- Методы государственного управления
- Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
- Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды
- Убеждение как метод государственного управления
- Поощрение как метод государственного управления
- Методы косвенного государственного управления
- Понятие, признаки и виды административно-правовых методов государственного управления
- Метод административно-правового управления государством
- Признаки административно-правовых методов
- Метод убеждения и принуждения
- Классификация методов управления по основаниям
Методы государственного управления
Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
Методы государственного управления — способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов государственного управления:
- реализуются в процессе управленческой деятельности;
- органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
- выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
- выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
- адресованы конкретному объекту управления;
- связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
- являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
- нуждаются в правовом опосредовании;
- имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.
По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды
Особенности административных методов:
- осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
- носят императивный, директивный характер;
- однозначность (конкретность) указаний;
- широкое применение административных актов;
- реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
- обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
- результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
- результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.
По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.
По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.
По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.
Убеждение как метод государственного управления
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.
Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Существуют следующие средства (способы) убеждения:
- обучение — процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
- агитация — распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
- пропаганда — распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
- разъяснительная работа — деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
- критика — отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
- осуждение антисоциального поведения — выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.
Поощрение как метод государственного управления
Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
- является методом государственного управления;
- фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
- является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
- реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
- имеет конкретного адресата;
- осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
- результат применения поощрений не может быть обжалован;
- стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.
В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).
По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
Методы косвенного государственного управления
Особенности косвенных методов:
- являются видом методов государственного управления;
- воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
- у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
- результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
- обеспечиваются системой гарантий.
Социально-психологические методы — методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Виды социально-психологических методов:
- методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
- методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
- методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
Виды психологических методов:
- гуманизация труда;
- комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
- методы психологического побуждения;
- методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы — вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов:
- прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
- кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
- лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
- налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
- квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.
Источник
Понятие, признаки и виды административно-правовых методов государственного управления
Метод административно-правового управления государством
Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.
В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо. Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.
Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.
Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный). В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.
Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.
Признаки административно-правовых методов
Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:
- они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
- они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
- в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
- их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.
Метод убеждения и принуждения
В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение. Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении. Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка.
При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.
К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения. В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности. При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.
Классификация методов управления по основаниям
В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.
Так, по содержанию отмечаются такие методы:
- установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
- предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
- регистрация государственного характера (лицензирование);
- установление определенных стандартов, а также квот;
- разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
- использование мер поощрения и принуждения административного характера;
- отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.
По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные. К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.
По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.
По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.
Источник