Абсентеизм способы его преодоления

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Абсентеизм — пути преодолдения

Абсентеизм. Пути преодоления

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений. Однако прежде чем рассматривать проблему абсентеизма в электоральном поведении во всевозможных ее ракурсах, необходимо понять, что же такое абсентеизм.

Абсентизм — (от лат. «absens, absentis» — отсутствующий) — отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления. Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Читайте также:  Форма правления способ организации верховной государственной власти определяется

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой — абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Трудовой абсентеизм — в широком смысле — вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле — уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм — форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Однако мы не будем расширять наше исследование до решения глобальных социальных проблем, а остановимся на проблеме абсентеизма в электоральном поведении граждан России.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах — самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия — представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов.

Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

С политическим участием населения в России дело всегда обстояло плохо, власти предержащие редко когда соглашались уступить хоть малую толику своих полномочий народу. Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров. Однако в целом выступление декабристов было малочисленным и не достигло намеченных целей.

К сожалению, эти тенденции сохранились и по сей день, пережив все наши исторические катаклизмы. Исследуя проблему абсентеизма в рамках проблемы влияния социальных факторов на поведение российского электората, мы отметили среди одного из направлений работы по повышению электоральной активности населения — работу с молодежью. Ведь молодежь с ее свежими силами, активной жизненной позицией, минимальной зависимостью от социальных условностей должна являться основой и опорой выборного института в государстве.

Институт выборов, как известно, был «импортирован» в Россию сравнительно недавно, и его освоение отечественной политической культурой при любых обстоятельствах не могло не быть более или менее длительным процессом. Однако результаты последнего опроса свидетельствуют о том, что ценность этого института в глазах российских граждан не только не растет, но, напротив, ощутимо снижается.

По результатам проведенного в апреле 2003 г. социологического опроса, 73% россиян признавали, что выборы в принципе нужны, тогда как 20% — считали их ненужными. Сейчас первую точку зрения разделяют только 61% опрошенных; доля сторонников противоположной позиции выросла не слишком значительно (до 23%), однако более чем вдвое — с 7 до 16% — увеличилось число затрудняющихся с ответом на это вопрос.

Чаще других признают необходимость выборов молодые респонденты (68%), граждане с высшим образованием (73%), жители мегаполисов и других крупных городов (66%).

Тенденция к снижению субъективной ценности выборов проявляется и в реальном электоральном поведении российских граждан, и — в еще большей степени — в их отношении к участию в голосовании. Сегодня 39% опрошенных утверждают, что всегда участвуют в выборах, 22% — что делают это часто, 26% — что редко, и 11% — что никогда не участвуют в выборах. Стоит отметить, что молодые респонденты, которые охотнее других признают выборы необходимыми, особенно часто заявляют, что ходят на выборы редко или не ходят никогда — 31% и 21% соответственно. Вопрос об участии в выборах в той же редакции задавался респондентам на протяжении одного года (с ноября 2002 г. по октябрь 2003 г.) четыре раза. Доля ответивших, что они всегда приходят к избирательным урнам, варьировалась в узком «коридоре» 47-53%. Сейчас таких респондентов 39%.

Таким образом, реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более «принятым» в российском обществе, а электоральный абсентеизм — все более легитимной практикой.

Среди проводимых опросов населения сотрудниками и аналитиками фонда Общественное мнение нередко звучал вопрос о причинах снижения электоральной активности наших сограждан. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, они чаще всего объясняли абсентеизм разочарованием в институте выборов, восприятием его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались в выборахничего не меняется», «не видят смысла в участии в выборах») и недоверием к выборам, опасением фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).

При этом часть опрошенных полагают, что люди не участвуют в выборах из-за недовольства властями («злость на власть»; «люди разочаровались во власти») и выражают так свой протест («не доверяют власти, это такая форма протеста против бездеятельности и коррупции властей»).

Часто опрашиваемые фондом Общественное мнение респонденты объясняют неучастие в выборах отсутствием достойных кандидатов и доверия к ним («кто принципиально не согласен выбирать ни одного предложенного кандидата»; «перестали верить этим болтунам»). Часть участников опроса обычно полагают, что причиной неучастия людей в выборах является отсутствие интереса к политике, равнодушие и лень («безучастие, равнодушие к политической жизни»; «ленивые») или «оправдывают» неучастие в голосовании разными личными обстоятельствами («болеют старики»; «занимаются своими личными делами»; «заняты, находятся в отъезде и т.д.»). Кто-то уверен, что люди не ходят голосовать, поскольку полагают, что от них ничего не зависит, а исход выборов предрешен.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление — отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление — наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

В социологическом исследовании мы рассмотрели три пути преодоления политического абсентеизма, которые представляются нам наиболее эффективными.

