Анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ называют

Проверочная работа по биологии по теме «Примитивные организмы»

Цель: проверить усвоение учебного материала и уровень знаний и умений обучающихся по теме « Примитивные организмы » (глава 3, параграф 15).

Уровень обучения: 9 класс, базовый.

Данная работа составлена в двух вариантах к учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой «Биология. 9 класс». Имеются модельные ответы и критерии для оценивания ответа.

Проверочная работа может быть использована:

— на уроке биологии для текущего контроля знаний и умений обучающихся в 9 классе;

— при подготовке к ОГЭ по биологии.

Использованный источник для составления проверочной работы:

  • учебник «Биология. 9 класс», авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова , Москва, «Вентана-граф», 2019, стр. 65-67.

Автор публикации: Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ №1 им. В.С. Богатырева р.п. Охотск.

Проверочная работа по биологии

по теме «Примитивные организмы»

Задание 1. Закончите предложения.

1. В состав клеточной стенки бактерий входит гликопротеид — ………

2. Вирусную частицу называют …………….

3. Науку, изучающую многообразие, строение и свойства бактерий, называют ……………….

4. Ядерное вещество в клетке бактерий называют ……………..

5. Белковая оболочка вируса называется …………………..

6. Палочковидные по форме бактерии называются ………………

7. Бактерии, образующие цепочки из кокков, называются ……………….

Задание 2. Выберите один вариант ответа из четырех возможных.

1. К РНК-содержащим вирусам не относится вирус:

А) кори Б) краснухи В) герпеса Г) СПИДа

2. Какие организмы не имеют клеточного строения?

А) грибы Б) вирусы В) бактерии Г) водоросли

3. С помощью спор бактерии:

А) размножаются Б) расселяются

В) передвигаются Г) переносят неблагоприятные условия

4. Сколько видов вирусов известно в настоящее время?

А) 500 Б) 400 В) 300 Г) 200

Задание 3. Дайте свободный ответ на вопрос.

Почему некоторых бактерий называют «санитарами биосферы»?

Проверочная работа по биологии

по теме «Примитивные организмы»

Задание 1. Закончите предложения.

1. Группу вирусов, избирательно поражающих бактерии и паразитирующих на них, называют …………..

2. Анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ называют …………….

3. Вирус табачной мозаики был открыт русским ученым …………….

4. Процесс образования энергии за счет окисления неорганических веществ называют ……………..

5. Бактерии размножаются ………………..

6. Округлые по форме бактерии называются ………………

7. Изогнутые в виде запятой бактерии называются ………………..

Задание 2. Выберите один вариант ответа из четырех возможных.

1. К РНК-содержащим вирусам не относится вирус:

А) гриппа Б) краснухи В) табачной мозаики Г) натуральной оспы

2. Какая из клеточных структур отсутствует у бактерий?

А) ядро Б) клеточная мембрана В) цитоплазма Г) клеточная стенка

3. Наследственная информация в клетках бактерий содержится:

А) в кольцевой ДНК Б) в цитоплазме В) в ядре Г) в белке клетки

4. Сколько видов бактерий известно в настоящее время?

А) 7000 Б) 5000 В) 3000 Г) 2000

Задание 3. Дайте свободный ответ на вопрос.

Почему бактерий относят к гаплоидным организмам?

Ответы к проверочной работе по биологии

по теме «Примитивные организмы»

  1. Муреин
  2. Вирионом
  3. Микробиологией
  4. Нуклеоидом
  5. Капсидом
  6. Бациллами
  7. Стрептококками
  1. Являясь компонентом биологического круговорота веществ, бактерии разлагают органические вещества.
  1. Бактериофагами
  2. Брожением
  3. Д.И. Ивановским
  4. Хемосинтезом
  5. Делением клетки надвое
  6. Кокками
  7. Вибрионами
  1. Их ядерное вещество представлено одноцепочечной кольцевой ДНК (условно называемой «хромосомой»).

КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА

За каждый верный ответ в задании 1 – 1 балл. Всего 7 баллов.

Читайте также:  Способы борьбы с резонансами

За каждый верный элемент ответа в задании 2 – 1 балл. Всего 4 балла.

