Альтернативные способы интернализации внешних эффектов презентация

Презентация на тему: Внешние эффекты

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными (costs — издержки), так и положительными (benefits — выгоды). Примером отрицательных внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и туризма; Примеры положительных внешних эффектов — дизайн промышленных и жилых зданий и т. п.

Примером отрицательных внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и туризма; Примеры положительных внешних эффектов — дизайн промышленных и жилых зданий и т. п.

Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками (или выгодами) и частными издержками (или выгодами): MSC = MC + MEC, MSB = MB + MEB,

где MSC— предельные общественные издержки (marginal social costs); МС — предельные (частные) издержки; МЕС — предельные внешние издержки (marginal external costs.); MSB — предельные общественные выгоды (marginal social benefits); MB — предельные (частные) выгоды (marginal benefits); MEB — предельные внешние выгоды (marginal external benefits).

Для нейтрализации отрицательных внешних эффектов общество может предпринять следующие меры: административно-законодательный контроль (запрещение курения, установление стандартов загрязнения среды, закрытие предприятий и т. д.); 2) создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налоги, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т. п.); 3) косвенное вмешательство государства.

Налог Пигу — налог, призванный отвратить от производства (или потребления) благ,создающих внешние издержки.

Субсидия Пигу —субсидия, призванная стимулировать производство (или потребление) благ, приносящее внешние выгоды.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора. Интернализация (internalization) — создание ситуации, при которой внешний эффект входит в процесс индивидуального выбора производителя или потребителя.

К преимуществам налогов и субсидий Пигу следует отнести их гибкость и универсальность. Отрицательные моменты — это сложность практической оценки внешних издержек и выгод. Другими словами — не так легко определить размер оптимального налога и субсидии.

Теорема Коуза: если две стороны, связанные внешними обстоятельствами, могут осуществлять взаимные переговоры на безвозмездной основе (либо когда трансакционные издержки незначительны), то это приводит к достижению эффективного результата независимо от того, кто несет ответственность в соответствии с законом за причиненный ущерб (независимо оттого, как распределены права собственности).

Способы максимизации совокупной прибыли: 1. Создание совместного предприятия. Две фирмы могут договориться о слиянии, и тогда единое предприятие будет заботиться о максимуме дохода. 2. Решение проблемы посредством выплат (вознаграждений). Если фирмы остаются независимыми, то проблема достижения максимума совокупной прибыли решается посредством выплат или денежных вознаграждений.

Таким образом, и в случае А, и в случае В оптимум совокупной прибыли будет достигнут при выпуске С. Однако распределение этой совокупной прибыли зависит от права собственности: выиграет та сторона, права собственности которой более существенны.

Несовместимы с рыночной системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и неделимость потребления. Неконкурентность — свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями.

Неисключаемость — свойство блага, заключающееся в невозможности воспрепятствовать его потреблению всеми потребителями. Неделимость потребления — свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям.

Чисто общественное благо — абстрактная категория, служащая для определения и моделирования существенных черт, выделяющих общественные блага из всех остальных. Антиподом чисто общественного блага является чисто частное благо — такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Проблема безбилетника («зайца») – это условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

Рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки. В зависимости от причины возникновения асимметрии в распределении информации различают ситуации с неполной (hidden information) и несовершенной (hidden action) информацией. В ситуациях с неполной информацией одна из сторон до сделки лучше осведомлена о факторах, влияющих на ее результат. Например, претендент на вакантное рабочее место лучше знает свои способности, чем начальник отдела кадров.

Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско.

К числу основных факторов, препятствующих рыночному механизму устанавливать Парето-эффективное состояние в общественном хозяйстве, относятся: усиливающаяся с развитием технического прогресса тенденция к монополизации производства отдельных видов продукции, существование внешних эффектов при производстве и потреблении частных благ, специфика потребительских свойств общественных благ, асимметричность распространения рыночной информации между экономическими субъектами.

