- «Составление алгоритма алгебраического способа решения задач»
- Решение задач алгебраическим и арифметическим способом
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Палитра
- Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
- Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898
- Речевые таблицы
- Спорт
- Немного об этикете
- Решение уравнений
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
«Составление алгоритма алгебраического способа решения задач»
Тема: Составление алгоритма алгебраического способа решения задач.
Исследование алгебраического способа решения задач и составление алгоритма.
Формирование действия моделирования.
Развитие компонентов УД.
1. Карточки:
арифметический способ решения;
алгебраический способ решения;
задача.
2. Фломастеры, мелки, чистые листы, магниты, компьютеры.
3. Учебные принадлежности.
Чему учимся на уроке математики?
Что уже знаем хорошо?
Чему надо учиться?
Тему урока сформулируем позже.
Откроем тетради, оформим начало работы.
1.Вспомним некоторые умения, которые помогут в дальнейшем.
Составить по схеме уравнения и записать их.
Х | 5 | |
5 | 20 | 72 |
Все остальные учащиеся выполняют любое из этих заданий:
Запиши уравнения и реши их.
1.Число 40 увеличили на произведение числа 6 и неизвестного и получили 76.
2.Составьте уравнение и решите задачи.
В классе 28 учеников. Сколько мальчиков в классе, если девочек 13?
В трех вазах 27 гвоздик. В первой вазе на 3 гвоздики меньше, чем во второй вазе, и на 6 гвоздик больше, чем в третьей. Сколько гвоздик в третьей вазе?
1.187 * (33467 : 49 – 362)
Что мы должны знать об уравнении?
Для чего нужны уравнения?
2.Построение моделей к уравнениям выполняем неплохо.
Вспомним, как они решаются.
Нам поможет компьютер.
Сели за компьютер. Задания выполняем в уме.
Подумай, а потом выполняй.
Какие инструменты нам необходимы:
в конце посмотреть результаты, сравнить с прошлым.
(Даются 11 заданий: сложные уравнения на : и х в пределах 100)
Кто закончил на черновике, составляет уравнения с числами а, 8, 32, 4.
3. Нам необходимо еще вспомнить одно умение.
(арифметический способ решения задач на листочках.)
Задача. В трех одинаковых ящиках 21 кг апельсинов. Сколько апельсинов в 8 таких же ящиках?
Работаем в паре.
Модель, решение. (Можно записать выражением, можно по действиям.)
Составление алгоритма алгебраического способа решения задач.
Постановка учебной задачи.
Скажите, а можно было решить эту задачу другим способом?
Что нужно иметь для решения алгебраическим способом?
А он есть у нас?
А может ли его составить?
Да, мы с вами уже решали задачи таким способом.
Скажите, а есть ли подсказка к составлению алгоритма?
Составляем алгоритм, записываем на листочках. Работаем в группах.
Определите, кто будет записывать, кто рассказывать.
Кто закончит, прикрепляем алгоритм на доску.
Вместе будем выбирать пункты алгоритма.
Идет самостоятельная работа по составлению алгоритма.
Выделение известных и неизвестных величин.
Установление связи между условием и вопросом.
Выражение через это неизвестное других величин.
Решение задачи способом уравнения.
Вернемся к нашей задаче, решим ее уравнением.
Х кг – в 8 ящиках
(21 : 3) кг – масса одного ящика из 3
(Х : 8) кг – масса одного ящика из 8
Уравнение: 21 : 3 = Х : 8
Упрощаем: Х : 8 = 7
Ответ: 56 кг в 8 ящиках.
Какая тема урока сегодня?
(Составление алгоритма алгебраического способа решения задач).
Учительница по труду попросила, чтобы ученики составили чертеж выкройки прямоугольной повязки для дежурства. Она сказала: “Периметр повязки – 22 см, а длина на 3 см больше, чем ширина”.
Будем строить на компьютере. (не можем)
Почему не можем? (необходимо найти ширину и длину).
Чего не хватает в данном тексте? (должен быть вопрос).
Задача: Периметр прямоугольника равен 22 см, длина на 3 см больше, чем ширина. Чему равна ширина и длина прямоугольника?
