Альтернативные способы оценки результатов обучения
Автор: Белякович Екатерина Михайловна
Организация: ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилёва»
Населенный пункт: Республика Беларусь, г. Могилёв
Образование сегодня позиционируется как один из важнейших компонентов экономического роста и процветания страны. В свою очередь, образование невозможно представить без процессов оценивания и контроля учебных достижений учащихся.
Теоретический анализ результатов исследований психолого-педагогического аспекта контроля и оценки учащихся изложен в работах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Н. Г. Дайри, Е. И. Перовского и др. Особенности и условия оценки результатов учебной деятельности, определение ее критериев рассматривались в работах В. П. Беспалько, З. И. Калмыковой, В. Л. Рысс, И. Т. Огородникова и др., что позволяет сделать вывод о недостаточной решенности проблемы, в первую очередь, на практическом уровне. Это создает определенные трудности при разработке оптимальных методов и форм контроля и установлении объективных количественных показателей обученности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности и недостаточной разработанности проблемы нетрадиционных способов оценки качества знаний учащихся современной школе. Проверка, контроль и оценка знаний учащихся являются необходимой частью процесса обучения, без правильной постановки которой не может быть успеха в обучении.
Традиционное оценивание не отражает реальных способностей учащихся, их достижений и пробелов в знаниях. Поэтому в педагогической науке стали появляться различные нетрадиционные способы оценки знаний учащихся, т.е. оценочные формы и методы, которые характеризуются справедливостью и объективностью оценивания, стимулирующие учащихся к активизации познавательной деятельности и самостоятельной работе.
Основные формы нетрадиционного контроля знаний учащихся: матричный контроль, викторина-зачет, зачет-игра, контроль знаний в системе коллективного обучения (методика В. Ф. Шаталова), методика С. Д. Шевченко, вспомогательные способы обратной связи. Наиболее эффективными оказываются те способы обратной связи, которые позволяют за небольшое время проверить усвоение всеми учащимися класса нужного количества фактического материала и навыков применения полученных знаний на практике. Например, трафареты обеспечивают экономию времени на выполнение упражнений, закрепление материала, помогают опросить всех учащихся и выставить большое количество оценок. Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся. Их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или найти пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками. Интересна нетрадиционная форма контроля «Суд». Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме с помощью прокурора и адвоката. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.
Также для оценивания полученных знаний, умений и навыков можно применять решение кроссворда, систему «Маршрутный лист», естественную систему оценивания, безотметочное обучение, положительную десятибалль- ную шкалу оценки, балльно-рейтинговую систему оценивания результатов обучения.
Перечисленные нетрадиционные формы контроля знаний учащихся в силу своей универсальности могут быть использованы на любом уроке. Главное — учитывать такие условия как: наполняемость классов, возраст учащихся, материально-техническая база школы, профессионализм учителя, общеобразовательный уровень класса и т.п. Без оценок человеку не обойтись, эта проблема — не дискуссионная, а фундаментальная. Образовательный процесс как многоуровневая система развития человека не откажется от оценки, но можно предложить её нетрадиционный способ как альтернативу.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Поскольку рейтинг — шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
При использовании тестирования двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью». Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 — 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше — содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
1. Тесты должны быть «закрытыми», то есть иметь варианты ответов.
2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным.
3. Варианты ответов. Оптимальное их число – 4-6, редко – 8. Каждый вариант – не более одной строки.
- обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.
Содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев и их показателей, которые должны быть однозначными, предельно чёткими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. при списывании предложений: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3) пропуск букв и др.
Первоначально показатели для оценки задания предлагаются учителем, затем вырабатываются учениками совместно с педагогом.
Качественная составляющая оценки отражает уровень личностного развития учащихся, в частности таких важных характеристик личности. Как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение работать в группе, отношение к учебному предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад. Сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки даёт наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей.
Анализ полученных материала исследования позволяет сформулировать следующие методические рекомендации для учителей по эффективному использованию нетрадиционных способов контроля и оценки знаний учащихся в современной школе:
1. Необходимость сочетания традиционных и нетрадиционных способов контроля и оценки знаний учащихся в педагогической деятельности для повышения уровня эффективности процесса обучения.
