8 соперничество наиболее эффективный способ разрешения конфликта

Содержание
  1. 7 эффективных стратегий поведения в конфликте
  2. Основные стратегии поведения в конфликте
  3. Соперничество
  4. Основные действия человека при стратегии «Соперничество»
  5. Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»
  6. Приспособление
  7. Основные действия человека при стратегии «Приспособление»
  8. Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»
  9. Избегание
  10. Основные действия человека при стратегии «Избегание»
  11. Плюсы и минусы стратегии «Избегание»
  12. Компромисс
  13. Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
  14. Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
  15. Сотрудничество
  16. Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»
  17. Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»
  18. Дополнительные стратегии поведения в конфликте
  19. Подавление
  20. Основные действия человека при стратегии «Подавление»
  21. Плюсы и минусы стратегии «Подавление»
  22. Переговоры
  23. Основные действия человека при стратегии «Переговоры»
  24. Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»
  25. Основные способы разрешения конфликтов
  26. Виды конфликтов и способы их разрешения
  27. Способами разрешения конфликта могут быть
  28. Переговоры как способ разрешения конфликта
  29. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
  30. Посредничество как способ разрешения конфликтов
  31. Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
  32. Семейные конфликты и способы их разрешения
  33. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
  34. Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
  35. Конфликты в коллективе и способы их разрешения

7 эффективных стратегий поведения в конфликте

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

А о том, как находить подходы к разным людям, налаживать связи, вы можете узнать на нашей онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

Читайте также:  Крайнон инструкция способ применения

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

Основные действия человека при стратегии «Подавление»

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

Основные действия человека при стратегии «Переговоры»

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

Источник

Основные способы разрешения конфликтов

Чтобы ответить на вопрос, какие существуют способы разрешения конфликтов, нужно разобраться в том, какие виды конфликтных ситуаций бывают. Ведь то, что является наилучшим способом разрешения конфликта в семье, совершенно может не подойти для урегулирования коллективных споров. Рассмотрим сначала общие, универсальны методики и перейдем к специфике отдельных видов способов разрешения конфликтов.

Виды конфликтов и способы их разрешения

Подбор способов разрешения конфликта зависит от его вида. Типологий существует несколько, в зависимости от критерия положенного в основу спорной ситуации.

В одном конфликте может сочетаться несколько представленных видов. Например, между супругами возникает конфликт интересов, внутриличностный и деструктивный, в организации межгрупповой и компромиссный и т. д.

Универсальные способы разрешения конфликтов могут применяться к каждому из видов, в зависимости от желания сторон достичь общих целей и готовности идти на уступки. Процесс нахождения адекватного способа разрешения возникшего конфликта зависит от всех участников процесса.

Способами разрешения конфликта могут быть

И так, возник конфликт, какие способы разрешения конфликтной ситуации могут быть:

  • прямое или косвенное воздействие непосредственно на оппонента или его оборону;
  • изменение соотношения сил, например наращивание собственных ресурсов для победы;
  • ложной или правдивой информацией противника о своих намерениях;
  • оценка возможностей противника.

Перечисленные способы взаимосвязаны между собой. Например, для того, чтобы принять решение какой метод разрешения спорной ситуации применить, вам сначала потребуется оценить возможности противника, есть ли вероятность привлечения других ресурсов с его стороны. И только после этого можно приступить к изменению соотношения сил, воздействию на оппонента.

Читайте также:  Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток это

Методы разрешения противоречий могут быть созидательными и разрушающими. Первые учитывают интересы противоборствующих сторон, а ко вторым можно отнести варианты, когда в итоге кто-то останется проигравшим.

Методы разрешения конфликтов :

  1. НЕГАТИВНЫЕ — методы борьбы, целью которых является достижение победы любой ценой только одной из сторон.
  2. ПОЗИТИВНЫЕ – способствуют сохранению единства между оппонентами, то есть направлены на соблюдение интересов обеих сторон, к ним относятся конструктивное соперничество, переговоры и др.

Негативные методы :

  1. Конкуренция – отстаивание своих интересов в ущерб потребностей противника.
  2. Достижение победы ввиду получения нужной свободы действий – формирование свободы действий для себя и ограничение в этом противника.
  3. Использование резервов оппонента для своей выгоды.
  4. Дискредитация лидеров — выведение из строя основной управленческой единицы противника.
  5. Метод проволочек – затягивание дела, используется для выбора подходящего поля действия и создания благоприятного соотношения сил.
  6. Уход от борьбы – с целью выиграть время, изменить обстановку на более выгодную.
  7. Подчинение – принуждение противоборствующей стороны пожертвовать своими интересами.

