- Депутатами доработан законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций
- Закон о краудфандинге защитит инвесторов от мошенничества
- Коротко о краудфандинге
- Какие преимущества дает краудфандинг?
- Кто участвует в краудфандинге?
- Какие существуют способы привлечения инвестиций?
- Как это работает?
- Есть закон – рисков нет?
- Какие есть инструменты альтернативных инвестиций?
- Альтернативные способы привлечения инвестиций
Депутатами доработан законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций
Законопроект получил новое название — «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (ранее — «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»).
В новой редакции, в частности, предусмотрено, что размещение эмиссионных ценных бумаг может осуществляться путем закрытой подписки среди инвесторов, являющихся участниками инвестиционной платформы, в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» с учетом ряда особенностей.
Под инвестиционной платформой понимается информационная система в сети Интернет, используемая для организации привлечения инвестиций от многих лиц. При этом услуги по организации привлечения инвестиций могут оказывать только лица, включенные Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Данные услуги оказываются на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Осуществление инвестиций гражданами посредством инвестиционной платформы не требует госрегистрации в качестве ИП.
Также определено, что для граждан, не являющихся квалифицированными инвесторами или ИП, максимальный объем инвестиций через инвестплатформу в течение календарного года не может превышать сумму, определенную нормативным правовым актом Банка России.
Также из новой редакции исключена норма, которая предполагала увеличение в три раза — с 50 до 150 — максимального числа участников хозяйственных партнерств.
Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Источник
Закон о краудфандинге защитит инвесторов от мошенничества
Задумываетесь о получении дохода путем вложения небольших сумм в развитие стартапов? А может, вы уже давно участвуете в финансировании предприятий? Со следующего года инвестировать можно будет смелее: новые законодательные механизмы защиты минимизируют риски потерять деньги из-за недобросовестности лиц, привлекающих инвестиции
Цифровизация в последние годы стала одним из наиболее актуальных аспектов развития российской и мировой экономики. Натиску стремительно развивающихся информационных и цифровых технологий подверглось и законодательство, связанное с регулированием инвестиционной деятельности в России: 2 августа 2019 г. был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Чаще его именуют Законом о краудфандинге. Он вступит в силу с 1 января 2020 г. и будет регулировать деятельность по привлечению инвестиций с использованием специальных цифровых платформ.
Коротко о краудфандинге
Краудфандинг (от англ. crowd funding – «коллективное финансирование») представляет собой способ привлечения денежных средств неопределенного круга лиц с использованием информационных технологий. Его ключевым элементом является инвестиционная платформа, доступ к которой обеспечивается через интернет.
Краудфандинг появился сравнительно недавно, но уже успел стать популярным инструментом привлечения финансирования для стартапов, а также субъектов малого и среднего бизнеса.
Согласно данным Банка России, в 2018 г. рынок краудфандинга составил 15,2 млрд руб. По оценкам экспертов, мировой объем рынка краудфандинга к 2020 г. может составить более 90 млрд долл.
Какие преимущества дает краудфандинг?
Он дает преимущества как инвесторам, так и тем, кто привлекает инвестиции.
Последние получают возможность найти источники финансирования в силу: а) большого числа потенциальных инвесторов; б) относительно небольших сумм инвестиций, которыми инвесторам гораздо проще распорядиться.
К плюсам для инвесторов могут быть отнесены: а) возможность инвестирования в различные стартапы; б) возможность вложения относительно небольших сумм; в) доход обычно больше, чем полученный от банковского вклада; г) диверсификация инвестиционного портфеля, т.е. инвестор может вкладывать средства одновременно в разные отрасли экономики. Кроме того, инвестировать можно, находясь в любой точке мира, – для этого достаточно иметь доступ к интернету.
Кто участвует в краудфандинге?
Участниками являются: привлекающее лицо – тот, кто привлекает инвестиции; инвестор и оператор инвестиционной платформы.
Привлекающим лицом может быть индивидуальный предприниматель и российское юридическое лицо. Такой возможности юрлицо будет лишено, только если: контролирующее лицо или руководитель организации имеют неснятую (непогашенную) судимость за экономические преступления или преступления против государственной власти; руководитель подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации; лицо находится в банкротстве; лицо не соответствует иным требованиям, установленным Законом о краудфандинге или правилами инвестиционной платформы.
