- Алгебраический способ решения задач 5 класс виленкин
- план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: » Урок решения задач» Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др., план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Решение задач алгебраическим методом методическая разработка по алгебре (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Скорость
- Расстояние
Алгебраический способ решения задач 5 класс виленкин
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2015 » Апрель » 13 » Решение задач алгебраическим способом (подборка детских задач), 5 класс
Предварительный просмотр:Конспект урока математики. Тема: Урок решения задач. Учебник. Математика. 5 класс.Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов и др., Учебник для общеобразовательных учреждений. М:, Мнемозина 2013 -280с Рассоленко Галина Александровна. Учитель математики МБОУСОШ №1 с. Успенского, Успенского района, Краснодарского края. Стаж работы 23 года. 5М У51 Тема: Урок задач Цели: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; учить решать задачи алгебраическим и арифметическим способом. Оборудование. Мультимедийная установка. Карточки. I. Организационный момент Проверка домашнего задания. Как найти неизвестный множитель? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Девиз нашего сегодняшнего урока Математика это-*********(а чтобы узнать это слово мы решим упражнения) 3)68 x 99=6800-68=6732 (Н) Во время устного счета еще раз следует повторить прием умножения на 11 и 99. Ответ: математика это -гениально. III. Сообщение темы урока
По вертикали вы прочитаете ключевое слово темы урока. IV.Работа по теме урока №510 Прочитайте задачу. Что вы можете о ней сказать? (это комбинаторная задача.) Дом Трамвай Зоопарк Троллейбус Бассейн
Коллективное обсуждение. Поиск ошибок. Решение. Раз подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Теперь решим задачу с помощью уравнения.
Сколько угля надо было перевезти?
Что следует обозначить за x? Пусть было х грузовиков. На грузовиках увезли 4х т угля. После того как часть угля увезли, осталось 35 — 4х. По условию сказано, что осталось 7 т угля. Значит, можем составить уравнение: Важно показать, что это не единственный вариант составлении уравнения: 4х + 7 = 35; 4х = 35 — 7. 4х = 35-7 4х = 28 х = 28 : 4 х = 7 (машин) (Для перевозки угля было выделено 7 грузовиков.) Далее. Составим уравнение по условию задачи. №484 стр76. 4х+16=24; или (х+4)*4=24 Х=2. Решим задачу из материалов ЕГЭ. Задача1 .(с учителем на доске) Теплоход рассчитан на 800 пассажиров и 20 членов команды. Каждая спасательная шлюпка вмещает 60 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе,чтобы в случае необходимости в них можно было вместить всех пассажиров и всех членов команды? (800+20):60=820:60=13(ост 40) значит шлюпок надо 14. Задача2( самостоятельно).Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея надо купить,если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов? 42:8=5(ост2) значит 6. С каким делением мы встретились в этих задачах?.( с остатком ). А это наша следующая тема. Доновых встреч. VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание П 12 Стр. 80, № 525; стр. 81, № 527 (а). 1.Математика 5. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор — Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. М.: Мнемозина -2013г-280 с.: с ил. 2.Мой олимпийский учебник. Учеб. пособие для олимпийского образования / Олимпийский комитет России. — 22-е изд., перераб. и доп. — М.: Советский спорт, 2010. — 144 с.: ил. 3.Внеклассная работа по математике. 5-11 классы.Серия: Школьные олимпиады. Автор — Фарков А.В. Издательство : Айрис –Пресс. 2009 г. По теме: методические разработки, презентации и конспектыПлан-конспект урока математики ( 6 класс), тема: Масштаб.Первый урок по теме «Масштаб». Его цель: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни. Раз. План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия. План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева «Английский язык 6 класс»Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы. План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы. Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше. План-конспект урока в 9 классе. Тема урока: «Пороки древесины»Ознакомиление с пороками древесины; определение основных пороков древесины; формирование знаний, умений по соблюдению техники безопасности при работе с инструментом в столярной мастерской. План-конспект урока в 5 классе. Тема урока: Декоративная отделка древесины (Выпиливание, выжигание, лакирование изделий из фанеры).Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Художественная обработка древесины”, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений, развитие технического мыш. Источник Решение задач алгебраическим методом |
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach_algebraicheskim_metodo1.docx | 26.38 КБ |
reshenie_tekstovyh_zadach_algebraicheskim_metodo1.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Лиханова В.Е., учитель математики МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, ЯНАО
Наряду с арифметическим, практическим методами решения задач ученики 5 класса знакомятся и с алгебраическим методом. Многие ученики сначала не будут принимать новый метод, поэтому роль учителя на данном этапе должна заключаться в том, чтобы показать преимущества данного метода, но ни в коем случае не навязывать его. С этой целью необходимо предлагать задачи, которые арифметически решить трудно.