Позитивные методы :

  1. Переговоры — подразумевает частичное удовлетворение интересов обеих сторон.
  2. Компромисс — достижение обоюдного добровольного соглашения, с удовлетворением требований обеих сторон или частичным отказом от них.
  3. Сотрудничество – взаимовыгодное взаимодействие для достижения общих целей.
  4. Взаимные уступки – частичное удовлетворение интересов обеих сторон, путем взаимного частичного отказа от своих позиций.
  5. Посредничество – использование третьей стороны для урегулирования спорных вопросов.

Нельзя однозначно сказать какой вариант будет самым оптимальным способом разрешения конфликта. Например, если речь идет об организации, то специалисты отмечают, что подчинение является лучшим способом разрешения спорного вопроса. Но если мы будем применять его в отношении семьи, то он будет далеко не самым выигрышным.

Таким образом, психология конфликта подразумевает отсутствие согласия между двумя или более сторонами, и предлагает различные способы его разрешения.

Таблица способы разрешения конфликтов

Переговоры как способ разрешения конфликта

К способам разрешения конфликта относят переговоры, посредничество. Второй вариант рассмотрим позже, а пока поговорим о переговорном процессе, как способе разрешения противоречий.

Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой взаимодействие сторон, при котором каждая из них выдвигает свои требования, но в то же время готова идти на уступки, компромисс.

Отличительные особенности переговоров:

  • предполагают равноправие и непосредственное взаимодействие сторон;
  • исключают варианты силового разрешения ситуации, судебных разбирательств;
  • у участников есть возможность контролировать процедуру, изменять условия по взаимному согласию, определять временные рамки;
  • ведутся на основе определенных правил, с которыми согласны участники процесса;
  • принятое решение носит неофициальный характер.

Но невсегда целью ведения переговоров является принятие какого-то конкретного решения. Данный способ взаимодействия может выполнять и другие функции.

Функции переговоров:

  • решение проблемы;
  • информационная – получение сведений участниками процесса о важных для них факторах в отношении урегулирования спорного вопроса, но иногда методика используется для дезинформации оппонентов;
  • коммуникативная – налаживание связей участников процесса;
  • регулятивная – регулирование и контроль действий сторон;
  • пропагандистская – оказания влияния на общественное мнение с целью привлечения союзников.

В зависимости от цели взаимодействия стороны могут выбрать одну из стратегий переговоров:

  1. Позиционный торг — конфронтационный тип поведения, при котором участники стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, без учета интересов оппонента.
  2. Переговоры на основе интересов — предполагающие партнерский тип поведения, с учетом взаимных интересов.

Как же проходит сам процесс? Определившись с функциями и стратегией, стороны приступают к ведению переговоров.

Этапы переговоров:

  • оглашение позиций сторон, определение целей и интересов;
  • совместное обсуждение спорных вопросов;
  • достижение соглашения по конфликтной ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев переговоры направлены на удовлетворение требований (полностью или частично) всех участников процесса. Но в некоторых случаях они могут выступать и как негативный метод разрешения конфликта.

Способ разрешения конфликта через взаимные уступки

Существуют и другие способы разрешения конфликтов. Компромисс — достижение общей цели путем взаимных уступок . В литературе эти два определения используются как идентичные, так как принцип действий в обоих случаях один и тот же.

Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон предполагает, что оппоненты должны сделать ряд шагов навстречу друг другу, с учетом результата, который будет удовлетворять всех. В этом случае потребуется взаимный отказ от амбиций и интересов, с целью достижения максимальной взаимовыгодной пользы.

Данный метод имеет свои плюсы и минусы :

Стратегии и способы в рамках одной группы могут отличаться. Это можно сказать и про взаимные уступки.

Виды компромисса :

  1. Добровольные взаимные уступки, когда соглашение достигается без оказания давления на одну из сторон.
  2. Вынужденный компромисс – условия, которые участники процесса вынуждены принять под влиянием различных факторов.

Способность к взаимным уступкам — признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс как способ разрешения конфликта стоит использовать или нет? Прежде чем прибегать к данному варианту, следует испробовать другие, при которых возможно достигнуть максимального удовлетворения интересов.

