- IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
- АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ
- Аккультурация как освоение чужой культуры
- Аккультурация как освоение чужой культуры
- Культурные контакты как существенный компонент общения между народами. Понятие и сущность аккультурации как необходимого элемента межкультурного взаимодействия, основные ее формы. Культурный шок в освоении чужой культуры и результаты аккультурации.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Механизм развития культурного шока впервые был подробно описан К. Обергом , который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.
- Подобные документы
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Исследования различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур приобретают в последнее время всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции. В современном обществе с проблемами межкультурных коммуникаций мы сталкиваемся все чаще: передвижения между странами и континентами значительно упростилось, а процесс интеграции всех культур в одну мета-культуру — дело грядущих веков, а возможно и тысячелетий.
Так что же такое — аккультурация? Аккультурация — это процесс и результат взаимного влияния различных культур, при котором реципиенты одной культуры перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культуры. В процессе аккультурации каждый человек вынужден одновременно решать две проблемы: сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. В современной науке аккультурацию принято рассматривать в двух аспектах: психологическом и социокультурном. Психологический аспект представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках чужой культуры. Социокультурный аспект заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, успешно решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе. Существует четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация и интеграция.
Ассимиляция — (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений. В этом случае человек полностью идентифицируется с новой культурой, принимает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от норм и ценностей своей прежней культуры.
Маргинализация — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение. Для эмигрантов маргинальность характеризуется потерей идентичности с собственной культурой и одновременно отсутствием идентификации с новой.
Адаптация к нормам культуры доминирующей группы неизбежно влечет за собой психологический стресс у представителей адаптируемой группы. Как следствие, понимание незначимости собственной культуры, осознание зависимости своего положения, бессилие, одиночество, ощущение враждебности окружающего мира и ответная враждебность, а также статус чужестранца, постоянно оборачивающийся дискриминацией, — такими могут быть аспекты психологического состояния адаптируемой группы. Этот феномен в антропологии, социальной и межкультурной психологии называется стрессом адаптации. Внедряясь в иную культуру, чужестранец испытывает неуверенность и беспокойство. Эта естественная реакция на озабоченность своим статусом и местом в чужом обществе может перерасти в непреодолимый страх, недоверие и, в крайнем случае, как последнее средство самозащиты, может спровоцировать возвращение на родину (репатриацию).
Сепарация — (лат. separatio — отделение) отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке. Замкнувшись в собственном кругу общения, они продолжают говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни. Однако культура этнических групп в инонациональной среде — это уже не культура этноса в чистом виде, это нечто модифицированное, приспособленное к новым условиям и являющееся неким исходным продуктом для образования более или менее устойчивой во времени субкультуры, на принципах которой формируется мировоззрение, адекватное новой необходимости.
Если сепарация носит вынужденный характер, то есть возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то она становится сегрегацией. Сегрегация (лат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы. Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений, спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д.
Интеграция представляет собой идентификацию как с новой, так и со старой культурой, взаимное приспособление доминантной и недоминантной групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобытный народ. Интеграция возможна, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.
Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную и мультикультурную личность.
Считается, что успешность аккультурации определяется этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствует позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.
Источник
Аккультурация как освоение чужой культуры
При взаимодействии культур происходит не только процесс взаимного дополнения, но и самоутверждение самобытности и специфика каждой из сторон. Заимствование лучших образцов культуры способствует взаимной адаптации культур. Людям, проживающим длительное время в другой стране, ученым или связанным с бизнесом, эмигрантам, беженцам, то есть вступающим в контакт с чужой культурой, требуется адаптация к иной культуре. В результате достаточно сложного процесса аккультурации человек в большей или меньшей мере достигает совместимости с новой культурной средой.
Исследование процессов аккультурации было начато американскими учеными в начале ХХ века (Р.Редфилд, Р. Линтон, М.Херсковицем) . Именно в рамках их теории возникла концепция США как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле, и в результате образуется единая, однородная американская культура. Согласно их воззрениям процессы изменения исходных культурных моделей происходят автоматически, и тем самым достигается состояние культурной и этнической однородности.
Позднее этот процесс стал рассматриваться как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида.
В настоящее время термин аккультурация используется для обозначения процесса, в результате которого взаимное влияние разных культур связывается с тем, что все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (культура-донор).
