Система аналитических показателей, признаки их классификации, способы расчета
Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем и уровень экономической эффективности процессов как всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон, видов.
Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из данных учета и отчетности или путем преобразования, сочетания или обработки учетной и отчетной информации.
Следует различать общую систему показателей и частные системы показателей. Общая система аналитических показателей объединяет основные показатели, отражающие хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты в целом. Частные системы показателей систематизируют показатели, используемые для анализа конкретных результатов деятельности или конкретных направлений деятельности или конкретных явлений.
Общая система аналитических показателей может быть систематизирована следующим образом:
Первый признак — по назначению или по цели применения. Все аналитические показатели систематизируются следующим образом:
1. Показатели затрат. Здесь объединяются показатели, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и реализацию продукции, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и т.п.
2. Показатели ресурсов. Это показатели, отражающие объем авансированных и примененных ресурсов в производстве в натуральном и стоимостном выражении, например, стоимость основных производственных фондов.
3. Показатели результата. В аналитических целях выделяют показатели производственного результата (выручка от реализации продукции, товарный выпуск продукции, валовая продукция, нормативная стоимость обработки, вновь созданная стоимость или чистая продукция, условно-чистая продукция и т.п.) и показатели финансового результата (бухгалтерская прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, маржинальный доход и т.п.).
4. Показатели эффективности. Это всегда результат сочетания третьей группы (результата) с первой (показателями затрат) и второй (показателями ресурсов).
Второй признак — по способу выражения или по форме выражения. Все аналитические показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели выражают определенную абсолютную совокупность хозяйственных процессов, т.е. одновременно выражают их объем, структуру и качественные особенности.
В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. От порядка или способа исчисления абсолютные показатели подразделяются на интервальные, моментные и среднехронологические.
Интервальные показатели характеризуют величину процесса за определенный период времени, например, выручка от реализации продукции, прибыль от продаж, чистая прибыль и т.п. Моментныепоказатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например, все показатели бухгалтерского баланса — моментные показатели. Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например, средняя заработная плата рабочих предприятия.
Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных показателей. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.
Коэффициенты — частное от деления двух абсолютных показателей в одинаковом измерении, например, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность капитала и т.п.
Удельные — частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения, например, выработка одного работающего или рабочего.
Структурные показатели — в числителе часть, в знаменателе общее, например, все структурные финансово-оперативные показате-ли.
Третий признак — по содержанию. Все аналитические показатели подразделяются на количественные и качественные показатели.
Количественные показатели характеризуют объем процесса или ресурса, качественные — отражают особенности хозяйственного процесса, его качество, уровень эффективности.
Четвертый признак — по характеру использования в факторном анализе. Аналитические показатели могут быть либо характеристиками результатов хозяйственного процесса, либо характеристиками факторов, воздействующих на результат.
Пятый признак — по полноте охвата или учета исследуемого процесса, или объекта. Аналитические показатели могут быть либо обобщающими, т.е. касаться всей совокупности деятельности пред-приятия, либо частными. Последние отражают какую-то отдельную часть исследуемого объекта или явления.
Шестой признак — по широте использования, когда все показатели делятся на общие, применяемые для анализа любой сферы деятельности или любой отрасли, и специфические, характерные для определенной сферы деятельности или отрасли.
Седьмой признак — по порядку планирования. Это могут быть либо директивные, либо расчетные показатели. Директивные показатели — показатели, директивно устанавливаемые государством или регулируемые государством: нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п. Расчетные – показатели, рассчитываемые самим предприятием.
Всякое экономическое исследование, аналитическая прикладная работа невозможна без сравнения, которое необходимо для измерения уровня и динамики деятельности предприятия, при исчислении показателей эффективности, структуры, частоты, динамики хозяйственных процессов, а также для определения размера влияния фактора на результат.
Без сравнения невозможна оценка деятельности предприятия.
Исходя из принятых эталонов и баз различают три вида сравнений:
1. Динамические сравнения. Это сравнение во времени; база – данные за предыдущий период.
2. Пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. — в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени.
3. Сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.
Для обеспечения реальности получаемых результатов при сравнении необходимо обеспечить сопоставимость показателей.
Основные способы приведения показателей к сопоставимости:
1. Устранение влияния изменения цен, для чего показатели выражаются в одинаковой оценке, то есть в сопоставимых ценах.
2. Устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей.
3. Приведение сравниваемых показателей к единообразной методике их исчисления, для чего показатели базисного периода пересчитываются по методологии отчетного периода и, наоборот.
4. Периоды времени, по которым производится сравнение, должны быть тождественны.
Учет и анализ основных средств.
1. Понятие основных средств и их классификация.
2. Оценка основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость. Учет поступления и выбытия основных фондов.
3. Порядок начисления и учет амортизации основных средств.
Источник
Система аналитических показателей и их классификация
Все процессы, изучаемые в экономическом анализе, должны иметь конкретное цифровое выражение, то есть характеризоваться системой аналитических показателей.
Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Аналитический показатель – это цифровая характеристика одной или нескольких сторон деятельности организации. Содержание показателя отражает его экономическую сущность (это качественная характеристика), а числовое значение – его измерение (количественная характеристика).
Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из источников информации, а так же в результате обработки информации.
Классификация показателей позволяет лучше разобраться в их природе и принципах расчета.