2. Повышение уровня педагогического мастерства учителя по данной проблеме посредством систематического изучения новаторского педагогического опыта с целью внесения в собственную педагогическую деятельность элементов современной дидактики по профилю нетрадиционных способов контроля и оценки.
3. Учет уровня технологической подготовки и материально-технической оснащенности класса и школы, образовательного уровня класса, возможностей детей при выборе нетрадиционных способов контроля или оценки.
4. Учет пожеланий и требований администрации, родителей, традиций региона при применении нетрадиционных способов контроля или оценке знаний учащихся.
5. Обязательность ознакомления учащихся и родителей с критериями оценивания. При учете вышеперечисленных рекомендаций учителями в своей педагогической деятельности эффективность процесса обучения повысится, качество знаний, умений и навыков заметно возрастет, и проблема оценивания и контроля без учета объективности и справедливости снизится.
Таким образом, традиционные способы оценки знаний учащихся, применяемые без нетрадиционных, не имеют высокого уровня эффективности в современной школе. Нетрадиционные способы контроля и оценки знаний школьников используются в современной школе, но сегодня они не составляют конкуренции традиционным способам контроля и оценки знаний школьников, потому что их эффективность для учителей является недоказанной. В связи с этим проблема остается открытой, поскольку современная контрольно-оценочная деятельность должна быть направлена на получение результата обучения, поиск причин отклонений от требуемого уровня и коррекционных воздействий на учебный процесс, которые обеспечат повышение уровня учебных достижений и формирование уверенности каждого обучающегося в своих возможностях.
Список использованной литературы
Источник
Опыт внедрения альтернативной системы оценки успеваемости в российских школах
Дата публикации: 15.04.2016 2016-04-15
Статья просмотрена: 744 раза
Библиографическое описание:
Овсянникова, Т. Ю. Опыт внедрения альтернативной системы оценки успеваемости в российских школах / Т. Ю. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1004-1007. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28370/ (дата обращения: 18.11.2021).
Описание и анализ педагогического опыта оценивания знаний учащихся с применением балльно-рейтинговой накопительной системы. Сравнение различных возможностей применения рейтинга в образовательных и воспитательных целях.
Ключевые слова: образовательные технологии, балльно-рейтинговая система, рейтинг, школа, дифференцированный подход, мотивация учебной деятельности.
Description and analysis of pedagogical experience of assessment of pupils’ knowledge with the use of point-rating system. Comparison of different application possibilities of parentinal and educational goals.
Keywords: educational technology, point-rating system, rating, school, differentiated approach, motivation of educational activity.
В России в 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основными направлениями которого являются внедрение современных образовательных технологий и повышение уровня воспитательной работы в школах. В рамках реализации этой инициативы были декларированы иные цели обучения и, как следствие, ряд изменений в подходах, методах и приемах обучения. Изменение направления обучения сопровождается также усовершенствованием способов оценки учебной деятельности школьников. Балльно-рейтинговая система, в настоящее время, многими специалистами в области образования рассматривается как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. К целям и задачам рейтинговой системы оценки успеваемости относятся, прежде всего, создание таких условий, которые бы учитывали индивидуальные способности и возможности учащихся. Важным фактором является перспектива развития у школьников самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию в процессе реализации балльно-рейтинговой системы.
Существующий Закон «Об образовании» даёт возможность образовательным учреждениям самим выбирать систему оценивания текущей и промежуточной аттестации учащихся, согласно уставу школы [6].
В настоящее время для оценки знаний в подавляющем большинстве школ используется традиционная пятибалльная система оценки. Но, хоть эта шкала и состоит из пяти баллов, как показывает практика работы в учебных заведениях различного типа и уровня, реально в качестве положительных оценок используются только «4» и «5». Даже оценка «3» воспринимается и учителями, и учащимися как отрицательная, не говоря уже про «2» и «1». Таким образом, у нас, учителей, в распоряжении остается совсем мало возможностей, чтобы по достоинству оценить все степени и уровни подготовки наших таких разных учеников. В рамках изучения одной и той же дисциплины, одни учащиеся могут достичь успеха благодаря своему упорству и усидчивости, старательно изучая все особенности предмета, даже если это нелегко им дается. А есть целая категория ребят, в силу темперамента или других физиологических особенностей, с трудом концентрируют свое внимание на длительное время, но зато в нужный момент с успехом генерируют блестящие и нестандартные решения трудных задач, демонстрируя гибкость восприятия и мышления. И те, и другие идут каждый своим путем, и задача учителя в каждом ученике разглядеть потенциал, поддержать в преодолении трудностей. В этом нам поможет балльно-рейтинговая система.
