Акты применения норм права по способу выражения бывают

Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

  1. они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
  2. правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
  3. акты применения права носят индивидуальный характер;
  4. правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

  1. вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
  2. описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
  3. резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям

  1. по форме внешнего выражения;
  2. по субъектам, применяющим нормы права;
  3. по функциональному признаку;
  4. по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
  5. в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
  6. по способу принятия;
  7. по характеру решения;
  8. по юридическому значению;
  9. в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

  1. на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
  2. акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

  1. акты представительных органов;
  2. акты исполнительных органов;
  3. акты правоохранительных органов;
  4. акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
  5. акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

  1. акты-регламентаторы;
  2. правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

  1. акты конституционно-правовые;
  2. акты административно-правовые;
  3. акты уголовно-правовые;
  4. акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

  1. на регулятивные;
  2. охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

  1. на принятые коллегиально;
  2. принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

  1. запрещающие;
  2. обязывающие;
  3. управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

  1. на основные;
  2. вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

  1. акты однократного действия (наложение штрафа);
  2. длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Источник

Акты применения права: понятие, виды

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

    1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
    2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
    3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
    4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
    5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
    6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Читайте также:  Способ получения натрия тиосульфата

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

    • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
    • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

1) по отраслевому признаку:

    • уголовно-правовые,
    • гражданско-правовые,
    • административно-правовые,
    • финансовые и др.

2) по субъектам их издания:

    • акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
    • органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
    • акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) по юридической природе:

    • правоохранительные,
    • правоисполнительные,
    • правовосстановительные,
    • правообеспечительные.

4) по последствиям:

    • правообразующие,
    • правопрекращающие,
    • правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) по форме выражения:

    • письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
    • акты-документы и акты-действия.

6) по названию:

    • указ,
    • постановление,
    • приказ,
    • распоряжение,
    • протокол,
    • резолюция,
    • разрешение,
    • приговор,
    • акт о наложении штрафа,
    • указание и т.д.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Читайте также:  Подвязка помидоров по китайскому способу

Источник

Акты применения норм права: понятие, структура и виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

акты применения права носят индивидуальный характер;

правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям

по форме внешнего выражения;

по субъектам, применяющим нормы права;

по функциональному признаку;

по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

по способу принятия;

по характеру решения;

по юридическому значению;

в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

акты представительных органов;

акты исполнительных органов;

акты правоохранительных органов;

акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

на принятые коллегиально;

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

акты однократного действия (наложение штрафа);

длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Источник

Акты применения норм права: понятие, виды

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но

    • ни в коем случае не создавать новые нормы и
    • не изменять или дополнять старые.
Характерные признаки правоприменительных актов:
    1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
    2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
    3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
    4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
    5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
    6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Читайте также:  Способы привлечения внимания у младших школьников

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

    • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) , т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
    • иметь определенную внутреннюю структуру (описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение).

Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

1) по отраслевому признаку:

2) по субъектам их издания:

    • акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
    • органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
    • акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) по юридической природе:

    • правоохранительные,
    • правоисполнительные,
    • правовосстановительные,
    • правообеспечительные.

4) по последствиям:

    • правообразующие,
    • правопрекращающие,
    • правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) по форме выражения:

    • письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
    • акты-документы и акты-действия.

6) по названию:

    • указ,
    • постановление,
    • приказ,
    • распоряжение,
    • протокол,
    • резолюция,
    • разрешение,
    • приговор,
    • акт о наложении штрафа,
    • указание и т.д.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Источник

Оцените статью
Разные способы