Аналитический способ чтения это

Содержание
  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
  2. Смотреть что такое «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:
  3. Как понять сложную книгу? Аналитическое чтение от Мортимера Адлера
  4. Уровни чтения
  5. Стадия 1. Общая картина
  6. Стадия 2. Понять посыл и логику автора
  7. Стадия 3. Профессиональная критика
  8. К чему это все?
  9. Аналитический способ чтения это
  10. Искусство мышления
  11. Ограниченное и расширенное чтение
  12. Активное и пассивное чтение
  13. Первый способ чтения — структурный, или аналитический
  14. Второй способ чтения — интерпретационный, или синтетический
  15. Третий способ чтения — критический, или оценочный
  16. Первое № 1. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».
  17. Второе № 2. Нет смысла побеждать в споре, если вы знаете или подозреваете, что неправы.
  18. Третье № 3. Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:

ЧТЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ — ЧТЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ. См. аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Чтение аналитическое — чтение и осмысление прочитанного, переработка полученной информации в фундаментальные знания … Исследовательская деятельность. Словарь

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что курсорное чтение. Учебный вид чтения по способу раскрытия содержания с учетом психологической установки на быстрое чтение. С. ч. строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом, умении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ — ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ. То же, что детальное чтение. Вид информативного чтения, требующий тщательного прочтения текста и его анализа с установкой на полное понимание и сохранение в долговременной памяти. См. также аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИСКУРСИВНОЕ ЧТЕНИЕ — ДИСКУРСИВНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УЧЕБНОЕ ЧТЕНИЕ — (англ. guided reading). Вид учебной работы с текстом, чтение, задачей которого является выработка навыков и умений в чтении, а также в других видах речевой деятельности. Ср. реальное чтение. У. ч. формируются на базе следующих речевых действий и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Береговская — Береговская, Эда Моисеевна Э.М.Береговская Эда Моисеевна Береговская (род. 11 ноября 1929 г.) учёный романист, специалист в области французской стилистики и методики преподавания французского языка, автор нескольких школьных учебников… … Википедия

Источник

Как понять сложную книгу? Аналитическое чтение от Мортимера Адлера

Если вы любите читать, то наверняка вам попадались в руки книги, смысл которых тяжело пересказать. Проблема в том, что современная школа не учит, как нужно критически прочитать книгу, понять ее смысл и особенно – главный посыл автора.

После прочтения кажется, что проблем с чтением не было, но пересказать главные аргументы и идеи автора мы часто не можем. Поэтому эйфория от полученных знаний угасает и не придает уверенности.

В этой статье вы узнаете, какие есть уровни и принципы чтения и как их развивать. На основе описанных ниже стадий и правил появится возможность развить навыки эффективного чтения, что поможет структурировать мысли о каждой прочитанной книге.

Уровни чтения

Наша статья основывается на рекомендациях Мортимера Адлера – философа, популяризатора и прекрасного педагога ХХ столетия. Его советы, как укротить текст любой сложности, остаются актуальными уже больше чем полстолетия – его учебник «Как прочитать книгу» впервые вышел в 1940 г. и переиздается до сих пор.

Мортимер Адлер (1902-2001) — американский философ, педагог и популяризатор. Перу Адлера принадлежит несколько десятков книг, он был редактором нескольких книжных серий и университетских образовательных проектов.

Согласно Мортимеру Адлеру, существует 4 уровня чтения:

  1. Начальный уровень знакомит нас с текстом, словами и предложениями.
  2. Ознакомительный уровень помогает составить общее впечатление, картину о книге. Это помогает лучше понять идеи автора. На этом уровне читатель может пересказать смысл прочитанного, но не оценить его критически.
  3. Аналитический уровень дает все шансы понять логику автора. И только если мы поняли его аргументы, мы можем критиковать книгу. Этот уровень предусматривает умение задавать вопросы, видеть несоответствия в идеях автора, его промахи и сильные стороны.
  4. Синтопический уровень прокачивает наше понимание проблемы на уровне нескольких книг. Ведь часто бывает – проблема одна, а подходы разные. Потому только развитый навык активного чтения книг может нас научить быть критическим и беспристрастным читателем.

Вся правда в том, что в школе нас учат только первому уровню чтения. Поэтому мы иногда можем справиться с заданием пересказать текст, но редко это доходит до глубокого анализа идей автора, как и до сопоставления с другими книгами.