Среди факторов, которые побуждают школьных учителей локально, в рамках одной параллели классов, в ходе изучения одной дисциплины или даже отдельных тем или факультативных курсов предпринимать попытки внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания можно выделить следующие:
- Стремление учителя дифференцировать и индивидуализировать работу с классом, фиксировать уровень успехов и достижений каждого школьника, определение объема и направления дальнейшей работы с каждым учащимся.
- Рейтинговая система позволяет реализовать и другие, кроме дифференциации обучения, здоровьесберегающие технологии: ситуативное обучение, игровые технологии и т. д.
- Степень готовности первоклассников к обучению в школе. Результаты диагностики показывают, что более половины учащихся имеют высокую мотивацию, а остальные — среднюю. При этом, по мере обучения степень учебной мотивации снижается [3].
- Осознание учителем имеющейся в отдельно взятом классном коллективе какой-либо проблемной «зоны». Применение балльно-рейтинговой системы как инструмента воспитательного воздействия, разрешения проблем личностного взаимодействия учащихся, формирования у них полезных привычек и черт характера, важных для дальнейшей жизни в социуме.
Учитель математики МОУ «Лицей № 12» Московской области Каримова Е. В. пишет, что начинает использовать рейтинговое оценивание учащихся с уроков творческого характера, проводимых в игровой форме. В своем исследовании автор отмечает, что «применение творческого рейтинга активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия» [1].
Кроме того, балльно-рейтинговая система оценивания в большой степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных физико-математических классов. Благодаря внедрению рейтинга, стирается несоответствие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Также очевидно, что рейтинговая система способствует формированию у старшеклассников мышления и поведения в рамках выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Также Каримова Е. В. приводит собственный опыт, в соответствии с которым на 15 % повысились показатели «качества знаний», а также уровень математической компетентности выпускников — на 20 %.
Преподаватель МОУ «Гимназии № 7» Приморского края, Крутько Н. А. на основании собственного опыта преподавания математики и подготовки выпускников данного учебного заведения к процедурам сдачи ЕГЭ и ГИА, также отмечает рост показателей качества знаний в экспериментальном классе: за два года на 15 %. «По результатам двухлетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценивания успеваемости учащихся по математике в профильном классе можно сделать вывод, что данная технология эффективна, так как обеспечивает стабильный положительный результат» [4].
Смирнова Л. Л., учитель математики и информатики, в своей статье «Рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования» указывает, что система рейтингового контроля особенно эффективна в среднем звене. В старшем звене учитель использует элементы рейтинговой системы во время проведения уроков-практикумов. На доске или не карточках каждому заданию задаётся определённый балл — его цена. Если ученик правильно решает, то получает максимум, если допускает ошибки, то цена задания снижается. В конце урока ученик получает возможность заработать оценку по аналогичной шкале перевода рейтинга в пятибалльную систему оценивания. Смирнова Л. Л. описывает используемый ею в течение нескольких лет педагогической деятельности так называемый «совокупный рейтинг», который включает рейтинг, учитывающий текущую работу учащегося на отдельных этапах урока: урок разбивается на отдельные этапы и на каждом этапе за определенный вид деятельности выставляются баллы.
Поляковой С. В., руководителем окружного МЦ г. Москвы, была разработана и успешно внедрена на базе московской школы № 661 рейтинговая система оценки знаний учащихся, в соответствии с которой оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01). Кроме того, «рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся» [8].
