Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров
Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров
Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров — это одна из форм защиты гражданских прав, суть которой состоит в попытке разрешить гражданско-правовой спор между сторонами до передачи дела в суд.
Досудебными способами разрешения гражданско-правовых споров являются:
1)претензионный порядок урегулирования гражданско-правового спора;
2) третейское производство;
3) альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).
Претензионный порядок означает направление контрагенту претензии (требования), в которой указывается, какие неправомерные действия он должен устранить и какие совершенные ошибки исправить.
Претензионный порядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен нормами закона либо гражданско-правовым договором. Необходимо учесть, что в случае установления претензионного порядка федеральным законом или договором, спор передается на разрешение суда только после соблюдения данного порядка, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Действующее законодательство устанавливает обязательный претензионный порядок рассмотрения споров лишь в ограниченном количестве случаев.
Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривает статья 797 Гражданского кодекса РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав автомобильного транспорта.
В отношении организаций связи установлено обязательное соблюдение абонентом (клиентом) претензионного порядка разрешения споров при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг связи, в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Соблюдение досудебного порядка урегулирования споров не во всех случаях предусматривается непосредственно федеральным законом. Он может содержать отсылочную норму, согласно которой претензионный или другой досудебный порядок урегулирования той или иной категории споров регулируется подзаконным нормативным актом (например, постановлением Правительства Российской Федерации или актом федерального органа власти).
Несмотря на то, что обязательный порядок досудебного урегулирования спора путем направления претензии может быть предусмотрен законом или договором, действующее законодательство не устанавливает единой формы претензии. Требования, предъявляемые в претензии, должны быть четко сформулированы и обоснованы.
В претензии следует указать:
— наименование организации, которой адресована претензия;
— собственное наименование с указанием точного почтового адреса, других средств связи (телефон, факс и т.п.) и платежных реквизитов;
— номер претензии и ее дату;
— документы (с реквизитами), на которых основаны отношения сторон договора (адресатов претензии): например договор поставки, товарные и транспортные накладные, иные обязательства;
— ссылки на конкретные условия обязательств (здесь следует указать пункты договора), нарушение которых вызвало направление претензионного требования;
— требования заявителя. Они должны быть изложены четко. В претензии также можно предупредить о последующем обращении в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке или в срок;
— нормы законодательства, в соответствии с которыми заявитель претензии обосновывает свои требования;
— сумма требований с расчетом (большой по объему расчет претензионных требований может быть оформлен в качестве приложения к претензии);
— перечень прилагающихся документов, обосновывающих претензионные требования, или ссылку на то, что все документы для рассмотрения претензии у адресата имеются. В этом случае указываемые документы следует перечислить.
Другим досудебным способом разрешения гражданско-правового спора является третейское производство. Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.
Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Законом РФ от 07.07.1993 №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
Процедура медиации введена Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
Так, в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права (ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).
Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Указанным Федеральным законом определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.
Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением. Максимальный срок составляет 60 дней.
Медиаторами признаются независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ, (ст.16 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).
628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru
Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18
Источник
Хочу урегулировать спор, но без суда
У журнала много статей про суды и юридические стороны проблем. Хотелось бы услышать о внесудебных способах урегулирования.
Знаю, что существует медиация. Действует ли она в России и нужна ли вообще? Или суд лучше?
Иван, давайте по порядку.
Внесудебные способы урегулирования — это всего лишь юридическое определение переговоров, а медиация — один из их видов.
Общий принцип такой: когда у сторон возникает конфликт, они сначала стараются разрешить спор в личной беседе или по переписке. Если договориться не получилось, только тогда стороны идут в суд.
Внесудебные и досудебные способы
Внесудебные способы урегулирования споров легко перепутать с досудебными. Разница большая.
Внесудебные способы — это переговоры, в которых вы можете не участвовать, если не хотите. Досудебные способы — это обязательные средства решения спора. Стороны должны непременно использовать их до того, как пойдут в суд. Иначе суд откажет просто потому, что не соблюли обязательный порядок решения спора.
Например, досудебное урегулирование обязательно в спорах, связанных с банковскими кредитами. Логика такая: заемщик зависим от кредитора, в случае расторжения кредитного договора ему придется вернуть сразу все деньги, что может осложнить жизнь. Поэтому закон требует от банка сначала вести переговоры, например направлять претензии, и дать заемщику возможность исправить ситуацию. Только после этого закон разрешает переходить к радикальным судебным мерам.