Повышение электоральной и политической культуры населения.

Учет влияния социальных факторов в предвыборной кампании.

3. Преодоление социального кризиса.

Для первого направления важен прежде всего молодежный вопрос. Причем здесь возможны самые разнообразные пути: и углубленное изучение в школах и институтах всех профилей (помимо политологии и обществознания) основ активного избирательного права, и проведение тематических игр-выборов, игр-референдумов, и организация внутри школьных и студенческих коллективов партий и движений, и реализация модели государства на игровом уровне и многое-многое другое.

Кроме того, предвыборные программы кандидатов должны содержать и определенные социальные факторы, которые создавали бы заинтересованность граждан в электоральном процессе.

Третье направление — преодоление социального кризиса — довольно популярно не только у социологов, но и у политиков, общественных деятелей и т.д. Это направление связано в основном с повышением духовного, экономического и политического престижа страны в глазах ее граждан.

2. Философский словарь. М., 2007.

Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.

Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования. Автореф. дис…. кандид. политич. наук. М., 2005.

Источник

Абсентеизм способы его преодоления

Библиографическая ссылка на статью:
Колосова А.А. Проблема абсентеизма в избирательном процессе и методы его преодоления // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20139 (дата обращения: 03.10.2021).

Как известно, одним из основных признаков проявления демократии в Российской Федерации является равная возможность граждан участвовать в управлении делами государства путем формирования органов власти, а также путем голосования в ходе референдума. В общем виде активное избирательное право и право на участие в референдуме закреплено в статьях 3 и 32 Конституции РФ, а более подробно их содержание раскрывается в избирательном законодательстве [1, с. 3].

Концентрированным выражением участия граждан в формировании власти является стадия голосования, в ходе которой право избирателя переходит в реальное решение о наделении некого субъекта публичной властью.

Таким образом, важность процедуры голосования не вызывает сомнения. Однако она не была должным образом рассмотрена специалистами. Вызывает недоумение отсутствие легального определения голосования, вызывающее разнообразие доктринальных подходов к данному вопросу. Периодически поднимается вопрос о подкупе избирателей и борьбе с этим явлением. Остается неразрешенной проблема соотношения различных вариантов волеизъявления, а именно уклонение большей части граждан от голосования, что в настоящее время является актуальной проблемой в стране. Также наблюдается довольно невысокий уровень активности избирателей, особенно среди младшего поколения избирателей, что в перспективе может вызвать самые неблагоприятные социальные последствия. Представляется, что одной из основных причин данного явления – неудобство традиционного метода волеизъявления. Решение указанной проблемы связано с альтернативными механизмами голосования.

В настоящее время альтернативные методы голосования используются, прежде всего, для обеспечения «права голоса» граждан, которые не могут проголосовать традиционным способом по различным уважительным причинам, в том числе, в связи с отсутствием по месту постоянного жительства. В этом плане они обеспечивают равенство фактических возможностей граждан участвовать в голосовании, и поэтому являются гарантиями принципа равного избирательного права [2, с. 128]. Но в современных условиях все большую важность приобретает тот факт, что использование различных альтернативных методов голосования позволяет влиять на решение проблемы абсентеизма.

Абсентеизм (от лат. absentia – отсутствие) – это уклонение избирателя от участия в голосовании в ходе выборов представительных органов власти, главы государства и т.д. [3, с. 9]. Такое явление, как отмечают специалисты, создает серьезные проблемы для демократии. Ведь «в результате нарастания этого явления деятельность органов политической системы может быть просто блокирована» [4, с. 635-636].

Анализ результатов единого дня голосования наглядно показывают, что электоральная активность в некоторых российских регионах оставляет желать лучшего. Данное явление, конечно, может свидетельствовать о том, что избиратели удовлетворены своей жизнью и положением дел в политической сфере. Часть население поддались «противоречивым искушениям», то есть время выборов совпало со временем отдыха, семейного праздника, другого важного для события. Кто-то не проголосовал по объективными причинам: поездка, болезнь и т.д. Однако даже в учебной литературе приводится множество причин абсентеизма, носящих ярко выраженный негативный характер. Среди них называют: чувство безразличия к политическим деятелям, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело [5].