Посредничество как способ разрешения конфликтов

Еще одним способом разрешения конфликта может быть посредничество при проведении переговоров. Данный способ взаимодействия предполагает участие третьего лица в разрешении спорного вопроса.

Так почему же возникает необходимость в привлечении независимых участников, почему нельзя самостоятельно прийти к обоюдному соглашению?

В каких случаях целесообразно привлечение посредника:

  1. Стороны готовы идти на уступки, искать компромисс, но не могут прийти к общему мнению.
  2. Невозможно организовать непосредственное общение участников конфликта.
  3. Требуется контроль за исполнением принятого решения.
  4. Роль авторитетного посредника нужна для сохранения имиджа обеих сторон.
  5. Требуется конфиденциальность при преодолении разногласий.

Таким образом, роль посредника сводится к выполнению функций :

  • организация общения сторон;
  • предложение вариантов решения ситуации;
  • оказание помощи при подготовке итоговых документов;
  • контроль за соблюдением принятых договоренностей.

Остается только правильно выбрать посредника. Для этого стоит обратить внимание на следующие критерии, предъявляемые независимому эксперту :

  • компетентность, обладание навыками посреднической деятельности;
  • беспристрастность – третье лицо должно сохранять нейтралитет по отношению к участникам оппозиции;
  • авторитетность – имея определенный авторитет в обществе, посредник способен воздействовать на оппонентов для принятия соглашения.

Наилучшим результатом работы посредника является разрешение спора и достижение соглашения. Но невсегда стороны приходят к такому итогу.

Читайте также:  Способы коррекции самооценки психология

Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта

Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов это сотрудничество . Данный вид взаимодействия предполагает погружение всех участников в проблемную ситуацию с целью достижения соглашения, удовлетворяющего интересам всех сторон.

Отличительные особенности сотрудничества :

  1. Стороны оппозиции не враги, а союзники, которые пытаются найти оптимальное для всех решение.
  2. Вовлеченность сторон в процесс разрешения спорного вопроса.
  3. Взаимная заинтересованность сторон в нахождении выгодных путей решения проблемы.
  4. Общая польза от использования данного способа разрешения конфликта.
  5. Требует больше времени.
  6. Позволяет увидеть скрытые причины конфликта всех участников, тем самым способствует эффективному решению проблемы.

Но важно понимать, когда именно целесообразно применять сотрудничество , как способ разрешения конфликта:

  • достижение соглашения важно для обеих сторон;
  • наличие прочных связей и перспектив на дальнейшее взаимодействие с оппонентом;
  • есть время, чтобы проработать проблему и подобрать подходящие варианты ее решения;
  • стороны способны изложить свою версию происходящего и выслушать друг друга;
  • участники оппозиции равноправны или готовы игнорировать разницу в положении с целью разрешения возникшей ситуации

Сотрудничество можно отнести к дружеским методам разрешения конфликта, но в то же время к самым сложным, так как решение нужно принимать из расчета не только на свои потребности, но и интересов противоположной стороны. При данном способе взаимодействия оппоненты готовы выслушать друг друга и прийти к общему соглашению, которое максимально устроит всех.

Семейные конфликты и способы их разрешения

Как мы уже рассматривали в одной из статей, конфликты в семье возникают на разных этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенной выше типологии, можно разделить конфликты в семье на две общие группы:

  • конструктивные – в результате разрешения которых стороны чувствуют полное или частичное удовлетворение своих потребностей, интересов, целей;
  • деструктивные, итог которых — развод.

Конфликты в семье и способы их разрешения зависят от желания сторон взаимодействовать и прийти к общей цели. Рассмотрим, какие из методов применимы к семейным отношениям:

  • конкуренция или конфронтация – заключается в борьбе с заведомым проигрышем одной из сторон;
  • избегание – уклонение от конфликта, сохранение нейтралитета;
  • сотрудничество – выигрыш для всех конфликтующих сторон;
  • уступка – согласие с участником конфликта, примирение;
  • компромисс – минимально приемлемое решение для оппонентов.

Это способы разрешения конфликтов с точки зрения психологии. Как они реализуются на практике можно прочитать здесь.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Особенность преодоления внутриличностного конфликта в том, что результат положительно отражается на личности и ее саморазвитии, самосовершенствовании, достижении состояния внутреннего равновесия.

Процесс разрешения внутриличностного конфликта зависит от индивидуальных особенностей личности: возраста, характера, мировоззрения и т.д. Поэтому универсальных, подходящих для всех, методов разрешения внутренних противоречий не существует.

Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

  1. Компромисс как способ разрешения внутриличностного конфликта — это выбор одного из возможных вариантов и его реализация.
  2. Избегание – осознанный уход от проблемы, с надеждой, что она сама исчезнет.
  3. Сублимация – перенаправление негативной энергии в другое русло, например в творчество.
  4. Идеализация – наделения объекта, вызвавшего конфликт не существующими свойствами, с целью ухода от негативных эмоций, но достигнутое состояние равновесия временное, так как данный способ в итоге не устраняет причин возникновения внутренних противоречий.
  5. Репрессия – вытеснение негативных эмоций и мыслей.
  6. Коррекция – изменение отношения к факторам, способствующим проявлению внутриличностного конфликта.

На практике данные методы могут выглядеть следующим образом:

  • оценка ситуации – выявление внутренних противоречий, которые привели к негативному состоянию.
  • оценка важности конфликта для развития личности, и его влияние на другие сферы деятельности.
  • локализация непосредственной причины конфликты.
  • снижение уровня эмоционального негативного состояния, необходимо дать волю накопившимся тревоге, беспокойству, страху.
  • изменение внешних условий дома или на работе, по мере возможности.
  • снижение уровня притязаний.

Чаще всего при возникновении внутриличностного конфликта включаются защитные механизмы, для подавления негативных эмоций – страха, тревоги, неуверенности. Но к сожалению, такой метод не способен устранить саму причину возникновения внутренних противоречий, поэтому необходимо осознанно выбирать варианты, которые будут препятствовать повторному кризисному состоянию.

Конфликты в организации и возможные способы их разрешения

Способы разрешения конфликтов в организации условно можно разделить на 3 общие группы:

  1. Структурные методы, основанные на 4 механизмах:
  • описание конкретных требований к работе;
  • установление иерархических полномочий на всех уровнях структуры;
  • сплочение коллектива ради одной общей цели;
  • введение системы поощрений сотрудников.
  1. Нормативные методы, предполагающие нормативный контроль и регулирование деятельности представителей организации.
  2. Конструктивные методы направленные на разрешение функциональных конфликтов. Например споры, которые в итоге помогают принять единственное верное решение.

Из общей типологии, представленной выше, для решения конфликтов в организации допустимо применение следующих вариантов:

  1. Конкурентные методы – применяются только в случаях, когда требуется быстрое решение проблемы.
  2. Избегание или уклонение – обоснованно в ситуациях, когда требуется время для сбора информации или когда для ликвидации последствий разрешения конфликта необходимо слишком много времени.
  3. Компромисс –оппоненты взаимно стремятся к решению, которое их устроит.
  4. Приспособление – применяется в ситуациях, когда важно поддержание гармоничных отношений в коллективе.
  5. Сотрудничество – позволяет противоборствующим сторонам выработать совместное решение.

Для предотвращения возникновения конфликтов в организации требуется создание эффективной управленческой структуры, правильное распределение ресурсов, улучшение условий труда, контроль за соблюдением принятых норм и правил.

Конфликты в коллективе и способы их разрешения

Конфликты на работе нередкое явление, поэтому рассмотрим способы их разрешения. В коллективе, спорные ситуации могут возникнуть в деловой сфере или на эмоциональной почве в следующих видах:

  • межличностные;
  • между личностью и группой;
  • межгрупповые.

Для урегулирования вопросов приемлемо применение следующих способов разрешения конфликта:

  • целенаправленное создание здоровой конкуренции;
  • формирование тенденций к сотрудничеству в коллективе;
  • применение стиля уклонения, в случае, если возникший конфликт незначим для сотрудников и для организации в целом;
  • вынужденный компромисс, в случае, если оппоненты идут к одной цели, и уступки предотвратят общий провал;
  • приспособление – действия противоборствующих сторон направлены на осознанное сглаживание конфликта.

Важно, чтобы выбранные методы способствовали сохранению возможности дальнейшего общения коллег.

Выбор способа разрешения конфликта зависит в первую очередь от перспектив достижения общей цели и необходимости дальнейшего взаимодействия сторон. Так же немаловажную роль в применении того или иного метода играет временной фактор. Так при ограниченности данного ресурса придется прибегать к конкуренции или, например, к дискредитации. Такие варианты как сотрудничество, компромисс, избегание, рассчитаны на более продолжительный период.

Источник

Оцените статью
Разные способы