За каждый верный элемент ответа в задании 3 – 1 балл. Всего 1 балла.

Максимальное количество баллов – 12.

Источник

Анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ называют

· что организм — это структурная единица жизни;

· что организм является биосистемой.

Формы организмов. Живые организмы очень разнообразны. Они различаются по способу питания (автотрофы и гетеротрофы), особенностям строения (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные), продолжительности жизни, поведению, полу (мужские и женские). При этом все организмы обладают индивидуальным запасом наследственной информации, доставшейся каждой особи от родителей.

В процессе эволюции на Земле возникли три формы организмов — одноклеточные, многоклеточные и неклеточные, которые различаются между собой по строению, физиологическим процессам и значению в природе. Среди одноклеточных организмов в природе существуют прокариотические (доядерные) и эукариотические (ядерные) формы.

Рассмотрим вначале особенности одноклеточных доядерных организмов — бактерий и группу неклеточных организмов — вирусов.

Бактерии и их свойства . Бактерии — самые древние и, следовательно, наиболее примитивные по строению и свойствам организмы. Их клетки намного (на порядок) мельче клеток эукариотических одноклеточных организмов. Их ядерное вещество представлено одноцепочечной кольцевой ДНК (условно называемой «хромосомой»). Поэтому бактерий относят к гаплоидным организмам. Бактериальная ДНК не отделена от цитоплазмы мембраной, а, прикрепившись к плазматической мембране, находится непосредственно в цитоплазме. Ядерное вещество (ДНК) в клетке бактерий называют нуклеоидом (лат. nucleus — «ядро» и греч. eidos — «вид»). Поэтому бактерий относят к доядерным организмам, выделив их в особое надцарство Доядерные, или Прокариоты.

Строение бактерий. Снаружи плазматической мембраны клетки бактерии обычно находится прочная клеточная стенка, в состав которой входит муреин (гликопротеид). Клеточная стенка окружена слизистой капсулой. У некоторых бактерий имеются жгутики. Цитоплазма неподвижна и не разделена мембраной на внутренние отделы, содержит рибосомы, которые заметно мельче рибосом эукариот.

По внешнему виду среди бактерий различают: палочковидные — бациллы, округлые — кокки, цепочки из кокков — стрептококки, грозди кокков — стафилококки, спиралевидные — спириллы, изогнутые в виде запятой — вибрионы. Форма бактерий служит важным морфологическим признаком, широко используемым для определения их таксономических групп и принадлежности к определённому виду в систематике бактерий.

По способу получения энергии бактерий подразделяют на автотрофов и гетеротрофов. Среди бактерий-автотрофов есть фотосинтезирующие, или фототрофы, — цианобактерии, зелёные и пурпурные бактерии. Другие автотрофы получают энергию за счёт окисления неорганических веществ (сероводорода, серы, аммиака и др.). Этот путь образования органических веществ называют хемосинтезом, а бактерий — хемосинтезирующими.

Большинство видов бактерий — гетеротрофы, т. е. организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (сапротрофы, паразиты, симбионты). В природе практически нет органических веществ, которые бы не перерабатывались бактериями.

По отношению к кислороду бактерий делят на аэробных, по своему обмену веществ нуждающихся в кислороде, и анаэробных, способных жить в бескислородных условиях. Некоторые бактерии для получения энергии используют анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ — брожение.

Образ жизни бактерии. Бактерии населяют все среды жизни, способны обитать в любых условиях. При наступлении неблагоприятных условий клетки бактерий покрываются плотной защитной оболочкой — образуют споры, сохраняющие свою жизнеспособность в течение длительного времени (сотен и даже тысяч лет). Споры бактерий — это способ защиты организма от действия неблагоприятных факторов среды, а не способ размножения, как у эукариот. В благоприятных условиях спора пробуждается и начинает процесс жизнедеятельности.

Размножение бактерий осуществляется простым делением клетки надвое.

