Алгебра 7 многочлен способ группировки

Способ группировки

Кроме вынесения общего множителя за скобки существует еще один способ разложения многочлена на множители — способ группировки.

Этот способ разложения на множители считается более сложным, поэтому перед его изучением, убедитесь, что вы уверенно выносите общий множитель за скобки.

Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, необходимо сделать следующее.

  1. Подчеркнуть повторяющиеся буквы и записать друг за другом одночлены с одинаковыми буквенными множителями.
  2. Вынести общий множитель за скобки у каждой группы одночленов.
  3. Вынести полученный общий многочлен за скобки.

Рассмотрим пример разложения многочлена на множители способом группировки.

    Подчеркнем повторяющиеся буквенные множители в одночленах.

Примеры способа группировки

Группировать одночлены можно по-разному. При правильной группировке должен появиться общий многочлен .

Рассмотрим пример. Требуется разложить многочлен на множители, используя способ группировки.

Первый способ

Обратим внимание, что в двух одночленах повторяется « y 2 » и « z 2 ». Подчеркнем повторяющиеся одночлены и запишем их друг за другом. Затем вынесем общий множитель у каждой группы одночленов.

48x z 2 + 32x y 2 − 15 z 2 − 10 y 2 = 48x z 2 − 15 z 2 + 32x y 2 − 10 y 2 = 3z 2 (16x − 5) + 2y 2 (16x − 5) =
= (16x − 5)(3z 2 + 2y 2 )

Второй способ

Запишем пример еще раз. Теперь обратим внимание, что в первых двух одночленах повторяется « x ». Подчеркнем повторяющиеся одночлены. Вынесем общий множитель у каждой группы одночленов.

48 x z 2 + 32 x y 2 − 15z 2 − 10y 2 = 16x(3z 2 + 2y 2 ) − 5(3z 2 + 2y 2 ) = (3z 2 + 2y 2 )(16x − 5)

В итоге получился такой же ответ, как и при первом способе.

Рассмотрим еще один пример разложения многочлена способом группировки.

    4q(p − 1) + p − 1 = 4q(p − 1) + (p − 1) = 4q(p − 1) + 1 · (p − 1) = (p − 1)(4q + 1)
    В этом примере следует отметить, что для вынесения общего многочлена мы добавили умножение на 1 к многочлену (p − 1) , что не изменяет результат умножения.
    Это помогает понять, что останется во второй скобке после вынесения общего многочлена.

Смена знаков в скобках

Иногда для вынесения общего многочлена требуется сменить все знаки одночленов в скобках на противоположные.

Для этого за скобки выносится знак « − », а в скобках у всех одночленов меняются знаки на противоположные.

2ab 2 − 3x + 1 = −( − 2ab 2 + 3x − 1)

Рассмотрим пример способа группировки, где для вынесения общего многочлена, нам потрубуется выполнить смену знаков в скобках.

  • 2m(m − n) + n − m = − 2m( − m + n) + (n − m) = −2m(n − m) + 1 · (n − m) =
    = (n − m)(−2m + 1)

Источник

Разложение многочлена на множители способом группировки

Урок 29. Алгебра 7 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Разложение многочлена на множители способом группировки»

· повторить, что называют разложением многочлена на множители;

· показать еще один способ разложения многочлена на множители – способ группировки.

Ранее мы с вами говорили, что:

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одним из способов разложения многочлена на множители, а именно с вынесением общего множителя за скобки.

На этом уроке мы познакомимся с разложением многочлена на множители способом группировки.

Итак, рассмотрим многочлен

Обратите внимание, что первое и второе слагаемые имеют общий множитель а, а третье и четвёртое слагаемые имеют общий множитель b.

Читайте также:  Способ прощения кого то

Тогда сгруппируем первое и второе, третье и четвёртое слагаемые. Имеем

Теперь вынесем за скобки общие множители в каждой группе. Получаем

Видим, что каждое слагаемое имеет общий множитель ц плюс д. Вынесем его за скобки и получим

Вот таким образом мы разложили данный многочлен на множители способом группировки.

Заметим, что слагаемые многочлена можно группировать по-разному. Так, например, в только что рассмотренном примере можно было сгруппировать первое и третье, второе и четвёртое слагаемые

Однако следует знать, что не каждая группировка слагаемых многочлена позволяет нам разложить его на множители.

Так, например, сгруппировав в рассматриваемом многочлене первое и четвёртое, второе и третье слагаемые, у нас не получится разложить его на множители. Можете убедиться в этом самостоятельно.

Рассмотрим следующий пример, где также разложим многочлен на множители способом группировки.

Рассмотренный способ разложения многочлена на множители бывает удобно использовать в вычислениях.

Источник

Разложение многочлена способом группировки

О чем эта статья:

Основные понятия

Мы знаем, что слово «множитель» происходит от слова «умножать».