На ознакомительном уровне читатель составляет общее представление о книге. Это дает некий скелет, который поможет лучше понять автора. Поскольку книга не может полностью описать предметную область, этот скелет должен обозначить последующее направление мыслей автора, объяснить, какие темы он решил затронуть. Часто бывает, что за деталями книги мы не видим общей картины, поэтому на ознакомительной стадии мы пытаемся увидеть «лес среди деревьев». Простое перелистывание книги, оценка ее заголовков и подзаголовков даёт нам этот необходимый скелет, логику и главные проблемные темы, которые будут обсуждаться.

На следующей стадии – аналитической – этот «скелет» будет инструментом для «наращивания мышц», то есть информации. Только осилив этот уровень, можно считать себя компетентным и в праве критиковать ход изложения книги. Аналитический уровень имеет три стадии:

Читайте также:  Способ подключение телевизора смарт

Стадия 1. Общая картина

Особенности первой стадии аналитического чтения очень просты. Это самая общая информация, которую нужно знать о книге, когда нас спрашивают: «О чем книга?». Главная причина, почему нужно уметь делать краткое объяснение сути, – потому что это эффективно. Обычно никто не хочет слушать 20-минутный доклад о каждой книге. Нужно уметь заинтересовать собеседника кратким текстом. Чтобы научиться составлять общую картину о книге, важно следовать четырем правилам:

  1. Выяснить предметную область или области, к которым относится книга.
  2. Как можно короче описать, о чем эта книга: о личностном росте, о взаимоотношениях или об эффективных инвестициях.
  3. Несложно рассказать, о чем книга, сделав небольшое описание, основываясь на разделах самой книги (а разделы книжки часто и есть наш «скелет»).
  4. У каждой книги есть задание – одно или несколько. Если автор сам не обозначает свои цели, их нужно найти.

Стадия 2. Понять посыл и логику автора

После того как мы поняли общие черты книги, необходимо найти ее логику. Книга всегда состоит из мыслей автора, которые подтверждаются (или опровергаются) фактами. На этой стадии нужно учиться искать «почерк» автора, его голос, который находится в самых важных категориях, суждениях и аргументах.

Такой подход поможет интерпретировать книгу, понять главный вклад автора в ту или иную область знания. Это выделит его среди других писателей или исследователей. Обычно найти главные мысли автора можно при помощи:

  • ключевых слов;
  • главных суждений, которые составляют аргументы;
  • аргументов, которые автор использует, чтобы построить свои суждения.

Также, чтобы понять логику автора, нужно оценить, насколько хорошо он решил поставленные перед собой задачи.

Стадия 3. Профессиональная критика

Только после того как мы поняли, что это за книга и какой вклад автор пытался сделать, когда писал ее, можно приступить к критике. Это самое главное и сложное: как критиковать профессионально и продуктивно?

Чтобы оставаться беспристрастным и не переходить на личности, нужно не только адекватно оценивать вклад автора, но и уметь объяснять корректно, где его предложения и аргументы являются слабыми. Следуя следующим трем правилам, можно быть уверенным – за рамки этических норм вы не выйдите:

  1. Критиковать только когда полностью поняли предложения автора. Иначе нужно уточнить, переспросить. Или просто сказать, что что-то плохо объяснено.
  2. Если у вас возникли противоречия с какой-то позицией и если вы готовы критиковать, нужно быть готовым свои предложения подтверждать фактами и излагать логически.
  3. Если автор упустил важные моменты, плохо проинформирован или неправильно интерпретировал данные, недостаточно только сказать: «Вы не правы». Нужно объяснить, почему его точка зрения, по вашему мнению, ошибочна.

Лишь поняв книгу на аналитическом уровне, ее можно анализировать на следующем – синтопическом уровне, на котором происходит сравнение книг между собой. Именно объединяя все четыре стадии чтения, можно иметь независимый способ мышления.

К чему это все?

Если вы хотите быть активным читателем, без аналитических подходов здесь не обойтись. Быть умным и критическим читателем может каждый. Это навык. Такой же как петь, планировать распорядок дня или разговаривать на иностранном языке. Абсолютно все навыки можно в себе развивать.

Только не каждый хочет воспитывать в себе новые привычки. И хотя сперва кажется, что это сложно, это только кажется. На самом деле все стадии чтения и их правила – это подходы активного чтения, которые после длительного использования переходят на уровень автоматизма.

С этими правилами аналитического чтения сложная книга уже не будет казаться непосильной или запутанной. Нужно помнить: каждый автор хочет быть услышанным, и только от нас зависит, поймем ли мы его.

Источник

Аналитический способ чтения это

У чтения есть разные уровни. Например, в начальной школе мы учимся читать, чтобы понимать задания в учебниках. А в старшей школе уже можем уловить скрытые смыслы, вычленить главное. Американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования Мортимер Адлер в руководстве «Как читать книги» рассказывает об уровнях чтения и дает советы, как овладеть наукой активного, вдумчивого, многоэтапного чтения.

