- Конспект урока по русскому языку для 9 класса «Способы сжатия текста (упрощение)»»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Способы сжатия текста план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытый урок » Способы сжатия изложения» 9 класс
Конспект урока по русскому языку для 9 класса «Способы сжатия текста (упрощение)»»
Методическая разработка занятия — практикума по подготовке к сжатому изложению в 9 классе.
Тема: Способы сжатия текста (упрощение)
Цель занятия: Познакомить учащихся с приемом сжатия текста (компрессии) текста и научить использовать приём при работе с текстом.
Повторить приемы сжатия текста.
Научиться применять приемы сжатия текста на практике.
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу .
Планируемые образовательные результаты:
Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.
-формирование ценностного отношения к русскому слову;
-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.
-формирование нравственных ценностей;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
Урок развития речи
1 Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ОГЭ. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Мы продолжаем работать над этой темой.
2. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова (слайд 1). Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?
3. Актуализация полученных ранее знаний.
Постановка цели и задач урока.
Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Способы сжатия текста (упрощение)
Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.
( Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)
1. Повторить приемы сжатия текста.
2. Научиться применять приемы сжатия текста на практике.
3. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.
Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме.
( Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)
А что значит сжать текст? ( (слайд 2).
Рассуждение. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. ( Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.) (слайд 3,4).
Повторим приемы сжатия текста.
Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны? — Выделяют основные способы сжатия (компрессии) текста: обобщение, исключение и упрощение. (Слайд № 7).
Сжатие текста предполагает использование таких основных приёмов , как
исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
обобщение единичных явлений и фактов;
Над этими приёмами мы с вами работали.
Практическое задание по вариантам . каждому из варианта предлагаются предложения, где ребята должны применить один из приёмов сжатия. (слайд 8).
1 вариант. Используем прием исключения. Предложение. Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. 19 слов. (Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.) – 16 слов.
2 Вариант. Используем приём обобщения. Предложение. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) (Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) (слайд 9,10).
Изучение нового материала
упрощение синтаксических структур ещё один приём сжатия.
Сегодня остановимся над этим видом сжатия.
Упрощение (слайд 11.12,13).
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена СПП простым ;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Год проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы «год … за годом», «дальше и дальше». В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя ). Записывают (слайд14,15).
Физминутка (слайд 16,17,18)
Изучение нового материала (закрепление)
Упражнения на упрощение.
1. Прочитайте текст.
Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.
Изложите содержание текста простым предложением.
Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.
Практическая работа. Работа в парах.
1. Задание на столах. (Раздаточный материал). (слайд 20).
Сегодня на уроке мы ………. Продолжите мою мысль. (слайд 21).
1. Выучить пройденный материал (слайд 22-23).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1602496
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Способы сжатия текста
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatie_teksta.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Способы сжатия текста
Для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Получить СЖАТЫЙ текст мы можем различными способами.
Известны три способа сжатия текста :
1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.
1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
ПРИМЕР:
до сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия:
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Эти приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности , так и в комплексе.
Следующий ПРИМЕР демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
- замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом ;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением.
до сжатия:
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия:
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Источник
Открытый урок » Способы сжатия изложения» 9 класс
Тип: развитие речи
продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку — сжатому изложению;
обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
формировать общеучебные навыки работы с текстом;
развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Оборудование: проектор, карточки
I. Организационный момент.
Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи.
II. Введение в тему.
Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано задание С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?
III. Изучение нового.
Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок.
Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!
Вы спросите: «Какое отношение имеет сок к изложению?»
Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас сжатое!
Сок получили свежевыжатый!
Видите сходство?
Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.
Давайте прочитаем научное определение :
Сжатое изложение — это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором «максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств» (Валгина Н.С.)
Главная задача сжатого изложения — кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.
Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.
Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Помните разговор про апельсиновый сок?
Какими способами можно выжать сок?
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.
В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат — свежевыжатый сок.
Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами.
О них сейчас и поговорим.
Известны три способа сжатия текста . Какие?
Что вам известно об этих способах?
А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.
При исключении необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При обобщении необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Третий способ сжатия текста — это упрощение.
При упрощении необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности , так и в комплексе.
А теперь применим полученные знания на практике. Перед вами текст.
Ваша задача — сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия.
Для того, чтобы вам было легче, предлагаю вам воспользоваться памяткой (приложение 2).
(после проверяем выполненное задание, обсуждаем все ошибки)
Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?
Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум — 70 слов),
При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз — это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» — это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение — любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.
VI. Домашнее задание.
Выучить пройденный материал, сжать текст.
1. Левченко О.С., Тишина Т.Н. «Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс» Омск 2009
2. Русский язык. Сборник текстов. 9 класс. Составитель Татьяна Пахнова . Дрофа . 2007 г
Источник