Поэтому в рыночном хозяйстве экономическая роль государства не ограничивается дистрибутивной функцией. Аллокативная роль государства состоит в том, чтобы: 1. предотвращать монополизацию производства и регулировать деятельность естественных монополий, 2. способствовать выпуску оптимальных объемов смешанных благ путем введения санкции за производство отрицательных внешних эффектов поддержки производителей положительных внешних эффектов

Читайте также:  Инъекционные способы введения лекарственных средств целесообразно использовать если

3. также за счет закрепления прав собственности на производство внешних эффектов, производить оптимальный объем общественных благ, 4. содействовать распространению достоверной информации о факторах, влияющих на результаты рыночных сделок.

Источник

Интернализация внешних эффектов

Интернализация внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (и выгод) к предельным общественным (социальным) затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае позитивного эффекта).

Слайд 28 из презентации «Экономическая теория, модуль 1»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Экономическая теория, модуль 1.ppt» можно в zip-архиве размером 440 КБ.

Экономическая теория

«Экономическая теория Кейнса» — Процент — конвенциональная оценка предпочтения настоящего будущему в условиях неопределенности. -Теоретическое знание: соединение логики и интуиции. Новая социально-политическая программа. Внимание к образу, преодоление разрыва между субъектом и объектом. Отказ от стремления найти универсальную и детерминированную картину мира.

«Спрос и цена» — Задание для учащихся. Производители стремятся работать более эффективно. Решения принимаемые продавцами и покупателями реализуется через систему рынков. График спроса и предложения. Личный интерес (personal interest). Деньги предпосылка специализации. Процент по кредиту – плата, получаемая за пользование кредитом.

«Экономические ресурсы» — Введение в экономику. Управление хозяйством. Аксиомы экономики из теории потребностей. Производство. Человеческие потребности. Распределение. Экономическая теория. Полная занятость. Классификация предметов потребления. Экономическая наука как система. Позитивная экономика. Альтернативные издержки производства.

«Экономическая теория» — Закон возрастания альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость. Наука, изучающая способы удовлетворения потребностей. Что производить. Блага. Основные понятия. Место экономической теории. Проблема выбора. Экономическая деятельность. Факторы производства. Методы познания. Система хозяйствования.

«Основы экономической теории» — Земля. Создание экономических благ. Перекос в сторону производства средств производства. Отражение. Назначение хозяйственной деятельности людей. Влияние производства на потребности. Влияние потребностей на производство. Научно-технический прогресс. Точка на кривой. Экономические ресурсы. Главная цель реальной экономики.

«Кейнсианская и классическая теория» — Роль государства. Кейнсианство. Государство поддерживает денежную массу. Рынок потребительских товаров. Денежная масса. Основные идеи неоклассицизма. Рынок капитала. Рынки труда и потребительских товаров. Неоклассическая теория. Рынок труда и потребительских товаров. ВВП. Рыночная экономика. Основные идеи кейнсианства.

Всего в теме «Экономическая теория» 23 презентации

Источник

Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ Ховавко И.Ю. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемkafepp.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ Ховавко И.Ю.» — Транскрипт:

1 Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ Ховавко И.Ю.

2 2 Эколого-экономическое регулирование – комплекс мер (правовых, административных и экономических), определяющих систему правил ведения различных видов антропогенной деятельности, устанавливаемых по экологическим и социальным соображениям, и санкций за их несоблюдение. «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»: важность развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды для достижения экологически ориентированного роста экономики. Эффективность регулирования можно оценить на основе полноты интернализации внешних экологических эффектов. Целью работы является оценка полноты интернализации внешних экологических эффектов в системах экологического регулирования в РФ

3 3 Анализ охватывает экономические последствия воздействия на окружающую среду производственной деятельности и передвижения легкового автомобильного транспорта. Автотранспорт занимает второе место среди источников выбросов в атмосферу (47,3% всех выбросов в атмосферу), причем ВЭ легкового автотранспорта составляют 2/3. В совокупности эти сферы обеспечивают: 84% всех выбросов в атмосферу, 80% сбросов в водоемы, 97% общего количества образования отходов. Внешние эффекты от загрязнения окружающей среды оцениваются в РФ в 12% ВВП.

