Активные способы проверки домашнего задания

АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Лекция по методике преподавания русского языка.

Составитель — Н.М. Ротанова

Домашнее задание (ДЗ) – способ организации самостоятельной работы учащихся. Оно должно быть не только средством контроля, но и средством самоконтроля за знаниями и умениями учащихся.

Объём письменного ДЗ:

5 класс – 6-8 печатных строк (примерно 40-60 слов);

6-7 классы – 8-10 строк (60-80 слов);

8-9 классы 10-15 строк (примерно 80-130 слов).

Само переписывание должно занимать в среднем звене примерно 10-15 минут, в 8-9 классах до 20 минут.

Упражнение для выполнения дома можно предлагать не одно, но общий объем из-за этого не должен увеличиваться. Важно давать на дом разнообразные задания, предлагать работу со словарями, составление схем, таблиц, подбирать примеры из художественной литературы и т.п.

ДЗ – обычно логическое продолжение классной работы, поэтому нужно серьёзно продумывать, что и с какой целью вы предлагаете делать детям дома самостоятельно, ведь учитель может использовать проверку письменного ДЗ на следующем уроке как подготовку к восприятию нового материала или подготовку к выполнению тренировочных упражнений по теме урока.

Важно на уроке (во время этапа задавания ДЗ) объяснить не только что, но и КАК делать (как оформлять запись в тетради), в необходимых случаях дать образец (заранее на доске, например, оформить запись). Образцом может стать аналогичное домашнему классное упражнение. В этом случае домашнее задание задаем даже в середине урока – после выполнения этого упражнения. ДЗ может быть дано и в самом начале урока, например, контрольного.

Можно предложить ребятам задание на индивидуальных карточках. Такое задание учитывает уровень подготовки учащихся, пробелы в их знаниях (ведь пробелы мешают усвоению нового материала, ведут к новому незнанию), а также с учетом способности детей.

Чтобы ДЗ не было для ребят скучной повинностью предлагаем творческую работу, занимательные упражнения, а также задание НА ВЫБОР – разной сложности: самое трудное «стоит» максимум 5 баллов, менее трудное – 4 балла, лёгкое упражнение (репродуктивного характера) – 3 балла. Дети дома обычно пытаются выполнить самое трудное, если не получается – делают менее сложное, зная, что оценка будет ниже, но возможность получить высший балл есть у каждого.

Необходимо также учитывать динамику работоспособности: оптимальное время для серьезной самостоятельной работы – вторник, среда, четверг. Убеждаем детей сначала повторять теорию и только потом выполнять письменную работу.

Все домашние задания должны ПРОВЕРЯТЬСЯ! Но сделать это учитель может по-разному в зависимости от типа урока и сложности темы:

собрать тетради, после урока проверить (если на уроке нет на это времени или нельзя связать материал урока и ДЗ), проанализировать ошибки, зафиксировать их в специальной тетради для организации дальнейшей работы над ними;

— во время специального этапа урока – «Проверка письменного домашнего задания» (его продолжительность не должна превышать 10 минут), использовать нужно активные способы проверки и ни в коем случае не проверять просто наличие ДЗ (такая «проверка» приводит к списыванию или невдумчивому выполнению). Этот этап может быть использован и как подготовка к восприятию нового материала на уроке данного типа, и как подготовка к выполнению тренировочных упражнений на уроке закрепления знаний формирования умений.

АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Функции проверки ДЗ: 1) контрольная – вместе с обнаружением факта выполнения проверяем правильность и осознанность выполнения ДЗ, выявляем типичные ошибки; 2) обучающая – разъясняем ошибки, ликвидируем пробелы в знаниях, углубляем понимание материала; 3) воспитательная – приучаем детей к обязательности работы, развиваем волевые качества, формируем привычку к систематической работе.

1. Диктантконтрольный (собрали тетради с ДЗ, во вновь выданных пишем под диктовку домашнее упражнение: кто делал дома задание вдумчиво и самостоятельно, тот и на уроке напишет хорошо); сигнальный (зависит от содержания ДЗ, например, нужно было вставить в слова пропущенные буквы: учитель диктует домашнее упражнение, дети показывают с помощью карточек буквы, которую необходимо вставить); диктант с самопроверкой (предлагаем готовую запись ДЗ – заранее на доске оформляет учитель или проецирует с помощью технических средств обучения); можно, собрав тетради, предложить и письмо по памяти (самодиктант) во вновь выданных тетрадях, затем можно даже предложить самопроверку (учитель всё равно после перепроверит эту запись).

