Алгоритмический способ решения педагогической задачи

Алгоритмический способ решения педагогической задачи

· широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий и компьютерной техники потребовало существенного изменения традиционных способов обучения и воспитания;

· общая педагогика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания — очень практической, поэтому требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как технология педагогической деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса. Введение в научный оборот понятия «технология педагогической деятельности» предполагает построение такой модели, которая основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в школе.

Педагогическая задача, выражая единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются педагогические действия как способы решения педагогических задач.

Способы решения задачи могут быть алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ применяется в том случае, если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ решения задачи содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы решения задач. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто адекватное решение не находится не потому, что нет «в запасниках» памяти адекватных способов решения, а потому, что учитель (часто начинающий) не видит и не принимает самой ситуации, требующей решения.

Источник

Технологии решения педагогических задач

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая задача — это основной элемент педагогического мастерства, решение которого отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая технология – это взаимосвязанная и последовательная система действий педагогов и учащихся, которая связана с применением определенной совокупности методов и средств обучения и воспитания, реализуемых в рамках педагогического процесса, с целью решения разнообразных педагогических задач.

Значение решения педагогических задач в профессиональной деятельности педагога

Умение решать разнообразные педагогические задачи является одним из важнейших качеств педагога. Решение задач требует выработки собственного стиля и навыков взаимодействия в различных ситуациях, умения педагогически размышлять. Все это в совокупности является технологией решения педагогических задач.

Технология – это последовательный процесс, направленный на осуществление разработанного, на научной основе, решения конкретной проблемы.

Процесс решения педагогических задач пронизывает всю профессиональную деятельность педагога. Каждый педагог к вопросу решения подходит индивидуально, то есть использует методы и средства, которые, по его мнению, эффективны в каждой конкретной ситуации. Самостоятельно ставит цели и оформляет выводы. В зависимости от творческих навыков педагога им может быть получен не один результат, а одновременно несколько (основной и побочные).

Таким образом, при разработке технологий решения педагогических задач необходимо помнить, что каждый педагог индивидуально подходит к процессу решения и принятию решений.

Читайте также:  Способы получения глутамата натрия

Основой решения педагогических задач является творческая деятельность педагога, которая заключается в наличии у него ряда качеств, так как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • гибкость мышления;
  • способность прогнозировать события и действия;
  • умение генерировать идеи;
  • рефлексировать;
  • стремится к самосовершенствованию;
  • эвристичность.

Опыт решения педагогических задач вырабатывается со студенческой скамьи. Во время обучения, студентов знакомят со стандартными педагогическими ситуациями, учат переводить их в задачи, посредством постановки цели. Все это способствует формированию навыков профессиональной деятельности, а также формированию устойчивой педагогической позиции, которая является основой профессионализма каждого педагога.

В рамках технологии решения педагогических задач определены этапы ее решения:

  1. Осуществления анализа педагогической ситуации.
  2. Осознание и формулировка педагогической цели и задач, как единой системы.
  3. Разработка программы решения педагогической задачи.
  4. Осуществление процесса управления решением педагогической задачи.
  5. Проведение анализа результатов решения и определение уровня достижения поставленной цели.

Характеристика основных технологий решения педагогических задач

Педагогическая технология обусловлена особенностью характера решаемой педагогической задачи. Технология является отражением заданной структуры педагогической деятельности. Именно поэтому прежде, чем определиться с выбором технологии, в первую очередь необходимо определить сущность педагогической задачи и ее отличие от других.

В настоящее время выделяют следующие виды технологий решения педагогических задач:

Репродуктивные технологии решения педагогических задач – направлены на решение типовых педагогических задач, которые повторяются в педагогическом процессе систематически. При решении типовых задач педагог постоянно повторяет ряд определенных действий, что ведет к закреплению ритуалов проведения учебных занятий и внеурочной деятельности. Это положительно сказывается на психологической атмосфере в детском коллективе, так как учащиеся ощущают стабильность в поведении педагога.

Продуктивные технологии решения педагогических задач – предусматривают решение вариативных (нетиповых) задач, требующих от педагога проявления собственных поисковых действий. В зависимости от новизны педагогической задачи, решения могут быть различного уровня:

  • комбинация известных технологий;
  • дополнение известных технологий своими методами и средствами;
  • новаторские технологии, основанные на современных психологических и философских идеях в области педагогики.

Алгоритмические технологии решения педагогических задач – направлены на решение эвристических задач, в рамках ситуаций, которые невозможно спрогнозировать. Данные технологии предоставляют не готовый вариант решения задачи, а алгоритм поиска возможных действенных решений. На основании алгоритма осуществляется сравнение, оценка и выбор решения.

Овладение технологиями решения педагогических задач

Процесс овладения технологиями решения педагогических задач достаточно сложный и длительный. Это связано с тем, что каждая задача по своему составу уникальна, представлена порой нестандартными ситуациями, которые требуют от педагога творческого подхода.

Основными ошибками молодых педагогов является то, что они стремятся наметить одновременно несколько способов решения задачи, при этом выбор наиболее оптимального варианта остается открытым.

Профессионализм педагога проявляется в том, что может мысленно «наложить» педагогическую задачу на различные виды технологии решения и определить ту, что будет действительно эффективной.

Творчество и профессионализм педагогического коллектива в решении задач определяется тем, что искомый им результат представлен за границей педагогической системы и находится в последующей. Это позволяет не только успешно разрешать педагогические задачи, но и по возможности предупреждать возникновение педагогических ситуаций, ведущих к ним.