4 4 Цель работы — оценка полноты интернализации внешних экологических эффектов в системах экологического регулирования в РФ Задачи исследования: Анализ теоретических основ интернализации внешних эффектов Обобщение инструментария экологического регулирования Исследование нормативно – правовой базы экологического регулирования в РФ Обоснование направлений модернизации системы экологического регулирования хозяйственной деятельности в РФ Оценка системы экологического регулирования автотранспорта в РФ и обоснование путей ее совершенство- вания Обоснование подхода к согласованию интересов в процессе интернализации внешних эффектов

5 5 1. Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды — административный подход; — рыночный подход; — институциональный подход Экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду и процедуры оценки экологических и социальных рисков при кредитовании позволяют выявить и оценить неинтернализованные, но потенциально интернализируемые ВЭ. Основные рыночные инструменты: 1. Налоги Пигу 2. Система торгуемых разрешений 3. Плата за пользование По результатам систематизации инструментов экологического регулирования и анализа их свойств (с применением SWOT-анализа) дана оценки возможности применения отдельных инструментов интернализации внешних эффектов в РФ.

Читайте также:  Инсулин гларгин способ применения

6 6 2. Исследование нормативно-правовой базы экологического регулирования в РФ Подходы к количественной оценке ущерба от загрязнения во многих российских нормативно-правовых и нормативно-методических документах близки (а в некоторых документах тождественны) пониманию внешних эффектов от загрязнения как некомпенсируемых издержек третьих лиц. Правомерно оценивать эффективность экологического регулирования на основе полноты интернализации экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

7 7 3. Институциональный анализ системы экологического регулирования производственной деятельности Ежегодные расходы предприятий на получение разрешений составляют около 30 млрд. рублей в год. А) лимиты приближены к фактическому загрязнению; Б) увеличение доли платежей за с/лим. выбросы (рост с 19% в 2003 г. до 42% в 2008 г.); В) по расчетам Рюминой Е. удельные затраты на охрану водных ресурсов в стоимости продукции в 2006 году по отраслям промышленности остались практически на уровне затрат 1972 года (!). Низкий координационный эффект платы: предприятия предпочитают платить, а не снижать выбросы Производственно- хозяйственное нормирование — административный барьер

8 8 Распределительный эффект платы. Поступления в консолидированный бюджет от платежей за загрязнение составляют менее 0,2% и имеют тенденцию к снижению. Около 25-30% всех природоохранных затрат составляют расходы бюджетов разных уровней, которые значительно превосходят поступающие платежи за загрязнение (в годах превышение составляло от 38 до 61%). То есть общество за счет общих налогов оплачивает доступ к ассимиляционному потенциалу загрязнителей. Отрицательный прямой распределительный эффект. ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (собственные средства) ВЫБРОСЫ ПЛАТА КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ CОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Иски в рамках гражд. отв-ти ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ

9 9 Косвенный распределительный эффект Косвенный распределительный эффект выражается в переложении издержек и выгод в виде ущерба от загрязнения и выгод от доступа к ассимиляционному потенциалу. В качестве групп стейкхолдеров рассмотрены: а) предприятия — источники экстерналий, б) реципиенты загрязнения (коммунальное хозяйство, лесное хозяйство и население), в) органы государственной власти всех уровней, г) контролирующие организации; д) консалтинговый бизнес.

10 10 Крупный бизнес Природоемкость ВВП (воздух) (кг/тыс.руб.) 0,950,760,620,49 Природоемкость ВВП (вода) (куб.м/тыс.руб) 0,820,60,50,3 Природоемкость ВВП (кг/тыс.руб.) (отходы) 0,140,130,120,09 Российские компании обратили внимание на экологические аспекты своей деятельности только под влиянием мирового финансового рынка.

11 11 Группы, получающие выгоды и несущие издержки при различных вариантах экологического регулирования Примечание: 3 — значительные, 2 — умеренные, 1 — небольшие. Существующий механизмСнижение (-)/увеличение (+) выгод при реализации следующих мероприятий ВыгодыИздержкиОтмена лимитов Повышение нормативов платы Переход к НДТ 1.1.Крупный бизнес , Мелкий и средний бизнес 2,31, , Коммунальное хозяйство 0 2,3, но их можно переложить на потребителя Зависит от способа формирования тарифов на услуги коммунального хозяйства 2.2 Лесное хозяйство 01,2 Существующая система индифферентна к долгосрочным целям сохранения лесов 2.2. Население 02, 3 В зависимости от воздействия мероприятий на состояние основного производства 3.1. Органы власти разных уровней Контролирующие организации Консалтинговый бизнес