В качестве инвестора сможет выступить любое физическое и юридическое лицо. Инвестирование не требует государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (хотя такой статус позволит исключить применение к нему лимитов, о которых речь пойдет далее). Минимальный размер сумм, которыми должен располагать инвестор для получения доступа к платформе, не устанавливается.
Оператором инвестиционной платформы является лицо, осуществляющее управление ею. В обязанности оператора входят: предоставление доступа к платформе; разработка ее правил; раскрытие и предоставление информации участникам краудфандинга; идентификация инвесторов и привлекающих лиц; перечисление денежных средств последним и т.д.
Наиболее строгие требования установлены для оператора инвестиционной платформы, поскольку он отнесен к финансовым организациям. Им может быть только российское юрлицо, включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Размер его собственных средств должен составлять не менее 5 млн руб. Кроме того, оператор инвестиционной платформы, как и органы его управления, должен соответствовать иным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Какие существуют способы привлечения инвестиций?
Законом предусмотрено несколько способов привлечения инвестиций в рамках краудфандинга:
- привлечение займов;
- продажа эмиссионных ценных бумаг (за исключением ценных бумаг финансовых организаций, структурных облигаций и ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов);
- продажа токенов (утилитарных цифровых прав).
Возможность продажи токенов является новеллой российского законодательства, хотя такой способ довольно давно используется на практике.
Под токеном понимается одно из следующих прав:
- право требовать передачи вещи (за исключением недвижимого имущества и иного имущества, которое требует госрегистрации или сделки с которым подлежат такой регистрации (нотариальному удостоверению));
- право требовать передачи исключительных прав (прав использования) на результаты интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ или оказания услуг.
Содержание этих прав и условия их реализация определяются привлекающим лицом. Осуществление, продажа, дарение, передача в залог и иное распоряжение токеном возможны только в пределах инвестиционной платформы.
Как это работает?
Для использования инвестиционной платформы нужно пройти предварительную идентификацию и зарегистрироваться на ней – это общее правило для привлекающих лиц и инвесторов.
Далее привлекающее лицо готовит инвестиционное предложение. В нем отражаются условия привлечения инвестиций (описание того, что получает инвестор), срок действия предложения, минимальные и максимальная суммы инвестиций. Это предложение размещается на платформе.
Заинтересовавшийся инвестор принимает инвестиционное предложение, используя инструменты платформы (для этого у него должно быть достаточное количество денежных средств на счете в платформе). В течение пяти рабочих дней инвестор может передумать и отозвать свою заявку.
После прекращения действия инвестиционного предложения, при условии сбора минимальной суммы инвестиций или когда набрана максимальная сумма, денежные средства инвесторов перечисляются оператором платформы привлекающему лицу. Только после этого договор о предоставлении инвестиций между инвестором и привлекающим лицом считается заключенным.
Если же срок действия инвестиционного предложения истек, но минимальная сумма инвестиций не была собрана, договоры о предоставлении инвестиций не заключаются.
Есть закон – рисков нет?
Основная задача принятия Закона о краудфандинге заключалась в минимизации рисков инвесторов. Ведь краудфандинг существовал и до принятия закона, но инвесторы нередко сталкивались с мошенничеством со стороны привлекающих лиц.
Законом предусмотрены следующие элементы защиты инвесторов:
- объем инвестиций, собираемых одним привлекающим лицом в течение года, не может превышать 1 млрд руб. (за исключением инвестиций, привлекаемых публичными акционерными обществами путем продажи токенов);
- объем инвестиций, предоставляемых одним инвестором в течение года, – не более 600 тыс. руб. (лимит не распространяется на квалифицированных инвесторов и индивидуальных предпринимателей, а также не действует при приобретении токенов у публичных акционерных обществ);
- установление минимальных требований к привлекающим лицам;
- установление минимальных требований к оператору цифровой платформы;
- установление минимальных требований к цифровой платформе;
- право инвесторов отозвать свое заявление в отношении инвестиционного предложения в течение пяти рабочих дней;
- предоставление инвесторам информации о привлекающем лице (включая годовую бухгалтерскую отчетность; информацию об органах управления; сведения о рейтинге лица, который присваивается согласно правилам инвестиционной платформы; сведения о сумме инвестиций, привлеченных этим лицом в текущем году, и т.д.);
- предоставление инвесторам информации об инвестиционном предложении (включая информацию о целях привлечения инвестиций; основных рисках, связанных с принятием инвестиционного предложения; текущем рейтинге предложения, присвоенном согласно правилам инвестиционной платформы, и т.д.).
