Способы решения педагогических задач
Казакова Екатерина Николаевна
Способы решения педагогических задач
Термин «решение задачи«употребляется в научно-методической литературе обычно в четырех разных смыслах: 1. Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнения плана решения. 2. Запись результата процесса решения (Покажи мне свое решение). 3. Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови свое решение). 4. Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи (Какое красивое решение найдено).
Процесс решения задачи — это переход от условия задачи к выполнению ее к выполнению требования. Ответ на вопрос задачи или выполнение требования — результат процесса решения задачи. Иногда результатом решения может быть вывод о невозможности получения о невозможности выполнения ее требования.
Задача 1: В средней группе девочка Даша (4 года) очень долго одевается на прогулку. Ждет, когда ей помогут одеться взрослые. Дети над ней смеются, обзывают ее маленькой. Вот и 10 апреля, Даша вновь задержала всех.
Доопределение: Даша это делает для того, чтобы привлечь внимание педагога. Мама и папа очень много работают, приводят ребенка к 7.00 и забирают в 19.00. И не уделяют ребенку должного внимания. И Даша таким поведением привлекает внимание взрослых.
Проблема: недостаток внимания у Даши, негативная атмосфера в коллективе.
Цель: решение проблемы здесь и сейчас.
Задачи:
-создание позитивной психологической обстановки;
-обучение детей работать в коллективе;
-учить детей помогать друг другу;
-обеспечить получение опыта одевания Дашей.
Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам нравится, когда Вас обзывают?
Воспитатель: Скажите, а как тогда нужно с вами разговаривать, чтобы Вам понравилось?
Дети: Хвалить, говорить добрые слова.
Воспитатель: А Даше нравится, когда Вы ее обзываете?
Воспитатель: Даша у нас только учиться одеваться, это вы знаете. А что Даша хорошо умеет делать?
Дети: Рисовать, играть.
Воспитатель: Вот за это ее можно похвалить. Скажите, а как нам помочь Даше, чтобы она быстрее научилась одеваться и мы быстрее выходили на улицу?
Воспитатель: Катя и Вика, вы одеваетесь, самые первые одеваетесь. Поможете Даше одеваться?
-Уважение личности ребенка,
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Задача 2: На занятии по ИЗО дети (6 лет) рисовали фломастерами ель. Все дети нарисовали ее зеленой. И только Вадим нарисовал ее синей.
Доопределение: Вадим гиперактивный ребенок. Он не может долго концетрировать внимание на одном занятии и делает все слишком быстро, не продумывая действия.
Проблема: решение проблемы здесь и сейчас.
Цель: позитивный выход из сложенной ситуации, предотвращение негативной психологичсекой обстановки.
Задачи:
-поддержка инициативы детей;
-создание комфортной психологической обстановки;
-обеспечить детей получением опыта создание из синей ели зеленую.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную ель нарисовал Вадим.
Дети: Но она же синяя! А должна быть зеленой.
Воспитатель: А он сообразительный мальчик и с помощью его рисунка я Вам покажу опыт. Мы можем сделать зеленую елочку из синей. Хотите я Вам покажу?
Воспитатель: Сейчас я возьму желтый фломастер и посмотрим что получися. Какая теперь елочка?
Воспитатель: Правильно. Хотите тоже провести такой эксперимент?
-Уважение личности ребенка,
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.
Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Способы составления арифметических задач» Образовательные: • систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; •.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Решения задач» Программное содержание: 1. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;.
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но.
Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Природа оказывает огромное.
Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.
Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.
Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем Родительское собрание в 3 классе Задачи: обсудить проблему плохой.
Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.
Источник
Алгоритм и оценка решения педагогической задачи
презентация на тему
Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_i_otsenka_resheniya_pdagogicheskoy_zadachi_na_osnove_pedagogicheskih_faktov5.pptx | 94.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм и оценка решения профессиональной задачи на основе реальных педагогических фактов Дронова Елена Давидовна
ВОПРОСЫ 1. Алгоритм решения профессиональной задачи. 2. Оценка решения задачи. 3. Анализ профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Профессиональная задача – это цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий. Решение профессиональных задач — деятельность будущего специалиста направления по активизации приобретенных знаний, умений, навыков и опыта для достижения цели в заданных условиях профессиональной деятельности .
Профессиональные задачи педагога , требуют от него нового отношения к себе самому, самосовершенствования, отказа от авторитарного стиля общения с детьми.
Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь: отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; создавать у школьников мотивацию к учению; отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы. Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь: выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения; разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь: анализировать собственную деятельность; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); выбирать технологии самообразования; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь: ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах); адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке; стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе; эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.
Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь: организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; использовать разные средства коммуникации ( e-mail , интернет, телефон и др.); работать в команде; использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; взаимодействовать с общественными организациями. Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь: использовать информационные ресурсы ( масс-медиа , интернет и др.); использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОО для решения конкретной педагогической задачи; отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен: уметь: Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие; привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность; эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач; надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования; управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров; решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами; обеспечивать и удерживать внимание класса; устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их; адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Простые и сложные профессиональные задачи По уровню сложности различают: 1. Профессиональные задачи низкого, репродуктивного уровня . Основное содержание таких задач – использование профессиональных знаний в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях. Это задачи, которые решаются на основе образца или правила. Деятельность в этом случае носит алгоритмический характер. 2. Профессиональные задачи среднего уровня включают элементы деятельности творческого характера: постановка проблемы; определение известных и недостаточных исходных знаний, некоторое преобразование шаблонных методов и средств деятельности.