12 12 Плата за загрязнение как институциональная ловушка Нет групп, заинтересованных в реформировании системы и готовых отстаивать свою позицию. Плата за загрязнение превратилась в институциональную ловушку, неэффективную устойчивую норму, имеющую самоподдерживающий характер. Cтратегии выхода из институциональной ловушки: –Не следует одномоментно отменять временные нормативы выбросов. Необходима разработка реалистичных планов поэтапного перехода на нормативы ПДВ/ПДС, выполнение которых должно жестко контролироваться; –Соблюдение принципа «платит загрязнитель» требует возврата к системе экологических фондов (так называемых «окрашенных налогов).

13 13 4. Внешние эффекты автотранспорта и особенности их интернализации Базовый доступ Паратранзит (только богатые имеют машины) Ранняя моторизация Высокая моторизация (ограниченный общественный транспорт) Стадия высокого качества жизни (общ. трансп, велос, пешех) Осознание высоких социальных и экологических последствий бесконтрольной автомобилизации

14 14 Внешние издержки автотранспорта влияние на землепользование неоплаченная часть издержек на парковку дорожные пробки загрязнение воздуха стоимость земли внешние инфраструктурные издержки загрязнение воды регулирование дорожного движения эффект барьера шумовое загрязнение разнообразие транспорта отходы Структура издержек среднего автомобиля (цены 2007) % 35% Внутр. Фикс Внутр. перем Экстер Направления интернализации ВЭ автотранспорта: 1.Снижение внешних экологических эффектов путем сокращения уровня воздействия отдельных автотранспортных средств; 2.Управление спросом на передвижение на личном транспорте путем изменения принципов ценообразования на поездки на автомобиле Издержки около 3 руб на авт-км

15 15 Регулирование экологического воздействия автомобильного транспорта Экологическое воздействие Система «Автомобиль-Топливо» Совершенствование качества топлива Государственное регулирование Экологические стандарты на выбросы АТС Регулирование топливного рынка: экологическое налогообложение, контроль розничного рынка. спрос Конструкция автомобиля

16 16 К инструментам управления спросом относятся транспортные налоги: 1)на автомобили: — дополнительный налог при покупке автомобиля, — транспортный налог; 2) на хранение автомобиля (плата за парковки); 3) на автомобильные топлива 4) на перемещение на автомобиле: — плата за проезд по дорогам, где наблюдаются заторы (congestion pricing), — плата за движение по дорогам в определенном районе (area licensing), — плата за въезд в город (cordon pricing); — плата за разрешение пользоваться дорожной сетью в течение определенного времени (vignettes schemes); — электронные системы оплаты в зависимости от места движения и пройденного расстояния (еlectronic road pricing) Задача всех транспортных налогов – заставить владельцев автомобилей полностью оплачивать издержки, которые несет общество от передвижения автотранспорта.

Читайте также:  Способы изготовления материалы изготовление упаковок

17 17 Выводы на основе изучения зарубежного опыта 1)Не следует путать мобильность населения и мобильность личных транспортных средств. 2)Транспортная политика в крупных городах должна строиться не на прогнозе возможного количества автомобилей у населения в будущем, а на управлении процессами автомобилизации.

18 18 Оценка внешних эффектов автотранспорта в Москве 1) Ущерб от загрязнения воздуха автотранспортом составляет в среднем по России 45 коп/авт-км. (можно рассматривать как нижний предел оценки для г. Москвы) (2000 г.); 2) Экологический ущерб плюс некоторая часть социального ущерба (ДТП) – 1,9 руб/авт.- км (2005 г.); 3) Полный экономический ущерб (экологический ущерб, ущерб от ДТП, потери времен в пробках) составляет около 3,7 руб/авт.-км (2007г.); 4) Российские оценки ущерба от автотранспорта достаточно хорошо сопоставимы с западными (около 3 рублей на авт.-км). Нижняя оценка ВЭ от одного легкового автомобиля составляет 3 рубля на автомобиле-км иди около 30 тыс. рублей в год.

