9 тенарова синь реакция сухим способом характерна для

Тенарова синь

Кобальтовая синь
HEX 0047AB
RGB¹ (r, g, b) (0, 71, 171)
CMYK (c, m, y, k) (100, 58, 0, 33)
HSV² (h, s, v) (215°, 100%, 67%)
  1. Нормализовано к [0—100]

Тенарова синь, кобальтовая синь — (Co(II)Al2)O4 — оксид диалюминия-кобальта II.

Синяя алюминиево-кобальтовая краска. Названа именем Луи Жака Тенара.

Приготовляется прокаливанием глинозёма или алюмината натрия с солями (например, галоидными) кобальта:
2Al2(SO4)3 + 2Co(NO3)2 → 2Co(AlO2)2 + 6SO3 + 4NO2↑ + O2

Употребляется как пигмент для акварельных и масляных красок. К числу недостатков тенаровой сини следует отнести то, что при вечернем освещении она кажется грязно-фиолетовой.

Источник

История науки: открытие «окисленной воды»

О первооткрывателе перекиси водорода и «спасителе» художников читайте в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

От лаборанта до академика

Луи Жак Тенар родился в Шампани в семье фермеров. Родители нашего героя, почувствовав способность сына к наукам, отправили его учиться в местную школу, где Тенар слушал свои первые лекции по химии. В 17 лет он решил перебраться в Париж, чтобы стать фармацевтом.

Вскоре будущий химик понял, что ему нужно научиться использовать специальные инструменты и оборудование, чтобы освоить науку полностью. Поэтому Тенар решил присоединиться к лаборатории химика и фармацевта Николаса Луи Воклена. Однако здесь наш герой неожиданно столкнулся с проблемой. Дело в том, что обучение у Воклена было платным — около 20 франков в месяц. Тенар не мог позволить себе такой суммы, потому предложил Воклену ухаживать за лабораторией и помогать анализировать химические вещества. Профессор согласился.

Так, незаметно для Тенара, прошли следующие три года в качестве лаборанта у известного химика. Однажды в лабораторию Воклена попал образец изумруда, найденного близ французского города Лиможа. Занятой профессор доверил анализ образца Тенару. После многочисленных опытов студент сообщил Воклену, что в минерале содержатся только уже известные науке элементы. Профессор попросил Тенара продолжить работу.

Луи Никола Воклен

Опыты дали свои результаты: через месяц Тенар вручил профессору 250 граммов глюцина (соединения бериллия). Нашему герою было на тот момент всего 20 лет. Воклена впечатлили способности Тенара, и по протекции своего педагога тот стал учителем химии в школе для детей из состоятельных семей.

Вскоре началась война второй коалиции европейских государств против революционной Франции, и профессор вынужден был покинуть Париж, чтобы принять участие в сражениях. Свои обязанности он возложил на Тенара, которой вскоре стал преподавателем в Политехнической школе. Кроме того, в распоряжении нашего героя оказалась большая лаборатория, и теперь он целиком мог посвятить себя работе. В апреле 1804 года Тенар покинул школу, чтобы занять кафедру в Коллеж де Франс, где стал профессором химии, а шесть лет спустя был избран членом Академии наук. Место в Политехнической школе занял известный впоследствии физик и химик Жозеф Луи Гей-Люссак, вместе с которым Тенар вскоре провел несколько замечательных опытов.

Синь, дрожжи и белила

В 1799 году химик Жан-Антуан Шапталь, которого Наполеон назначил министром внутренних дел, поручил Тенару найти замену ультрамариновому синему пигменту, импортному материалу, который использовался для производства фарфора на Севрской мануфактуре. В течение пятнадцати дней Тенару удалось синтезировать кобальтовую синь, которую позже прозвали «тенаровой синью». Ученый обнаружил, что прокаливание гидроксида алюминия с солью кобальта дает синее окрашивание (образуется алюминат кобальта Co(AlO2)2.

Кобальтовая синь быстро завоевала популярность не только в производстве фарфора, но и среди художников. Особенно сильно ее любил Винсент Ван Гог: благодаря тенаровой сини он почти полностью написал свою знаменитую «Звездную ночь».

С 1808 года в лаборатории Политехнической школы Тенар вместе с Гей-Люссаком провел серию опытов с калием и натрием, результаты которых показали, что все они — элементы, а не кислородсодержащие соединения. Гей-Люссак и Тенар исследовали химические свойства полученных металлов, проверили, как они взаимодействуют со многими веществами. В процессе работы ученые химически разложили борную кислоту и получили новый элемент — бор. Кроме того, они попытались разложить на простые элементы вещество, которое тогда называлось «окисленной соляной кислотой». Не добившись результата, химики предположили, что это вещество само — простой элемент. В дальнейшем ученые установили, что соляную кислоту образует соединение хлора с водородом.