Профессиональные задачи высокого уровня (творческие). Определение сложности профессиональной задачи осуществляется опытными специалистами. Сложность задачи определяется тем, насколько быстро и легко удаётся специалисту освоить критические операции, необходимые для её выполнения. Определение сложности предполагает дробление задачи на отдельные фрагменты и оценке их количества и сложности действий, необходимых для их выполнения. Показателями сложности задачи являются время и усилия, которые должен приложить человек. Для определения сложности задачи решающее значение имеет опыт субъекта. Определение сложности изменяется по мере освоения задачи специалистом. Факторы, определяющие сложность практической задачи: неопределённость, новизна и неожиданность событий и объектов окружающего мира, неполнота, неясность, неточность информации, поступающей к исполнителю. Сложность возникает уже при восприятии из-за замаскированности или неясности воспринимаемых процессов, сходства, влияющего на различение и идентификацию, она порождается неточным и несвоевременным характером информации, поступающей педагогу.
Профессиональная задача включает в себя: • Содержательную характеристику задачи – на каком материале (фактах, позициях, суждениях и т.п.) построена задача. • Процессуальную характеристику задачи – какие действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога) предполагаются в ходе решения задачи. • Контекстуальную характеристику задачи – каким образом конкретная задача связана с общим проблемным контекстом – личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, культурным и др.
Примерная структура профессиональной задачи как единицы содержания подготовки представлена следующим образом: • Обобщенная формулировка задачи – описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса • Ключевое задание , в котором обозначен «продукт» решения задачи (Что требуется представить как результат решения ) • Контекст решения задачи – имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.) • Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в полном составе, неполном, не приведены вообще. • Критерии оценки .
Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Например, ученик отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса учителя, обращенного к нему . В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному , то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.
Классификация педагогических задач Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»: 1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина); 2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы; 3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.
Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.
Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде: По времени решения: 1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности), направленные на достижение педагогического идеала; 2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач), формирование определенных новых качеств и устойчивых состояний; 3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности) – это элементы решения тактических задач, предполагающих определение цели немедленно после ее возникновения.
По циклу педагогического управления делятся на: 1) задачи педагогической диагностики; 2) задачи педагогического проектирования целеполагания ; 3) задачи педагогического планирования и прогнозирования; 4) задачи практического осуществления плана действий; 5) задачи этапа анализа выполненной работы.
При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1 . Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.
Критерии оценки решения задачи Педагогическая задача – это осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования. Критерии оценки: понимание сути педагогической задачи (понимание позиций субъектов взаимодействия); формулирование педагогической проблемы; определение возможных способов решения проблемы; аргументация собственного варианта решения; педагогическая эрудиция.
Шкала оценки: Высокий балл– у педагога развито умение «понимать суть педагогической задачи», т.е. описать позиции субъектов взаимодействия; на высоком уровне владеет педагогической терминологией; владеет умением спрогнозировать решение педагогической задачи, может свободно аргументировать собственный вариант решения проблемы, обладает педагогическим мышлением. Средний балл – педагогическая проблема сформулирована на уровне здравого смысла, используется бытовой язык. Студент формулирует педагогическую проблему и не предлагает путь ее разрешения, слабо обосновывает свою позицию, нет знаний педагогических закономерностей. Низкий балл – педагог не формулирует педагогическую проблему, занимает позицию школьника, а не педагога, т.е. не идентифицирует себя с ролью педагога-профессионала, не демонстрирует практические знания и умения, которые они должны были приобрести в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Анализ педагогической деятельности Анализируя педагогическую деятельность педагог должен: определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы; обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.
Объекты педагогического анализа Объектами педагогического анализа являются: сам процесс педагогической деятельности; каждый элемент процесса деятельности; результат деятельности; личностная и профессиональная готовность к осуществлению педагогической деятельности.
Алгоритм анализа: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов педагогического процесса; самоанализ готовности педагога к осуществлению обучающей деятельности-степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.
Основные направления системного педагогического самоанализа: анализ своей обучающей деятельности как целостной системы; анализ отдельной составляющей своей деятельности; анализ отдельного занятия как подсистемы своей деятельности; диагностика и анализ своих профессионально значимых личностных качеств.
Источники самодиагностики Источники диагностики и самоанализа профессионально-значимых качеств педагога: внешняя экспертная оценка коллег и администрации ОО; самодиагностика с помощью существующих методик; опрос учеников, родителей.
Готовность педагога к самоанализу и самосовершенствованию зависит от: наличия позитивной « Я-концепции »; чувства уверенности в себе; способности преодолевать все проблемы и достигать успеха; отсутствия гипертрофированных защитных реакций; умения принимать все пожелания и замечания с благодарностью; учиться у коллег и своих учеников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач
В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить .
педагогическое мастерство в решение педагогических задач
Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
презентация для педагогов.
Решение педагогических задач (работа в подгруппах)
Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ.
Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики
Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер.
Источник