Кружилина Н. М., учитель начальных классов МБОУ «Базковская СОШ», описывает так называемый «Рейтинг прилежания», согласно которому направления оценки по рейтинговой шкале выражаются в готовности к уроку, выполнении домашнего задания, соблюдении порядка на рабочем месте. В своей статье автор отмечает, что у учащихся повысился интерес к самоорганизации, повысился читательский интерес, отмечается более аккуратное и внимательное отношение к урокам, домашнему заданию, стало меньше конфликтных ситуаций в классе [2].
Гурьева Н. И., тоже учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 402, но так называемый «Рейтинг достижений» своих учеников формирует их трех составляющих: рейтинг академической успеваемости, рейтинг поведения и прилежания, а также формирование личного портфолио ученика. «Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по предметам, проводят исследовательские проекты, готовят сообщения, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Они принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, нацелены на творчество, самореализацию, успех» [5].
По мнению Колотухиной Н. В., необходимое условие применения рейтинговой системы — проектирование всей темы, а не отдельного урока. При этом учебная программа всего класса разбивается на тематические модули. В каждом модуле запланирована система текущего контроля, определено количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. «При разработке заданий я пользуюсь следующим принципом:
– 60 % контрольного задания должны включать только понятия, умения и навыки, включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»);
– 40 % заданий основаны на понятиях, умениях и навыках выше стандартных (отметка «4» и «5»)» [9].
Учитель литературы Быкова Е. П. в своей публикации представляет опыт применения накопительно-рейтинговой десятибалльной системы оценивания. Обучение в МБОУ СОШ № 1 г. Муравленко ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется исключительно после усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. «Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — 10–9 баллов; «хорошо» — 7–8 баллов; «удовлетворительно» — 5–6 баллов)» [10].
Интереснейший опыт транслирует педагогический коллектив школы «Арктика», г. Нерюнгри. Иванова Е. А. пишет, что «практическая направленность воспитания довольствовалась лишь той информацией, которая необходима для выживания в суровых условиях Севера и не требовала дополнительных усилий в познании» [11]. И одним из эффективных инструментов совершенствования учебной деятельности становится опять-таки рейтинговая система. Итогами экспериментальной работы по внедрению альтернативной системы оценки в этом учебном заведении стали повышение достоверности и надежности процедуры определения фактической степени обученности учащихся, а также формирование их сознательной умственной деятельности.
Как видно из приведенного анализа различных источников, школьные учителя во всех регионах нашей страны озабочены проблемой внедрения альтернативной системы оценивания знаний учащихся. Многие педагоги, безусловно, осознают необходимость уйти от пятибалльной системы оценки. Традиционная шкала служила нам многие десятилетия, но сейчас наступает момент, когда от нее пора отказаться окончательно и бесповоротно не в силу её каких-либо негативных свойств, а ввиду изменившихся социальных, экономических условий в обществе, что не может не находить отражения в сфере образования. Кроме того, те же учителя понимают, что реализация такого детального рейтинга каждого из учащихся в течение длительного учебного периода это, прежде всего, увеличение нагрузки на самого педагога. Но понимают также они и то, что индивидуальный, дифференцированный рейтинг наилучшим образом способствует достижению тех целей и задач, которые нам диктует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Педагогический опыт, отраженный в рассмотренных источниках, показывает, что балльно-рейтинговая система не только может быть применима в сфере основного общего образования, но уже и активно применяется учителями в российских школах. Внедрение рейтинга в отдельных учебных заведениях происходит по различным схемам: от применения накопительных баллов по всем предметам для всех учащихся до использования его для решения конкретной воспитательной задачи в отдельно взятом классе. Учителя, как начальной школы, так и среднего звена отмечают ряд положительных итогов, которые дает экспериментальная работа в этом направлении: повышение качества обучения, стимулирование мотивации к учебной деятельности и т. д. Очевидно, что внедрение балльно-рейтинговой системы в локальном или повсеместном варианте, на начальном этапе повлечет ряд трудностей в работе педагога, связанных с разработкой фондов оценочных средств, системы оценивания и необходимостью вести индивидуальный рейтинг каждого ученика. Однако, все эти явления будут отражением перехода системы основного общего образования на качественно новый и логичный этап своего развития.
Источник