Меню

Активные способы интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность — это что?

Результат любого физического труда – всегда что-то конкретное. Наряду с физическим трудом исключительным правом наделяется и интеллектуальная деятельность. Это те результаты в различных сферах (науке, искусстве, литературе и других), которые представляют особую ценность – имущественную. С активным развитием информационно-технологических средств умственный труд повысился в своей значимости. Соответственно, возникает проблема о защите этого труда. Именно поэтому следует разобраться в особенностях и практических тонкостях его применения.

Интеллектуальная деятельность — это что? Понятие и ее результаты

Перед тем как затрагивать тему права, необходимо выяснить, что же она собой представляет. Интеллектуальная деятельность — это та деятельность, которая направлена на создание нематериальных вещей в сфере науки, искусства, литературы или других творческих сферах. Главная особенность – умственный труд, но не физический.

Результаты интеллектуальной деятельности – это тот продукт, у которого нет материальной оболочки. Если результат относится к категории «вещь», например, стихотворение, которое было написано на листе бумаги, то на нее не распространяется право собственности. Другими словами, данная вещь – это не результат интеллектуальной деятельности.

Под интеллектуальной деятельностью понимается не материальная вещь, а духовная.

На каждый результат интеллектуального труда распространяются условия использования его защиты.

Признаки интеллектуального труда

Интеллектуальная деятельность — это тот труд, который предполагает определенную степень новизны результата. Среди основных признаков можно выделить следующие:

  • имеет идеальный характер: результат производится по средствам логического построения мысли, а также имеет новизну;
  • результат – продукт, который выражен в объективной форме в соответствии с характером произведения (искусства, литературы, науки, изобретения и прочее);
  • результаты интеллектуальной деятельности должны иметь идеальную природу (например, литературное произведение представляют определенную систему образов художественных, а вот результат такой деятельности не будет являться результатами интеллектуального труда).

Защитить законно можно не форму (книгу, картину), а содержание (главную мысль произведения).

Законы о результатах интеллектуальной деятельности

В рамках интеллектуальной собственности в законодательстве происходили постоянные изменения, совершенствовались нормы права. Гарантом защиты права на результаты интеллектуальной деятельности является Конституция РФ. В статье 44 прописано, что любая собственность подобного рода охраняется законом. Касательно результатов интеллектуальной деятельности, то они подчиняются актам международного права.

В 1970 году РФ вступила во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Данную организацию создали для процесса регулирования ИД во всем мире. На данный момент в ней состоят 189 стран

Объекты и субъекты ИД

Для детального разъяснения этой части вопроса, необходимо определить, что такое объект и субъект.

Объект – это результат интеллектуальной деятельности, который находится под защитой правовых норм. Субъектами считаются непосредственно авторы и владельцы данных результатов (гражданин или юридическое лицо).

К объектам относятся такие виды смежных прав:

  • литературные и художественные произведения;
  • компьютерные программы;
  • компиляция данных;
  • исполнение;
  • фонограмма и видеограмма;
  • программа организаций вещания.

Объектами считаются такие результаты научно-технического процесса:

  • изобретение;
  • полезная модель;
  • промышленный образец;
  • топография;
  • сорт растений и порода животных;
  • научное открытие;
  • коммерческая тайна.

Среди коммерческих обозначений к объектам относятся:

  • торговая марка;
  • географические указания;
  • фирменные тренировки.

Факты, которые нужно знать

Автором признается тот человек, который своим творческим и интеллектуальным трудом создал результат интеллектуальной деятельности. Однако следует учитывать и такие нюансы.

  1. Автора не могут лишить авторских прав. Исключением является ситуации, когда человек им не является, но выдает себя за него. В подобном случае этот вопрос необходимо оспаривать в суде.
  2. Те лица, которые оказывают поддержку (материальную, техническую, организационную или другую), не считаются авторами.
  3. После смерти автора закон защищает его права. Со стороны защиты может выступать гражданин, который изъявил желание, или его данные записаны в оставленном завещании.
  4. Если при создании результата интеллектуальной деятельности принимали участие несколько человек, то они наделяются авторскими правами в равных долях.

Правом интеллектуальной деятельности и авторским правом сам автор может наделить и других лиц. Однако потребуется не только согласие автора, но и провести соответствующие юридические действия.

Об индивидуализации

В нормативном акте закреплены права на результат интеллектуальной деятельности. Существуют средства индивидуализации определенных услуг. К ним относятся: фирменное наименование, товарный знак, название места происхождения продукта и прочее. Их используют для персонификации авторов и изделий, услуг. Основная ценность – создание здоровой конкуренции среди других предпринимателей. Исключительным правом наделяется субъект, который его зарегистрировал, а не разработчик (например, дизайнер). Защищены и средства интеллектуальной деятельности. Они выступают в категории продуктов умственного труда гражданина.

В юридическом акте определен конкретный порядок создания и правила ликвидации отдельного имущества. По закону ясно, что авторское право на конкретное произведение не связано с правом собственности на него.

Источник

Активизация интеллектуальной деятельности, через исследовательские работы и интернет.
статья (4 класс) на тему

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Читайте также:  Способы определения сметной прибыли

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить для того, чтобы эти способности были реализованы.

Скачать:

Вложение Размер
aktivizaciya_intellektualnoy_deyatelnosti.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация интеллектуальной деятельности,

через исследовательские работы и интернет .

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В психологическом словаре В.Н.Дружинина имеется три определения понятия “интеллект”:

Интеллект — это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

Интеллект — это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, позволяющая быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, к новым жизненным задачам.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.

Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.

Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся .

Начиная с первого класса , в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.

Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о лисице.

Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения.

После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.

Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного раза в четверть.

На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.

Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа

опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя концовку

определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов

нетрадиционного, но при этом реального использования);

назови, как можно больше признаков предмета

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения.

Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

» Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки.

Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 24 обследуемых — 5 человек имели высокий уровень словарного запаса 11 человек — средний, 8 человек — низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.

Для того, чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:

описание сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень — времена года, но чем они отличаются), обобщение .

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков).

Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки . Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание.

Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать .

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории.

Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание

«четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать . Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти.

Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем?

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:

фантастические — ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические — ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические — проведение собственных экспериментов. Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.

При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы.

Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками — макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный — педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца

от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Защита — венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формирует социальный опыт в труде и общении;

способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; сравнивать различные объекты и их совокупности; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль.

Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям.

В процессе исследовательской деятельности учащихся развиваются не только творческие способности учащихся, как следствие этой работы становится грамотнее и богаче речь учащихся, что соответствует основным требованиям обучения, воспитания и развития личности детей с разным уровнем познавательных способностей.

Мои ученики являются участниками Всероссийских конкурсов , а так же призёрами предметных олимпиад .

Олимпиада позволяет не только контролировать и оценивать знания и умения, развивая их познавательную инициативу, творчество и гибкость мышления, познавательный интерес, но и обучать их.

Источник