2. Выборочная проверка: учитель выборочно называет то, что должен прокомментировать, объяснить ученик в ДЗ; ученикам нужно быть внимательными, сосредоточенными во время такой проверки, т.к. потом пропущенные ошибки учитель посчитает каждую за две – таковы условия «игры».

3. Взаимопроверка: 1) карандашом сосед по парте проверяет ДЗ, выставляет оценку, ставит подпись – позже учитель может выставить в журнал оценки не только за выполнение ДЗ, но и за его проверку; 2) сосед по парте карандашом проверяет ДЗ, когда тетрадь вернется к хозяину, можно сверить с готовой записью на доске или на экране, а также спросить учителя о правильности исправлений (об ошибках).

Читайте также:  Способы обработки рыбы реферат

4. Консультация по типу диктанта «Проверяю себя» (см. лекцию «Виды диктантов»). Оценивает такое ДЗ учитель (когда будет проверять тетради) также строго, как и диктант «Проверяю себя».

5. В качестве проверки ДЗ учитель предлагает в классе написать аналогичноеупражнение, которое совпадает грамматически, орфографически, пунктуационно с выполненной дома работой. Такая проверка позволяет определить, насколько самостоятельно и вдумчиво ученик выполнял ДЗ.

6. Игра «Эстафета»: первое слово (языковой факт) из ДЗ для объяснения предлагает учитель, затем называет фамилию ученика, после комментария отвечавший ученик «передает эстафету» другому ученику (любому), называя новое слово из ДЗ для объяснения, и т.д. Причем слово (языковой факт) из домашнего упражнения нужно предлагать не подряд, а выборочно, вразброс, поэтому ребятам необходимо быть предельно внимательными во время такой проверки, кроме того, она дает возможность детям тренировать память.

1. Задавать ДЗ на выходные (т.е. с субботы на понедельник), на праздники и каникулы.

2. Задавать «под звонок», не объясняя, как выполнять, не давая образца.

3. Предлагать домой упражнение, подобное которому ни разу не выполнялось на уроке.

4. Насыщенное дополнительными заданиями (это отвлекает от главного).

5. Завышать объем работы, установленный Минобразования.

6. Перекладывать изучение нового материала на домашнее задание.

7. Предлагать упражнение на неотработанный на уроке материал (т.е. учитель не успел на уроке объяснения нового материала провести тренировочные упражнения).

8. Предлагать ДЗ, не учитывая индивидуальные особенности учащихся.

9. Отсылать к дополнительным источникам без указания точного названия книги, автора и места (библиотеки, сайта), где их можно найти.

10. Увеличивать (по сравнению с утвержденной программой) объём изучаемых сведений.

Литература для самостоятельной работы по теме

1. Баранов, М.Т. Проверка домашнего задания по русскому языку в 4-8 классах/ М.Т. Баранов// РЯШ. – 1975. – № 4.

2. Бурлаков, М.А. О сознательном выполнении домашних заданий по русскому языку/ М.А. Бурлаков// РЯШ. – 1961. – №6.

3. Дейкина, А.Д. Домашние задания по русскому языку/ А.Д. Дейкина// РЯШ. – 1979. – №2.

4. Дейкина, А.Д. О домашних заданиях по русскому языку/ А.Д. Дейкина, М.Р. Львов// РЯШ. – 1984. – №6.

5. Панов, Б.Т. Активные способы проверки письменных домашних заданий/Б.Т. Панов// РЯШ. – 1985. – №3.

6. Служевская, Т.Л. Активизация внимания школьников при проверке домашнего задания/ Т.Л. Служевская// РЯШ. – 1975. – №2.

7. Соловьева, М.Л. М.Л. Занимательность на уроках русского языка/Соловьева//РЯШ. – 1991. – №6.

8. Шаповалова, Г.С. Виды домашних заданий по русскому языку/Г.С. Шаповалова// РЯШ. – 1963. – №3.

Источник

Активные формы проверки домашнего задания
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Использование на уроках нестандартных форм проверки домашнего задания позволяет развивать у учащихся пытливость, любознательность, творческое отношение к работе.

