- Административные методы управления
- Понятие, особенности
- Цель применения и задачи
- Формы проявления административных методов управления
- Способы административного воздействия
- Целесообразность применения административных методов управления
- Выводы
- 3 основных метода управления персоналом: административный
- Особенности административного стиля управления
- Когда необходим административный метод управления?
- Плюсы и минусы административного метода управления коллективом
- Плюсы
- Минусы
Административные методы управления
При работе с кадрами начинающие предприниматели часто используют административные методы управления. Те предполагают принцип единоначалия и требуют от сотрудников жёсткой дисциплины, что при определённых условиях позволяет добиться организованности и строгого выполнения всех задач по инструкции. В сочетании с грамотным стратегическим управлением компанией это может помочь построить успешный бизнес.
Понятие, особенности
Чтобы объяснить, что подразумевается под этим термином, важно разобраться в том, сколько методов управления существует в административном менеджменте и чем они отличаются. Так, выделяют: административные (базируются на использовании «кнута и пряника»), экономические (материальных поощрениях) и социально-психологические (предполагают воздействие на сотрудников через инструменты психологии).
Административные методы ещё называют организационно-распорядительными, поскольку они базируются на распоряжениях начальства и чётких инструкциях относительно того, что можно и чего нельзя делать на рабочем месте. Работа с использованием таких методов строится на властности руководства и требует ответственности со стороны сотрудников.
Отсюда — особенности, которыми характеризуются административные методы управления.
- Работа в принудительном порядке: есть приказы, инструкции, которые необходимо выполнять. Побуждение к действиям или стимулирование здесь не приветствуются.
- Обязательность выполнения распоряжений руководства. За невыполнение наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры взыскания.
- Ограничение свободы выбора исполнителя: инициативность не приветствуется. Напротив, есть чёткий план действий, утверждённый начальством, которого необходимо придерживаться. В нём перечисляются и описываются задачи, правила их выполнения, сроки, ограничения и т. д.
- Разная степень жёсткости форм проявления: возможны как инструкции, так и приказы.
Ещё одна характерная особенность заключается в прочной связи руководства и подчинённых, чаще всего предполагаются адресные директивы.
Рассмотрим виды административных методов управления.
- Группа организационно-стабилизирующих методов. Позволяют создать прочную основу для совместной работы людей в компании, установить долговременные связи между сотрудниками и подразделениями в рамках должностных инструкций. Для формирования связей используются: организационная структура, регламентирование (закрепление функций и работ за каждым сотрудником), нормирование (определение норм выполнения работ), инструктирование, контроль, надзор.
- Группа распорядительных методов. Служат для оперативного управления совместным трудом специалистов и подразделений. Предполагают составление договоров, приказов, распоряжений и т. д.
- Группа дисциплинарных методов. Обеспечивают стабильность установленных связей и отношений, помогают поддерживать чувство долга, ответственность сотрудников. Реализуются через установленные правила поведения на предприятиях, системы контроля, разработку поощрительных мер и мер наказания.
Цель применения и задачи
Так как административные методы управления предполагают подчинение персонала, то и оправданными они являются тогда, когда надо заставить коллектив действовать по инструкции, чтобы достичь целей бизнеса. Например, в случае, если:
- сотрудниками выполняются стандартные операции строго по регламенту (чаще всего это встречается в кол-центрах или в бухгалтериях);
- работают низкоквалифицированные кадры, которым чёткие инструкции позволяют избегать ошибок;
- нужно быстро наладить рабочий процесс (всё-таки разработка систем поощрений в рамках экономических методов, а также инструментов влияния в рамках социально-психологических требует больше времени);
- руководство не доверяет сотрудникам.
Основная задача административных методов управления в менеджменте — согласовать и координировать действия подчинённых, то есть добиться дисциплинированности, порядка.
Формы проявления административных методов управления
Чтобы обеспечить высокий уровень организации и дисциплину, руководство может использовать приказы, распоряжения, инструкции, положения, методические указания, правила и нормативы.
- Приказы. Это самая категоричная форма, которая обязывает чётко выполнять задачи в строго установленный период и предусматривает применение наказаний за их невыполнение. Приказ может включать 5 частей: описание произошедшего, меры по урегулированию, ресурсы для реализации решения, сроки выполнения, контроль.
- Распоряжения. В отличие от приказов, выпускаются не для всего предприятия, а для определённых структурных подразделений. Предусматривают обязательное исполнение перечисленных в них задач.
