Абай – мудрость народа
Процветание какого-либо народа, развитие культуры, литературы, искусства – одним словом, торжество сознания, тождество внутреннего духовного мира со стремлением к достижению общечеловеческих благ неразрывны с жизнью самого народа, историческими свершениями его выдающихся людей, своим неповторимым талантом изменившие общество к лучшему. Фигурой подобной величины, величайшей глыбой своего времени, чье слово и созидание стали примером мудрости и подражания для казахов, является, несомненно, философ, выдающийся поэт Абай. Благодаря своему природному дару, непревзойденному уму и харизме он не только основал новую письменную литературу казахов, но и с ее помощью стал воспитанником всего казахского общества, великим деятелем, указавшим путь к добру, настоящим покровителем народа, боровшимся за честь и справедливость. «Казахи должны полностью знать и понимать творчество Абая», — писал, в этой связи, видный казахский просветитель начала ХХ века Ахмет Байтурсынов.
Великий Абай – символ духовности и культуры казахов. Его учение тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость находит отклик и по сей день в душе каждого казаха. Знакомство с творчеством Абая пробуждает сознание, заставляет шире и глубже мыслить, создает новое настроение и чувства, ведет к светлым мечтам, толкает через самопознание к очищению и духовному обогащению.
Абай внес неоценимый вклад не только для своей страны, но и для народов всего мира. Зная это, Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в свое время написал письмо в ЮНЕСКО, в котором просил включить юбилей Абая Кунанбаева в календарь его памятных дат. Так, 1995 год был объявлен ЮНЕСКО годом Абая. Благодаря мудрой воле Елбасы празднование 150-летия Абая на самом высоком уровне стало событием мирового масштаба, вызвав огромный интерес у зарубежного читателя к наследию великого поэта и мыслителя.
«Мир Абая – наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры. На все сложнейшие, смущающие душу вопросы он давно ответил», — сказал об Абае Елбасы.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке», подчеркивая пользу наследия мыслителя для нынешнего поколения, пишет:
«Если мы хотим модернизировать наше национальное сознание и развиваться как конкурентоспособная нация, то должны внимательно изучать и осмысливать произведения Абая… Абай, прославивший не только свою эпоху, но и приоткрывший миру лицо современного общества, является путеводной звездой национальной мечты».
Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся личностей своего времени, однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не знала. С юности он отличался прозорливостью и наблюдательностью, много читал, рано помогая отцу решать внутриродовые споры, научился вникать в самую суть вопроса. Мысли Абая были на голову выше других акынов тем, что он раскрывал не только внешнюю, но и самую глубокую суть предметов. О чем бы ни писал Абай, он проникает в самую глубину, раскрывая внутренние и внешние свойства.
Впитав в себя всю мудрость степных мыслителей, используя все достоинства кочевого общества, в своих стихах восхвалял ум и знания, был противником власти и наживы. А его «Слова назидания» стали ценным достоянием понимания мира и человеческого бытия.
Как человек широчайших знаний он впитал в себя, прежде всего, всю мудрость представителей передовой степной мысли, хорошо знал казахские народные сказания, обряды и традиции. А его знакомство с произведениями русской и западной классической литературы утвердили в его сознании понимание преимущества образования. Он видел в образованной молодежи счастливое будущее казахского народа. Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков. «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце», — напоминал он. Акын наставлял верить только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться безмерно восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По словам Абая, только знание и воспитание способны покорить вершины, сократить путь к успеху. Для этого нужно построить много школ для казахских детей, отдать их в школы, часть которых следует направить на изучение одного вида специальности, часть – на другой.
Только образование могло открыть путь талантливой молодежи в цивилизованное будущее.
Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания.
Источник
«Наследие Абая на все поколения».
КГУ «Общая средняя школа имени Т Аубакирова» № 43
Тема: « Наследие Абая на все поколения ».
Подготовила: Исмаилова Наталья
учитель русского языка и литературы
Туркестанская область , Макта а ральский район, село Игилик
январь 2019 уч.год
Тип проекта: исследовательский.
Цель работы: изучение и знаком ство с биографией и наследием выдающегося человека.
— изучить и ознакомиться с биографи ей и творчеством Абая;
— исследовать отношение поэта к родным местам,через изучение поэтического творчества ;
— выявить в творчестве отношение автора к родной стране, к народу;
— доказать, что наследие Абая актуально на все времена.
Методы и приемы работы:
— сбор информации из разных источников;
-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования во внеклассных мероприятиях.
Тема исследовательской работы » Наследие Абая на все поколения». Суть проекта и цель написания: изучение и знакомство с наследием выдающегося человека, доказать ,что наследие Абая актуально на все времена.
Статья посвящена комплексному исследованию образования Абая: первые учителя, великие учителя. З накомит с исследованием отношения поэта к родным местам . Особое внимание акцентируется на отношении автора к родной стране и к народу .
Автор прослеживает становление поэта ,через разностороннее образование, любовь к своему народу, ко всему , что было ему дорого, чем жил его народ и к чему он стремился. В данной статье рассмотрены философские и педагогические взгляды великого гуманиста Абая Кунанбаева . Особое внимание обращается на основополагающие общечеловеческие проблемы формирования нравственных принципов и нравственных ценностей в жизни каждого человека.
Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое наследие выдающегося просветителя Абая Кунанбаева. В его произведениях максимально отражены традиции народного творчества и осмысление проблем общества.
В данной статье приводятся аргумент ы бесценного вклада Абая в культуру страны и кзахского народа.
И сходя из проделанной работы мы видим, что наследие Абая передается и будет передаваться на все поколления . Актуальность данной статьи в том , что её можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории и на внеклассных мероприятиях.
2. И зучени е многогранного наследия Абая. 5-7
Образование и наследие Абая ………………… . 7-12
1.1 Первые учителя . 7
1.2 Великие учителя. 7-9
1.3 Наследие Абая. 9
2. Родная земля и родные места Абая …… . 9-11
3. Любовь к родной стране, к народу ………… . 11-12
1. Актуальность творчества Абая на все времена. 12-13
Использованная л итература . 13-14
Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово «батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскемьай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая.
Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.
Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.
В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегизбаева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С. Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие.
Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.
Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, — это родители.
Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.
Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противо по ставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов .
1. Образование и труд Абая
1.1. Первые учителя
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.
Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.
1.2 Великие учителя
Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.
С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи . На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Через посредство русской литературы он познакомился и с литературой западной Европы.
Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе — мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу, и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.
В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат. Он распознавал поэтический дар Абая еще в юношеских стихотворениях и благословил будущего поэта:
Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны.
Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.
1.3 Наследие Абая
Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество. Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Главные произведения : Масгут , Времена года , Көзімнің қарасы, Ескендир , Очи черные , Густой туман, Қара сөз.
Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз», что в дословном переводе означает «Черное слово». Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права.
2. Родная земля и родные места Абая
В поэзии Абая нашли отражение разнообразные картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота, внутренний мир людей разных поколений, разхых характеров. Абай любил свой наарод, ему было дорого всё, чем жил народ, к чему он стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создаёт ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свидетельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстаёт перед читателями в своём величии и страдании, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут служить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь — предверие зимы. «,»Зима», которые являются непревзойдёнными образцамине не только пейзажной лирики, но страстной гражданской,подлинно реалистической поэзии.
Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе — это в то же время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов.
Безмятежно и радостно звучит начало стихотворения «Лето»:
Источник