- Формирование ценовой политики предприятия
- Понятие ценовой политики предприятия
- Главные цели ценовой политики
- Разновидности ценовой политики
- Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
- Как определить эффективность ценовой политики?
- Ассортиментная политика
- Что такое ассортиментная политика
- Цели и задачи ассортиментной политики
- Влияние маркетинга на ассортиментную политику
- Основные направления
- Стратегии ассортиментной политики
- Факторы для формирования политики
- Разработка ассортиментной политики предприятия
- Спрос
- Жизненный цикл товара
- Специфика целевых сегментов рынка
- Качество продукции
- Анализ ассортиментной политики в маркетинге
- Улучшение ассортиментной политики предприятия
- Заключение
Формирование ценовой политики предприятия
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Цель деятельности коммерческого предприятия – извлечение прибыли. Доход компания получает за счет реализации товаров и услуг. Продажа может быть как оптовой, так и розничной. Ключевым фактором, влияющим на успех реализации, является стоимость продаваемого продукта. Определение стоимости зависит от ценовой политики предприятия.
Понятие ценовой политики предприятия
Ценовая политика (ЦП) – это совокупность принципов установления определенной стоимости на товары и услуги. Это маркетинговый инструмент, который влияет на успех продаж и позиционирование компании.
Главная задача ценовой политики – получение стабильной прибыли от реализации, обеспечение конкурентоспособности. Побочных задач может быть множество. Зависят они от особенностей функционирования компании. При формировании ЦП во внимание принимаются следующие моменты:
- Влияние стоимости на конкурентоспособность компании.
- Шансы организации выиграть в «ценовой войне».
- Разумность выбранной ценовой политики в отношении новой продукции.
- Изменение стоимости на основании жизненного цикла продукта.
- Возможность установления различных базисных цен.
Для формирования стоимости допускается выбрать компанию, схожую по характеристикам с предприятием. Она оценивается на предмет соотношения издержек к прибыли.
Главные цели ценовой политики
Рассмотрим главные цели ценовой политики компании:
- Продолжение деятельности организации. Предприятие осуществляет свою деятельность под влиянием таких угроз, как лишние мощности, высокая конкуренция, резкое изменение спроса. С частью этих рисков можно бороться путем снижения стоимости. Однако уменьшение цены должно быть таким, чтобы полученный доход покрывал издержки. Эта цель ЦП считается краткосрочной.
- Краткосрочное увеличение прибыли. Иногда стоимость на товар изменяется для максимального извлечения прибыли. Часто такая цель ставится в рамках переходной экономики. Это краткосрочная задача. В долгосрочной перспективе такая цель не используется, так как значительное повышение стоимости не даст выиграть в конкурентной борьбе.
- Краткосрочное увеличение продаж. В этом случае стоимость на товар, напротив, снижается. Привлекательная цена позволяет увеличить объем сбыта. Альтернативный вариант – назначение комиссионных для посредников, что также помогает повысить продажи. Данная мера позволит извлечь максимальную прибыль, а также завоевать долю в рынке.
- «Снятие сливок». Данная мера актуальна в том случае, если компания реализует новую продукцию. В этом случае назначается максимально высокая стоимость. Если продажи начинают падать, стоимость незначительно снижается для обеспечения оборота.
- Долгосрочное увеличение прибыли. Одна из действующих стратегий – формирование имиджа компании, которая выпускает исключительно качественную продукцию. Если клиент уверен в качестве продукта, он будет готов приобретать его по высокой стоимости. Это позволит добиться долгосрочной максимизации прибыли.
Для установления оптимальной ценовой политики ставится одна цель. Подбирается она в зависимости от особенностей конкретного предприятия, его конкурентов.
Разновидности ценовой политики
На практике применяются эти формы ценовой политики:
- Политика высоких цен. При появлении нового товара на рынке устанавливается максимально высокая стоимость. Актуально это только для действительно новой продукции, которая пользуется спросом и защищена патентом. Стоимость постепенно уменьшается в том случае, если замечено снижение спроса.
- Политика низких цен. Актуальна в том случае, если компании нужно быстро войти на рынок и завоевать свою долю. Подходит для стимулирования спроса. Применяется на рынках с увеличенным объемом производства, повышенной эластичностью спроса. Издержки компании покрываются за счет того, что продажи товара по небольшой стоимости максимально увеличиваются.
- Политика дифференцированных цен. Средняя стоимость продукции меняется под влиянием надбавок, скидок. Каждому сегменту потребителей предлагается отдельная стоимость на товар.
- Политика льготных цен. Компания получает возможность привлечь новых клиентов за счет льготных предложений. Этот способ подходит для расширения рынка сбыта.
- Политика гибких цен. Стоимость определяется в зависимости от возможностей потребителей. Довольно часто изменяется.
- Политика стабильных цен. В этом случае цены не меняются в течение длительного времени. Подходит для товаров повседневного спроса.
Перед установлением конкретной ценовой политики нужно внимательно отслеживать изменения цен на товары на рынке. Перед выбором стратегии нужно принимать во внимание внутренние (специфика предприятия) и внешние (особенности рынка) факторы.
ВАЖНО! Выбранная политика время от времени меняется. Нельзя выбрать одну стратегию и пользоваться ей десятилетия. Политика определяется в зависимости от внешних факторов, которые постоянно меняются.
Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
Не существует объективно идеальной ценовой политики. Эффективность ее определяется в зависимости от целого ряда факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на ЦП:
- Тип рынка, в рамках которого функционирует компания. Если это рынок совершенной конкуренции, роль ЦП является минимальной, так как компания не властна над ценой. Минимальна также роль ценовой политики в условиях монополии.