- Инструкции. Ориентированы на конкретных сотрудников и могут даваться в письменной или в устной форме (если в коллективе высокий уровень доверия между начальством и подчинёнными).
- Положения. Документы, которые обычно описывают базовые правила организации работы в компании.
- Методические указания. Представляют собой документы с дополнительной информацией касательно выполнения тех или иных задач. Так, в таких указаниях могут описываться: порядок их выполнения, моменты, на которых стоит акцентировать внимание и пр.
- Правила. Определяют процедурные нормы труда, выполнения конкретных задач и т. д. Обычно за их невыполнение предусматривается наказание.
- Нормативы. Являют собой чёткие изложения каких-то положений, отражающих правила, ценности компании. К примеру, это может быть миссия, кредо руководства и т. д.
Способы административного воздействия
Поскольку административные методы управления основаны на подчинённости, влияние на сотрудников осуществляется несколькими способами.
- Через организационные воздействия. Они сводятся к составлению и утверждению документов, регулирующих деятельность сотрудников компании. К таким документам относятся: устав, коллективный договор, должностные инструкции и пр.
- Распорядительные воздействия. Их задача — помочь в достижении определённых целей в управлении. Реализуются через распоряжения, инструкции, наставления, но могут и не понадобиться, если организационные воздействия в компании на высоком уровне, о чём свидетельствует строгая дисциплина.
- Материальную ответственность. Она наступает, если сотрудник наносит организации ущерб своими действиями либо бездействием. Может предусматривать взыскание, лишение премии, удержания из заработной платы и т. д.
- Дисциплинарную ответственность. Дисциплина — это то, на чём основываются административные методы управления, поэтому её нарушение влечёт за собой наказания в виде выговоров, депремирования, понижения в должности, реже — увольнения.
- Административную ответственность и взыскания. Она наступает, если совершается административное правонарушение. Может повлечь за собой штраф, дисквалификацию и пр.
Стоит отметить, что во всех случаях взыскания могут осуществляться в судебном порядке.
Целесообразность применения административных методов управления
Анализируя особенности методов, можно выделить их преимущества и недостатки.
К преимуществам относятся:
- повышение уровня дисциплинированности (если есть устав, чёткие должностные инструкции и правила донесены до персонала, их охотнее выполняют);
- строгое соблюдение выбранной технологии производства;
- возможности для карьерного роста (обычно персонал понимает, какие действия и результаты поощряются, и стремится к ним).
Но есть и недостатки:
- концентрация власти;
- возможная текучка кадров, поскольку сотрудники не могут проявлять инициативу, с другой стороны — возникают сложности, если приказы противоречат друг другу;
- необходимость оформлять каждое решение в виде документа, а это — время.
Более того, при их использовании может наблюдаться повышение пассивности сотрудников и даже скрытое неповиновение. Другая крайность — некачественная работа из-за высоких планов.
Выводы
Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, а то и малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе (если грамотно составить устав, детально расписать должностные инструкции, донести ценности компании до персонала), они помогут запустить бизнес даже без опыта, а после — сделать его успешным. Кроме того, особенности таких методов следует знать ещё и для того, чтобы использовать их в работе параллельно с другими.
Источник
3 основных метода управления персоналом: административный
- Главная
- О компании
- Блог
- 3 основных метода управления персоналом: административный
В современном менеджменте принято выделять три основных метода управления коллективом, которые в свою очередь имеют массу подвидов. Это административный, экономический и социально-психологический.
Причины, по которым компании останавливаются на определенном методе управления, могут быть самыми разнообразными, но чаще всего это специфика отрасли, функции компании, личность руководителя, уровень конкуренции на рынке.
В этом посте мы постараемся на живых примерах разобрать административный метод управления, выявить какие у него есть плюсы и минусы и для решения каких задач он наиболее эффективен.
Особенности административного стиля управления
Административный (организационно-распорядительный) метод управления базируется на строгих правилах внутреннего трудового распорядка, четкой иерархии в коллективе и распределении обязанностей. Приказы при таком стиле управления, как правило, не обсуждаются, авторитет руководства – безоговорочный. Часто в организациях с этим стилем управления существует материальная ответственность и высоко развита корпоративная культура.
Основные черты административного стиля управления это:
- Четкое соблюдение правил и инструкций.
- Строгая дисциплина.
- Иерархия.
- Контроль персонала.
- Учет рабочего времени.
