- Альтернативное образование: преимущества и недостатки
- Беспокойства родителей
- Недостатки альтернативных школ
- Преимущества альтернативного образования
- Альтернативные школы в России
- Куда идти, если не хочется в госшколу: семейное обучение, платные школы и альтернативное образование
- Аккредитованная школа
- Семейное образование
- 1. Обучение дома своими силами
- 2. Обучение с привлечением нанятых педагогов
- 3. Альтернативные школы
Альтернативное образование: преимущества и недостатки
Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.
Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.
Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.
Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:
- Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
- Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
- Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
- Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
- Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
- Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
- Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
- Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.
Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».
Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:
- Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
- Школы для учеников со специальными потребностями.
- Независимые частные школы.
- Школы с эмоциональным уклоном.
Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.
Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).
Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.
Беспокойства родителей
Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:
- ребенок необычайно одарен;
- имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
- ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
- он не может учиться по состоянию здоровья;
- поведение ребенка становится саморазрушительным;
- он имеет эмоциональные и психические проблемы.
Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.
Недостатки альтернативных школ
Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:
- дорогостоящее обучение;
- занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
- есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
- не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
- школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
- не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.
Преимущества альтернативного образования
Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.
И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:
- Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
- Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
- Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
- Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
- Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
- Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
- Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.
Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.
Альтернативные школы в России
В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.
В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.
Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).
Источник
Куда идти, если не хочется в госшколу: семейное обучение, платные школы и альтернативное образование
Ещё лет 20 назад вопроса о том, куда ребёнок пойдёт учиться, не стояло: дети шли в ближайшую к дому школу. Сейчас же у родителей будущих первоклассников выбор огромный: можно пойти в школу «по прописке», можно в лучшую школу в районе или городе, можно в платную, можно в школу с альтернативной программой, а можно вообще остаться на семейном обучении. О плюсах и недостатках всех вариантов рассказала наш блогер Алеся Короткова.
Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, где и как обучать ребенка. В какой школе? По какой методике? Кому доверить образование своего ребенка? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Когда я задалась аналогичными вопросами, мне пришлось довольно долго искать, читать и изучать огромный объем различной информации, чтобы понять, какие конкретно есть варианты и возможности у родителей. Итак, что мы имеем.
Сразу хочу отметить, что законно государство дает родителям только два пути: мы можем отдать ребенка в аккредитованную государством школу, либо выбрать семейное образование под ответственность родителей. Оба варианта абсолютно законны.
Аккредитованная школа
Что это такое? Это те самые государственные школы в том классическом понимании, к которому мы привыкли с детства. Образование, которое государство предоставляет детям бесплатно. Также в эту категорию попадают школы коммерческие (с платным образованием), получившие лицензию и работающие по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).
Тут сразу нужно пояснить, что сама программа, учебники, система оценивания и контроля результатов учеников будут такими же, как в бесплатной государственной школе. Это тот образовательный стандарт, который школа обязана соблюдать, иначе лишится лицензии. Соответственно любое дополнение к этой программе будет факультативным, и будет увеличивать нагрузку ребенка, которая и без того очень велика. Многие рассчитывают на лучший преподавательский состав в таких школах, но это вопрос спорный. Учителям, как правило, в коммерческих школах платят не намного больше, чем в государственных, и чаще всего не могут обеспечить достаточную нагрузку, так как классов мало. Особенно остро вопрос стоит в средней школе, где нужны учителя-предметники.
Главное достоинство платных школ — в классе мало учеников (обычно не более 8-15 человек). У учителя есть возможность уделить больше внимания каждому ребенку. Атмосфера в классе, скорее всего, будет дружелюбная и более уютная. Также оснащение классов от проекторов до занавесок будет более эстетичным и качественным по сравнению с бесплатной школой. Питание в школе, скорее всего, будет достойным.
Главный недостаток — это дорого. Вы платите за обучение, продлёнку (больше, чем в госшколе). Кружков и секций будет не так много (детей-то мало), любая дополнительная информация вне ФГОС — это внеурочная нагрузка.
Семейное образование
Здесь тоже есть несколько вариантов. На законодательном уровне к родителям, выбравшим семейное образование, есть только одно требование — ребенок должен быть прикреплен к аккредитованной организации, имеющей право проводить аттестацию обучающихся (как правило, это школы), и сдавать итоговые аттестации по предметам. Методики обучения, форма подачи материала, учебники, время выделенное на учебу, — все это остается на усмотрение родителей. И тут мы имеем три варианта организации обучения семейного типа.