Тенар одним из первых изучил процесс спиртового брожения. Ученый пришел к выводу, что все сладкие соки в процессе самоброжения откладывают вещество, напоминающее пивные дрожжи. Общий вывод французского химика звучал так: «Тело, способное осуществить брожение, сходно с дрожжами, оно так же состоит из азота, кислорода, углерода и водорода, действует на сахар так же, как дрожжи… Я отныне буду называть его ферментом». Заключение Тенара продвинуло науку на шаг вперед. Хотя научного понятия о ферментах еще не существовало, ученые благодаря Тенару уже знали, что дрожжи представляют собой мириады живых клеток и действуют как ферменты.

Стекло, окрашенное тенаровой синью

Позже француз еще раз помог художникам: он предложил способ получения свинцовых белил. С этой целью он построил около Парижа первый завод для производства этой краски способом осаждения. Сначала изготавливается раствор уксусно-свинцовой соли, через который потом пропускают углекислоту. В результате белила осаждаются, а средняя уксусно-свинцовая соль остается в растворе.

Открытие «окисленной воды»

Наибольшую известность Тенару принесло открытие перекиси водорода в 1818 году. Первым о перекиси водорода сообщал немецкий ученый Александр Гумбольдт. Еще в 1790 году он обнаружил, что оксид бария при нагревании поглощает кислород воздуха, превращаясь в пероксид бария. Двенадцать лет спустя Гей-Люссак и Тенар указали на то же явление. Ученые сожгли щелочные металлы в избытке кислорода и получили пероксид натрия и супероксид калия:

Химики изучили разложение этих соединений водой, углекислотой и соляной кислотой, однако перекиси водорода они тогда не обнаружили. Дело в том, что в таких опытах перекись водорода присутствует совсем недолго.

Тенар изучал действие различных кислот, в частности сильно охлажденной соляной кислоты, на пероксид бария. Химик обнаружил новое вещество и первоначально решил, что это просто кислота, богатая кислородом.

Во время чтения лекции в Сорбонне о солях Тенар сообщил, что для того, чтобы металлы соединились с кислотами, кислорода должно быть немного. В качестве примеров он упомянул пероксиды марганца, свинца, олова, сурьмы, калия и натрия. Наш герой хотел включить в перечень перекись бария, но вдруг вспомнил, что соответствующий опыт он так не провел.

Завершив лекцию, Тенар взял свой образец, добавил немного воды, раствора хлористого водорода и кубик льда. Спустя некоторое время Тенар заметил, что маленькие капельки жидкости, похожей на воду, застыли на стенках сосуда. Тенар назвал обнаруженное соединение «окисленной водой» или «перекисью водорода».

Ученый определил свойства нового соединения и сообщил, что оно бесцветное и не имеет запаха. Он также обнаружил, что один объем H₂O₂, разлагаясь на воду и кислород, выделяет несколько сотен объемов последнего. В своих публикациях Тенар составил подробные инструкции о том, как получить пероксид водорода из нитрата бария.

Пероксид водорода оказался полезен не только в медицине и химии, но и для реставрационных работ. Так, Тенар сам с помощью открытого вещества реставрировал одну из потемневших от времени картин Рафаэля. Спустя 40 с лишним лет перекись водорода рискнули применить и для осветления волос.

В 1823 году Тенар стал президентом Французской академии наук, а в 1826 году — иностранным почетным членом Санкт-Петербургской академии. Его имя стало одним из 72, выгравированных на Эйфелевой башне.

Источник

Качественные реакции в химии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Качественные реакции в химии <

Качественные реакции на катионы

катион Li+ Окрашивание пламени газовой горелки. Соли лития окрашивают пламя горелки в карминово-красный цвет.

Na+ Окрашивание пламени газовой горелки. Соли и другие соединения натрия окрашивают пламя в желтый цвет.

К+ Окрашивание пламени газовой горелки. Соли калия или их растворы окрашивают пламя в фиолетовый цвет.

NH4+ Разложение солей аммония щелочами (фармакопейная). NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O Признаки реакции: характерный запах аммиака, окрашивание универсальной индикаторной бумаги в фиолетовый цвет.

Ag+ Реакция с соляной кислотой и растворимыми хлоридами (фармакопейная), бромидами и йодидами. Ag+ + Cl- = AgCl ↓ (белый ) Признаки: белый творожистый осадок

Са2+ Окрашивание пламени. Соли и другие соединения кальция окрашивают бесцветное пламя горелки в кирпично-красный цвет.

Ва2+ Окрашивание пламени горелки. Соли и другие соединения бария окрашивают бесцветное пламя горелки в желто-зеленый цвет.

