с предметом.
3.Освоение действия в плане громкой речи.
4. Перенос действия в умственный план.
5. Становление и автоматизация действия .
На начальном этапе обучения детям дают карточки с изображением предметов названия которых нужно проанализировать . Под каждой картинкой помещается графическая схема .Эта схема состоит их клеток по числу звуков. Одновременно дети получают несколько квадратиков красного , синего и зеленого цвета .
Программа детского сада предусматривается знакомство детей с предложением , деление предложения на слова , составление предложений из двух , трёх , четырёх слов , членение двусложных и трёхсложных слов на слоге.Это соответствует в какой — то степени тому объёму знаний , который предлагается первокласснику в подготовительный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз.
«Система работы по формированию звуковой аналитико — синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить .
Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
Модернизация системы образования при ФГОС.
Презентация «Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте»
Презентация «Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте» поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь.
Формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот.
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у до-школьников с общим недоразвитием речи».
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Источник