19 19 Регулирование автотранспорта в РФ 1Нормирование выбросов АТСТребования регламента по выбросам автотранспорта 2.Нормирование качества топливаТребования регламента по качеству топлив 3Плата за выбросы передвижных источников Применяется по отношению к АТС, состоящим на балансе предприятий 4Акциз на покупку автоПри мощности свыше 150 л.с. 5Транспортный налогДифференцирован в зависимости от мощности авто (различается по регионам) 6Акциз на нефтепродуктыС 2011 г руб/т на АИ-95 (остальное выше) 7Акциз в цене топлива1 рубль/литр топлива с 2011 года идет в дорожный фонд 8Платные дорогиПо данным Росавтодора, на 1 января 2010 года в России было 432,2 км платных дорог 9Ответственность за качество продаваемого топлива. Штрафы, привязанные к МРОТ 1010Стратегия раскрытия информации Публикации «черного» списка АЗС Нижняя оценка ВЭ в Москве — 3 руб/авт-км (или около 30 тысяч в год). Из них водитель в Москве оплачивает менее четверти или (0,62 руб/авт-км).

20 20 Ранжировка вариантов транспортной политики «автомобилистов» и «специалистов» АвтомобилистыВес фактора СпециалистыВес фактора 8. Строительство новых дорог и развязок в Москве и области 0,992Развитие метро (включая область)0, Массовое строительство коммерческих парковок 0,856. Развитие сети перехватывающих парковок 0,89 4. Улучшение работы общественного транспорта 0,844. Улучшение работы общественного транспорта 0, Наведение порядка со знаками, запрещающими (разрешающими) парковку 0,83. Развитие скоростного трамвая и железнодорожного сообщения (в Москве и области) 0,77 6. Развитие сети перехватывающих парковок 0,768. Строительство новых дорог и развязок в Москве и области 0,73 9. Интеллектуальные транспортные системы 0,737. Снижение платы за общественный транспорт 0,65 2. Развитие метро (включая область)0,79. Интеллектуальные транспортные системы 0,59 1. Выделенная полоса для общественного транспорта 0,6722. Система отслеживания нарушений правил парковки автомобилями. 0, Электронные системы оплаты проезда0,6218. Электронные системы оплаты проезда 0, Система отслеживания нарушений правил парковки автомобилями. 0,5319. Массовое строительство коммерческих парковок 0,5

21 21 Некоторые выводы из опроса: Развитие общественного транспорта. Специалисты указывают, что в настоящее время поездка на работу (туда и обратно до 30 км) на автомобиле оказывается дешевле поездки на общественном транспорте с пересадкой. Результат опроса в группе «автомобилистов» показывает исключительно высокий уровень согласия, который можно назвать «согласованным эгоизмом». Автомобилисты хотят новых дорог, парковок, интеллектуальные транспортные системы, при этом они не готовы оплачивать внешние издержки. Наименьший рейтинг в обеих группах экспертов получили варианты транспортных платежей, что отражает неготовность общества к принятию этих вариантов транспортной политики (видимо, как по техническим, экономическим, так и по психологическим причинам). Для трудно структурируемой задачи на основе анализа субъективных мнений экспертов получена упорядоченная оценка вариантов интернализации ВЭ автотранспорта в Москве.

22 22 Выводы: 1.Предложен подход к анализу систем экологического регулирования, основанный на оценке полноты интернализации внешних эффектов; 2. По результатам изучения инструментов экологического регулирования и анализа их свойств в целом подтвержден высокий потенциал их применения в РФ; 3. Показано, что для оценки внешних эффектов правомерно использовать количественные значения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 4. Низкая интернализация внешних экологических эффектов производственной деятельности в РФ определяется: а) недостатками существующего правового и нормативно-методического обеспечения; б) конструкцией самого механизма экологического регулирования; в) отсутствием мотивации изменения ситуации. Показано, что реформирование механизма платежей сводится к поиску выхода из институциональной ловушки. 5. Применение теории экстерналий к автомобильному транспорту позволило получить оценки внешних эффектов автотранспорта в крупных городах РФ и оценить современный уровень их интернализации; 6. Предложен метод согласования интересов различных групп в процессе интернализации внешних эффектов автотранспорта, проводимый на прединвестиционной стадии.

Источник

Оцените статью
Разные способы