Также большая часть населения просто игнорирует дни голосования и вообще не относят себя к числу избирателей и тех, от кого зависит судьба всей страны, так как считают, что всё равно выбор будет последним за органами власти и «мнения населения безразлично», так сказать «для галочки» [6, с. 1430 ].

Таким образом, можно с точностью сказать, что основной причиной, по которой российский избиратель не приходит на выборы, является политическая аномия, которая «выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической» [7, с. 85]. При этом политика рассматривается как сфера, не касающаяся реальных проблем личности, человеческих интересов, а контакты с политической властью рассматриваются как крайне нежелательные. В тоже время политическое отчуждение не означает, что человек полностью выведен за рамки политики. Более того, аномия может вызывать накопление негатива, который, прорвавшись в сферу политики, способен привести к катастрофическим последствиям.

Получается, что необходимость развития правовой культуры граждан является важной и неотъемлемой частью избирательного процесса и развития граждан в политической сфере.

Для становления новой политической культуры, считаем, необходима продуманная система, направленная, прежде всего, на передачу молодому поколению, которое еще не приобрело устойчивых навыков подданнической политической культуры, представлений о ценностях и ориентирах активистской культуры. Это тем более важно, что зачастую современная молодежь не имеет четкого представления о партиях, молодежных организациях, молодежных программах, не знает, кто представляет ее интересы во власти, в связи с этим активность молодёжи в политической сфере низкая. Если данная тенденция получит развитие, то через несколько лет большинство граждан России не будут иметь представления о правовых методах отстаивания своих интересов, а, следовательно, они будут применять другие методы, скорее всего самые радикальные и силовые.

Важнейшим институтами (агентами) политической социализации считаются семья, система образования, церковь, неформальные группы, средства массовой информации и, конечно, специализированные политические институты: партии, организации, движения и т.д. [8, с.307].

Исследователи уже довольно давно отмечают, что современная семья, к сожалению, играет все меньше роли в процессе приобретения политических навыков и описанные ранее модели поведения, построенные на решающей роли родителей в данной сфере, воспринимаются с сомнением. Дети формируют свои политические взгляды независимо от родителей.

Исторически религия играла существенную роль в общественной и политической жизни российского государства. В частности, до реформ Петра I именно крещение в православие выступало в качестве основного механизма вступления в русское подданство [9, с. 21-22 ]. Однако в настоящее время церковь в широком смысле оказывает довольно слабое влияние на политическое воспитание. Для России специфично, что большинство населения, хотя и самоопределяется как верующее той или иной конфессии, но имеет склонность к соблюдению внешней стороны религии (обряды, праздники, посты). Кроме того, ставка на политическое воспитание через религию может привести к приходу церкви во власть, а у нас светская власть в стране, следовательно, будет противоречивое отношение к тому, является ли наша страна вообще правовым государством. Это вызовет наложение религиозных и политических факторов, что в условиях многонациональной, многоконфессиональной России с ее сложной социальной структурой почти наверняка приведет к катастрофе.

Невозможно оставить без внимания роль средств массовой информации в становлении новой политической культуры, так как они должны, прежде всего, быть источниками объективной, непредвзятой и разнообразной информации. При этом государство не только не должно мешать их работе, но, наоборот, должно быть максимально открыто для получения интересующих сведений со стороны журналистов. Ведь «информационная открытость, прозрачность, хотя бы минимальная предсказуемость правительственной политики – это важнейший компонент демократического процесса, без которого от концепции народовластия останутся лишь внешние ритуалы, безразличные избирателю» [10].

Таким образом, для преодоления негативных тенденций, характеризующих современную политическую культуру России, для борьбы с развивающимся абсентеизмом представляется рациональным:

1. Построение системы политического воспитания молодежи, охватывающей все периоды первичной социализации. При этом необходимо избегать идеологизации такого воспитания. Следует прививать навыки политически активного самостоятельного поведения, а не призывать следовать какой-либо идеологии.

2. Развитие системы общественных организаций. Это, с одной стороны, является непременным условием становления гражданского общества, а с другой – без такой системы политическое воспитание в рамках учебных заведений будет непродуктивным. Главные проблемы общественных организаций в настоящее время – это отсутствие материальной базы и негативное отношение со стороны государственных и муниципальных служащих. Это в полной мере касается и молодежных организаций.