Аккультурация происходит в условиях, когда каждый индивид одновременно стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в другую культуру. Наиболее широко распространены четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.
Ассимиляция — связана с всеобъемлющей полнотой признания ценностей и норм иной культуры при отказе от своих норм и ценностей.
Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении культурной идентификации со своей культурой. Сепарация выражается в возникновении определенной степени изоляции от доминантной культуры. Если на этом настаивает доминантная культура, т.е. насильственная сепарация будет носить название «сегрегации».
Маргинализация – означает потерю идентичности со своей культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства (доминантной ). Это связывается с невозможностью поддерживать собственную идентичность и отсутствие желания к получению новой идентичности с другой культурой.
Интеграция – как идентификацию себя как со старой, так и с новой чужой культурой.
Совсем недавно многие исследователи считали, что ассимиляция – наиболее предпочтительный механизм встраивания в доминантную культуру. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции, дающее возможность формирования мультикультурной личности. Но это возможно при обоюдном согласии в отношении данной стратегии аккультурации.
Успешность процесса аккультурации в психологическом плане определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграция рассматривается как позитивное равновесие этих составляющих, ассимиляция как негативная этническая идентичность и позитивная толерантность. Сепарация – позитивная этническая идентичность и негативная толерантность. Маргинализация как негативная этническая идентичность и негативная толерантность.
Результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. В социокультурном плане она заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе. Психологическая адаптация представляет собой достижения психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Но адаптация может представлять собой процесс чрезвычайно тяжелый и малоэффективный, он в значительной степени зависит от психологических и социокультурных факторов, причем оба направления зависят от убежденности (направленности) человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.
Аккультурация должна рассматриваться в рамках процесса коммуникации. Подобно процессу инкультурации, аккультурация происходит в результате общения, взаимодействия с окружающими условиями (личностного и социального общения).
Проблемы аккультурации можно рассматривать в связи с такими механизмами передачи культуры как взаимопроникновение, заимствование, наложение.
Наиболее важные процессы идут в области познания: процессы восприятия информации и ее переработки. Конечно, они связаны с интеллектуальным потенциалом личности, ее познавательной деятельностью.
Одним из специфических аспектов МКК являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур, т.к. сопровождаются большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом. Причем характерно, что представители чужих культур легче устанавливают связи с группами в индивидуалистских культурах по сравнению с коллективистскими культурами. При развитии отношений этот эффект в значительной степени уменьшается.
Важной составляющей аффективной коммуникации является эмпатия – способность видеть мир с позиций другого человека, разделять его переживания и чувства. При коммуникации она проявляется как чувствительность к эмоциональным потребностям другого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления его чувств и готовность разделить эти чувства, в том числе, ответить на эмоциональную потребность другой стороны таким образом, который будет уместен и пригоден для собеседника. В этом случае в качестве стратегии поведения выбирают вчувствование и толерантность.
Источник
Аккультурация как освоение чужой культуры
Культурные контакты как существенный компонент общения между народами. Понятие и сущность аккультурации как необходимого элемента межкультурного взаимодействия, основные ее формы. Культурный шок в освоении чужой культуры и результаты аккультурации.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.12.2014 |
Размер файла | 24,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реферат по дисциплине
на тему «Аккультурация как освоение чужой культуры»
1. Понятие и сущность аккультурации
2. Основные формы аккультурации
3.Культурный шок в освоении чужой культуры
4. Результаты аккультурации
В современном обществе идет активный процесс социокультурных изменений, что является результатом взаимодействия традиционной, национальной и современной культуры. Процессы глобализации охватывают все сферы общественной жизни, постепенно изменяя систему взаимоотношений стран и народов мира. Интеграция и сотрудничество приобретают все большее значение в политике и экономике, бизнес становится все более глобальным, происходит взаимопроникновение культур, миграционные потоки затрагивают практически все страны мира. Это приводит к общественно-экономическим преобразованиям, модернизации общества, которые становятся основой социально-культурного развития различных стран. В связи с процессами глобализации и интенсивной миграции исследования различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур приобретают в последнее время всё большее значение и становятся весьма актуальными.
