Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
- они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
- правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
- акты применения права носят индивидуальный характер;
- правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов
- вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
- описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
- резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям
- по форме внешнего выражения;
- по субъектам, применяющим нормы права;
- по функциональному признаку;
- по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
- в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
- по способу принятия;
- по характеру решения;
- по юридическому значению;
- в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить
- на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
- акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают
- акты представительных органов;
- акты исполнительных органов;
- акты правоохранительных органов;
- акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
- акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
- акты-регламентаторы;
- правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают
- акты конституционно-правовые;
- акты административно-правовые;
- акты уголовно-правовые;
- акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются
- на регулятивные;
- охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют
- на принятые коллегиально;
- принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают:
- запрещающие;
- обязывающие;
- управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются
- на основные;
- вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают
- акты однократного действия (наложение штрафа);
- длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Источник
Акты применения права: понятие, виды
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Характерные признаки правоприменительных актов:
-
- имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
- являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
- не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
- выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
- исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
- обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
-
- обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
- иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Виды правоприменительных актов
1) по отраслевому признаку:
-
- уголовно-правовые,
- гражданско-правовые,
- административно-правовые,
- финансовые и др.
2) по субъектам их издания:
-
- акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
- органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
- акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
3) по юридической природе:
-
- правоохранительные,
- правоисполнительные,
- правовосстановительные,
- правообеспечительные.
4) по последствиям:
-
- правообразующие,
- правопрекращающие,
- правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
5) по форме выражения:
-
- письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
- акты-документы и акты-действия.
6) по названию:
-
- указ,
- постановление,
- приказ,
- распоряжение,
- протокол,
- резолюция,
- разрешение,
- приговор,
- акт о наложении штрафа,
- указание и т.д.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.
Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
Источник
Акты применения норм права: понятие, структура и виды
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
акты применения права носят индивидуальный характер;
правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов
вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям
по форме внешнего выражения;
по субъектам, применяющим нормы права;
по функциональному признаку;
по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
по способу принятия;
по характеру решения;
по юридическому значению;
в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить
на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают
акты представительных органов;
акты исполнительных органов;
акты правоохранительных органов;
акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают
акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются
охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют
на принятые коллегиально;
По характеру решения правоприменительные акты бывают:
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются
вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают
акты однократного действия (наложение штрафа);
длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Источник
Акты применения норм права: понятие, виды
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но
-
- ни в коем случае не создавать новые нормы и
- не изменять или дополнять старые.
Характерные признаки правоприменительных актов:
-
- имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
- являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
- не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
- выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
- исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
- обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
-
- обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) , т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
- иметь определенную внутреннюю структуру (описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение).
Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Виды правоприменительных актов
1) по отраслевому признаку:
2) по субъектам их издания:
-
- акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
- органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
- акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
3) по юридической природе:
-
- правоохранительные,
- правоисполнительные,
- правовосстановительные,
- правообеспечительные.
4) по последствиям:
-
- правообразующие,
- правопрекращающие,
- правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
5) по форме выражения:
-
- письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
- акты-документы и акты-действия.
6) по названию:
-
- указ,
- постановление,
- приказ,
- распоряжение,
- протокол,
- резолюция,
- разрешение,
- приговор,
- акт о наложении штрафа,
- указание и т.д.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.
Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
Источник