Административный способ защиты административно правовых отношений пример

Содержание
  1. Способы защиты административно – правовых отношений.
  2. 4. Способы защиты административно-правовых отношений
  3. Читайте также
  4. Тема 19 Понятие и виды административно-правовых режимов
  5. 21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений
  6. 94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений
  7. 95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений
  8. 2. Способы защиты
  9. Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
  10. 1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм
  11. 2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
  12. 2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина
  13. Действие административно-правовых норм в пространстве и времени
  14. Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере
  15. Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере
  16. § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
  17. 12. Субъекты муниципально-правовых отношений
  18. 5.2. Стратегия поведения и способы защиты
  19. Административный способ защиты субъектов административных правоотношений
  20. Библиографическое описание:

Способы защиты административно – правовых отношений.

Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном со­ответствии с действующим законодательством. В настоящее время су­ществуют и применяются три основных способа защиты администра­тивно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласитсльный.

Административный способ защиты административно-правовых от­ношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти си­лами и средствами органов государственного управления и их должно­стных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по сво­ему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответст­вующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или

нецелесообразных актов управления, применение к виновным различ­ных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т. д.

Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям со­ответствующих полномочных органов исполнительной власти или — в установленных случаях — прокурора.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездейст­вие) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, общественных объединений и должностных лиц могут быть об­жалованы в суд. В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и ре­шений, нарушающих права и свободы граждан» установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.

Договорно-согласительный способ защиты административно-право­вых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т. д.) и ис­пользование разнообразных согласительных процедур.

Президент РФ, говорится в ст. 85 Конституции РФ, может ис­пользовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ор­ганами государственной власти субъектов РФ, а также между органа­ми государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения со­гласованного решения он может передать разрешение спора на рас­смотрение соответствующего суда.

Источник

4. Способы защиты административно-правовых отношений

Способы защиты административно-правовых отношений

Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.

Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.

Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур.

Президент РФ — говорится в ст. 85 Конституции РФ — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Читайте также:  Лучшие способы не пойти школу

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 19 Понятие и виды административно-правовых режимов

Тема 19 Понятие и виды административно-правовых режимов Вопрос 1. Понятие административно-правовых режимовПравовые акты, относящиеся к тому или иному аспекту обеспечения безопасности, оснащаются, как правило, необходимым организационно-техническим механизмом их

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного

2. Способы защиты

2. Способы защиты Под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь,

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина

2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

12. Субъекты муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные

5.2. Стратегия поведения и способы защиты

5.2. Стратегия поведения и способы защиты Если у населения, находящегося в зоне боевых действий, отсутствуют элементарные знания и навыки выживания, это приводит к неоправданным жертвам. Их число вполне можно снизить. Для этого необходимо вовремя распознать опасность,

Источник

Административный способ защиты субъектов административных правоотношений

Дата публикации: 05.06.2020 2020-06-05

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Казаров, Виктор. Административный способ защиты субъектов административных правоотношений / Виктор Казаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71152/ (дата обращения: 18.11.2021).

Субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями. Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. Использование административного порядка гражданско-правовой защиты должно приводить к реальному восстановлению нарушенного гражданского права через применение соответствующих способов защиты прав.

Ключевые слова: административные правоотношения, защита, судебный порядок, административный порядок.

Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. В таком порядке реализуются не гражданско-правовые, а административно-правовые способы защиты гражданских прав [6].

Читайте также:  Самый легкий способ вязания реглана

Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. К примеру, при мелком хищении имущества (ст. 7.27 КоАП) действительно нарушается субъективное гражданское право — право собственности. За это административное правонарушение следуют такие административные наказания, как наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Однако ни одна из этих административных мер реагирования на нарушение права собственности не приводит к его восстановлению.

Родовая обязанность государства выступает идейным основанием, на котором зиждется все правовое регулирование. Поэтому она имеет приоритетное значение для научного изучения этого регулирования, в том числе за счет норм административного законодательства. Если гипотетически отказаться от нее, а точнее, не признавать ее наличие, то будет оставаться неизвестным и начало юридизации общественной жизни, так как утрачиваются юридические истоки, стимулирующие государство на осуществление названного регулирования.

Как представляется, несогласованность некоторых научных умозаключений стала возможной в основном из-за отсутствия в рассуждениях объединяющих начал указанного регулирования. Родовая обязанность через причинно-следственные связи и механизм административных правоотношений существенным образом облегчает научное уяснение сущности государственного управления, осуществляемого в том числе органами исполнительной власти.

Говоря о судебном порядке защиты нарушенных прав субъектов административных правоотношений, необходимо определить, что он возникает при рассмотрении конкретного дела судом, по жалобе субъекта, чьи права, по его мнению, были нарушены, или же в некоторых случаях при обращении прокурора. Отметим, что судебная защита прав и свобод каждого субъекта, как физических, так и юридических лиц, гарантирована ст. 46 Конституции РФ.

В области юридической защиты прав личности выделяют два основных направления:

Защита от неправомерных действий граждан и юридических лиц (преступления, деликты, иные направления);

Защита от нецелесообразных и неправомерных действий субъектов публичной власти.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право на личные, индивидуальные либо коллективные обращения к государственным органам и органам местного самоуправления.

Обжалование подразумевает обращение гражданина (группы граждан) о восстановлении либо защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также интересов других лиц (неопределенного круга лиц).

Порядок разрешения жалоб подразделяется на административный и судебный. Правовое регулирование порядка обжалования регламентируется Федеральным законом № 59-ФЗ [4], Федеральным законом N 2202–1 [5], а также иными нормативными правовыми актами РФ (КоАП РФ [2], ГПК РФ [2], НК РФ [3]), законами субъектов РФ, ведомственными и нормативными актами.