Вместе с тем все это лишь минимизирует риски инвесторов, но не устраняет их полностью. Ведь даже финансово устойчивая компания может стать банкротом без какого-либо умысла, например в связи с изменением конъюнктуры рынка. Поэтому краудфандинг для инвесторов является высокорисковой деятельностью, связанной с возможной утратой денежных средств. И об этом оператор платформы обязан уведомлять инвесторов.
К принятию решения об инвестировании с помощью краудфандинга рекомендуется подходить с должной степенью разумности и осмотрительности. Детально изучайте информацию о привлекающих лицах и инвестиционных предложениях – это поможет уменьшить риски.
Источник
Какие есть инструменты альтернативных инвестиций?
Акции, облигации и товарные активы зачастую составляют основу инвестиционного портфеля. Однако альтернативные инвестиции не так популярны.
Расскажите, каким образом можно инвестировать в частный и венчурный капитал, в компании, не торгующиеся публично? Есть ли пассивные инструменты для этого, например ETF? Есть ли в России такие возможности? Считаете ли вы разумно держать долю инвестиционного портфеля в альтернативных инвестициях?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Для простого физического лица с относительно небольшой суммой подобные вещи делать неразумно. Зачем,если есть более надёжные инструменты?
Инвестирую через частную ИК в стартапы в России, а также захожу в preIPO. Иметь стоит, если размер портфеля хотя бы от 1 млн руб.
Пацаны на раене сказали есть два надёжных актива — гаражы и биткоины
Для венчурных инвестиций нужен капитал от $1 млн. Ниже начинать не стоит, ибо риски совсем другие. Вложить нужно хотя бы в 10 проектов по 100.000$. В венчуре вы покупаете будущий рост.
Частный капитал если у вас есть знакомый предприниматель с простой и понятной идеей. Разница с венчуром в рисках и сроком возврата. Тут вы покупаете дивиденды.
Можно вложиться в вино. В России доступны платформы Visdome и Vinevest. За первую не могу сказать, но вот последние бутылки вам домой не привезут. Они ваши безусловно, но хранится будут на их складе до продажи. В других странах доставка работает.
Источник
Альтернативные способы привлечения инвестиций
Законопроект направлен на установление правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
Проект федерального закона №419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» внесён депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым.
Законопроект направлен на установление правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
1. Частью 3 статьи 5 законопроекта установлено, что осуществление инвестиций способами, предусмотренными указанной статьёй, гражданами, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать сумму, установленную нормативным актом Банка России.
В целях создания правовых основ осуществления краудфандинговой деятельности на принципах определённости и стабильности, а также обеспечения развития краудфандинга в Российской Федерации Правительство считает целесообразным установление предельных лимитов инвестирования указанием конкретных сумм непосредственно в законопроекте.
Так, в законопроекте необходимо установить, что осуществление инвестиций способами, предусмотренными законопроектом, гражданами Российской Федерации, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать 600 тыс. рублей, а общая сумма инвестиций, привлечённых одним лицом с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года, не может превышать 1 млрд рублей.
При этом для лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг», лимиты на осуществление инвестиций законопроектом не устанавливаются. Таким образом, поддерживая подход о возможности снятия таких лимитов для квалифицированных инвесторов, Правительство отмечает, что требования, установленные указанным Федеральным законом для квалифицированных инвесторов, формировались для рынка публичных ценных бумаг, процесс инвестирования на котором отличается от механизмов, используемых в краудфандинговой деятельности. С учётом этого Правительство считает целесообразным рассмотреть возможность смягчения существующих в настоящее время требований к квалифицированным инвесторам в Российской Федерации, осуществляющим инвестиции посредством инвестиционных платформ.
2. Абзац третий части 2 статьи 3 законопроекта и абзацы первый и второй части 2 статьи 3 законопроекта Правительство считает необходимым соотнести между собой в части взимания платы за предоставление услуг по организации розничного финансирования.
