Судебный и административный порядок защиты экологических прав граждан
Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09
Статья просмотрена: 1985 раз
Библиографическое описание:
Дульцев, Р. В. Судебный и административный порядок защиты экологических прав граждан / Р. В. Дульцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47116/ (дата обращения: 20.11.2021).
В теории экологического и гражданского права проблемы возмещения экологического урона обычно рассматривают как межотраслевой правовой институт, включающий нормы различной отраслевой принадлежности, в том числе нормы гражданского, финансового и экологического права. При этом само понятие «экологический вред» включает в себя, во-первых, вред, причиненный окружающей среде (лесам, водам, почвам и т. д.), который можно назвать «первичный вред», и, во-вторых, вред имуществу граждан и юридических лиц, здоровью и жизни в результате вредного воздействия загрязненной окружающей среды (вторичный вред). Последнюю разновидность вреда в теории экологического права еще называют «экогенный вред» [10, с. 301].
Несомненно, защита экологических конституционных прав может осуществляться не только средствами гражданского права, но и посредством самого широкого арсенала правовых средств иной отраслевой принадлежности, включая обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления с жалобами и заявлениями о нарушении их экологических прав хозяйствующими субъектами или должностными лицами органов публичной власти. Однако если рассматривать данную проблему в более узком контексте, то можно прийти к выводу о том, что вред жизни и здоровью человека, причиненный воздействием ранее загрязненной окружающей среды, может быть возмещен тремя основными способами: путем экологического страхования, в судебном порядке, а также в административно-правовом порядке.
Экологическое страхование гражданской и правовой ответственности юридических лиц за причинение вреда имуществу граждан и юридических лиц, здоровью и жизни в результате отрицательного воздействия на окружающую среду влияния техногенный аварий и катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненной окружающей среды на территории и население предполагает уплату страхового взноса, из которого возмещается урон, причиненный экологическим нарушением прав [3]. Экологическое страхование согласно гражданскому и экологическому законодательству может быть добровольным и обязательным. Добровольное экологическое страхование пока не получило в России особого развития, а наиболее известным примером обязательного экологического страхования являются требования п. 4 статья № 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116 — ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о том, что для ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта, среди прочего, необходимо наличие у эксплуатирующей данный объект организации договора на обязательное страхование гражданской ответственности, который заключен в соответствии с федеральным законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Однако сфера обязательного экологического страхования охватывает лишь часть промышленных объектов, представляющих особую опасность для окружающей среды и человека [2].
Судебный порядок предполагает обращение гражданина в суд с требованием о возмещении вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного в результате экологического правонарушения. Согласно статья № 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» урон окружающей среде — это её негативное изменение в результате загрязнения, которое привело к деградации экологических систем и уменьшение природных ресурсов. Из других норм данного закона следует вывод о том, что урон окружающей среде включает количественные и качественные потери, проявляющиеся в загрязнении окружающей среды (в том числе в физико-химическом изменении состава атмосферного воздуха, воды, почвы, создающем угрозу для здоровья населения, растительного и животного мира), в повреждении, порчи, уничтожении природных объектов и экологических систем [3].
Согласно статьи 1085 ГК РФ при повреждении здоровья гражданина компенсации подлежит утраченный потерпевшим заработок, который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных средств транспорта, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического урона.
Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на возмещение вреда имуществу или здоровью, он должен в предусмотренном законом порядке показать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. Другими словами, доказыванию подлежит несколько юридических фактов:
- Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего экологическое законодательство. Например, нарушение экологического законодательства часто влечет за собой наложение административных санкций. Постановление о наложении таких мер административного воздействия может быть одним из доказательств факта совершения противоправного экологического деяния.
- Факт причинения вреда окружающей среде в результате экологического правонарушения. Кроме материалов административного производства данный факт может быть доказан актом органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и место.
- Факт причинения вреда здоровью и имуществу гражданина. Его должен документально подтвердить сам потерпевший, предоставив справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, дополнительном питании и т. п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен обосновать.
- Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом. Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был причинен ущерб природе. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства и т. д., подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от совершенного правонарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости [11, с. 43].
Одним из вариантов частичного смягчения остроты проблемы с возмещением вреда жизни и здоровью граждан, причиненного факторами неблагоприятной окружающей среды, могло бы стать воссоздание системы экологических фондов, существовавших в России в 90-е годы. Тогда действовал внебюджетный (затем консолидированный в бюджет) Экологический фонд (федерального, регионального и местного уровней), в который поступали платежи за выбросы и сбросы различных загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды загрязнения; сумм, которые были получены по искам о компенсации вреда, штрафов за экологические нарушения; средств от продажи конфискованных орудий для охоты и ловли рыбы, незаконно добытой с их помощью. Средства таких экологических фондов могли расходоваться, например, на выплату компенсационных сумм гражданам в порядке возмещения вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными видами негативных воздействий на окружающую среду. Такие выплаты могли производиться и в случаях, когда не удалось установить конкретного причинителя экологического урона [8].
К сожалению, с 1 января 2001 г. Федеральный экологический фонд был ликвидирован. Это решение мотивировалось тем, что многочисленные федеральные и региональные целевые фонды показали свою неэффективность, стали источником нецелевого использования средств и коррупции. При этом ряд внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) продолжают существовать до сих пор. В связи с этим мы считаем важным скорейшее возобновление работы Экологического фонда.
Таким образом, правовые проблемы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан экологическим правонарушением, являются самыми обсуждаемыми вопросами как в теории, так и в правоприменительной практике. Существует ряд недостатков существующих процедур возмещения такого урона, предусмотренных в гражданском и экологическом законодательстве, связанных с расчетом размера причиненного урона (в том числе компенсации морального урона); отсутствием четкого механизма выявления правонарушителей и привлечения их к гражданско-правовой ответственности; недостаточно четко разработан механизм доказывания вины причинителей экологического урона и т. д.
Одним из вариантов решения этого комплекса проблем могло бы стать воссоздание Экологического фонда или принятие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан экологическими правонарушениями», который детализировал бы порядок и способы возмещения урона. Проект такого закона был разработан ровно 20 лет назад, однако до сих пор так и не принят, что должно быть исправлено [13].
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным человека голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом человека поправок, внесенных Законами РФ о человека поправках к Конституции РФ от человека 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 человека N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N человека 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) человека // Собрание законодательства Российской Федерации. человека — 04.08.2014. — N 31. человека — ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995, «Российская газета», 10.12.1998.
- Обохране окружающей среды: федер. закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002.
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета, № 211–212, 30.10.2001.
- Лесной кодекс Российской Федерации: человека федер закон Российской Федерации от человека 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // человека Российская газета, № 277, 08.12.2006.
- Об охране атмосферного воздуха: федер. закон Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета, № 91, 13.05.1999.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ // Российская газета, № 250, 24.12.1994.
- Бринчук, М. М. Экологическое право / М. М. Бринчук. — М.: Высшее образование, 2015. — 472 с.
- Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 2016. С. 60
- Васильева М. И. Экологические права граждан. Основы теории: учеб. пособие. — Тверь, 2017, с.19
- Васильева, М. И. Концепция Федерального человека закона «О возмещении вреда, причиненного человека здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей человека природной среды» / М. И. человека Васильева // Зеленый мир. — человека 2017. — № 9. — человека С. 6–8
Источник
Защита экологических прав
Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.
Виды экологических прав
Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.
Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.
К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:
- право на благоприятное состояние природной среды;
- право на достоверную информацию о состоянии природы;
- право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.
Защита экологических прав
Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:
- организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
- участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
- вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
- подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
- обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
- реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.
Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:
- Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
- При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
- Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.
Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.
Способы защиты экологических прав
Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.
Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).
Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
Способы защиты экологических прав:
- судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
- приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
- прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
- контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан
- всесторонне и объективно изучить обращение,
- при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
- принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
- уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.
Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.
В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.
Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.
Источник