Все жалобы граждан можно подразделить на административные (рассматриваются во внесудебном и административном порядке), судебные (рассматриваемые в порядке гражданского, административного, уголовного либо конституционного производства).

Правовые признаки административных жалоб позволяют подразделить их на общие и специальные.

Право на общую жалобу является неотчуждаемым, неограниченным и абсолютным правом. Реализация права на подачу общей жалобы не ограничена поводом, временными рамками, чьим-либо предварительным согласием.

Обжалованию подлежат любые действия (бездействие) работников предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином, как нарушающие его свободы и ущемляющие его права. Предмет жалобы могут составлять не только незаконные, но и нецелесообразные либо аморальные деяния.

В большинстве граждане обращаются с заявлениями о неверном толковании «свободы усмотрения», несправедливом подходе при решении вопроса, отсутствии четкости в действиях (ответе на обращение) уполномоченных органов и лиц.

Так, председателю Счетной палаты РФ Кудрину А. Л. направлен адвокатский запрос в интересах собственников квартиры № 2 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде И-ой С. А., К-ой А. А., М-ва О. А., в котором указывается, что до настоящего времени Администрацией ГО «Город Калининград» не были представлены документы, обосновывающие правомочность перечисления бюджетных средств физическому лицу на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в мировом соглашении между собственниками квартир № № 1, 2 в доме № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде и Администрацией ГО «Город Калининград» о самостоятельном проведении собственниками капитального ремонта общего имущества МКД и обязании Администрации перечислить на расчетный счет собственника квартиры № 2 М-вой Л. П. — физического лица — бюджетных денежных средств в сумме 12 856 684 руб., не определен порядок контроля за целевым расходованием перечисленных на расчетный счет физического лица бюджетных средств, что позволяет в соответствии со ст. 268 Бюджетного кодекса РФ утверждать о нецелевом использовании со стороны Администрации ГО «Город Калининград» бюджетных средств, которые предназначались для выполнения решения Московского районного суда от 09.10.2012 г. — т. е. для проведения капитального ремонта общего имущества МКД.

Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ (ст.286 на момент перечисления денежных средств согласно платежному поручению № 87988 от 21.06.2017 г.) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Читайте также:  Как указать способ прокладки кабеля

По заявлению И-ой С. А., К-ой А. А. и М-ва О. А. о проверке обоснованности перечисления бюджетных средств для проведения капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде на расчетный счет физического лица получен ответ Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» № 13/КСП от 23.01.2019 г., в котором указано, что «для осуществления проверки использования собственниками помещений дома денежных средств при проведении капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде у Контрольно-счетной палаты ГО «Город Калининград» отсутствуют правовые основания».

Руководствуясь ст.14, п.3 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации”, заявители просят поручить провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на установление правомочности действий по выделению, предоставлению, перечислению денежных средств субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества МКД на расчетный счет физического лица М-ой Л. П.

Таким образом, заявителями реализовано право на обращение с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности по отношению к Контрольно-счетной палате ГО «Город Калининград» государственному органу. Порядок подачи жалобы предусматривает также обращение к органам местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению, объединению, государственному служащему, должностному лицу.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями, которые устанавливаются нормами административного права.

Важно отметить особенную черту субъекта административных правоотношений, отличающую его от субъекта административного права, а именно административную правосубъектность, содержащую в себе административную правоспособность и административную дееспособность. Каждый субъект административных правоотношений имеет свои отличия: в размере предоставляемых им прав и обязанностей, административно-правовом статусе и круге выполняемых ими функций.

Объектами осуществляемой в административном порядке гражданско-правовой защиты, подпадающими под действие п. 2 ст. 11 ГК РФ, могут быть только нарушенные субъективные гражданские права.

Оговоримся, что субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями.

Выделяются две группы субъектов, осуществляющих гражданско-правовую защиту в административном порядке по иерархической подчиненности.

Во-первых, это орган или лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями.

Во-вторых, это организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями.

Субъектами, защищающими права, нарушенные лицами, состоящими с потерпевшим в отношениях равенства, также могут быть только субъекты, наделенные публичными полномочиями (указанные в законе уполномоченные органы и должностные лица).

Стоит отметить, что защита прав являет собой правой инструмент, активное использование которого является целесообразным и необходимым, так как ни одна сфера жизни не исключает возможное нарушение прав. Более того, суть административных правоотношений во многом представляет собой столкновение различных интересов государства, с одной стороны, и всех других субъектов правоотношений, с другой стороны. Потому данные отношения могут выливаться и подчас неизбежно выливаются в правовые споры и конфликты, нуждающиеся в законодательном регулировании.

Таким образом, административный порядок защиты гражданских прав обладает рядом преимуществ перед судебным. В частности, нет особых, строго формализованных требований к заявлению (жалобе), более гибкий подход к выбору способа защиты (заявитель (жалобщик) или защищающий субъект могут самостоятельно сформулировать способ (меру) защиты, приводящий к восстановлению права), отсутствует уплата госпошлины, сокращенные сроки и простая, неформализованная процедура рассмотрения заявления (жалобы), наличие возможности в любом случае обжаловать в суде принятое в административном порядке решение.

Использование административного порядка гражданско-правовой защиты права происходит при помощи таких способов, которые приводят к достижению цели именно гражданско-правовой защиты — реальному восстановлению нарушенного права.

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1

2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020)//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
  2. Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 17.02.2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

  1. Клейменова М. О. Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование // Бизнес в законе. 2017. № 3. С. 144–147; Ситдикова Р. И. Административно-правовые способы защиты авторских прав // Российская юстиция. 2019. № 8. С. 7–8.

Источник

Оцените статью
Разные способы