Работаем в паре. Каким способом решаем?
Строим на компьютере.
Работаем в паре.
Обучение решению задач.
( из опыта работы учителя начальных классов по программе и учебникам Н.Б.Истоминой )
Задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь.
Мышление человека главным образом состоит из постановки и решения задач. Перефразируя Декарта, можно сказать: жить – значит ставить и решать задачи.
Особую большую роль играют задачи в обучении младших школьников математике. Решение задач выступает и как цель, и как средство.
В гимназии № 1 г. Нерюнгри в начальной школе в одном из классов обучение математике ведется по программе и учебникам Н.Б. Истоминой, которые реализуют задачи развивающего обучения, так как целенаправленно и непрерывно формируют приемы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию, обобщение в процессе усвоения математического содержания.
Активное включение приемов умственной деятельности в процессе усвоения математических знаний, умений и вычислительных навыков позволяет рассматривать:
- способы организации учебной деятельности гимназистов,
- способы познавательной деятельности школьников,
- способы включения в познавательную деятельность различных типов памяти,
- вопросы преемственности со средним звеном,
вопросы повышения качества знаний учащихся.
Выбор программы Н. Б Истоминой нами обоснован. Автор этого курса не стремится наполнить его новыми понятиями, а в основном ориентируется на объем стабильной программы и возрастные особенности младших школьников. Тем не менее, направленность курса на формирование приемов умственной деятельности потребовала усиление содержательной линии курса, которая связана с формированием у младших школьников системы понятий и общих способов действий. Это усиление нашло отражение в тематическом построении курса, что особенно связывает эту программу с программами развивающего обучения.
В отличие от стабильного курса, в которой текстовая задача рассматривается как средство формирования математических понятий и деятельность учащихся направлена на овладение умением решать определенные типы текстовых задач, в математике Н. Б. Истоминой дети приступают решению задач только после того, как у них сформированы все необходимые для этого знания и умения, усвоен смысл математических понятий, сформировано умение переводить предметные действия и их словесные описания на язык схем и математических символов. Это позволяет в теме “Задача” направить деятельность учащихся на овладение общими умениями решать задачи арифметическим способом: умения читать задачу, выделять известные и неизвестные величины, устанавливать связь между условием и вопросом, выбирать арифметическое действие для ее решения, активно используя при этом приемы умственных действий. Авторами этой программы изданы тетради для решения задач, в которых детям предлагается помощь при составлении схем, установлении зависимости между величинами, поиска способа действий. Очень важным, на наш взгляд, в учебниках этого автора, что рассуждать детям помогают их сверстники – герои учебника Миша и Маша.
В формировании навыка решения задач арифметическим путем способствуют уроки, проводимые в компьютерном классе. При проведении таких уроков нами активно используется программа “Семейный наставник” и “Презентации”.
Особой популярностью в нашем классе пользуются задания по диагностике, тренировочные упражнения в решении задач, контроль и работа над ошибками. Компьютер используется на уроке в 3 классе в течение 10 – 15 минут 1 – 2 раза в неделю на различных этапах урока. Уроки с компьютерной поддержкой позволяют решать на уроке следующие задачи: повышение интереса к предмету, осуществление дифференцированного подхода, увеличение возможности проведения тренировочных и коррекционных заданий, увеличение объема проверяемого материала, облегчение процесс контроля и оценки знаний.
Программа Н. Б. Истоминой знакомит и учит решать задачи алгебраическим способом, то есть способом составления уравнения. В компьютерной программе для начальной школы «Семейный наставник» существует подборка задач для решения их алгебраическим способом. В них пошагово отрабатываются все этапы алгоритма этого способа: введение неизвестного, выражение через это неизвестное величин, о которых говорится в задаче, составление уравнения, решение его, осмысление результата и формулировка ответа.
Эта программа нами используется постоянно, так как помогает в мониторинге качества знаний учащихся по математике. Дополнительно на каждого ученика нами заводится диагностическая карта по решению задач, в которой фиксируется успешность ученика в умении решать задачи, недочеты на каждом этапе решения, как в алгебраическом, так и в арифметическом способе решения задач.