Возьмем, например, число 12. Чтобы разложить его на множители, нужно написать его по-другому, а именно в виде «произведения» множителей.

Число 12 можно получить, если умножить 2 на 6. А 6 можно представить, как произведение 2 и 3. Вот так:

Так выглядит пошаговое разложение на множители. Числа, которые подчеркнуты на картинке — это множители, которые дальше разложить уже нельзя.

Разложение многочлена на множители — это преобразование многочлена в произведение, которое равно данному многочлену.

5 способов разложения многочлена на множители

  1. Вынесение общего множителя за скобки.
  2. Формулы сокращенного умножения.
  3. Метод группировки.
  4. Выделение полного квадрата.
  5. Разложение квадратного трехчлена на множители.

Способ группировки множителей

Разложение на множители методом группировки возможно, когда многочлены не имеют общего множителя для всех членов многочлена.

Этот способ применяется в тех случаях, когда многочлен удается представить в виде пар слагаемых таким образом, чтобы из каждой пары можно было выделить один и тот же множитель. Этот общий множитель можно вынести за скобку. И тогда исходный многочлен будет представлен в виде произведения, что значительно облегчает задачу.

Разложить на множители методом группировки можно в три этапа:

  1. Объединить слагаемые многочлена в группы, которые содержат общий множитель. Для наглядности их можно подчеркнуть.
  2. Вынести общий множитель за скобки.
  3. Полученные произведения имеют общий множитель в виде многочлена, который нужно вынести за скобки.

Объединить члены многочлена в группы можно по-разному. И ее всегда группировка может быть удачной для последующего разложения на множители. В таком случае нужно продолжить эксперимент и попробовать объединить в группы другие члены многочлена.

Чтобы понять эти сложные выражения, применим правило группировки множителей при решении примеров. Рассмотрим два способа.

Пример 1. Разложить на множители методом группировки: up — bp + ud — bd.

up — bp + ud — bd = (up — bp) + (ud — bd)

Заметим, что в первой группе повторяется p, а во второй — d.

Вынесем в первой группе общий множитель p, а во второй общий множитель d.

Получим: p(u — b) + d(u — b).

Заметим, что общий множитель (u — b).

Вынесем его за скобки:

Группировка множителей выполнена.

up — bp + ud — bd = (up + ud) — (bp + bd)

Заметим, что в первой группе повторяется u, а во второй — b.

Вынесем в первой группе общий множитель u, а во второй общий множитель b.

Получим: u(p + d) — b(p + d).

Заметим, что общий множитель (p + d).

Вынесем его за скобки:

Группировка множителей выполнена.

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется, поэтому оба ответа верны:

(u — b)(p + d) = (p + d)(u — b).

Вот так работает алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки. Продолжим практиковаться на примерах.

Пример 2. Разложить на множители выражение: c(m — n) + d(m — n).

  1. Найдем общий множитель: (m — n)
  2. Вынесем общий множитель за скобки: (m — n)(c + d).
Читайте также:  Метод учета затрат по способу оценки затрат

Ответ: c(m — n) + d(m — n) = (m — n)(c + d).

Пример 3. Разложить на множители с помощью группировки: 5x — 12z (x — y) — 5y.

5x — 12z (x — y) — 5y = 5x — 5y — 12z (x — y) = 5(x — y) — 12z (x — y) = (x — y) (5 — 12z)

Ответ: 5x — 12z (x — y) — 5y = (x — y) (5 — 12z).

Иногда для вынесения общего многочлена нужно заменить все знаки одночленов в скобках на противоположные. Для этого за скобки выносится знак минус, а в скобках у всех одночленов меняем знаки на противоположные.

Проверим как это на следующем примере.

Пример 4. Произвести разложение многочлена на множители способом группировки: ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b.

  1. Сгруппируем слагаемые по два и вынесем в каждой паре общий множитель за скобку:

ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b = (ax 2 — bx 2 ) + (bx — ax) + (a — b) = x 2 (a — b) — x(a — b) + (a — b)

Получили три слагаемых, в каждом из которых есть общий множитель (a — b).

  1. Теперь вынесем за скобку (a — b), используя распределительный закон умножения:

x 2 (a — b) + x(b — a) + (a — b) = (a — b)(x 2 + x + 1)

Ответ: ax 2 — bx 2 + bx — ax + a — b = (a — b)(x 2 + x + 1)

Источник

Конспект урока «Разложение многочлена на множители способом группировки» (7 класс)

Разложение многочлена на множители способом группировки

способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения;

продолжать работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся;

продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Тип урока : изучение нового, проблемный.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности : групповая, фронтальная, индивидуальная.