Качество чтения можно обозначить критериями. Лучше читает тот, кто способен воспринимать более сложный материал. И тот, кто читает более активно, то есть может овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель.


Как читать книги
Рассмотрим два основных вида чтения — ради информации и ради понимания.

Вы можете легко заметить их корреляцию с умением читать в целом. Более слабый читатель обычно способен только на первый способ чтения: ради информации. Более сильный, несомненно, способен на большее. Он в состоянии понять новую информацию, а не только усвоить ее. Переход от непонимания к пониманию с помощью собственного умственного усилия при чтении напоминает процесс вытягивания себя за косичку из болота. Это титанический труд.

Почему так? Во-первых, есть изначальное неравенство в глубине понимания текста. Автор превосходит читателя, и его книга должна в доступном для чтения виде передавать то понимание, которого он уже достиг, а его потенциальные читатели — еще нет. Во-вторых, читатель должен уметь преодолевать это неравенство, частично или даже полностью приближаясь к уровню автора. Одним словом, учиться можно только у тех, кто нас превосходит. Главное — знать, кто твои учителя и как у них учиться.

У каждого слова есть множество значений. Контекст помогает понять, в каком значении употребляется в тексте то или иное слово. Прежде чем мы приступим к правилам чтения, рассмотрим основные понятия, на которые опирается автор.

Искусство мышления

Мышление всегда сопровождает обучение и открытие. Думать необходимо как в процессе чтения и слушания, так и в процессе исследования.

Многие читатели допускают две ошибки. Искусство мышления не существует само по себе, оно не может существовать отдельно от искусства чтения и слушания с одной стороны и от искусства открытий — с другой. По аналогии с утверждением, что чтение — это учеба, правильно будет сказать, что чтение — это мышление.

Вторую ошибку совершают те, кто пишет об искусстве мышления так, словно оно тождественно искусству открытия. Не менее важно понимать, как мы мыслим, когда читаем книгу или слушаем лекцию. Быть может, для учителей это даже важнее, поскольку искусство читать мы можем связать с искусством учиться, как искусство писать напрямую связано с искусством читать.

Читайте также:  Задачи по амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка


Любой всесторонне образованный человек, даже профессиональный исследователь с научной степенью, должен уметь учиться по книгам. Источник

Человечество — поколение за поколением — не должно осваивать всю мудрость мира и учить все с нуля. По сути, это невозможно и бессмысленно. И данный процесс напрямую коррелирует с навыками чтения. Если не развивать мастерство чтения, читать будут все реже. Можно приобретать новые знания, общаясь с природой — она всегда будет отвечать на вопросы человека, — но нет смысла разговаривать с предками, не научившись слушать.

Ограниченное и расширенное чтение

Ограниченное — это чтение самой книги, без какой-либо связи с другими источниками. Расширенное чтение — это изучение книги в контексте других книг, связанных с ней общим смыслом.

Самые необходимые средства расширенного чтения: опыт — общий или специальный, другие книги и живое обсуждение. Другие книги могут быть самыми разными. Справочники, учебники, комментарии, великие книги, посвященные тому же или близкому предмету.

Польза расширенного чтения состоит в особой ценности контекста. Мы знаем, что книга является контекстом для любой ее части, а книги, связанные одной темой, создают еще более широкий контекст, помогающий интерпретировать ее.

Дискуссия, хоть и не является необходимым вспомогательным средством, безусловно, очень полезна. Читатель, который учится обсуждать книги в группе своих единомышленников, одновременно с этим постигает искусство продуктивного общения с автором наедине — в своем кабинете. Быть может, там он даже лучше поймет беседу, которую авторы ведут между собой.

Активное и пассивное чтение

Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, — это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Сама по себе скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг как промокательную бумагу.

Помимо усталости должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализовать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами.

Эффективнее не загружать память во время чтения и делать заметки на полях книги или в блокноте. Процесс работы памяти можно запустить позже, и, конечно, это необходимо. Но правильнее будет не смешивать ее с работой по пониманию замысла автора как главной цели чтения. Вы сможете определить, что читали активно, по объему своих записей.

При попытке осознать всю структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным ее частям, пока не появится целостная картина.

Всевозможные схемы и диаграммы полезны для выделения основных мыслей.

