- Статьи об эффективном руководстве
- Манипуляция? Агрессия? Ассертивность?
- Различные стили поведения сотрудников в организациях. Их преимущества и недостатки
- Пассивное поведение
- Активный агрессивный стиль
- Манипулятивный стиль поведения
- Ассертивное поведение
- Ассертивность с точек зрения различных авторов
- М. Дж. Смит
- Э.Берн
- 7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
- Увертюра: зачем эти манипуляции
- То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
- Читайте также
- Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
- Как по нотам
- До: страх
- Ре: чувство долга
- Ми: вина
- Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
- Фа: самолюбие
- Соль: любопытство
- Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
- Ля: жалость
- Си: сексуальные провокации
- Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
- Кода: что может сделать жертва манипуляций
- Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
- Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Статьи об эффективном руководстве
Манипуляция? Агрессия? Ассертивность?
Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.
Различные стили поведения сотрудников в организациях. Их преимущества и недостатки
Поведение сотрудников организаций может принимать различные формы: пассивную и активную.
Пассивное поведение
Пассивное поведение в организациях – деятельность ограничена рамками должностных инструкций, исключая любую инициативу. Работа по принципу: «солдат спит – служба идёт». Работники реагируют лишь на прямые приказы руководства. Пассивный стиль бывает обусловлен низким уровнем рабочей мотивации. Он хорошо сочетается с административно-командным стилем руководства.
Выгоды пассивного поведения для работника: минимальный объём ответственности, малые затраты энергии, наличие большого количества оправданий на случаи ошибок и неудач, отсутствие необходимости в напряжённом творческом мышлении.
Достоинства пассивного стиля: высокая предсказуемость действий подчинённых и результатов, сравнительно малое количество ошибок.
Недостатки: отсутствие инициативы, замедленная реакция на неожиданности, низкие темпы развития.
Активное поведение может быть агрессивным, манипулятивным и ассертивным.
Активный агрессивный стиль
Под агрессией понимаются любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба .
Агрессия может быть инструментальной, когда человек или организация достигает своих целей через сознательное причинение вреда другому человеку или организации.
Пример инструментальной агрессии во внешней политике организации: «чёрный PR» – распространение негативной информации о конкурентах с целью увеличения собственной доли рынка.
Пример инструментальной агрессии во внутренних отношениях в организации: прямое принуждение персонала к выполнению работы, не входящей в должностную инструкцию, через угрозу увольнения (достигаются рабочие цели организации).
Агрессия также может быть эмоциональной или враждебной, когда усилия направлены на борьбу с чем-либо или кем-либо и единственной целью является причинение ущерба объекту взаимодействия.
Пример эмоциональной агрессии во внешней политике: месть контрагенту, не выполнившему условия джентльменского соглашения (я не рассматриваю случаи, когда месть осуществляется с сознательной целью поддержания авторитета организации и/или предполагает возможность получения материальной компенсации).
Пример для внутренней политики: оскорбление сотрудника (руководителя, подчинённого), если, конечно, оскорбление не служит для вызова нужных нападающему реакций.
«Нападение на провоцирующего нас человека не обязательно окажется хорошим выходом из ситуации вне зависимости от того, какое удовлетворение может принести нам эта агрессия. Начав атаку на своего обидчика, первоначально мы можем получить удовольствие от своих действий: помимо достижения агрессивных целей мы можем надеяться на то, что дадим ему хороший
Однако за подобное удовольствие всё равно придётся платить. Люди, подвергнувшиеся нашему нападению, могут ответить нам в том же духе, что неминуемо приведёт к длительному обмену агрессивными и контрагрессивными действиями. Существует и другая, не такая очевидная возможность развития событий. Агрессоры нередко испытывают удовольствие, когда видят, что им удалось причинить вред атакованным им людям.
Благодаря получению подобного подкрепления они с большей вероятностью будут готовы нападать на других людей, даже если возникшая в будущем ситуация окажется существенно иной. Поэтому хотя наши агрессивные побуждения и могут ослабнуть после наказания провоцировавших нас людей, но при этом возникает лишь краткосрочное уменьшение вероятности новых проявлений нашей агрессивности.
В долгосрочном плане мы, скорее всего, станем ещё более агрессивными, чем были в прошлом» (Берковиц).
Агрессивный стиль широко распространён в современных организациях. Его основное преимущество состоит в том, что он иногда позволяет быстро достигать целей организации или личных целей. Человек, использующий этот стиль поведения, часто испытывает эйфорию от чувства превосходства, может также снимать таким образом напряжение (так называемое «выпускание пара»).
Недостатки агрессивного стиля поведения: может вызывать ответные реакции избегания или встречной агрессии, затрудняет построение долгосрочных отношений, влечёт обиды и возмущение, отказ от сотрудничества. У самого агрессора обычно возникает чувство отвращения к себе, гнев на себя, теряется самоконтроль.
Манипулятивный стиль поведения
Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Важное отличие манипулятивного стиля от агрессивного заключается в закрытости целей от объекта манипуляции. Раскрытие цели ведёт к разрушению манипуляции, и общение переходит в агрессивный или ассертивный стиль.
В литературе указываются следующие отличительные черты манипуляции:
- Осознанность манипулятором своих целей и средств.
- Скрытость целей манипулятора.
- Скрытость средств манипулятора.
- Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.