Если договор займа заключен между физическими лицами, обязательного досудебного порядка нет.
Но на практике досудебный претензионный порядок — всегда плюс для будущего суда. Даже если договориться не удалось, суд примет во внимание, что переговоры велись.
Медиация
Медиация — это те же самые переговоры, только кроме сторон конфликта в нем участвует третий человек — медиатор. Он занимает нейтральную позицию и помогает сторонам решить спор добровольным соглашением, не доводя дело до суда. Эта процедура применяется в гражданских и арбитражных делах.
Медиация бывает трех видов:
- Внесудебная — когда стороны точно не хотят идти в суд, но общее решение конфликта найти не могут.
- Судебная — когда стороны уже в суде, но решили все же прийти к соглашению добровольно.
- Досудебная — когда стороны предусмотрели в договоре обязательную процедуру медиации перед походом в суд.
Чтобы начать процедуру медиации, стороны заключают соглашение о медиации и выбирают медиатора. По закону инициирующая сторона направляет другой стороне предложение урегулировать спор при помощи медиатора. Если в срок до 30 дней ответ не получили — предложение можно считать отклоненным.
Медиаторы бывают профессиональные и непрофессиональные, работают за гонорар или бесплатно. Их можно найти в организациях, занимающихся медиацией, — коммерческих и некоммерческих. Например, через реестр медиаторов.
Даже если услуги медиатора платные, в некоторых случаях это значительно дешевле, чем оплачивать судебные расходы: госпошлины, гонорары юристов и прочие затратные мероприятия. В целом внесудебное урегулирование позволяет сократить расходы.
Источник
Миритесь и не судитесь
«Агентство правовой информации»: Участники большинства споров должны как минимум попытаться урегулировать конфликт до обращения в суд
Действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ допускает подачу иска после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, только если он специально оговорен федеральным законом для соответствующей категории споров. В свою очередь, в арбитражном суде такой порядок является обязательным для всех дел о взыскании по неисполнению договоров, неосновательном обогащении и в иных случаях. Исключение касается, в частности, подачи заявлений о выдаче судебного приказа на сумму до полумиллиона рублей.
Исчерпывающий перечень соответствующих категорий споров не закреплен ни в одном нормативном акте. Верховный Суд России приводит в качестве примера почти три десятка законов, обязывающих предъявлять претензии или предпринимать меры по урегулированию конфликта путем переговоров. Среди них, в частности, все налоговые споры, нарушения в сфере перевозки грузов всеми видами транспорта, оказания услуг связи, дела об изменении или расторжении любых договоров и т.д. «Если досудебное урегулирование спора является обязательным, исполнение данной обязанности выступает условием реализации права лица на обращение в суд», – констатируют в ВС.
Формальное отсутствие предусмотренных законом документов, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, не является безусловным основанием для непринятия иска. Например, такой порядок считается соблюденным, если представленные истцом материалы «с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований». Также не обязательно предъявлять документы, которые имеются у государственных органов или наделенных публичными полномочиями организаций. Кроме того, служители Фемиды не должны инициировать проверку наличия всех подтверждений и вправе принять иск, если ответчик в установленном порядке не заявил соответствующие возражения.
Законом или договором может предусматриваться и обязательное проведение примирительных процедур – переговоров или иных. В этом случае истец обязан предъявить в суд подписанный сторонами протокол разногласий или подтверждение факта приглашения ответчика к переговорам, которое было проигнорировано. Такое предложение считается отклоненным, если адресат не ответил на него в месячный или иной указанный в обращении разумный срок.
Также участники спора могут привлечь медиатора – профессионального посредника, помогающего конфликтующим сторонам найти консенсус. Верховный Суд России подчеркивает, что выбрать такой способ урегулирования стороны вправе, даже если он не был закреплен в договоре. При этом согласно закону процедура медиации является конфиденциальной, а полученная информация (в том числе признания, предложения, компромиссные решения и иная) не может использоваться в суде.
