- Особенности защиты прав предпринимателей
- Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
- Плановая проверка
- Внеплановая проверка
- Категории риска и освобождение от плановых проверок
- Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
- Уполномоченные по правам предпринимателей
- Административно-правовая защита
- Памятка для населения о порядке защиты прав в административном судопроизводстве
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:
- уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
- запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
- признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
- открытость законодательной информации и ее доступность;
- проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
- запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
- ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
- органы пожарного надзора;
- органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирующие органы.
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
- Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
- Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
- В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
- Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
- Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
- Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Источник
Административно-правовая защита
Административное право России — это без преувеличения «отдельная Вселенная» нашей юриспруденции. 2 кодекса (Кодекс об административных правонарушениях РФ — КоАП РФ, и Кодекс административного судопроизводства — КАС РФ), несколько систем судов, применяющих нормы административного права (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд РФ), разветвленная система государственных органов, каждый из которых на что-то «уполномочен». Особенно — указать, разъяснить, наказать, оштрафовать. В такой ситуации самое лучшее, что можно сделать — это «держать руку на пульсе» и желательно «владеть ситуацией». А это, безусловно, лучше делать вместе со специалистами.
Факультет медицинского права обеспечивает административно-правовую защиту по двум направлениям:
- Защита прав и интересов медицинских организаций, руководителей медицинских организаций, медработников и граждан при привлечении их к административной ответственности.
КоАП РФ предусматривает многочисленные «варианты», а точнее нарушения, которые «легко» выявляются в действиях (бездействии) медицинской организации, ее работников или рядовых граждан. Это и нарушение лицензионных требований, и незаконное осуществление предпринимательской деятельности, и невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, и невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании (ОМС) о размещении Интернете информации об условиях осуществления деятельности в сфере ОМС, и даже занятие народной медициной.
В рамках направления по защите прав и интересов медицинских организаций, медицинских работников и граждан, привлекаемых или привлеченных к административной ответственности, Факультет медицинского права оказывает комплекс необходимых юридических и консультационных услуг. Мы изучаем судебную и административную практику, разрабатываем на этой основе стратегию и тактику ведения административного спора, помогаем в подготовке и сборе доказательственной базы, принимаем участие при производстве административного расследования и на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.
Оспаривание нормативных правовых актов и актов, обладающих нормативными свойствами, изданных органами исполнительной власти в сфере здравоохранения
По правилам КАС РФ сегодня допускается оспаривание двух видов актов: нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (п.п. 1.1, 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ). Последние отличаются от первых тем, что «де юро» они не обладают статусом официальным нормативных правовых актов, но «де факто» содержат такие разъяснения, которые по существу близки к норме права и обязательны для применения наряду с нормативными правовыми актами.
Это действенный механизм правового реагирования в случаях, когда разъяснения Минздрава России, Роспотребнадзора и других уполномоченных органов неопределенны и неоднозначны. При положительном судебном исходе оспариваемые нормы признаются не действующими. Так было, например, с Приказом Минздрава РФ от 7 июня 2018 г. № 321н, утвердившим перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения. Решением Верховного Суда РФ от 14.09.2020 № АКПИ20-466 отдельные пункты приказа признаны недействующими. В связи с этим в сентябре 2020 года был издан новый Приказ Минздрава России от 28.09.2020 № 1029н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения». И также было с Письмом Минздрава России от 29.03.2016 № 15-4/10/2-1895 «О направлении информационно-методического письма «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО», которое было признано недействующим Решением Верховного Суда РФ от 25.09.2018 № АКПИ18-856 «Об удовлетворении заявления о признании не действующим со дня принятия информационно-методического письма Минздрава России от 29.03.2016 № 15-4/10/2-1895 «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО». Радикальный, трудо- и энергозатратный, но все же способ защиты.
Источник
Памятка для населения о порядке защиты прав в административном судопроизводстве
Судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий осуществляются в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В частности, в указанном порядке суды рассматривают административные дела:
— об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;
— об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Данный перечень является открытым.
УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, именуемых в соответствии с ч. 1ст. 38 КАС административным истцом и административным ответчиком.
Помимо сторон в зависимости от категории спора в административном деле могут принимать участие заинтересованные лица, прокурор, а также иные органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ).
В соответствии со ст. 42 КАС РФ установлена возможность обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением. Такое административное исковое заявление может быть подано при многочисленности группы лиц, однородности предмета спора и оснований для предъявления требований, а также при наличии общего административного ответчика.
Административным ответчиком является лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (ч. 4 ст. 38 КАС РФ).
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (ч. 1 ст. 47 КАС РФ).
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Участие прокурора в административном судопроизводстве предусмотрено в двух формах (ст. 39 КАС РФ):
1) Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
2) Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего департации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина подлежащего департации или реадмиссии, в специальное учреждение; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ
Лица, участвующие в деле, имеют право:
1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;
2) заявлять отводы;
3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;
4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;
5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;
6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;
7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;
11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;
12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, несут также процессуальные обязанности, предусмотренные КАС РФ, а также обязанности, возложенные на них судом.
Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. В связи с этим для участия в деле представители должны представить суду не только документы, подтверждающие их статус и полномочия, но и документы о своем образовании (за исключением адвокатов).
Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ, также доверенностью.
Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона.
Также допускается представительство на основании заявления представляемого лица, сделанного в судебном заседании в устной или письменной форме.
Такое оформление полномочий представителя осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.
ВАЖНО: по делам об оспаривании нормативных правовых актов законом установлена обязанность административного истца иметь представителя в случае, если у административного истца нет высшего юридического образования.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКА
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего соответствующих полномочий.
Административный иск также может быть подан в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По общему правилу в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:
1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу данных копий иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Для иных административных истцов, в том числе граждан, помимо самостоятельного направления копий административного иска с приложениями другим лицам, участвующим в деле, законом предусмотрена возможность приложения этих документов к административному иску при подаче его в суд.
Документы, прилагаемые к административному иску (по общему правилу):
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
В случае, если другим лицам, участвующим в деле, не были направлены указанные документы, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у административного истца, который намерен лично вести административное дело об оспаривании нормативного правового акта;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
Судебное разбирательство административного дела происходит устно, если законом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
По общему правилу, административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству.
По сложным административным делам указанный срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.
Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 КАС РФ);
— о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (глава 28 КАС РФ);
— об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (глава 29 КАС РФ);
— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (глава 30 КАС РФ);
— о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (глава 31.1 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела судом выносится решение, которое объявляется участвующим в деле лицам в судебном заседании.
Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства.
Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или высылаются им не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме, если законом не предусмотрено иное.
Законом также предусмотрена возможность рассмотрения административного дела в упрощенном (письменном) порядке без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Упрощенный порядок применяется в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта, принятого взамен признанного судом недействующим, если на момент его принятия нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный ранее не действующим полностью или в части нормативный правовой акт.
В случае наличия любого из указанных оснований суд на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства по административному делу вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.
По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).
Кроме того, в силу прямого указания ч. 6 ст. 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Согласно ст. 295 КАС РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
Апелляционные жалобы подаются через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Для некоторых категорий дел законом установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования, в частности:
— по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации — 5 дней;
— по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении — 10 дней;
— по делам об административном надзоре — 10 дней;
— по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке – 10 дней.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии прохождения стадии апелляционного обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом кассационной инстанции по заявлению лица, подавшего данную жалобу, только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Законом также предусмотрена возможность пересмотра судебных постановлений по административным делам в порядке надзора (гл. 36 КАС РФ) и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 КАС РФ).
Вступившие в силу судебные акты приводятся в исполнение в установленном законом порядке.
В случае необходимости принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, который выдается судом, рассмотревшим административное дело в первой инстанции, по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт.
Источник