- Административные методы в командной экономике
- Основные положения
- Административные методы управления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности командной экономики СССР
- Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система
- Основные моменты
- Характерные черты
- Преимущества
- Недостатки
- Концепция Попова
- Особенности
- Плановая экономика
- Господство государства
- Административно-командная модель экономики в мире
- Экономика России
- Административно-командная система
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Административные методы в командной экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные положения
Под методами понимаются пути исследования, а также способы достижения целей, которые устанавливаются на уровне государства при командном типе устройства государства.
Основной признак командной экономики – это ведущая роль государства, строгий государственный контроль и государственная собственность на основные факторы производства и ресурсы страны.
Часто данная система управления сопровождается тоталитаризмом, как, например, наблюдалось в СССР.
Важны также следующие базовые принципы: планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование.
Так рассмотрев основные аспекты командной экономики, перейдем к административным методам, которые применяются при данном типе государственного устройства.
Административные методы управления
Особенностью данных методов является преобладающая власть государства, дисциплина и контроль. Базирующиеся на этих принципах методы управления были разработаны и активно применялись в СССР.
Рассмотрим основные методы государственного управления в командном типе экономики.
Принято различать следующие методы:
- использование методов управления тоталитарного режима власти;
- применение планирования производства с обязательным исполнением «контрольных цифр», план является «законом»;
- ведение пропаганды, которая действовала на достижение поставленных целей;
- строгая уголовная, административная ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение законодательства;
- наличие системы контролирующих органов;
- методы государственного террора (то есть преследование групп населения несогласных с типом государственного устройства, например, репрессии 30-3, 40-х годов в СССР);
- продвижение идей коммунизма и капитализма;
- контроль практически всех сфер жизни населения;
- ограничение обращения иностранных товаров;
- наличие идеологии и поддержание данной идеологии с помощью пропаганды, образования;
- наличие строгой и четкой иерархии власти;
- управление осуществляется на принципах «сверху-вниз».
Готовые работы на аналогичную тему
Обобщенно вышерассмотренные методы управления представлены на рисунке ниже.
В свою очередь организационные воздействия предполагают наличие штатных расписаний, уставов, положений, коллективных договоров, правил трудового распорядка, строгой организационной структуры управления, должностных инструкций и организации рабочего места.
Распорядительные меры предполагают целевое, директивное планирование, нормирование труда, координации работ, инструктирование, наставление и контроль.
Материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность, административная ответственность проявлялись в общественном порицании, условном осуждении, обязательных работах, общественном воспитании и воздействии, штрафы, строгие уголовные наказания за тяжкие преступления.
Основными методами были:
- поддержка идеологии,
- пропаганда, централизация,
- директивное управление «сверху-вниз»,
- строгое исполнение приказов,
- авторитарность органов власти.
Особенности командной экономики СССР
Так, в СССР главными особенностями административного управления были следующие методы:
- активная пропаганда идеологии коммунизма, социализма, социалистического и коммунистического образа жизни;
- тоталитаризм;
- репрессии (30-е,40-е годы);
- засилье партийно-государственной власти;
- директивное планирование;
- цены на товары и услуги фиксируются;
- мотивации работников на повышение производительности труда;
- отрицание частной собственности, ограничение оборота иностранной продукции.
Источник
Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система
Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.
Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.
Основные моменты
- административно-командная;
- традиционная;
- рыночная;
- смешанная.
Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.
Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.
Характерные черты
Административно-командная экономика характеризуется:
- государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
- монополизацией и бюрократизмом;
- централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
- иерархией;
- несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
- расцветом теневой экономики, черного рынка;
- чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
- развалом общенационального рынка;
- разгулом центробежных сил;
- заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
- отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
- деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).
Преимущества
Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.
Недостатки
Основные недостатки такой модели хозяйствования:
- административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
- производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
- полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
- для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
- риск появления скрытой безработицы;
- дефицит ресурсов;
- недостаточное количество предметов потребления;
- «уравниловка».
Концепция Попова
Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.
Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.
В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.
Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.
Особенности
Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.
Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.
Плановая экономика
Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.
Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.
Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.
Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.
Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.
Господство государства
Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.
В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.
Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.
И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.
Административно-командная модель экономики в мире
Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.
Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.
В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).
Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.
Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.
Экономика России
Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).
Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.
В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.
Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:
- соотношения политических сил в государстве;
- характера проводимых реформ;
- масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
- исторических традиций.
Источник
Административно-командная система
Из Википедии — свободной энциклопедии
Административно-командная (или командно-административная) система (АКС) — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы.
Экономика СССР была административно-командной на протяжении всей его истории. В отдельные периоды (1921-1930, 1987-1991) она «разбавлялась» элементами капиталистической экономики, позволяя частным предпринимателям торговать результатами своего труда по рыночным ценам, однако в целом не меняла своей сути. Лишь в 1990 году была законодательно разрешена частная собственность на средства производства и начался обвальный переход к рыночной экономике западного типа. Однако такой важнейший элемент административно-командной системы, как регулирование цен в государственных магазинах, просуществовал до самого распада СССР.
Термин появился в период перестройки и был введён профессором экономфака МГУ Г. Х. Поповым для обозначения сущности советской системы управления и быстро стал популярным. Впервые он упоминается в статье Г. Х. Попова «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987) [1] . В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека «Новое назначение» [2] .
Источник