3. В соответствии со статьёй 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признаётся договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом. В этой связи Правительство считает необходимым в части 2 статьи 4 законопроекта указать на стандартные формы договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании, поскольку указанные договоры в соответствии с частью 3 статьи 3 законопроекта являются договорами присоединения.
4. Положения части 9 статьи 6 законопроекта, предусматривающие ограничение на привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта для юридических лиц, сведения о которых не включены в реестр операторов инвестиционных платформ, и иные ограничения, не учитывают возможности осуществления деятельности по организации розничного финансирования индивидуальными предпринимателями.
5. Частью 9 статьи 6 законопроекта предусмотрено ограничение в части возможности ведения учёта денежных средств каждого инвестора и лиц, привлекающих инвестиции, в случае использования номинальных счетов для осуществления розничного инвестирования.
Правительство считает необходимым исключить указанное ограничение, учитывая, что использование номинальных счетов любыми лицами регулируется статьями 860 1 –860 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. Проведение операторами инвестиционных платформ рейтингования (рэнкинга) инвестиционных проектов не всегда может быть предусмотрено в рамках краудфандинговой деятельности, в связи с чем требование, предусмотренное подпунктом 6 части 3 статьи 13 законопроекта, Правительству представляется избыточным и должно реализовываться только в случае, если проведение рейтингования предусмотрено правилами инвестиционной платформы.
7. Правительство считает необходимым конкретизировать подпункт 4 части 1 статьи 14 законопроекта, указав, что устанавливаемый нормативным актом Банка России порядок проведения проверок Банком России деятельности операторов инвестиционных платформ должен содержать предмет, сроки, формы и последовательность проведения таких проверок.
8. Правительство указывает, что в законопроекте необходимо предусмотреть положения, определяющие последствия исключения из реестра операторов инвестиционных платформ Банка России операторов инвестиционных платформ, а также уточнить часть 2 статьи 1 законопроекта, принимая во внимание способы осуществления инвестиций, предусмотренные частью 1 статьи 5 законопроекта, в том числе дополнительной проработки вопроса о добровольности регистрации в реестре операторов инвестиционных платформ.
9. Правительство считает необходимым соотнести положения части 2 статьи 5 законопроекта, предусматривающей перечень имущественных прав, обозначаемых токенами инвестиционных проектов, которые возможно приобрести посредством инвестиционной платформы, с положениями законопроекта №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации», внесённого депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, и с положениями законопроекта №419059-7 «О цифровых финансовых активах», внесённого депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А.Журавлевым, а также дополнительно проработать положения законопроекта с учётом нецелесообразности излишнего регулирования гражданско-правовых отношений.
10. Правительство указывает, что в пункте 4 части 2 статьи 4 законопроекта, предусматривающем требования о наличии в правилах инвестиционной платформы видов (перечня) договоров, которые могут заключаться с использованием инвестиционной платформы, необходимо конкретизировать, о каких договорах идёт речь.
11. Положения пункта 3 части 4 и пункта 2 части 5 статьи 6 законопроекта Правительство считает необходимым уточнить, указав, что соответствующие лица не должны иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
12. Положения части 3 статьи 3 и части 5 статьи 12 законопроекта Правительство считает необходимым уточнить, указав, что использование электронной подписи участниками инвестиционной платформы должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной подписи».
13. Правительство указывает, что терминология, используемая в законопроекте, нуждается в доработке, в том числе необходимо дополнительно проработать такие понятия, как «краудфандинг», «инвестиционный проект», «рэнкинг», «договор об оказании услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга)», «привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта», а также уточнить состав сведений, позволяющих идентифицировать оператора инвестиционной платформы.
14. Положения законопроекта, предусматривающие механизм заключения договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании с использованием способов идентификации и аутентификации, определяемых правилами инвестиционной платформы, Правительство считает необходимым соотнести с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя с подтверждением достоверности сведений о клиенте.
15. Правительство указывает, что статью 13 законопроекта следует дополнить обязательным условием об отсутствии оператора информационной платформы, лиц, его контролирующих, привлекающих инвестиции или выполняющих обязанности органа управления, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму.
Согласно пункту 4 статьи 9 законопроекта указанный оператор обязан предоставлять информацию о заключённом договоре по требованию суда, должностным лицам правоохранительных органов при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органов внутренних дел.
Данная норма не соотносится с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом указанных замечаний к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Источник