Особенностями алгебраического метода является введение переменной величины, что позволяет действовать с ней как с явной. Выполняется анализ основных зависимостей между явными и неявными значениями величин, производится моделирование условия задачи в виде уравнения. Если при выборе действий опираемся на сюжетные особенности, то такой метод решения называется алгебраическим. Следует отметить, что в учебнике «Математика 5» авторского коллектива: Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова существуют определенные недостатки по обучению решению задач алгебраическим методом. Самым главным из них является недостаточность системы упражнений, готовящих детей к усвоению данного метода, а именно на составление различных выражений по сюжету задач и выяснение их сюжетного смысла.
Необходимые базовые знания для решения задач алгебраическим методом:
- усвоение понятия переменной величины;
- умение решать простые и составные уравнения;
- умение составлять по тексту задачи простые и составные выражения и определять их сюжетный смысл;
- находить выражения с одинаковым сюжетным смыслом.
Основные этапы формирования умения решать задачи алгебраическим методом:
- Подготовительный.
- Этап ознакомления с алгоритмом рассуждения и записью решения задачи.
- Закрепление, выработка умения.
На первом этапе учитель должен познакомить учащихся с понятием «сюжетный смысл выражения», научить составлять всевозможные выражения по тексту задачи, определять их сюжетный смысл. Это можно сделать через следующую систему упражнений:
- Дать текст с числами. Составить по этому тексту несколько выражений, записать их смысл.
- Дать текст. Учитель составляет по этому тексту выражения, а ученики объясняют их смысл по тексту.
- Предложить задание, подобное предыдущему, но среди выражений должны быть такие, которые не имеют сюжетного смысла по данному тексту.
- По предложенному тексту с числами дети сами составляют выражения и определяют их смысл. В заключение находят выражения с одинаковым сюжетным смыслом.
- Дать задачу, показать способ обозначения величины, которую требуется найти в вопросе задачи через х, показать способ составления выражений по задаче с использованием этой неизвестной величины как с известной. Определить сюжетный смысл выражений по тексту задачи.
- По предложенному тексту учитель показывает сюжетный смысл одного из выражений. Детям предлагается составить выражение с тем же сюжетным смыслом.
У пруда росли липы, осины, березы и ели. Лип росло 12, осин – в 3 раза больше, чем лип, несколько елей, берез – на 5 меньше, чем елей. Составь различные выражения и объясни, что они обозначают.
Учитель предлагает обозначить число елей буквой х , работать с ней как с обыкновенным числом. Можно составить следующие выражения:
12·3 – количество осин,
х-5 – количество берез,
12+х – количество лип и елей,
12+(х-5) – количество лип и берез,
12·3+(х-5)+х –общее количество осин, берез, елей.
Основная задача второго этапа – введение понятия «основание для составления уравнения», введение алгоритма рассуждения и развернутой формы записи решения задачи алгебраическим методом. Деятельность учителя может быть организована следующим образом.
- Дать текст задачи. Решить ее арифметическим методом.