Таким образом, важнейшей предпосылкой профессионального решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса — педагогов и учащихся.

Источник

СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В процесс решения педагогических задач, как правило, включают две составляющие: первая — анализ и оценка управляемой системы и условий окружающей ее среды, вто­рая — процедура принятия решения как результата сопо­ставления сложившихся представлений с целью деятельно­сти. В свою очередь оценка обстоятельств и условий пред­ставляет собой специфическое решение, состоящее в принятии какой-либо гипотезы о прогнозируемом ходе пред­стоящей работы, в прояснении проблемы, уточнении целей и формулировке задачи в целом.

Читайте также:  Странный способ спасти амурских тигров

Решение педагогических задач всегда предполагает наличие цели. Поэтому ведущим элементом в структуре решения выступает целеполагание. Именно от правильного выбора цели в значительной степени зависит обоснование средств и методов ее достижения. Содержание и форма решений так­же связаны между собой.

В обобщенном виде структуру решения педагогических за­дач можно представить как упорядоченную совокупность элементов.

1. Обзор педагогической ситуации как конкретного мо­мента развития функционирующей педагогической системы.

2. Выделение существенных компонентов этой системы и их связей.

3. Анализ выделенных компонентов и связей с точки зре­ния решения проблемных задач ситуации.

4. Определение проблемы и установление границ ее ре­шения.

5. Выдвижение гипотез, предварительное определение ожидаемых результатов.

6. Поиск альтернативных вариантов на основе оценки их эффективности в соответствии с принятыми критериями.

7. Выбор предпочтительного варианта и формулировка решения.

8. Разработка программы осуществления принятого реше­ния на прогностическом уровне с учетом существенных объек­тивных и субъективных условий воспитательного процесса.

9. Проверка разработанной программы. 10. Практическое осуществление плана.

В теории задач принято различать способы и процесс ре­шения задачи. Способ решения задачи — это некоторая сис­тема последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритми­ческий и квазиалгоритмический виды в зависимости от сте­пени жесткости детерминации последующих операций. Для большинства педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Как правило, при высоком уровне профессионализма пе­дагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет само выявление соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зави­симости от личной «Я»-концепции педагога-психолога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же заканчивается. В противном случае решение педагогической задачи оказывается незавершенным. Неслучайно все исследователи технологии решения профессиональных задач выделяют в системе по­следовательных действий субъекта этап «анализа решения задачи». Для педагогической практики особый интерес пред­ставляют педагогические задачи, а следовательно и педаго­гические действия, когда уже сама реализация ориентиров­ки приводит к выбору пути, ведущему к операции «окон­чание», минуя фазу «исполнение». Это те случаи, когда предметное содержание действия уже не выполняется, а толь­ко «имеется в виду» за пределами того, что фактически делается. Действительно, во многих случаях действия педа­гогов лишь затрудняют достижение педагогических целей, поскольку являются неуместными из-за недостаточно каче­ственно проведенной фазы ориентировки. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в некоторых случаях воздержание от участия и каком-либо действии само может быть поступком со зна­чительным резонансом, если оно выявляет позицию, отно­шение человека к окружающему».

Важными компонентами и характеристиками педагоги­ческих действий считаются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возмож­ность получения не только прямого, но и побочного ре­зультата, а также соотношение результатов предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт дей­ствия может оказаться нежелательным, усложняющим те­чение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.

Читайте также:  Признаки не характеризующие способ подчистки ответ

С понятием «способ решения» тесно связано понятие «про­цесс решения» задачи. Процесс решения педагогической за­дачи может быть описан как реализация некоторого спосо­ба, как фрагмент функционирования субъекта, осуществляемый при решении задачи или с целью ее решения.

Процесс решения педагогической задачи — это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимо­переходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуа­ции, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. При этом сама диагностика включает диагностику индивидуального или группового поступка, личности или коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение не­обходимых и достаточных условий для ее эффективного ре­шения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения результата и завершается проектирова­нием воздействий и взаимодействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап — этап ее осуществления на прак­тике. Однако теоретическое мышление не исчезает со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым, происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.

Заканчивается решение педагогической задачи выдвиже­нием вновь теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных резуль­татов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоре­тического обоснования и решения новой педагогической задачи.

Решение педагогических задач предполагает высокую про­фессиональную подготовленность педагогов-психологов в проблемах диагностики функционирования педагогически систем, личности, поведения, поступков субъектов и объек­тов педагогического взаимодействия. Содержание и особенности использования в психолого-педагогической диагностике основных методов изучения социальных явлений (наблюдения и опроса) будут рассмотрены в следующих главах.)

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под психолого-педагогической деятельностью?

2. В чем заключается структурированность педагогической системы?

3. Обоснуйте взаимосвязи основных функциональных компонентов педагогической системы.

4. Что предполагает принцип демократизации и гумани­зации в управлении педагогическими системами?

5. Классифицируйте педагогические задачи по основа­нию сложности и оперативности?

6. Раскройте содержание стратегических педагогических задач.

7. Каково содержание тактических педагогических за­дач?

8. Чем отличаются тактические педагогические задачи от ситуативных педагогических задач?

9. Какова классификация психолого-педагогических за­дач на основании логики построения психолого-педа­гогической деятельности?

10. Дайте характеристику элементов структуры решения педагогических задач.

Список литературы

Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М , 2002.

Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998.

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М , 1983.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и высш. пед. учеб, заведений. М., 2002.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М , 1997.

Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991.

Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школь­ных учебных задач. М., 1977.

Источник

Оцените статью
Разные способы