Энциклопедия решений. Реорганизация АО
Реорганизация акционерного общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 57 — 60 ГК РФ и ст.ст. 15 — 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
АО может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО).
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив*(1) (п. 2 ст. 104 ГК РФ).
С 01.09.2014 допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования одной из таких форм в другую (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Помимо добровольной реорганизации АО, в порядке, предусмотренном Законом об АО, существуют основания для принудительной реорганизации, порядок которой определяется иными федеральными законами (см., например, п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Реорганизация АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Этот вопрос не может быть передан на рассмотрение коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.), в том числе в непубличном обществе (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Вопрос о реорганизации выносится на рассмотрение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) АО (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20 Закона об АО).
Сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО, должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).
Внимание
Акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали на общем собрании против принятия решения о реорганизации общества или не принимали участия в голосовании (абз. второй п. 1 ст. 75 Закона об АО).
Сообщение о проведении собрания (ст. 52 Закона об АО) с повесткой дня, содержащей вопрос о реорганизации АО, должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать у АО выкупа принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа (п. 1 и п. 2 ст. 76 Закона об АО).
Уведомление о реорганизации АО
После принятия решения о реорганизации АО обязано уведомить:
1) В течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). Если в реорганизации участвуют два или более юридических лиц, уведомление представляет юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или юридическое лицо, определенное решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ;
2) В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган — всех известных АО кредиторов.
АО после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации общество дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации, содержащее сведения, предусмотренные законом.
Кредитор АО, права требования которого возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации, вправе в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства АО-должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Исключения из этого правила могут быть установлены законом или соглашением кредитора с реорганизуемым АО. Право требовать досрочного исполнения обязательства (или в соответствующем случае его досрочного прекращения и возмещения убытков) не предоставляется кредитору, который уже имеет обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого общества или возмещения связанных с его прекращением убытков, признаваемое достаточным в соответствии с законом (п.п. 2, 4 ст. 60 ГК РФ).
Размещение акций при реорганизации АО
По общему правилу АО имеет право начинать размещение акций при реорганизации, только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — Закон о рынке ценных бумаг).
При реорганизации АО в форме разделения или выделения осуществляется одновременно со слиянием или с присоединением, государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при такой реорганизации в форме разделения или выделения, не осуществляется (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, п. 56.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П, далее — Стандарты эмиссии).
В таких случаях выпуску ценных бумаг АО присваивается идентификационный номер (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, абз. третий п. 6.1 Стандартов эмиссии).
Передаточный акт при реорганизации АО
До 01.09.2014 правила ст. 58 ГК РФ предусматривали, что при реорганизации в форме разделения или выделения права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с разделительным балансом, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — в соответствии с передаточным актом.
В действующей редакции ст. 58 ГК РФ указано, что при реорганизации в форме разделения и выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт. При этом необходимость составлять передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования прямо не предусмотрена. Закон об АО по-прежнему содержит положения о необходимости составлять разделительный баланс (при реорганизации в форме разделения и выделения) и передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования (п.п. 2, 5 ст. 16, п.п. 2, 5 ст. 17, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 18, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 19, пп. 8 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
С 01.09.2014 нормы Закона об АО применяются только в части, не противоречащей положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Однако вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования остается спорным, так как ст. 59 ГК РФ предусматривает составление этого документа независимо от формы реорганизации. Поэтому во избежание разногласий с регистрирующим органом целесообразно все же составлять передаточный акт при всех формах реорганизации.
При реорганизации в форме разделения или выделения с 01.09.2014 вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.
Государственная регистрация при реорганизации АО
АО считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а в случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Государственная регистрация при реорганизации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).
На заключительном этапе реорганизации в связи с созданием нового юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации (см. также письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Если в результате реорганизации создается АО, представляется документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (требования к форме такого документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Внимание
С 01.01.2016 государственная регистрация АО может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Срок, в течение которого в регистрирующий орган представляются документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, законом не определен. Однако необходимо иметь в виду, что государственная регистрация такого юридического лица допускается не ранее истечения срока, предоставленного для признания решения о реорганизации недействительным в судебном порядке (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 01.01.2016 расширен перечень оснований для отказа в регистрации при реорганизации юридического лица, в него добавлены в том числе:
— несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения реорганизации юридического лица (пп. «х» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
— внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, в отношении ряда перечисленных в законе лиц, например, в случае содержания в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений или нарушения решения суда о принудительной ликвидации (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
В случаях прекращения АО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
*(1) До 01.09.2014 ГК РФ допускал преобразование АО в некоммерческое партнерство. В настоящее время возможность такого преобразования исключена (п. 2 ст. 104 ГК РФ). В силу п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции данного закона имеет приоритет перед п. 1 ст. 20 Закона об АО, в котором осталось упоминание о возможном преобразовании АО в некоммерческое партнерство.
Источник
Статья 15. Реорганизация общества
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.
Статья 15. Реорганизация общества
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ положения о реорганизации акционерных обществ не применяются к реорганизации акционерных обществ, решения о которой были приняты общими собраниями акционеров до вступления в силу названного Федерального закона
Реорганизация указанных акционерных обществ проходит в порядке и на условиях, которые утверждены общими собраниями акционеров указанных обществ, и в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, действовавшими на дату принятия общими собраниями акционеров обществ решений о реорганизации
О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения см. Положение Банка России от 29 августа 2012 г. N 386-П
1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества — субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
3. Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.
4. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
5. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ в пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.2 настоящей статьи. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
ГАРАНТ:
О правомерности требования регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, предъявлять доказательства уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440
Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
ГАРАНТ:
О солидарной ответственности вновь возникших в результате реорганизации юридического лица см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19
Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1
6.1. В сообщении (уведомлении) о реорганизации указываются:
1) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;
2) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;
3) форма реорганизации;
4) описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;
6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в пункт 6.2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
6.2. В уведомлении о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об обществе, участвующем в реорганизации, в частности сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных отчетных года или за каждый завершенный отчетный год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7
7. Договором о слиянии, договором о присоединении или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения. Сделка, совершенная с нарушением указанного особого порядка или запрета, может быть признана недействительной по иску реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, а также акционера реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, являвшегося таковым на момент совершения сделки.
В отношении лиц, указанных в подпунктах 5-7 пункта 3 статьи 16, подпунктах 4-6 пункта 3 статьи 18, подпунктах 4-6 пункта 3 статьи 19, подпунктах 4-7 пункта 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, договор о слиянии или решение о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования должны содержать:
имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), — для физических лиц;
наименование, сведения о месте нахождения — для управляющей организации в случае, если такими договором или решением предусмотрена передача полномочий единоличного исполнительного органа общества, создаваемого путем реорганизации, управляющей организации.
В случае, если договором о слиянии или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования предусмотрено указание об аудиторе создаваемого общества или создаваемых обществ, такие договор или решение должны содержать:
наименование, сведения о месте нахождения — для аудиторской организации;
имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), — для предпринимателя, осуществляющего аудиторскую деятельность без образования юридического лица.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8
8. Уставом непубличного общества в отношении определенных категорий (типов) акций могут быть предусмотрены порядок (в том числе непропорциональность) их конвертации в акции другого общества, создаваемого в результате реорганизации общества, и (или) порядок (в том числе непропорциональность) их обмена на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, доли или вклады в складочном капитале хозяйственного товарищества либо паи членов производственного кооператива, создаваемых в результате реорганизации общества.
Положения, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.
Источник