Способы активизации учебной деятельности
статья
Что такое познавательный интерес. Что способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_aktivizatsii_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы активизации учебной деятельности
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности.
В обучении его называют познавательный интерес. Его область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает знания.
Что же способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе?
Содержание учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво, и увлекательно познавать это новое на каждом уроке и вне его.
Эмоциональное воздействие, которое пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение. Эмоциональное воздействие оказывает на учащегося:
-игра. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности. Любая игра побуждает её участника к действию.
— состязательность, которая является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это не должно сводится к соревнованию за лучшие отметки, а умению продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
— творческий характер заданий, который сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Разнообразие форм и методов, используемых учителем на уроке:
Использование информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) повышается наглядность обучения; реализуется творческий потенциал обучаемых; позволяет обучаемым глубже понять сущность тех или иных явлений;
Использование здоровье сберегающих технологий.
Одним из главных приоритетов современной системы образования является здоровье обучающихся. В связи с этим необходимо внедрять здоровье сберегающие технологии, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью. Понимая, что активизация познавательного интереса у уставшего, ослабленного обучающегося крайне сложно.
Какие условия необходимы, для проявления познавательной деятельности:
-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
— создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
— включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
— использование элементов нестандартности при изучении материала;
-использование проблемных ситуаций;
-практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности детей
В данной статье мы поговорим о нетрадиционных (альтернативных) уроках как возможности активизации познавательного интереса младших школьников. Также мы рассмотрим многообразие видов альтернативн.
Интерактивная литературная игра, как способ активизации читательской деятельности.
Материал рассказывает о положительных результатах использования интерактивных литературных игр в рамках проекта «Успешное чтение».
Использование ИКТ на уроках начальной школы как способ активизации учебной деятельности учащихся
Предлагаю материал, как можно на уроках эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, чтобы повысить учебную деятельность учащихся.
Поощрение и наказание как способ активизации учебной деятельности.
Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желани.
Анализ педагогической деятельности. Тема «Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников»
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме «Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников».
«Квест — технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников
Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение.
Обобщение опыта по теме » Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника»
Представила сою работу на семинаре по теме » Проблемно-диалогическое обучение» Доклад + презентация.
Источник
Способы активизации учебной деятельности школьников
В современных условиях появляются альтернативные программы, системы обучения, учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.
Что значит активизировать? Это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, принимать волевые усилия для освоения знаний и умений, преодолевая трудности.
М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности:
- проблемное изложение знаний
- дискуссия
- комментированные упражнения
- самостоятельная работа
- творческая работа учащихся
- коллективная познавательная деятельность
- формирование стимулов к учению и другие
Можно выделить ещё и игровые методы, введение в урок занимательности, проведение нетрадиционных уроков и другое.
Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг, другие видят в них нарушение дидактических принципов, искажение структуры урока.
На наш взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен использоваться в школе: стремление к игровой деятельности свойственно в любом возрасте, кроме того, он повышает активность учащихся. Для того, чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Перечислим наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
- урок КВН
- урок путешествие
- урок спектакль
- викторина
- ярмарка
- аукцион
- игра
- лекция
- коллективный урок
- конференция
- консультация
- экспедиция
- соревнования
- интегрированный урок
- деловая игра
- эстафета
- творчество
- урок-встреча
Не случайно нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и режимом работы. Такие уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них можно использовать при изучении нового материала (интегрированный, коллективный, лекция). Проводятся нетрадиционные уроки не чаще 1-2 раза в четверть, при завершении какого-либо раздела.
Можно заранее подготовиться не только учителю, но и ученикам: наглядные пособия, доклады, сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
В качестве иллюстрации дадим краткое описание некоторых нетрадиционных уроков:
1. КВН. проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, проверка домашнего задания, поединок капитанов, физкультминутка. Каждая команда по теме урока выбирает название, капитана. Приглашается жюри. Вопросы по характеру носят познавательный, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
2. Викторина. Похожа на КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Цель КВН и викторины – повторение учебного материала.