Делая заметки в книге, помните — всегда полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте. Более того, следует отмечать смежные значения, перечисляя отрывки, в которых ключевые слова используются в разных смыслах. Если автор противоречит сам себе, стоит отметить эти моменты, а также контекст, указывающий на очевидность противоречий.

Только не делайте свои заметки похожими на студенческие конспекты (об этом поговорим ниже). На стадии обучения чтению вам придется читать книгу несколько раз. Минимум трижды, если книга заслуживает внимания.

Однако хороший читатель может одновременно прочесть книгу три раза. Это не обязательно означает «три раза подряд». Строго говоря, это три способа чтения книги, которые следует применять каждый раз при желании прочесть книгу по-настоящему.

Первый способ чтения — структурный, или аналитический

Читатель движется от целого к частному.

Чтобы прочесть тот или иной текст первым способом, вы должны: 1) знать, какого рода книгу читаете, то есть понять ее основной предмет и классифицировать книгу по типу и предмету. Далее необходимо осознать: 2) в чем основной смысл книги (как можно более лаконично это изложить); 3) на какие смысловые или структурные части она подразделяется (для этого необходимо определить основные части книги, их порядок и взаимосвязь), и 4) какие основные проблемы автор стремится решить.

Поясним некоторые пункты.

Если отвлечься от терминологии, то станет ясно, что разница в типах книг заключается в намерении автора. Поэт или писатель занимается изящными искусствами, стремится доставить удовольствие или вызвать восторг с помощью прекрасных произведений так же, как музыкант или скульптор. Ученый или любой специалист в области гуманитарных наук стремится учить других, излагая истину. Данные правила относятся к чтению ради обучения, а не к эмоциональному наслаждению произведениями искусства.

Итак, необходимо точно знать, что вы читаете. Той части, которую принято называть титульными листами, обычно вполне хватает для классификации. Она включает в себя заголовок, подзаголовок, оглавление и предисловие. С их помощью автор сообщает, о чем пойдет речь.


Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает. Источник

У каждой книги есть свой «скелет в шкафу», а точнее — между страницами. Ваша задача — его найти. Книга попадает к вам, если можно так сказать, с плотью на костях и в одежде. Она полностью готова к выходу в свет. Вам не придется раздевать ее или обнажать кости, чтобы увидеть скрытый жесткий каркас. Но в процессе чтения вы должны «просвечивать» книгу «рентгеновским» взглядом, поскольку важнейшая часть первого восприятия книги — это определение ее структуры.

В хорошей книге, как и в хорошем доме, все части упорядочены. Основные части в некотором смысле даже независимы. Как мы увидим, они могут иметь собственную внутреннюю структуру. Но при этом обязательно связаны с другими составляющими функционально, иначе просто не смогут вносить свой вклад в качество книги.

Второй способ чтения — интерпретационный, или синтетический

Здесь читатель движется от частного к целому.

Три правила второго способа чтения: 1) выделить ключевые слова и найти общий язык с автором; 2) отметить наиболее важные предложения в книге и определить утверждения, которые они содержат; 3) найти или сформулировать основные аргументы книги; 4) узнать, какие задачи автор решил в этой книге, а с какими не справился.

Правила интерпретирующего чтения направлены на преодоление препятствия, связанного с коммуникацией. Можно надеяться, что хороший писатель сделает все возможное, чтобы достучаться до нас через все языковые барьеры и препоны, но нельзя рассчитывать, что он реализует это полностью. По сути, у нас есть шанс встретиться на полпути. Задача читателя — усердно пробивать тоннель со своей стороны. Шанс на встречу посредством языка зависит от желания читателя и писателя двигаться друг к другу.

Читайте также:  Мирамистин при конъюнктивите у детей способ применения

Правило «выделите ключевые слова и с их помощью найдите общий язык с автором» состоит из двух частей. Первый шаг — найти слова, которые играют важную роль. Второй — определить их точное значение в этом тексте.

Если бы язык был чистым и идеальным средством передачи мысли, эти два этапа совпадали бы друг с другом. Если бы каждое слово имело лишь одно значение, а неоднозначность была запрещена, то есть каждое слово представляло собой идеальный термин, язык был бы ясным и прозрачным. Читатель видел бы мысли автора через его слова. В таком случае необходимость во втором типе чтения не появилась бы вообще. Интерпретация была бы не нужна.

Для вас как для читателя наиболее важные слова — те, в отношении которых вы испытываете затруднения. Возможно, именно они являются ключевыми и для самого автора. А может, и нет.

Если важные для автора слова не вызывают у вас трудностей, скорее всего, вы их поняли совершенно правильно. В этом случае вы уже нашли общий язык с автором. Дальнейшие усилия следует прилагать, только если у вас это не получилось.