Сегодня мы с вами окунёмся в мир открытий! До нас дошли труды известных людей – их открытия были сделаны, не задень, ни за неделю, ни за месяц, на их достижения в науке уходили годы. Вот и мы сегодня попробует пойти по их пути, и сами выведем, что-нибудь, но нам все го даётся времени 45 минут. Открытие не приходит из ничего, нужно опираться на какие-то уже правила, законы, и конечно наблюдать, видеть закономерности и делать выводы. И так приступим! Сегодня мы будем выполнить ряд задач, в решении которых нам помогут знания по теме: «Разложение многочлена на множители».

Девиз урока: Достижения крупные – людям никогда не давались легко!

Прежде чем мы приступим к решению задач, нужно проверить, насколько вы готовы к этому. В этом нам поможет главный теоретик нашей Академии филин, на вопросы и задания которого вы должны ответить.

1. Актуализация опорных знаний.

Вынести за скобки общий множитель:

2

3. Когда мы выносим общий множитель за скобки, мы представляем многочлен в виде произведения множителей. Для чего это может быть нужно? (Чтобы решить уравнение или сократить дробь).

Решите уравнение: 5х 2 + 5х = 0 у доски

5 x (x+1) =0 , x=0 или x=-1.

3. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители.

Решите уравнение: x 2 +3x +6 +2x =0

Создается проблемная ситуация: задача знакома на первый взгляд, но не решается. Мы знаем, что удобно решать уравнение, в правой части которого 0, раскладывая его левую часть на множители.

— Есть ли общий множитель у всех слагаемых? (Нет)

— Значит, этот способ разложения на множители не подходит.

Читайте также:  Народные способы борьбы с домашними муравьями

Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.

1) Эвристическая беседа.

Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my. (запись на доске)

— Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Применим “метод пристального взгляда”. Что вы увидели?

(Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых.)

— Давайте объединим их в группы. — Каким законом сложения воспользуемся? (Сочетательным)

— Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? (Вынести его за скобки) .

— Каким законом умножения воспользуемся? (Распределительным)

— Сколько сейчас получилось слагаемых? (Два)

— Что интересного заметили в получившемся выражении? (Есть один общий множитель (х+у) )

— Вынесем его за скобки.

— Что мы получили? (Произведение)

— Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом? (Объединяя слагаемые в группы)

— Поэтому этот способ называется способом группировки.

— Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?

(5x +5y ) +(m x +my) = x(5 +m) + y (5 +m) =(x +y) (5 +m)

— Какой получился результат? (Такой же, как и в первом случае)

Тема нашего урока Разложение многочлена на множители способом группировки.

Цель урока: научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки.

Агоритм разложения выгладит так:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.

Этот алгоритм поможет учащимся в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.

Замечательно! Я очень довольна вашими выводами. Возможно, многие из вас скоро, выведут что-нибудь новенокое.

2) Отработка правила.

А пока мы не забыли, что мы вывели давайте закрепим наш вывод!

Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.

а) Фронтальная работа с пооперационным контролем. (1 ученик у доски))

Потрясающе! Теперь мы наверное можем решить и то уравнение? Решение уравнения. ( у доски учитель)

б) Отработка алгоритма. Работа с учебником.

б) Дифференцированные задания по уровням. (работа в парах)

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.

А. Задания нормативного уровня.

1) 7а-7в+ аn – b n = (а – в)(7 + n)

2) x y + 2 y +2 x +4 = (у + 2)(х + 2)

3) y 2 a — y 2 b + x 2 a — x 2 b = (а – в)(у 2 + х 2 )

Б. Задания компетентного уровня

1) x y+ 2y-2x-4 = (х + 2)(у – 2)

2) 2сх – су – 6х + 3у = (2х – у)(с – 3)

3) х 2 +x y+ xy 2 +y 3 = (х + у)(х + у 2 )

С. Задания творческого уровня

1) x 4 +x 3 y- xy 3 -y 4 = (х +у)(х 3 – у 3 )

2) ху 2 – ву 2 – ах + ав + у 2 – а = (у 2 – а)(х – в + 1)

3) х 2 – 3х + 6 – 2х = (х – 2)(х – 3)

Подведение итогов. Рефлексия

— Какая задача состояла перед нами в начале урока? (научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки)

Можно ли считать, что мы ее решили?

Поаплодируйте так себе, чтобы мы поняли удачно ли для вас прошёл урок, узнали вы сегодня что-то новое, смогли запомнить – это чтобы

Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбирайте смайлик счастья.

Если урок понравился, но не все еще понятно, то смайлик печали.

Если и урок не понравился, и все не понятно, то плачущий смайлик.

П. 30, № 709, 711, 713 стр. 142 ( Алгебра: учебник для 7 класса под редакцией С. А. Теляковского, М., 2007) .

Ответьте мне к следующему уроку, кто ввел способ группировки?

Источник

Оцените статью
Разные способы