3. Крестики – нолики. Цель – обобщение и систематизация знаний. Конкурсы записаны на доске в виде игрового поля. Класс делится на две команды: “Х” и “0”. Первыми, согласно жеребьёвке, например, ходят “Х” и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание по этому конкурсу. Обе команды выполняют его. Жюри оценивает. Клетка игрового поля закрывается соответственно “Х” или “0”, кто победил. Следующий ход делает победившая команда. В конце подсчитывается количество “Х” и “0”.
Культура Древнего Египта | Культура Двуречья | Амарнское искусство |
Домашнее задание | Мифология Древней Греции | Мифология Древнего Рима |
Искусство Шумера | Искусство Скифов | Древнеиранская мифология |
4. Деловая игра. Цель – обобщение, закрепление, систематизация знаний. Класс делится на команды по 5-6 человек (4-5 команд). Название, жюри, на доске – табло, которое имеет 4 категории вопросов в зависимости от сложности. 1 команда выбирает уровень сложности и номер вопроса. Если правильно отвечает, то засчитывается количество баллов, если нет, то право ответа переходит к следующей команде по жребию. Выигрывает та команда, которая получит большее количество баллов. Трудности: состав команды (антипатия ученика к ученику).
5 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Интеллектуальная игра. Тема – Сбережём природу нашего края. Цель: обобщение и систематизация. Вопросы разных областей знаний:
- Географическое положение (показать на карте).
- Водоёмы Омской области.
- Почвы Омской области.
- Растительный мир Омской области.
- Животный мир Омской области.
- Полезные ископаемые Омской области.
- Охрана природы Омской области.
На доске табло с вопросами. Участвуют 3 команды. Они по очерёдности выбирают область знаний. Учитель открывает вопрос, на котором указано количество баллов. Если команда отвечает, то они получают эти баллы.
6. Интервью. Напоминает публичные формы общения. Тема: “Зубы и правила ухода за ними”. Участники: дети-врачи, которые дома заранее подготавливают вопросы и ответы.
Стоматологи — “Как устроены зубы?”, “Кариес. Живые ли зубы?”
Гигиенисты — “Как правильно чистить зубы?”
Диетологи — “Какую пищу лучше употреблять, чтобы зубы были здоровыми?”
7. Конференция. Тема – “Тундра”. Дети делятся на группы специалистов. Каждой группе даётся домашнее задание – подготовить доклады. Участвуют зоологи, ботаники, экологи, географы. Готовят наглядность: рисунки, гербарий и т.д.
8. Урок, имитирующий деятельность организации. Тема — “Суд над человеком”. Изучение земноводных и пресмыкающихся в начальной школе. Присутствуют:
- подсудимые (люди),
- адвокат,
- обвинитель,
- судья,
- свидетели,
- остальные играют роль земноводных или пресмыкающихся и придумывают небольшой рассказ о том, какой вред нанёс им человек.
Однако не следует часто проводить такие уроки. Достаточно 1 – 2 раза в четверть, чтобы не перегружать игрой и не делать серьёзные уроки развлекательными.
Источник
«Активные формы обучения младших школьников».
статья
В статье представлены наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_obucheniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Активные формы обучения младших школьников».
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
- Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
- Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
- Деятельностный подход в обучении.
К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности школьника
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.
Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения
Обучение других / немедленное применение
Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В настоящий момент методы творческого проектирования, исследовательской работы больше ориентированы на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе распространены крайне мало. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного, исследовательского методов как формы активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также беря во внимание опыт работы, можно считать внедрение их в начальное звено школы реальным и целесообразным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
- сформированность ряда коммуникативных умений;
- развитие мышления учащихся;
- опыт оценочной деятельности.
В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
- Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
- Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
- Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
- Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:
- выделение основных целей усвоения учебного материала;
- отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
- определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:
- ситуация неожиданности;
- ситуация конфликта;
- ситуация несоответствия;
- ситуация неопределенности;
- ситуация предположения;
- ситуация выбора.
3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов.
5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие фактологические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.
Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.
6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
7. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).
8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.
Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач.
Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю — не верю»: учителем называются утверждения, дети должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.
10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).
11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).
Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;
- переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и обучающимися;
- постоянный рост самостоятельной работы обучающихся;
- методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
- обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.
Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.
Источник