Значение бактерий . Роль бактерий в природе огромна. Они участвуют в переработке любого органического вещества. Способствуя повышению плодородия почвы, они играют важную роль в сельском хозяйстве. Являясь компонентом биологического круговорота веществ, разлагая органические вещества, бактерии выполняют функцию санитаров биосферы. Это свойство бактерий человек использует в различных очистных сооружениях. Многие виды бактерий широко используются в пищевой промышленности, особенно при получении молочнокислых продуктов.

Читайте также:  Способы проведения рекламных исследований

Среди бактерий немало болезнетворных (патогенных) видов, являющихся возбудителями многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных и грибов.

Науку, изучающую многообразие, строение и свойства бактерий, называют микробиологией.

Вирусы представляют собой неклеточную (промежуточную между живой и неживой материей) форму жизни. Это очень древние организмы, они появились на Земле задолго до эукариот. Эти организмы, выделяемые в особое царство Вирусы, имеют очень простое строение. Каждая вирусная частица (вирион) содержит молекулу нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК), окружённую белковой оболочкой.

Вирусы герпеса, натуральной оспы содержат в вирионе ДНК, а вирусы кори, краснухи, гриппа, СПИДа, табачной мозаики — РНК

Отличительная особенность вирусов — способность размножаться только в живых клетках. Проникая в клетку, вирус внедряется в её генетический аппарат. В итоге поражённая клетка начинает производить вирусную нуклеиновую кислоту и вирусные белки. Группу вирусов, избирательно поражающих бактерии и паразитирующих на них, называют бактериофагами

Схема заражения и размножения вируса-бактериофага в клетке бактерии

Вирусы являются возбудителями многих болезней растений, грибов, животных и человека. Они вызывают такие заболевания, как гепатит, полиомиелит, оспа, грипп, ящур

Вирусы (вирус табачной мозаики) были открыты российским учёным Д.И. Ивановским в 1892 г. Сегодня известно около 500 видов вирусов, вызывающих различные заболевания. Однако огромное количество вирусов, обитающих в биосфере, ещё не описано и не изучено. Вирусы играют огромную роль в природных экосистемах, регулируя численность всех других организмов.

1. Как осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках бактерий, не имеющих ядра?

2. Какие типы обмена веществ свойственны бактериям?

3. Какую роль в жизни бактерий выполняют споры?

4. В чём состоит главное отличие вируса от бактерии?

Источник

Анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ называют

Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ и других высокоэнергетических соединений. АТФ — универсальный источник энергообеспечения клетки. Синтез АТФ происходит в клетках всех организмов в процессе фосфорилирования — присоединения неорганического фосфата к АДФ.

У аэробных организмов (живущих в кислородной среде) выделяют три этапа энергетического обмена: подготовительный, бескислородное окисление и кислородное окисление; у анаэробных организмов (живущих в бескислородной среде) и аэробных при недостатке кислорода — два этапа: подготовительный, бескислородное окисление.

Подготовительный этап

Заключается в ферментативном расщеплении сложных органических веществ до простых: белковые молекулы — до аминокислот, жиры — до глицерина и карбоновых кислот, углеводы — до глюкозы, нуклеиновые кислоты — до нуклеотидов. Распад высокомолекулярных органических соединений осуществляется или ферментами желудочно-кишечного тракта или ферментами лизосом. Вся высвобождающаяся при этом энергия рассеивается в виде тепла. Образовавшиеся небольшие органические молекулы могут быть использованы в качестве «строительного материала» или могут подвергаться дальнейшему расщеплению.

Бескислородное окисление, или гликолиз

Этот этап заключается в дальнейшем расщеплении органических веществ, образовавшихся во время подготовительного этапа, происходит в цитоплазме клетки и в присутствии кислорода не нуждается. Главным источником энергии в клетке является глюкоза. Процесс бескислородного неполного расщепления глюкозы — гликолиз .

В реакциях гликолиза шестиуглеродная молекула глюкозы С6 расщепляется на две молекулы пировиноградной кислоты С3. При этом от каждой молекулы глюкозы отщепляется четыре атома водорода и образуются две молекулы АТФ. Атомы водорода присоединяются к переносчику НАД (никотинамидаденинди-нуклеотид), который переходит в свою восстановленную форму НАД — Н + Н + (НАД очень сходен с НАДФ, т. е. с переносчиком атомов водорода при фотосинтезе).