К сожалению, ни одна компьютерная программа не предлагает заданий на графическое моделирование текстовых задач, т.к. компьютерные программы ориентированы в большей степени на традиционную программу. Моделирование (в обучении — по Истоминой) как психологическая проблема имеет два аспекта: как содержание, как способ познания и как одно из основных учебных действий, которое является составным компонентом учебной деятельности. Сегодня мы говорим о моделировании как о средстве представления текста задачи и как о средстве поиска решения задачи. На графическое моделирование текстовых задач на уроке выделяется достаточно много времени (для этого не надо жалеть времени). Третьеклассники составляют свою программу для компьютера по моделированию.
Предлагаемый урок – исследование алгебраического способа решения задач в 3 класс, составление алгоритма этого способа. Дети должны на уроке для себя открыть этот способ и составить его алгоритм Формы работы: коллективные, парные, групповые и индивидуальные. Урок проводится в компьютерном классе с использованием программы “Семейный наставник”. Дети с самого начала урока разделены на группы по привязанности друг к другу. На партах находятся необходимые учебные принадлежности, фломастеры и четвертая часть листа ватмана для записи алгоритма алгебраического способа решения, памятка с арифметическим способом решения задачи.
Выработанная нами система работы с задачей, проведение уроков с компьютерной поддержкой дают положительные результаты: стабильно высокое качество знаний по математике в 96%, “5” у 40%учащихся, минимум ошибок при решении задач, первые и призовые места в гимназических, городских и республиканских олимпиадах (3 место по математике во второй дистанционной республиканской олимпиаде для учащихся начальной школы).
Л.П. Виноградова, учитель начальных классов гимназии № г.Нерюнгри
Источник
Решение задач алгебраическим и арифметическим способом
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок математики в 4 классе
«Решение задач алгебраическим и арифметическим способом»
Учитель начальных классов МОУ СОШ №5 г.о. Кохма Ивановской обл.
Щапова Наталия Станиславовна
Описание слайда:
«Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение».
Г.Гессе
Описание слайда:
Вперёд! В «Мир математических задач».
Описание слайда:
Описание слайда:
На палубе сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:
а) что Иванов не Алексей и не Андрей;
б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
в) Карпов не Сергей и не Алексей;
г) Петров сидит между Карповым и Андреем.
Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?
Описание слайда:
Иванов Сергей
Петров Алексей
Марков Андрей
Карпов Тимофей
Описание слайда:
Корабельный кок принял на борт 7 больших коробок, каждая массой 9 кг, и 5 маленьких. Какова масса маленькой коробки, если масса всех коробок составила 78 кг?
(х × 5) (кг)
(9 × 7) (кг)
(х × 5 + 9 × 7) (кг)
Описание слайда:
На путешествие в шторм уходит времени в 3 раза больше, чем в хорошую погоду. Сколько времени займет наше путешествие в хорошую и штормовую погоду, если разница во времени составляет 12 часов?
12 ч.
Описание слайда:
Описание слайда:
Масса двух рыб составляла 11 кг. Найдите массу каждой рыбы, если одна из них легче другой на 3 кг.
Описание слайда:
На борт корабля было поднято две бочки с пресной водой одинаковой емкости. Когда из первой было израсходовано 28 л, а из второй – 45 л, то в ней осталось вдвое меньше воды, чем в первой. Сколько было взято воды на борт корабля?
Описание слайда:
Какие способы решения задач мы повторили?
Арифметический и алгебраический способы решения задач.
Объясните, в чем отличие арифметического способа решения задач от алгебраического?
Решая задачу алгебраическим способом, обозначают неизвестную величину буквой, составляют уравнение по условию задачи и решают его. Когда задача решается арифметическим способом, уравнение не составляют.
Арифметический способ мы фактически применяли один – способ уравнивания. Подумайте, почему он получил такое название?
Способ уравнивания заключается в том, что первым шагом во всех случаях было уравнивание двух величин. Это хорошо видно, если представить условие задачи в виде схемы.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 334 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 47 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Палитра
Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898
Речевые таблицы
Спорт
Немного об этикете
Решение уравнений
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311867 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник