Абстрактный способ изложения правовых предписаний
Одним из элементов законодательной техники, с помощью которого вырабатывается текст закона, являются способы построения правового материала, различающиеся в зависимости от степени обобщенности на абстрактный и казуальный.
Первый способ построения — абстрактный — характеризуется применением силы абстракции к правовой материи, в результате чего нормативный правовой акт приобретает обобщающий характер. Примером абстрактного построения правового материала является следующая норма Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
«Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях».
Основное достоинство такого способа построения-правово-го материала состоит в том, что он придает нормативному правовому акту долгосрочный характер и позволяет применять его к широкому кругу общественных отношений. Однако не всегда абстрактную норму можно применить к конкретным общественным отношениям. С этим связан его недостаток. Кроме того, существует опасность превращения нормы в формулу, лишенную реального содержания.
Абстрактные нормы, как правило, помещаются в самом начале нормативного правового акта при изложении общих положений. Абстрактные нормы в большей степени характерны для нормативных правовых актов в сфере конституционных правоотношений.
Казуальный способ изложения правовых предписаний
Альтернативный способ построения правового материала — казуальный. Данный способ предусматривает указание на особенные случаи, которые служат основанием для реализации нормативных правовых актов. В качестве примера можно принести норму статьи 5 вышеназванного Федерального закона:
«Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов».
Данное положение конкретизирует приводившуюся ранее в качестве примера абстрактную норму. Казуальным способ построения правовых норм придает регулируемым общественным отношениям определенность и конкретность. Однако использование данного способа влечет за собой неизменное увеличение объема правового материала ввиду необходимости перечисления различных ситуаций, явлений, фактов и т.д. Кроме того, весьма затруднительно учесть в правовой норме все нюансы регулируемых общественных отношений. Этим обусловлены недостатки казуального способа.
Выбор того или иного способа построения правового материала зависит от многих факторов и прежде всего от предмета регулирования закона и отраслевых особенностей.
По верному замечанию профессора Т.В. Губаевой, основной конструктивный принцип, в соответствии с которым е целует использовать способы построения правового материала, это сочетание обобщающей абстракции с понятийной конкретностью изложения, обеспечивающей определенность и точность юридической формы; слова должны подбираться и соединяться с таким расчетом, чтобы можно было регулярно чередовать уровни обобщенности правовых норм и достигать информативной полноты, применяя то более отвлеченные, то конкретизированные формулировки.
Избежать декларативности правовых норм можно путем последовательной конкретизации абстрактных положений в последующих нормах закона.
Тема 13. Способы связи между нормативными правовыми актами
Понятие и виды связей между нормативными правовыми актами
Весьма важным элементом законодательной техники является система связей между нормативными правовыми актами и отдельными нормами права, которые позволяют избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.
В литературе выделяют следующие виды таких связей:
предписания принять какой-либо нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений;
указание на более высокий или равный по юридической силе законодательный акт, во исполнение которого принят закон.
Отсылочные нормы
Отсылки являются наиболее распространенным видом связи нормативных правовых актов. Отсылки можно классифицировать следующим образом:
1. По юридической силе нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы;
б) отсылки к нормативным правовым актам равной юридической силы;
в) отсылки к нормативным правовым актам более низкой юридической силы.
2. По степени конкретизации:
а) отсылки к неопределенному законодательному акту;
«Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (пункт 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
б) отсылки к определенному законодательному акту;
«Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» и настоящим законом» (пункт 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона);
в) отсылки к отдельным нормам права;
«Документы, указанные в пунктах 1—3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично» (пункт 5 статьи 33 вышеназванного Федерального закона).
3. По сфере действия нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;
«Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей» (пункт 2 статьи 40 вышеназванного Федерального закона).
б) отсылки к федеральным нормативным правовым актам;
«Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам» (пункт 2 статьи 14 Федерального закона);
в) отсылки к международным нормативным правовым актам и договорам;
«На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными. » (пункт 10 статьи 4 Федерального закона).
Малоисследованным является вопрос о том, в каких случаях использование отсылки является оправданным и необходимым. Так, доктор юридических наук В.М. Сырых выделяет два таких случая:
когда нормативное предписание, на которое ссылается законодатель, находится в другом нормативном правовом акте, выпадающем из общей связи нормативных актов, и самим интерпретатором может быть не обнаружен;
когда законодатель хотел особо подчеркнуть важность нормативных предписаний, находящихся за пределами данного закона, при применении норм проектируемого закона.
Данный список может быть расширен. Так, оправданно использование отсылок с целью избежания дублирования правовых предписаний. В то же время возникает опасность злоупотреблений отсылками, что нередко встречается в законодательстве. Примером может служить такая отсылка: «Лица путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами». Данное положение несет лишь информационную нагрузку, но никак не регулятивную или охранительную.
Распространенными ошибками при изложений отсылочных норм являются:
формулирование отсылки к правовой норме, которая, в свою очередь, содержит отсылку;
отсылка к нормативному правовому акту, который уже признан утратившим силу;
неправильное указание реквизитов, в том числе наименования, нормативного правового акта, к которому делается отсылка.
Неправильное построение отсылочных норм приводит к несогласованности проектируемого акта с действующим законодательством, правовое регулирование становится разбалансированным и противоречивым.
Иные способы связи
Бланкетные нормы, как и отсылочные, не содержат в своей структуре полного изложения тех или иных предписаний, но указывают на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты. Отличие бланкетных норм от отсылочных состоит в том, что если любую отсылочную норму можно сформулировать как определенную, включив в нее соответствующие части других правовых норм, то с бланкетной нормой этого сделать нельзя, поскольку такие части могут не существовать (например, правила пользования служебным транспортом).
«Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, — наказывается. » (пункт 1 статьи 249 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Довольно часто в законах и подзаконных актах содержатся нормативные предписания уполномоченным органам принять или разработать тот или иной нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений. Подобные предписания могут также содержать указание на сроки принятия необходимых актов и их форму.
«Поручить Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом» (пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
В.М. Сырых выделяет следующие требования формулирования поручений-предписаний принять нормативные правовые акты:
в поручениях указывать только вопросы, требующие нормативно-правового регулирования;
называть орган, которому предлагается подготовить соответствующий нормативно-правовой акт;
устанавливать дату и срок, в течение которого органы должны подготовить и принять соответствующий нормативно-правовой акт.
Указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят тот или иной закон или подзаконный акт, также имеет большое значение. Как отмечает В.М. Сырых, такие указания закрепляют иерархические связи между нормативными правовыми актами, определяют законодательную основу действующих актов, фиксируют наиболее глубокую степень связанности между нормативными правовыми актами, регулирующими одну сферу общественных отношений.
«Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (преамбула Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
Данный способ связи между нормативными правовыми актами в большей степени характерен для подзаконных нормативных правовых актов, нежели для законов. Более того, учитывая, что подзаконные акты принимаются именно в развитие положений законов, такое указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят подзаконный акт, является обязательным.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Юридическая техника Тесты с ответами ч.1
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Основоположник учения о юридической технике
Само понятие «юридическая техника» впервые сформулировал .
Шарль Луи Монтескье
Организацию церковной власти, её отношения с светской властью регулирует . право.
Правовая система, регулировавшая порядок землевладения и взаимоотношения между собственниками земли — . право.
Система правил поведения, регулировавшая отношение населения с властью и знатью, права и свободы горожан – это . право.
Система правил поведения, регулировавшая отношения между крестьянами и помещиками, жизнь феодального поместья, отношения внутри крестьянской общины, а также сельскохозяйственное производство – это . право.
Сословные правовые системы, действовавшие в традиционном обществе
Правовые семьи
+Семья религиозного права
+Семья обычного (традиционного) права
Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка . По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)
Особенности семьи религиозного права
+Она основана на теологических представлениях о праве, согласно которым основным творцом права является Бог, а не общество и не государство
+Основным источником права являются религиозные тексты
Деление права на частное и публичное
Основным источником права является нормативный правовой акт
+Важное место в системе источников права занимает юридическая наука
Деление права на отрасли
Право основано на идее приоритета прав, а не обязанностей человека и гражданина
+Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений
Особенности семьи обычного права
Основным источником права является правовой прецедент
Правовые прецеденты не признаются в качестве источников права
Юридическая наука является источником права
+Основными источниками права являются правовые обычаи, для которых характерна их множественность и консерватизм
+Обычаи регулируют в основном отношения групп, сообществ, а не отношения между индивидами
+Органы судебной власти при решении конкретных юридических дел руководствуются, прежде всего, идеей примирения, восстановления мира и согласия в общине и во взаимоотношениях между общинами
+Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они регулируют в основном отношения городского населения
Особенности англо-саксонской правовой семьи
Основным источником права является нормативный правовой акт
Чёткое деление права на отрасли
+Она сформировалась на основе и в результате экспансии общего права Великобритании
+Отсутствует деление права на частное и публичное
+Юридическая наука, как правило, не является источником права
+На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина
Ведущая роль в формировании права принадлежит законодательным органам
Особенности законодательной техники в традиционном обществе
Нормы сословного права имели универсальный характер
Письменные источники сословного права были систематизированы
+Сословное правовое регулирование осуществлялось фрагментарно
+На смену казуальному постепенно приходит абстрактный способ изложения правовых норм
+Нормативные предписания нередко вплетались в судебные решения
+Сословное право не имело официальных источников опубликования
Сословное право имело только устную форму своего выражения
Особенности законодательной техники в индустриальном обществе
Доминирующим остаётся казуальный способ изложения правовых норм
+Появляются новые субъекты правотворчества – король, а затем и парламент
+Нормативные правовые акты приобретают сложную структуру: помещаемы в них материал делится на главы, разделы, параграфы и т.д.
+Используются сложные приёмы юридической техники: определения правовых понятий; «расщепление» правовых норм на части; использование специальных юридических терминов, правовых конструкций, правовых презумпций и т.д.