Классификация системы аналитических показателей
Признаки группировки | Виды показателей | Что характеризуют | Примеры показателей |
I. По способу выражения | 1. Абсолютные | Выражают размер, величину хозяйственных процессов или их результатов | — |
1.1. В зависимости от измерителей абсолютные показатели могут быть: | |||
а) натуральные | — | Объем продукции в штуках, метрах, квт-часах и др. | |
б) трудовые | — | Объем продукции в нормо-часах | |
в) стоимостные | — | Объем продукции в тысячах рублей | |
1.2. В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть: | |||
а) интервальные | Показывают величину хозяйственных процессов или их результатов за определенный период времени | Выручка от продаж, прибыль, себестоимость | |
б) моментные | Объем хозяйственных ресурсов на определенную дату | Наличие основных фондов на начало года; остатки материальных запасов | |
в) средние | Средний размер ресурсов за определенный отрезок времени | Средняя величина активов баланса за период, среднесписочная численность персонала | |
2. Относительные | Рассчитываются как отношение двух абсолютных показателей | — | |
2.1. Относительные показатели в зависимости от вводимых в расчет абсолютных показателей могут быть : | |||
а) коэффициенты (кратные) | Частное от деления различных абсолютных показателей, числитель и знаменатель могут быть как в одинаковых, так и в различных единицах измерения | Коэффициент материалоотдачи; коэффициент фондоемкости продукции, коэффициент ликвидности, производительность труда. | |
б) удельные (структурные) | Как часть от целого, числитель и знаменатель в одинаковых единицах измерения | Удельный вес активной части основных фондов в общей их стоимости; доля собственного капитала в валюте баланса. | |
в) индексы | Изменение во времени и пространстве, числитель и знаменатель в одинаковых единицах измерения | Темп роста, темп прироста | |
II. По содержанию | 1. Количественные | Отражают размер, величину хозяйственных процессов и их результатов | Объем продукции, выпущенной или реализованной; величина материальных затрат; численность работников. |
2. Качественные | Отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их целесообразность и эффективность | Затраты на рубль продукции; рентабельность продукции или капитала, коэффициент фондоотдачи | |
III. По цели применения | 1. Результатные | Характеризуют результат свершения хозяйственных процессов | Выручка от продаж, прибыль |
2. Ресурсно-затратные | Характеризуют ресурсы и затраты, использованные для получения результата | Себестоимость, собственный капитал | |
3. Показатели эффективности хозяйственной деятельности | Представляют собой соотношение результатных показателей с затратами или ресурсами. | Показатели рентабельности продукции; затраты на рубль продукции; коэффициенты оборачиваемости оборотных средств. | |
IV. По степени обобщения деятельности | 1. Обобщающие | Характеризуют хозяйственную деятельность в целом. | Выручка от продаж, прибыль до налогообложения. |
2. Частные | Отличительные особенности хозяйственной деятельности, использование отдельных видов ресурсов. | Прибыль от продаж на единицу продукции; Материалоемкость продукции | |
V. По широте использования | 1. Общие | Показатели, используемые при анализе деятельности предприятий любой отрасли. | Выручка; себестоимость; прибыль; фонд заработной платы и др. |
2. Специфические | Показатели, используемые в отдельных отраслях и характеризующие специфику работы. | В строительстве – объем строительно-монтажных работ; в торговле – товарооборот и издержки обращения; показатели качества продукции: зольность угля, сахаристость свеклы и т.д. |
Прием сравнения.
Сравнение — важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.
Анализ начинается именно со сравнения. Для того чтобы ответить на вопрос, каковы результаты деятельности организации, нужно знать, как она использует свои производственные возможности и выполняет бизнес-план по основным показателям, т.е. сравнить достигнутые результаты с производственной мощностью, плановыми показателями по объему продаж, сумме прибыли, уровню рентабельности и т.д.
Характеристика технологического процесса дается путем сравнения достигнутых технологических параметров с параметрами, установленными технологическими инструкциями.
Фактические расходные коэффициенты по отдельным видам сырья, фактические затраты труда на изготовление отдельных изделий или проведение конкретных операций сравниваются с нормативными. Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:
— отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;
— плановых показателей с показателями предыдущего периода. Это дает возможность определить оптимальность плановых заданий, качество бизнес-плана;
— отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Это дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;
— плановых и фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами. Это обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации и выявления неиспользованных резервов;
— показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;
— показателей организации с показателями аналогичных предприятий в России и странах со стабильной рыночной экономикой. Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения, отклонения в процентах к базисным показателям, в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.
Основными условиями сопоставимости можно назвать следующие:
1. По периоду расчета, невозможно сравнивать моментные и интервальные показатели;
2. Единицы измерения должны быть одинаковыми;
3. Единство методики расчета;
4. Устранение влияния количественного или качественного фактора, в зависимости от базы сравнения.
К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие:
1) устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т.е. в ценах отчетного периода;
2) устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции;
3) приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;
4) тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.
В практике экономического анализа используются и другие способы приведения показателей к сопоставимости в зависимости от специфики отрасли (например, устранение сезонных особенностей, территориальных различий и др.), но указанные выше способы являются важнейшими.
Результаты сравнения могут быть представлены либо абсолютными показателями (абсолютное отклонение), либо относительными (темпы поста и темпы прироста).
Источник