Отмечается, что с 1 июля действует новая процедура оспаривания принятых по итогам проверок решений большинства надзорных органов. До подачи иска в суд не согласная с выданным предписанием компания или индивидуальный предприниматель в десятидневный срок должны направить жалобу в само ведомство. Данный порядок обязателен для 62 видов федерального государственного контроля, в том числе пожарного, лицензионного, санитарно-эпидемиологического, экологического, земельного, ветеринарного, фитосанитарного и метрологического, контроля за соблюдением трудового законодательства, в области промышленной безопасности и ряда других.
Единых требований к претензии, порядку и срокам ее подачи не существует, специальные требования закреплены в ряде профильных законов. При этом Верховный Суд России не признает надлежащей претензией предупреждения и иные «сообщения информационного характера», в том числе «уведомление участником соответствующего гражданско-правового сообщества иных участников данного сообщества о намерении обратиться с иском в суд».
Требование, претензия, заявление, жалоба или иной соответствующий документ должны быть подписаны уполномоченным лицом – частным истцом, руководителем компании или имеющим надлежащую доверенность представителем. Исходя из разъяснений высшей инстанции, прилагать ее к петиции не требуется.
Сама претензия может быть вручена адресату лично, направлена по почтовой связи или другой службой доставки. При отсутствии специальных требований в законе или договоре можно использовать заказное письмо. Кроме того, для предъявления досудебного обращения разрешается применять электронную почту, социальные сети, мессенджеры и иные средства сетевых коммуникаций, «если данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом». Допустимым доказательством отправки виртуальной депеши служители Фемиды признают заверенные самими участниками споров скриншоты с указанием адреса интернет-страницы (URL) и точного времени фиксации.
По общему правилу Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров с продавцами или исполнителями услуг. В то же время в многочисленных случаях граждане вынуждены предъявлять претензии и чаще всего в течение месяца ждать ответа.
Высшая инстанция напоминает, что договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, не установленное законом, является ничтожным. Практика свидетельствует, что само по себе включение в договор с частным клиентом условия о необходимости провести переговоры или иным образом уладить конфликт до обращения в суд квалифицируется Роспотребнадзором как административное правонарушение.
С другой стороны, претензию придется предъявить покупателям и клиентам, намеренным обратиться за защитой своих прав в сам Роспотребнадзор. На ее рассмотрение продавцам и оказывающим услуги компаниям выделяется месяц. Без их ответа или подтверждения отправки претензии надзорный орган не будет рассматривать жалобу потерпевшего потребителя.
В особом положении находятся потребители финансовых услуг – большинство клиентов банков, микрофинансовых организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов и кредитных кооперативов. До подачи иска в суд они обязаны обратиться к омбудсмену – финансовому уполномоченному. Он рассматривает жалобы частных лиц бесплатно в течение примерно трех недель, а вынесенное им в пользу потребителя решение является для финансовой организации обязательным. Тогда как в случае отказа гражданин может подать иск в суд.
Более того, первоначально такие клиенты должны предъявить претензию непосредственно банку или страховщику. В случае использования специальной типовой формы эти организации обязаны рассмотреть требования потребителя в течение 15 рабочих дней. Без отрицательного ответа или подтверждения отправки претензии омбудсмен не примет жалобу к рассмотрению. По мнению Верховного Суда России, такой отказ уполномоченного свидетельствует о несоблюдении потребителем досудебной процедуры, и служители Фемиды обязаны оставить его иск без рассмотрения. Кроме того, частный клиент вправе заявлять в суд требования к финансовой организации исключительно по предмету, содержавшемуся в обращении к омбудсмену.
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина отмечает: чтобы стимулировать участников урегулировать спор миром, Верховный Суд России указывает на приостановление срока исковой давности на время проведения медиации.
«Вопрос доверия общества к досудебным процедурам зависит прежде всего от понимания, что такое медиация и чем она эффективнее суда. К сожалению, большинство рассматривает судебное решение как более серьезный акт, чем медиативное соглашение», – говорит Светлана Володина.
По ее словам, решение этого вопроса во многом зависит и от юристов. Потому что человек, который собирается вступить в спор, очень часто обращается не к собственному опыту, а к опыту специалиста. И нужно менять KPI юристов – оценивать не количество побед в суде, а урегулированных споров и заключенных мировых соглашений.
Источник