Алгоритм способы подчинительной связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Материалы, необходимые для изучения темы «Типы подчинительной связи в словосочетании», и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
algoritm_opredeleniya_tipa_podchinitelnoy_svyazi.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория по теме «Словосочетание»

Словосочеиание состоит из _____________________________________________

Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью _________________

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Алгоритм определения типа подчинительной связи

1.Установите смысловую зависимость в сл\сч

( найдите главное и зависимое слово)

2.Если зависимое слово выражено:

Прилагательным Существительным Наречием

Причастием Местоимением Деепричастием Числительным (часто с предлогом) Н.ф.глагола

Согласование Управление Примыкание

Проверка! Проверка! Проверка!

Измените форму Измените форму Зависимое слово

главного слова. главного слова. грамматически

Если зависимое Если зависимое неизменяемое.

изменится не изменится ,но при этом

является изменяемым словом,

вместе с главным, ваш вывод верен.

ваш вывод верен . Правило-подсказка

Если между словами в

словосочетании есть предлог,

то связь в нем – управление.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч ВСЕЙ ИСТОРИИ.

Установим смысловую зависимость: ИСТОРИИ (какой?) ВСЕЙ. Главное слово – ИСТОРИИ, зависимое- ВСЕЙ. Зависимое слово выражено определительным местоимением. Тип связи – согласование.

Проверим наше утверждение. Для этого изменим форму главного слова: ИСТОРИЯМИ.

Вместе с главным изменится зависимое – ВСЕМИ ИСТОРИЯМИ.

Следовательно, наш вывод правилен: тип связи – согласование.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Напишите лингвистическое сочинение-рассуждение на тему «Есть ли в предложении «Свобода, о которой мечтали узники, пришла» словосочетание со связью управление?» — 1 вариант .

«Есть ли в предложении «Успеют ли люди выработать какое-либо средство против землетрясений?» словосочетание со связью согласование?» — 2 вариант .

Проверьте себя в способе определения связи в сл\сч.

Повергнут в раздумья-

Ведущий в группе –

Запели по кивку-

Привыкла к громогласию-

В котором увидит

Жизнь после жизни

Помчался на выручку-

Внешность без изъяна-

О какой не слышали-

На котором скакал-

До смешного ленив-

Вряд ли получится-

Держал под мышкой-

Определите способ подчинительной связи в словосочетании

Повергнут в раздумья-

Ведущий в группе –

Запели по кивку-

Привыкла к громогласию —

Дополните рассуждение,выбрав любое из предложенных сл\сч . Нужно определить тип связи в сл\сч (выписать )_____________________________________________Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено(часть речи)___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Определите способ подчинительной связи в словосочетании

Повергнут в раздумья-

Ведущий в группе –

Запели по кивку-

Привыкла к громогласию —

Дополните рассуждение,выбрав любое из предложенных сл\сч . Нужно определить тип связи в сл\сч (выписать )_____________________________________________Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено(часть речи)___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч ВСЕЙ ИСТОРИИ.

Установим смысловую зависимость: ИСТОРИИ (какой?) ВСЕЙ. Главное слово – ИСТОРИИ, зависимое- ВСЕЙ. Зависимое слово выражено определительным местоимением. Тип связи – согласование.

Проверим наше утверждение. Для этого изменим форму главного слова: ИСТОРИЯМИ.

Вместе с главным изменится зависимое – ВСЕМИ ИСТОРИЯМИ.

Следовательно, наш вывод правилен: тип связи – согласование.

Дополните рассуждение . Нужно определить тип связи в сл\сч ПРИШЕДШЕЕ ИЗ ГАЛАКТИК. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Напишите лингвистическое сочинение-рассуждение на тему «Есть ли в предложении «Свобода, о которой мечтали узники, пришла» словосочетание со связью управление?» — 1 вариант .

«Есть ли в предложении «Успеют ли люди выработать какое-либо средство против землетрясений?» словосочетание со связью согласование?» — 2 вариант .

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч ВСЕЙ ИСТОРИИ.

Установим смысловую зависимость: ИСТОРИИ (какой?) ВСЕЙ. Главное слово – ИСТОРИИ, зависимое- ВСЕЙ. Зависимое слово выражено определительным местоимением. Тип связи – согласование.

Проверим наше утверждение. Для этого изменим форму главного слова: ИСТОРИЯМИ.

Вместе с главным изменится зависимое – ВСЕМИ ИСТОРИЯМИ.

Следовательно, наш вывод правилен: тип связи – согласование.

Дополните рассуждение . Нужно определить тип связи в сл\сч ПРИШЕДШЕЕ ИЗ ГАЛАКТИК. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Напишите лингвистическое сочинение-рассуждение на тему «Есть ли в предложении «Свобода, о которой мечтали узники, пришла» словосочетание со связью управление?» — 1 вариант .

«Есть ли в предложении «Успеют ли люди выработать какое-либо средство против землетрясений?» словосочетание со связью согласование?» — 2 вариант .

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Образец рассуждения . Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Источник

Подчинительная связь в словосочетании и предложении

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к другому.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Рассмотрим, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры под­чи­ни­тель­ных словосочетаний.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые слова:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной связью.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские единицы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве предложения.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем словосочетания:

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Например:

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет глагол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя существительное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся числительное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наречие:

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние причины.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Источник

Читайте также:  Аэробные нагрузки как способ
Оцените статью
Разные способы