- Предложить обозначить через х неизвестную величину, значение которой требуется найти.
- Составить ряд выражений по тексту и определить их сюжетный смысл.
- Найти выражения с одинаковым сюжетным смыслом. Сообщить детям, что если выражения имеют одинаковый смысл, то они равны.
- Составить равенство из двух выражений, в одно из которых входит переменная.
- Вместе с детьми определить, что данная запись является уравнением.
- Решить его и установить, что значение х и есть ответ.
- Сообщить учащимся, что сюжетный смысл выражений, которые мы использовали для составления уравнения, будем называть основанием для составления уравнения, а метод решения задачи – алгебраическим.
- Решить еще одну задачу таким же методом. Запомнить алгоритм рассуждений и полную форму записи решения задачи.
- Решив другую задачу, учитель предлагает проверить правильность решения задачи. Для этого необходимо вспомнить все известные способы проверки правильности решения, которые использовали ранее.
- Сообщить детям новый способ проверки. Для этого надо составить уравнение по другому основанию. Сделать вывод.
- Сопоставляя решения первой и второй задачи, учитель в процессе фронтальной беседы составляет алгоритм решения задачи алгебраическим методом.
Алгоритм решения задачи алгебраическим методом.
- Обозначить буквой неизвестную величину.
- Составить выражения.
- Выбрать основание.
- Составить уравнение.
- Решить уравнение.
6. Проверить правильность решения.
Знакомство с новым методом решения задачи можно начать:
- с простой задачи;
- сразу с составной.
В первом случае работа будет выполняться достаточно быстро, но учащиеся не увидят преимущества данного метода (ведь задача и так решена !).
Рассмотрим задачу. Ученики изготовили 135 елочных украшений, из них фонариков на 5 больше, чем хлопушек, а снежинок в 3 раза больше, чем снежинок. Сколько хлопушек изготовили дети?
Необходимо показать, что задача решается с помощью уравнения. Для этого надо ввести переменную величину. Обозначить буквой можно как число хлопушек, так и число фонариков, так и число снежинок (проще — число хлопушек). Составляем выражения с переменной.
Хлопушки- ? штук
Фонарики-?, на 5 штук больше 135 штук
Снежинки-?, в 3 раза больше
Пусть х штук хлопушек сделали дети, тогда они изготовили (х+5) штук фонариков, 3х штук снежинок. Всего было сделано (х+(х+5)+3х) штук украшений , а это – 135 штук украшений. Выражения ( х+(х+5)+3х ) и 135 имеют один и тот же сюжетный смысл, значит, их можно приравнять. Требуется подчеркнуть, чту уравнивать можно только выражения, имеющие одинаковый сюжетный смысл. Получится уравнение:
х+(х+5)+3х=135. Обратить внимание, что в уравнении наименования не пишутся. Решим уравнение
Итак, 26 хлопушек сделали дети.
Предложить решить задачу арифметическим методом . Без вспомогательной модели это сделать трудно. Составим схематический чертеж.
Хл.
Ф. 5 ш. 135 ш.
Сн. .
Все украшения можно разделить на 5 равных частей, если бы не было5 штук фонариков. Уберем их, при этом общее количество уменьшится на 5.
1) 135-5=130 (шт.) — украшений всего.
- 130:5=26 (шт.) – в одной части , т.е. столько хлопушек сделали дети.
В задачах с пропорциональными величинами желательно использовать таблицу не только для краткой записи содержания, но и для проведения рассуждений при составлении уравнения. Сначала в таблице записывается содержание задачи, а затем (желательно другим цветом) заполняются все пустые графы выражениями с переменной величиной.
Из двух городов, расстояние между которыми 1620 км вышли одновременно навстречу друг другу два поезда, скорость одного на 10 км/ч больше скорости другого и через 18 часов они встретились. Какова скорость каждого поезда?
Скорость
Расстояние
(х+10)км/ч На 10 км/ч больше
Источник