1. Обучение дома своими силами
Можно использовать всё: любые учебные пособия, доступные к продаже или скачиванию, различные базы данных и электронные библиотеки (как платные, так и бесплатные), платформы электронного обучения, предоставляющие базу видеоуроков, возможность присутствия на онлайн- уроках, набор заданий для усвоения материала в виде электронных заданий, компьютерных игр по пройденному материалу, электронных тестов и т. д.
«Ты тупая, потому что в школу не ходишь»: как пугают тех, кто выбирает образование вне школы
Прикрепление к аттестующей организации и подготовка к аттестации организовывается силами родителей. Аттестации сейчас можно проходить как очно, так и онлайн, всё зависит от организации. Родители вправе самостоятельно выбрать организацию, к которой будут прикреплять своего ребенка.
Достоинства: индивидуальный подход к ребенку. Как в подборе материала, методик обучения, скорости обучения, углубления в отдельный предмет, так и в организационных и режимных моментах.
Недостатки: отработать коммуникационные навыки ребенку будет непросто (ни совместных игр, ни сравнения себя и своих результатов со сверстниками, ни командных проектов и др.), необходима высокая степень вовлеченности родителя в процесс обучения (не все родители могут уделять много времени обучению ребенка).
2. Обучение с привлечением нанятых педагогов
Как правило, «семейники» объединяются и нанимают педагогов для 3-4 детей сверстников. Проводят совместные занятия 2-3 раза в неделю в арендованных помещениях с преподавателем, остальное время дети занимаются дома самостоятельно или с родителями. В этом случае аттестация тоже организовывается родителями самостоятельно.
Достоинства: стоимость совместных занятий с педагогом будет ниже, чем индивидуальные занятия, некоторые темы педагог объяснит лучше родителя или видеоурока.
Недостатки: поиск сверстников для общих занятий (тематические форумы и социальные сети облегчают эту задачу, но процесс все равно остается непростым), организационные проблемы (все участники должны состыковаться по времени, кому-то нужно организовать аренду помещения и найти преподавателя, который всех устроит, и т. д.).
3. Альтернативные школы
Это такие организации, которые реализуют нестандартные учебные программы, нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его таланов, развитие способностей анализировать, проверять, систематизировать информацию, делать выводы и уметь аргументированно представить окружающим свою точку зрения. Здесь формируют навыки командной работы, самодисциплины, креативного мышления и др.
Подходы и методики могут быть разные. Могут использовать методики известных во всем мире школ: вальдорфская, Монтессори, школа-парк Балабанова и т. д. Могут использовать свою авторскую программу. Все эти организации, называющие себя «нешколами», не могут быть аккредитованы, так как используемые ими программы не соответствуют ФГОС для массового обучения. Тем не менее, повторюсь, некоторые из этих методик зарекомендовали себя и используются во многих других странах на протяжении десятков лет.
Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)
Юридически ребенок, который в этих школах учится, будет числиться на семейном образовании, а значит, и аттестацию ему тоже придётся проходить. Как правило, «нешкола» сама прикрепляет своих учеников и организовывает подготовку и прохождение аттестаций. Родителям требуется только подписать необходимые документы.
Достоинства: прежде всего они максимально актуальны, идут в ногу со временем. Акцент в обучении строится не на зазубривании материала, а на отработке навыков, позволяющих работать впоследствии с любой информацией. Используются различные инструменты для обучения (дебаты и споры, коллективные проекты, фильмы, игры, выезды на природу, в музеи и т. д.), что делает обучение интересным, максимально вовлеченным для ребенка. Атмосфера в таких школах дружелюбная и уютная. Количество учеников небольшое и внимание учителя достается каждому. Оснащение школ материалами хорошее.
Недостатки: конечно, цена: стоимость будет меньше коммерческих лицензированных школ, но всё-таки и этот вариант не всем по карману. В силу того, что государство за эти «нешколы» ответственности не несет, никто не проверяет их на предмет соблюдения заявленных методик. Результативность обучения можно проверить только опытным путем. Также нужно отметить, что все альтернативные школы в России достаточно молодые, так как формирование альтернативного образования не в интересах нашего государства. Не буду останавливаться на различиях в методиках альтернативных школ, расскажу вам об этом в следующей статье.
Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии, мне очень интересно ваше мнение.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shurtterstock / Svetlana Vinokurova
Источник