3. Восстановление роли семьи. Традиционная семья во всем мире переживает кризис. Для России он осложняется существованием в рамках семьи, как правило, трех поколений, имеющих отличные ценности: старшее – послевоенное, уже не чувствительное к переменам, младшее – появившееся не раньше начала перестройки, и среднее, воспитывавшееся в советских традициях, а затем вынужденное перестраиваться и приспосабливаться к рыночной экономике. В таких условиях в семье нет единой системы ценностей, поэтому значение полученных в ней навыков довольно низко. Особенно, как уже отмечалось, это касается политической сферы. В тоже время традиции (в том числе политической активности) наиболее легко перенимаются в рамках традиционной семьи. И именно их следует поддерживать [11, с. 57].

Если сравнивать системы развития политической культуры разных стран, стоит отметить особенно интересные методы воздействия и поощрения граждан. Для стимулирования граждан к участию в выборах в некоторых странах избирателям, принявшим участив в голосовании, предоставляется дополнительный оплачиваемый выходной [12]. В Бразилии законодательство предусматривает обеспечение бесплатного транспорта для поездки к месту нахождения избирательного участка в день выборов избирателям, которые проживают в сельской местности [13]. Аналогичные предложения выдвигаются и российскими депутатами. Впрочем, их оппоненты указывают, что логичным развитием инициативы будет «введение доплаты за участие в выборах» [14]. В последние годы особое внимание уделяется обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. В частности, требования доступности для лиц с ограниченными возможностями предъявляются к помещениям для голосования. Широкое распространение получило закрепление возможности использования бюллетеней, оформленных с применением шрифта Брайля.

Возможно, стоит ввести обязанность участия в голосовании, но законодатели нередко учитывают объективную трудность ее исполнения. Так, право Бразилии предусматривает обязательный вотум. Однако из общего правила сделан целый ряд исключений: лица моложе 18 лет, лица старше 70 лет, неграмотные, инвалиды, а также граждане, которые находятся за рубежом. Ряд отечественных специалистов также выдвигают идею ввести, хотя бы временно, ответственность за уклонение от участия в голосовании и в России. Например, О.Е. Кутафин заметил: «Право избирателя самому решать вопрос об участии в выборах внешне носит, бесспорно, демократический характер. Однако провозглашение его в Российской Федерации в современных условиях привело к негативным последствиям, ставящим под сомнение, прежде всего фактическую легитимность некоторых органов государственной власти, избираемых меньшинством зарегистрированных избирателей принявших участие в голосовании, так и разумность избирательной системы» [15, с.166].

Представляется, что в определенных условиях придание участию в выборах, референдуме статуса обязанности может быть оправданным. Однако, введение подобной меры в условиях Российской Федерации в настоящее время выглядит нецелесообразно по ряду причин.

Во-первых, установление ответственности за неявку на выборы вызовет рост уровня негативного отношения к данному институту.

Во-вторых, для внедрения и применения ответственности за неявку на выборы необходима существенная работа: выявить нарушение и личность нарушителя, получить пояснения нарушителя, при необходимости собрать и процессуально закрепить доказательства, принять решение о привлечении к ответственности и т.д.

В-третьих, возникает вопрос о виде ответственности и наказания. Гражданская и дисциплинарная ответственность в данном случае неприменима. Уголовная ответственность за неявку на выборы представляется слишком жесткой. Она не вписывается в современные рамки российского уголовного права. Лишение избирательных прав в соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации допускается лишь в отношении недееспособных граждан и лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. Соответственно, данный вариант недопустим. Если говорить об административной ответственности, то в мировой практике за подобное правонарушение применяются такие наказания как лишение прав, общественное порицание, тюремное заключение, штраф [16, с. 212]. Наиболее обоснованным наказанием за абсентеизм без уважительных причин, как представляется, является штраф. Между тем трудно представить реакцию электората на введение наказания за то, что граждане «используют выходной по своему усмотрению» [17]. Скорее всего, возрастет количество граждан, отрицательно относящихся как к политике в целом, так и к выборам, в частности. В таком случае, данная проблема остаётся нерешённый и неизвестно, сколько потребуется времени для нахождения надёжного и более гуманного метода борьбы с абсентеизмом.

Итак, вышеизложенное подчеркивает, насколько важно активное участие в выборах самого широкого спектра избирателей. Именно подобным образом достигается отражение в результатах выборов действительных политических предпочтений граждан государства. Для преодоления абсентеизма наиболее рациональными представляются не установление мер ответственности, а работа по повышению уровня политической грамотности и самосознания населения и совершенствование процедур голосования.

Источник

Оцените статью
Разные способы