Пример манипуляции при внешнем контакте: жалобы на бедственное положение дел в фирме, просьбы «войти в положение». Цель: добиться смягчения позиции контрагента, в конечном итоге – увеличить прибыль собственной организации за его счёт.
Пример манипуляции при общении внутри организации: лестные отзывы о профессиональных качествах коллеги, сопровождаемые просьбой о «небольшой» помощи с последующей демонстрацией собственной беспомощности. Цель: переложить выполнение работы на другого.
Преимущества манипулятивного стиля поведения: позволяет достигать краткосрочных целей с минимальными затратами, получать удовольствие от ощущения тайной власти и чувства превосходства.
Недостаток: риск раскрытия манипуляции и связанное с ним нервное напряжение манипулятора.
У окружающих манипулятивное поведение вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, обуславливают возникновение конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Пример: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги (ну я же тебе помог!).
Манипуляция основана на утаивании информации. Поэтому манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, уменьшает суммарный объём информации при принятии важных решений, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы организации.
Ассертивное поведение
Ассертивность с точек зрения различных авторов
Ассертивное поведение (некоторые авторы используют слово «ассертивность», вкладывая в него аналогичный смысл) разными авторами понимается несколько по-разному. Правильнее было бы различать эти понятия. Под ассертивностью следует понимать свойство личности, ее склонность вести себя при достижении своих целей ассертивно. Ассертивное же поведение — это реализация данного свойства в конкретном поведении человека.
Сложилась традиция описывать ассертивное поведение через некоторый набор правил (прав), которые соблюдает в своем поведении ассертивный человек.
М. Дж. Смит
С точки зрения прав личности — человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время ассертивный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав.
Список неотъемлемых прав личности с точки зрения Смита:
- Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
- Вы имеете право не оправдываться, не извиняться за свое поведение.
- Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).
- Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
- Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
- Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
- Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
- Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
- Вы имеете право сказать: «Мне наплевать», «Меня не интересует», «Меня не волнует».
В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение становится пассивным (у меня прав меньше, чем у окружающих) или агрессивным (у меня прав больше, чем у окружающих). Манипуляция с точки зрения прав личности скорее агрессивна, так как объект манипуляции не использует часть своих прав по неосведомлённости, сознательно или «по забывчивости». Интересен случай «у меня нет прав, у окружающих нет прав» — предельный случай пассивности, похоже на смерть личности.
Э.Берн
Если рассматривать стили поведения в терминах трансакционного анализа, то получается следующая картина.
Состояние «Родитель»: человек рассуждает так же, как обычно рассуждал один из его родителей (воспитателей, руководителей), реагирует так, как прореагировал бы он. Благодаря Родителю, многие реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, но затрудняет принятие точки зрения другого человека. Поведение Родителя описывается формулой «Так надо», «Знаю, как надо».
Состояние «Ребёнок»: человек реагирует так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребёнок. Ребёнок не всегда задумывается о последствиях своих действий для себя и для других людей и руководствуется формулой «Я хочу».
Состояние «Взрослый»: человек самостоятельно и объективно оценивает ситуацию, в непредвзятой манере излагает ход размышлений, формулирует свои проблемы и выводы, к которым пришёл. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый осознаёт свои цели, эмоции и побуждения и в состоянии управлять ими. Формула действия для взрослого: «Я выбираю», «Я предпочитаю».
Ассертивное поведение – это отношения на уровне Взрослый —Взрослый, то есть ассертивный человек воспринимает и ведёт себя как взрослый плюс точно так же относится к объекту взаимодействия.
Ассертивный стиль поведения хорошо подходит для применения в повседневной деятельности организаций. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением ассертивности связаны с тем, что навыки такого поведения требуют серьёзной подготовки и практики, поскольку для большинства людей более привычны другие стили общения.
Источник
7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.
Увертюра: зачем эти манипуляции
Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus. В нем слышен корень manus — «рука». Изначальное значение — действие, основанное на ловкости рук, — относилось, например, к кукловодам, которые путем ловких трюков заставляли кукол танцевать. И уже потом у слова появилось другое, переносное значение — ухищрение, махинация. Люди обычно недовольны, если обнаруживают, что подверглись манипуляции. Считается, что их, будто бы невидимыми ниточками, привели не к тому результату, которого бы они сами желали.
То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
Читайте также
Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.
Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.
Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
При этом вторая сторона — жертва — тоже своего рода соучастник происходящего. Ведь это игра на двоих. Если мы поддаемся сигналам агрессора и в ответ на них меняем свои мнения, цели, привычки, то раунд состоялся. Социолог Сергей Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием», пишет: «Манипуляция — это не насилие, а соблазн». Хотя, если бы он видел вашего начальника и познакомился с его методами, возможно, он бы передумал.
Как по нотам
Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.
До: страх
Как это выглядит
Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.
Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.
Ре: чувство долга
Как это выглядит
Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.
Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.
Ми: вина
Как это выглядит
Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.
Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.
Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.
Фа: самолюбие
Как это выглядит
Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.
Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»
Соль: любопытство
Как это выглядит
Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…
Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.
Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»
Ля: жалость
Как это выглядит
Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.
Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.
Си: сексуальные провокации
Как это выглядит
Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.
Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!
Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.
Кода: что может сделать жертва манипуляций
Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.
А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.
А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:
«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.
В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.
Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.
Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.
Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».
Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.
Источник