Цель настоящей работы заключается в анализе форм аккультурации и моделей освоения чужой культуры. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:
-изучить литературу по теме исследования;
— определить сущность и дать понятие аккультурации;
— рассмотреть формы аккультурации и факторы, влияющие на нее;
— рассмотреть аккультурацию как процесс освоения чужой культуры
1. Понятие и сущность аккультурации
Существенным компонентом общения между народами являются культурные контакты. Взаимодействуя, культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, а также заимствуют друг у друга их лучшие продукты. Изменения, вызванные этими заимствованиями, вынуждают людей данной культуры также приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. аккультурация народ общение
Адаптация к иной культуре, к новым культурным условиям требуется туристам, бизнесменам, ученым и другим категориям населения, на непродолжительное время выезжающим за рубеж и вступающим при этом в контакт с чужой культурой. Также вынуждены приспосабливаться к новым для себя условиям те, кто живет в чужой стране длительное время — иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты. А такая категория как эмигранты и беженцы, которые переехали в другую страну навсегда, должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры.
В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Людям, временно проживающим в чужой стране, (например, находящимся в командировке, иностранным студентам) не требуется полное приспособление к чужой культуре. Однако беженцам и переселенцам требуется полное включение в чужую культуру. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.
Понятие аккультурации начало использоваться в американской культурной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах североамериканских индейцев. Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. ХХ в. данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа.
Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате образуется новая однородная американская культура.
Постепенно исследователи ушли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). Это связано с настоящим миграционным бумом, переживаемым человечеством и проявляющимся во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях.
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится перенятые культурные нормы и ценности. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавших в чужую страну и оставшихся в ней на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские
перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой, многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.
Также примером аккультурации являются пиджины (pidgins) — смешанные языки, которые создаются для того, чтобы облегчить общение представителям разных наций. Обычно они формируются в результате интенсивного торгового обмена или колонизации. В портовых городах Китая возник английский пиджин, отличающийся от настоящего английского упрощенной грамматикой и вкраплениями из других языков. Если контакты между народами становятся регулярными и продолжительными, то они обмениваются и перенимают друг у друга также одежду, пищу, музыку, танцы, инструменты, технологии и множество других обычаев и практик.
Существует большое количество определений понятия «аккультурация». «Большой Энциклопедический Словарь» дает следующее определение: «Аккультурация (англ. acculturation — от лат. ac — к и cultura -образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, в ходе которого один народ усваивает от другого ценности, нормы, модели поведения». Согласно «Социологическому словарю», «аккультурация- это процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем».
2. Основные формы аккультурации
В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.
Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например, Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в русском окружении. Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки.
Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Примером могут служить так называемые места компактного проживания выходцев из Африки в Западной Европе либо отрицание европейской культуры со стороны жителей стран Ближнего Востока (Иран), индейские резервации в Канаде и США. Этап отрицания предполагает проведение межкультурных встреч разного рода для формирования общего восприятия как базовых культурных ценностей, так и культурных различий без осуждения. В противном случае очень часто наступает этап защиты и диффамации, когда уже осознание культурных различий может вызвать защиту своих культурных особенностей и негативные эмоции по отношению к чужой культуре на уровне индивидов, групп, этносов, цивилизаций. Этот этап характеризуется проявлением чувства превосходства своей культуры (превосходство «белой» расы над «жёлтой» и «чёрной», европейской цивилизации над восточной) и враждебности к чужой культуре, которое может принимать экстремальные формы (фашизм, национал-социализм, апартеид, движение «бритоголовых»).
Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой, — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры). Постановка проблемы маргинализации принадлежит Г. Зиммелю. Именно он обрисовал феномен маргинала, рассматривая характеристики такого социального типа, как «чужак». Альфред Шюц в своей работе «Чужак: социально-психологический очерк» писал, что «чужак» — это «взрослый индивид нашего времени и нашей цивилизации, пытающийся добиться постоянного признания или, по крайней мере, терпимого к себе отношения со стороны группы, с которой он сближается». На поверхности при обнаружении чужака лежит, разумеется, иммигрант, но Шюц подчеркивает, что это вовсе не частный социальный тип: «Претендент на вступление в члены закрытого клуба, предполагаемый жених, желающий быть допущенным в семью девушки, сын фермера, поступающий в колледж, обитатель города, поселяющийся в сельской местности, «призывник», уходящий на службу в армию, семья рабочего оборонной отрасли, переезжающая в быстро растущий промышленный город», — все это, согласно только что данному определению, — чужаки… И только после того, как чужак накопит некоторое знание, позволяющее интерпретировать новый культурный образец, для него возникнет возможность принимать его как схему собственного самовыражения. Иными словами — пройдет процесс социализации в новой социальной группе.
Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой. Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от временно пребывающих), ориентируются на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она идет довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее. Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы, которое раньше оценивалось как затрудняющее процесс аккультурации, сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (недобровольных мигрантов). Интеграция может быть только добровольной, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства. Ведь она представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобытным народом.
Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.
3. Культурный шок в освоении чужой культуры
Проблемам аккультурации и адаптации посвящено довольно большое количество научных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Важнейшее место среди них занимают исследования проблем психологической аккультурации мигрантов. При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми художественными ценностями, социальными и материальными творениями, поступками людей, которые зависят от картины мира, догматов, ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных иной культуре. Конечно, такие встречи обогащают людей. Но нередко контакт с иной культурой ведет также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием этой культуры.
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют культурным шоком. Иногда используются сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или иной степени его переживают практически все иммигранты, оказывающиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение.
Термин «культурный шок» был введен в научный обиход американским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
* напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;
* чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;
* чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;
* нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
* тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
* чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.
Главной причиной культурного шока является различие культур.. Когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказывается неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Результатом этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок.
Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.
Механизм развития культурного шока впервые был подробно описан К. Обергом , который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.
Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд.
На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия.
Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.
На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре.
Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.
Пять ступеней адаптации составляют U-образную кривую развития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.
4. Результаты аккультурации
Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.
Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик — от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.
Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесно связанных друг с другом. Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.
Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что вопросы аккультурации как процесса освоения чужой культуры ставят перед исследователями закономерные вопросы о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого у человека нужно развить межкультурную чуткость — чувственное восприятие и толкование культурных различий. Людям важно осознать не сходство между собой, а различие, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за непонимания культурной разницы.
В данной работе была рассмотрена сущность аккультурации, даны ее определения. Изучив формы аккультурации и факторы, влияющие на нее, можно сделать следующие выводы: аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Также можно отметить тот факт, что процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному, это процесс изменения, в котором новые изменения жизни объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует стремиться.
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 297 с.
2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации; под ред. А.П. Садохина. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 352 с.
3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. -М.: Высшая школа, 2005 — 310 c.
4. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология:Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. — 566 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 томах -ИНФРА-М,2003-2007
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Аккультурация как освоение чужой культуры. Её основные формы и результаты. Психологический и социокультурный аспекты адаптации индивида к жизни в чужеродной среде. Долгосрочные и временные ассимиляции. Изучение методов облегчения процесса ассимиляции.
реферат [26,7 K], добавлен 29.12.2014
Проникновение характерных черт одной культуры в другую, современные тенденции культурной глобализации и обостренный интерес к культурной самобытности. Этапный характер переселения и укоренения немцев в России. Процесс аккультурации и ее уровни.
эссе [28,7 K], добавлен 04.03.2010
Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса. Возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей.
реферат [36,7 K], добавлен 21.12.2008
М. Херсковиц начинал свою научную деятельность как специалист по физической антропологии. Впоследствии сосредоточил свои усилия на исследовании конкретных культур и отдельных проблем культурологи (экономическая антропология, проблема аккультурации).
реферат [15,5 K], добавлен 05.07.2008
Фазы развития делового контакта. Особенности межкультурного общения. Специфика делового общения представителей моноактивного, полиактивного и реактивного типов культуры. Истоки различий в национальных культурах и навыках коммуникативного поведения.
реферат [26,2 K], добавлен 22.02.2010
Проблема современного культурного многообразия. Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры. Социализация и инкультурация, их основные формы и классификация. Этноцентризм и культурный релятивизм. Понятие и сущность эмпатии.
реферат [24,6 K], добавлен 21.12.2015
Культура речи как область языкознания и умение использовать выразительные языковые средства в условиях общения. Основные источники и задачи культуры речи. Особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения. Коммуникативный компонент культуры речи.
реферат [50,3 K], добавлен 26.07.2010
Источник