Скачать:

Вложение Размер
priyomy_proverki_domashnego_zadaniya.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы проверки домашнего задания

Одной из важных задач общеобразовательной школы является повышение ответственности обучающегося за качество учебы, соблюдение им учебной и трудовой дисциплины. Одна из форм организации обучения в школе — домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и обретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. При этом очень важная роль отводится проверке домашней работы. В результате систематической проверки заданий ученики вовремя получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что очень важно в воспитательном значении. Учитель же может выяснить, как глубоко усвоен материал и в какой степени обучащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением активизировать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? Чтобы достигнуть этих целей можно использовать нестандартные формы проверки домашнего задания, которые способствуют развитию пытливости, любознательности, творческого отношения к работе.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные ученики обобщают информацию, заполняют карту ответа одноклассника, выставляют в ней плюсы или минусы. Потом учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по данной теме. Этот прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

«Блиц — опрос по цепочке». Первый ученик задаёт короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель может снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик может отказаться от участия в блиц-опросе, поэтому, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этой проверке.

Одним из вариантов проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп детей, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать ученика, который будет контролировать правильность ответов и время, за которое остальные справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Любой вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Ученики должны согласиться с этим утверждением или нет.

Например. Утверждение, что угол, который меньше тупого – острый — неверное, так как прямой угол меньше тупого.

«Да-нет»- это игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, величину, геометрическую фигуру и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы круг поиска был узким. Этот приём учит систематизировать информацию, соединять отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах составлять вопросы могут сами ученики. Главное в этом приеме — научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя многочисленными вопросами.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием развивает зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках русского языка, литературы, математики, географии.

Класс разделен на 5 команд. Текст диктанта тоже делят на 5 частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из учеников становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и говорит им свою часть . Команды соревнуются. Побеждает та команда, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить учеников на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогут учителю быстро увидеть затруднения каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. Далее содержание урока корректируется с учетом выявленных затруднений.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием способствует возникновению ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, одобренные похвалой учителя, позволяют учащимся почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, где искажена информация, запутаны определения, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит перечислить все ошибки в тексте.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять в виде командной игры. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза в этом приёме двойная — чья команда лучше спрячет свои ошибки и чья больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно задают друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно использовать небольшой мяч. Ученик задаёт вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников готовит вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Учитель оценивает качество и формулировку вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме задаёт учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. Учитель тоже задает вопрос ученику. Весь турнир длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Ученики поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе большое количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на одного ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики показывают учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса все дети должны быть активными. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты ответ на этот вопрос. Учитель должен объяснить ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую – должен отвечать.

Во ходе устного опроса можно пригласить ответственных учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам необходимо выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и начерчена таблица. Эти ребята должны отмечать на листе работу каждого ученика (количество поднятых зеленых или красных карточек). Через 5 минут устного опроса у учителя, во-первых, есть информация, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему нужно вернуться еще раз. Во-вторых, помощники отдают учителю таблицы, в которых уже отмечено количество правильных ответов, и учитель может выставить несколько оценок за устный опрос на уроке.

«Тренировка памяти и внимательности». Это интересный прием, но только тогда. когда ученики будут готовы работать с ним. Необходимо заранеепредупредить детей, чтобы они внимательно читали материал домашнего задания. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть домашнего материала. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или же устно добавить начало и завершение фразы.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить ученикам выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» Ученикам предлагается дома самостоятельно изучить новый материал в учебнике. После его прочтения, им нужно записать вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. На уроке одна группа учеников зачитывает эти вопросы, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если ответы не найдены, то пытаются самостоятельно ответиь на эти вопросы.Этот прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» Этот метод позволяет провести быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем. Этот приём состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них говорит формулировку полностью. Данный прием можно проводить в виде соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые отмечают ответы товарищей.

«Экипаж» Класс делится на 4-5 команд. Каждый член команды получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится несколько минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, а оценка ставится всей команде. Кроме этого, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в этом случае команда освобождается от ответа и все получают хорошие оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания способствует формированию ряда ключевых компетентностей обучащихся:

  1. Мотивация учащихся на внимательное изучение темы;
  2. Развитие интеллектуальных компетенций: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
  3. Развитие креативности мышления с помощью творческого характера заданий; Дети учатся правильно формулировать вопросы, предлагать возможные ответы, формируются коммуникативные умения;
  4. Формирование личностных компетенций (самовыражение личности)

И самое главное — ученики, которые знают, что учитель на каждом уроке с помощью разнообразных методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, будут систематически готовиться к урокам и приобретут уверенность в себе.

Источник

Читайте также:  Клей пва универсальный способ применения
Оцените статью
Разные способы