- Материальная ответственность.
- Корпоративная культура.
Когда необходим административный метод управления?
Кому-то административный метод управления может показаться жестоким и бесчеловечным, но иногда задачи, поставленные перед руководством, могут быть сложно решаемыми при помощи других методов. Организационно-распорядительный метод наиболее эффективен в следующих случаях:
— когда персонал выполняет стандартные операции и нужно строгое выполнение регламента (например, бухгалтерия, операционисты, колл-центр);
— когда в организации занят низкоквалифицированный линейный персонал и поэтому четкое соблюдение установленных правил способно минимизировать процент ошибок;
— когда нужно быстро организовать рабочий процесс (внедрение экономического и в особенности социально-психологического метода требует больших временных затрат);
— при низком уровне доверия руководства к сотрудникам.
Плюсы и минусы административного метода управления коллективом
Как и все остальные методы управления, административный имеет свои недостатки и достоинства. Разберем их на примере двух наиболее типичных, по нашему мнению, отзывов, найденных на просторах Интернета.
Виталий, специалист по урегулированию убытков
Не знаю, как другим, но мне нравится работать в крупной компании с именем, где четко обозначены твои должностные обязанности, руководство всегда приходит на помощь в трудную минуту, есть адекватная система мотивации (премирования за выполненный план по продажам), скидки на продукцию компании. Причем касается это не только топ-менеджмента, но и линейного персонала. В исключительных случаях могут попросить поработать в выходной день, но переработки всегда оплачиваются. Из других плюсов: есть корпоративный бассейн и ДМС со стоматологией, никто не заставит тебя сделать что-то, не касающееся твоих должностных обязанностей, даже если очень захочет. Из минусов – однообразная работа, реально чему-то обучаешься только в первые месяца два-три, но это компенсируется довольно быстрой карьерной лестницей, есть примеры, когда простой специалист за 4 года дорос до директора департамента.
Плюсы
- Позволяет организовать персонал, выполняющий стандартные операции.
- Четкие должностные обязанности.
- Зачастую хорошие возможности для карьерного роста.
- Зачастую развитая корпоративная культура.
Я проработал в … 7 месяцев, занимался выкладкой товаров на сайт. Шеф был бывшим военным, который в 90-е смог раскрутиться и открыть свой бизнес в сфере торговли, отсюда и его маниакальная любовь к дисциплине. Авторитет его в компании был безграничным, все как по струнке перед ним ходили, начальник нашего отдела боялся его как огня и делал все, лишь бы не наслать на себя немилость высшего руководства. У меня был четкий план, сколько в день товаров я должен загрузить на сайт, сколько новостей написать в неделю, какой должен быть в них процент уникальности и т.д, в общем, все было рассчитано так. Чтобы мне даже покурить было некогда. Не выполнить этот план означало – в лучшем случае получить по шапке от руководства, которое в свою очередь боялось главного босса, в худшем – лишиться премии, что тоже практиковалось вокруг да около. Стоит ли говоришь, что качество того, что мы делали, мягко говоря, хромало. Если захочешь что-то сделать хорошо и на совесть, то просто не успеешь допилить все остальное, поэтому все всё делали абы как, лишь бы успеть в срок. Из других плюшек – СКУД и штрафы за опоздания, тайм-трекер и камеры наблюдения… Ладно, что в туалет не надо было по расписанию ходить, и на том спасибо…
Минусы
- Не способствуют творческой самореализации.
- Зачастую приводят к концентрации власти.
- Зачастую способствует текучести кадров.
Как мы видим, отношение к административному методу управления может быть самым разным: все зависит от руководства и существующего в коллективе устава. Наша система учета рабочего времени и контроля сотрудников Kickidler идеально подходит для этого метода управления, поскольку содержит в себе следующие функции:
— Учет рабочего времени сотрудников. Эта функция позволяет вести строгий контроль сотрудников, работающих за компьютером, и фиксировать, сколько времени тот или иной сотрудник занят выполнением своих непосредственных обязанностей.
— Анализ продуктивности сотрудников. Позволяет определять насколько эффективно сотрудник или структурное подразделение использует свое рабочее время, на основе анализа открываемых сайтов и приложений.
— Онлайн трансляция мониторов. Позволяет видеть, чем тот или иной сотрудник занят в настоящее время, выявлять малозанятых и перезагруженных сотрудников и распределять обязанности.
Понравилась статья? Подпишитесь на нас в соцсетях.
Источник