Низкий уровень системности права
Низкий уровень формальной определённости права
Особенности правоприменительной техники в традиционном обществе
Правосудие полностью отделилось от управленческой деятельности
В полную меру действовал принцип соразмерности санкций совершённому деянию
+Отсутствие профессиональных судей
+Не был установлен порядок принятия дел к рассмотрению
+Судебные заседания отличались неформальным характером
Действовал порядок обжалования вынесенных судебных решений
Особенности правоприменительной техники в древнем обществе
Правоприменение осуществлялось специалистами
+Доказательства, использовавшиеся в правоприменительной деятельности, характеризовались символичностью, демонстративностью, церемониальностью и красочностью.
+Судебные решения часто провозглашались от имени богов.
В судебный процесс начинало вводиться понятие вины.
Особенности законодательной техники в древнем обществе
Архаичное право имело преимущественно письменный характер
+Правовые нормы были немногочисленны
+Право имело казуистический характер
+Широкое использование коллективных санкций
+Дифференциация санкций в зависимости от социального положения людей
Юридические документы .
издаются на основании юридических фактов
содержатся только на бумажном носителе
+издаются на основании нормы права
+издаются в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц либо правоспособности граждан и организаций
+должны быть составлены с соблюдением правил юридической техники
сами по себе не порождают правовые последствия
Содержательные правила – это .
правила подготовки и принятия правовых актов
оформление реквизитов правовых актов, позволяющих его идентифицировать
точность и ясность, доступность для понимания правовых актов
придание юридическим документам структурности
соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных её этапов позволяет достичь намеченной цели в процессе осуществления юристом профессиональной деятельности
+правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу
Общие логические правила
Доступность для понимания не только теми, кому непосредственно правовой акт адресован, но и теми, в отношении кого осуществляется превентивное, воспитательное воздействие
+Отсутствие противоречий между юридическими документами (частями документа)
+Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)
+Единообразное понимание терминов
Ясность, простота, понятность текста правового документа
Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права
+Убедительность правовых документов
+Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов
Однородность правового регулирования
Реквизиты правового документа .
+признаки, необходимые для идентификации правового документа и его учёта
снижают качество документа и эффективность правового регулирования
+отражают официальный характер правового документа
+отличают правовой документ от множества других документов
необходимы для обеспечения эффективного усвоения правовой информации её адресатами
затрудняют определение степени важности документа
Содержательные правила юридической техники
Отсутствие противоречий между юридическими документами (частями документа)
+Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права
+Выбор правовой формы
+Правильный выбор отрасли права
Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)
Единообразное понимание терминов
+Однородность правового регулирования
+Нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования
Понятия «юридический акт» и «юридический документ» .
+не тождественны, т.к. юридический акт включает в себя как документы, так и действия
не тождественны, т.к. юридический акт – это действие, а юридический документ – это письменная форма выражения юридического акта
Юридическая техника – это .
материальная отрасль права
процессуальная отрасль права
система практических навыков подготовки и принятия правовых актов и их систематизации
+отрасль знаний о приёмах, способах и методах ведения юридической работы и создания в её процессе различных юридических документов
+составная часть науки теории государства и права
Языковые правила юридической техники
+Отсутствие пафосности, декларативности
Научный труд Р. Йеринга
«Тактика законодательных собраний»
Особенности романо-германской правовой семьи
Характерно отсутствие иерархически построенной системы источников права
Основным источником права является правовой прецедент
+Главную роль в формировании права играет законодатель, который принимает нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой
+Она сформировалась на основе и в результате рецепции римского права
+Право делится на публичное и частное
+Юридическая наука и правовой обычай, как правило, не являются источниками права
Причины, по которым на стадии индустриального общества на передний план выходит абстрактный способ изложения правовых норм
Упрощение общественной жизни
+Увеличение объёма нормативного правового регулирования
+Развитие человеческого разума
Понижение способности разума к абстрактному мышлению
Виды юридической техники
Способы юридической техники – это .
пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношения (например, человек, которого оскорбили вправе защищать себя в гражданско-правовом или уголовно-правовом порядке)
+сложная по содержанию деятельность, включающая совокупность приёмов (например, конструкция договора)
действия, способные повторяться при осуществлении какой-либо юридической деятельности (например, приём отсылок к другому нормативному правовому акту)
Содержание юридической техники
+Правила обеспечения логики права
Правила обеспечения точности и ясности слога
+Формальные (реквизитные) правила
Юридическая тактика – это .
понятие, тождественное юридической стратегии
+линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели
совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные планы, прогнозы, программы юридической деятельности)
Верные положения
Юридические инструменты применяются, как правило, в произвольной последовательности
Она снижает эффективность юридической деятельности
Юридический инструментарий развивается в силу объективных закономерностей и не зависит от уровня развития общества и юридической науки
+Юридическая техника представляет собой совокупность юридических инструментов (средств, приёмов, способов, методов)
+Юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию правовой информации в правовой акт или иной юридический документ
+Юридическая техника – это совокупность юридических инструментов подготовки, составления и оформления юридических документов, а также их систематизации и учёта
Документ, содержащие решения индивидуального характера
Источник