Читайте также:  Способы выражения сказуемого числительное

Полезный выход энергии этого этапа — две молекулы АТФ, что составляет 40%; 60% рассеивается в виде тепла.

Кислородное окисление, или дыхание

Наиболее важным является кислородный этап аэробного дыхания. Он протекает в митохондриях и требует присутствия кислорода.

Продукт гликолиза — пировиноградная кислота — заключает в себе значительную часть энергии, и дальнейшее ее высвобождение осуществляется в митохондриях. Здесь пировиноградная кислота подвергается ферментативному расщеплению.

Углекислый газ выделяется из митохондрий в цитоплазму клетки, а затем в окружающую среду.

Атомы водорода, акцептированные НАД и ФАД (кофермент флавинадениндинуклеотид), вступают в цепь реакций, конечный результат которых — синтез АТФ. Это происходит в следующей последовательности:

Аэробное дыхание, включающее бескислородный и кислородный этапы, можно выразить суммарным уравнением:

Подготовительный этап Бескислородный этап Кислородный этап
Место расщепления Органы пищеварения, клетки под действием ферментов Внутри клетки Митохондрии
Активатор расщепления Ферменты пищеварительных соков Ферменты мембран клеток Ферменты митохондрий
Результат расщепления соединений клетки Глюкоза до 2 молекул пировиноградной кислоты + энергия Пировиноградная кислота до СО2 и Н2О
Выделившаяся энергия Рассеивается в виде тепла 55 % запасается в виде АТФ
Количество энергии в виде АТФ 2 молекулы 36 молекул

Анаэробное дыхание. При отсутствии или недостатке кислорода, играющего роль конечного акцептора электронов в кислородном дыхании, цепь передачи электронов через мембрану не осуществляется, а значит, не создается протонный резервуар, обеспечивающий энергией синтез АТФ. В этих условиях клетки способны синтезировать АТФ, расщепляя питательные вещества в процессе анаэробного дыхания. Анаэробное дыхание осуществляют многие виды бактерий, микроскопические грибы и простейшие. Некоторые клетки, временами испытывающие недостаток кислорода (например, мышечные клетки или клетки растений), тоже обладают способностью к анаэробному дыханию.

Анаэробное дыхание — эволюционно более ранняя и энергетически менее рациональная форма получения энергии из питательных веществ по сравнению с кислородным дыханием.

В основе анаэробного дыхания лежит процесс, в ходе которого глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты и высвобождаются атомы водорода. Акцептором атомов водорода, отщепляемых в результате дыхания, является пировиноградная кислота, которая превращается в молочную.

Молочнокислое брожение осуществляют молочнокислые бактерии (например, кокки из рода стрептококк). Образование молочной кислоты по такому типу происходит также в животных клетках в условиях дефицита кислорода.

В природе широко распространено спиртовое брожение, которое осуществляют дрожжи. В отсутствие кислорода дрожжевые клетки образуют из глюкозы этиловый спирт и СО;. Вначале спиртовое брожение идет аналогично молочнокислому, но последние реакции приводят к образованию этилового спирта. От каждой молекулы пировиноградной кислоты отщепляется молекула С02, и образуется молекула двууглеродного соединения —уксусного альдегида, который затем восстанавливается до этилового спирта атомами водорода.

Спиртовое брожение, кроме дрожжей, осуществляют некоторые анаэробные бактерии. Этот тип брожения наблюдается в растительных клетках в отсутствие кислорода.

Наиболее распространенным питательным веществом, которое используется для анаэробного высвобождения энергии, является глюкоза. Однако следует помнить, что любое органическое вещество при соответствующих условиях может выступать источником энергии для синтеза АТФ.

При недостатке в клетке глюкозы в дыхание могут вовлекаться жиры и белки. Продуктами брожения являются различные органические кислоты (молочная, масляная, муравьиная, уксусная), спирты (этиловый, бутиловый, амиловый), ацетон, а также углекислый газ и вода.

Источник

Оцените статью
Разные способы