Несколько признаков ключевых слов. Первый и наиболее очевидный — это явный акцент автора на определенных словах, что достигается различными способами. Автор может использовать типографские средства — кавычки или курсив, чтобы выделить нужное слово. Может прямо в тексте рассматривать его значения и смысл. Может, наконец, подчеркнуть это слово, дав ему свое конкретное определение. Признаком ключевого слова является то, что автор из-за его смысла и толкования вступает в настоящую полемику с другими философами. Если автор горячо объясняет вам, как то или иное слово используют другие и почему он решил использовать его иначе, можете не сомневаться — для него это слово имеет крайне важное значение.


Главная ошибка пассивного читателя — невнимание к словам, из-за чего он не находит общий язык с автором. На фото — книга «Музей без границ. Древний мир»

Предложения и утверждения. Автор может честно декларировать свою позицию относительно конкретных фактов или знаний. Обычно мы ему в этом доверяем. Но честности недостаточно. Если нас интересует не только личность самого автора, нам мало знать, какова его точка зрения, нам требуется мотивированное обоснование.

Аргумент — это всегда набор утверждений. Некоторые из них содержат основания или причины для выводов. Если аргумент верен, то вывод следует из предпосылок. При этом он не обязательно правдив, поскольку некоторые или все предпосылки могут быть ложными.

Основные части книги и даже их подразделы содержат множество утверждений и, как правило, несколько аргументов. Но если вы продолжите делить книгу на составляющие, в конце концов придется сказать: «В этой части автор высказывает следующие мысли». Каждая из этих мыслей наверняка будет утверждением, а некоторые вместе взятые могут представлять собой аргументацию.

Деля книгу на части, вы доходите до уровня утверждений и аргументации. Переходя к аргументам, вы выясняете, каким образом они состоят из утверждений и терминов. Завершив процесс двух видов чтения, вы можете сказать, что знаете содержание книги.

Теперь, когда вы уже нашли с ним общий язык, обнаружили все его утверждения и аргументы, пришло время проверить собственные выводы с помощью следующих вопросов. Вы знаете, какие проблемы автор пытался решить в своей книге? В чем он преуспел, а в чем потерпел поражение? Столкнулся ли он с новыми проблемами в процессе решения поставленных задач? Догадывается ли о нерешенных проблемах, и если да, то о каких? Хороший писатель, как и хороший читатель, должен знать, была ли решена проблема.

Ответив на эти вопросы, вы сами почувствуете, что поняли книгу. Если вы начинали читать именно ту книгу, уровень которой превосходил ваш собственный опыт, значит, вы имели возможность чему-то научиться, пройдя долгий и интересный путь ее изучения.

Первые два способа чтения могут сочетаться, поскольку направлены на понимание книги. Третий же выделяется тем, что предполагает критику после того, как понимание произошло.

Третий способ чтения — критический, или оценочный

После двух видов прочтения ваши глаза открыты, разум бодрствует, но рот оставается на замке. До этого момента вы шли за автором. Теперь же у вас появился шанс поспорить с автором и выразить свое мнение.

Пришло время оценить автора и решить, согласны ли вы с его точкой зрения. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.

Рассмотрим три общих правила критического чтения. Часть из них можно назвать общими принципами интеллектуального этикета.

Первое № 1. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».

Слова «я не понимаю» — это тоже критическое суждение, но их стоит произносить лишь после того, как вы сделали все возможное. Здесь следует искать причину в книге. Говоря «не понимаю», обратите внимание на свою интонацию. Проверьте, точно ли ваше непонимание — проблема автора.

Второе № 2. Нет смысла побеждать в споре, если вы знаете или подозреваете, что неправы.

Когда читатель наедине ведет свой разговор с книгой, ничто не мешает ему победить в споре. Он беспрепятственно может одержать верх, поскольку автор не в состоянии защитить себя. Если читатель хочет только пустого удовлетворения от превосходства над автором, в такой ситуации он его получит. Едва ли ради этого стоит вдумчиво читать книгу. Достаточно пролистать несколько первых страниц.

Третье № 3. Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.

Тогда как второй принцип призывает читателя не возражать ради возражения, третий предостерегает его от безнадежного несогласия. Человек, который даже не надеется на плодотворную дискуссию, часто вообще отказывается понимать, что разумные люди могут достичь согласия.

Несогласие — это пустая трата времени, если нет надежды на решение проблемы.

Кроме того, всегда нужно аргументировать свое несогласие, то есть не просто заявлять о нем, но и сформулировать его суть.

Источник

Оцените статью
Разные способы