Al3+ Реакция с нитратом кобальта – образование «тенаровой сини» «Тенаровая синь» — смешанный оксид алюминия и Со(АlO2)2 синего цвета. 2 Al2(SO4)3 + 2 Co(NO3)2 → 2 Cо(AlO2)2 + 4 NO2 + 6 SO3 + O2. Признаки реакции: Полоску фильтровальной бумаги смачивают вначале 1-2 каплями раствора сульфата алюминия Al2(SO4)3, а затем 1-2 каплями разбавленного раствора нитрата кобальта. Бумагу высушивают, помещают в фарфоровый тигель и озоляют на газовой горелке. Получают золу синего цвета – «тенаровую синь».

Fe2+ Реакции с щелочами и аммиаком. Fe2+ + 2 OH- → Fe(OH)2↓ (белый) а)На воздухе осадок постепенно темнеет, вследствие окисления железа (II) до железа (III) кислородом воздуха и образования красно – бурого гидроксида железа (III) Fe(OH)3: 4 Fe(OH)2 +О2 + 2 Н2 О → 4 Fe(OH)3↓ (красно-бурый) б). Под действием растворов NaOH и Н2О2 окраска осадка изменяется до красно — бурой, вследствие образования Fe(OH)3: 2 Fe2+ + 4 OH- + Н2О2 → 2 Fe(OH)3↓

Fe3+ .Реакция с щелочами и аммиаком. Fe3+ + 3 OH- → Fe(OH)3↓ (красно-бурый) Катионы Fe3+ в кислой среде реагируют с ферроцианидом калия с образованием темно-синего осадка «берлинской лазури» (Fe4[Fe (CN)6]3*XH2O) с переменным количеством молекул Н2О. 4 Fe3+ + 3 [Fe (CN)6]4- + XH2O → Fe4[Fe (CN)6]3*XH2O↓ (темно-синий)

Cu2+ Воздействие или реактив: Вода Наблюдаемая реакция: Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску

SO4 2- Ва2+ + SO42- → BaSO4↓ (белый мелкокристаллический) Выпадает белый осадок сульфата бария. Если в растворе присутствует перманганат калия КМО4, то осадок BaSO4 окрашивается в фиолетово – красный цвет за счет адсорбции MnO4- — ионов на осадке.

РО4 3- Реакцию проводят в нейтральной среде: РО43- + 3 Ag+ → Ag3PO4↓(ярко-желтый осадок )

S 2- Растворимые соли меди Cu2+ + S2- → CuS↓ (Чёрный осадок )

ОН- (щелочная среда) индикаторы: лакмус, Фенолфталеин. Наблюдаемая реакция: синее окрашивание, малиновое окрашивание

Распознавание органических веществ

Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия Ацетилен получаем действием воды на карбид кальция. При пропускании ацетилена через подкисленный раствор перманганата калия наблюдаем быстрое обесцвечивание раствора. Происходит окисление ацетилена по месту разрыва тройной связи с образованием продукта окисления – щавелевой кислоты.

Качественная реакция на этанол Чувствительной реакцией на этиловый спирт является так называемая йодоформная проба: образование характерного желтоватого осадка йодоформа при действии на спирт йода и щелочи. Этой реакцией можно установить наличие спирта в воде даже при концентрации 0,05%. Отберем пробу раствора и добавим раствор Люголя. Раствор Люголя содержит иод. При охлаждении раствора появляется желтая взвесь йодоформа, при высоких концентрациях спирта выпадает желтый осадок йодоформа. С2Н5ОН + 6 NaОН + 4 I2 = CHI3 +HCOONa + 5 NaI + H2O

Взаимодействие ацетилена с бромной водой Ацетилен получаем действием воды на карбид кальция. Пропустим выделяющийся ацетилен через бромную воду. Наблюдаем обесцвечивание бромной воды. Бром присоединяется к ацетилену по месту тройной связи. При этом образуется соединение с четырьмя атомами брома в молекуле — 1,1,2,2-тетрабромэтан. СН ≡ СН + 2Br2 = CHBr2 — CHBr2

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II) Получим гидроксид меди (II), путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прильем полученный осадок к глицерину. Осадок гидроксида меди растворяется и образуется темно-синий раствор глицерата меди (II). Осадок гидроксида меди прильем к раствору этиленгликоля. Также образуется темно-синий раствор. Реакция с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на многоатомные спирты.

Карбонильная группа –CH=O (альдегиды, глюкоза) Реактив: Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→)

Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот Кальциевые соли жирных кислот нерастворимы в воде. Это можно наблюдать в следующем опыте. К раствору мыла прильем немного раствора хлорида кальция. Выпадает обильный осадок нерастворимого стеарата кальция. 2С17Н35СООNa + СаСI2 =(C17 H35COO)2Ca + 2NaCI

Спасибо за внимание.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-100727

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Заполните таблицу название способа получения металлургии определение примеры
Оцените статью
Разные способы