- Эластичность спроса. Она может быть прямой, перекрестной, зависящей от дохода.
- Размер компании, число подразделений в ней, имеющийся капитал.
- Если организация выпускает потребительскую продукцию, она имеет большее влияние на ЦП, в отличие от компаний, занимающихся выпуском производственных товаров.
- Свобода влияния на цену у маленьких компаний ограничена.
- Каналы распределения товаров. Производитель продукции может сам заниматься реализацией товара, а также использовать для этого посредников. В первом случае влияние компании на ЦП более высоко.
- Рыночный сегмент.
- Географический район.
- Наличие инфляции.
- Размер налогов.
- Степень вмешательства в деятельность компании государственных органов.
Эффективность ценовой политики зависит не только от усилий компании, но и от множества других предприятий. Не все организации могут влиять на стоимость. Наименьшая результативность ЦП наблюдается у малых компаний с большим налогообложением, в деятельность которых вмешиваются государственные структуры.
Как определить эффективность ценовой политики?
Эффективность ЦП компании определяется следующими путями:
- Соответствие выбранной ценовой политики финансовой стратегии организации.
- Реализация поставленных целей. К примеру, компания желает максимально увеличить показатели сбыта. Подбирается соответствующая ценовая политика. По прошествии времени анализируется, насколько увеличился рынок сбыта. Если показатель достиг поставленных целей, выбранная ЦП считается эффективной.
- Успешность реализации продукции. Основная цель использования ЦП – увеличение продаж товара. Если продукцию не удается реализовать по установленной стоимости, ценовую политику нельзя назвать эффективной.
- Гибкость ценовой политики.
- Влияние установленных цен на показатели рентабельности.
- Влияние ЦП на конкурентоспособность организации, укрепление ее позиций на рынке.
- Обеспечение финансовой устойчивости.
- Адекватность стоимости качеству продукции.
- Сбалансированность цен.
При анализе эффективности ценовой политики нужно принимать во внимание основные показатели успешности деятельности предприятия: рентабельность, уровень продаж, конкурентоспособность, увеличение дохода.
Источник
Ассортиментная политика
Разработка ассортиментной политики ― ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности. Для предотвращения финансовых потерь и формируют ассортиментную политику компании.
Что такое ассортиментная политика
Ассортиментная политика предприятия ― это сбор целей, задач и экономического потенциала компании при формировании ассортимента. В основе ассортиментной политики планирование и продажа продукции. Это определяет финансовый успех бизнеса при реализации товаров на рынке.
Цели и задачи ассортиментной политики
Главные цели политики:
удовлетворение покупательской потребности;
улучшение позиций компании среди конкурентов;
обеспечение соответствующего уровня доходности.
модификация продуктов для улучшения их качеств и свойств;
разработка новых товарных линеек;
формирование преимуществ продукции;
продажа товара высокого качества по ценам аналогов с более низким качеством.
Влияние маркетинга на ассортиментную политику
Маркетинг помогает компании не проиграть конкурентную борьбу. Поэтому отдел маркетинга тесно сотрудничает с отделом разработки, чтобы при проектировании была возможность придать товарам уникальные свойства. Так новую продукцию выпускают на основании рекомендаций маркетологов.
Влияние маркетинга проявляется в:
анализе продаж для определения популярных товарных позиций;
анализе спроса, на основании которого формируется предложение востребованных на рынке товаров;
создании акцентов на тех товарах, которые выгодно изготавливать;
увеличении или сокращении ассортимента в торговых точках.
Основные направления
Главные направления в реализации ассортиментной политики:
расширение ассортимента через внедрение новых позиций и увеличение наиболее популярных;
обновление ассортимента путем устранения не актуальных товаров;
стабилизация положения через формирование политики, которая обеспечивает постоянство основных показателей продаж;
Стратегии ассортиментной политики
При формировании политики на производстве применяются:
Интенсивное внедрение. Эту стратегию реализуют все компании, так как каждая из них стремится увеличить долю в нише. Достичь эту цель можно через повышение эффективности бизнеса и уменьшение издержек.
Экстенсивное расширение границ. В основе этой стратегии лежит идея завоевания новых рынков в одном городе или стране, при выходе на международный уровень. Для реализации этой задачи нужны предварительные исследования, направленные на изучение деятельности конкурентов.
Улучшение процесса сбыта. Происходит совершенствование каналов продаж, а также оптимизация издержек, что помогает повысить рентабельность.
Диверсификация. Эта идея предполагает создание и внедрение в ассортимент новых товарных позиций. Это рискованный шаг, так как предполагает значительное инвестирование в новые разработки, которые могут не сразу окупиться или вовсе не принести дохода.
Факторы для формирования политики
Ассортиментная политика предприятия предполагает тщательную работу над формированием товарных позиций. Благодаря этому она сможет выходить на рынок со стабильно высокими показателями сбыта, так как товары или услуги будут востребованы у аудитории. При формировании ассортимента обсуждают вопросы, связанные с качеством продуктов, стоимостью, гарантиями на обслуживание.
Факторы, влияющие на формирование политики, затрагивают:
актуальные потребности покупателей;
настроение и отношение аудитории к бренду;
финансовые возможности компании;
Ассортимент влияет на предложение компании, которое она выводит на рынок для удовлетворения спроса. Поэтому каждой фирме необходимо тщательно планировать ассортимент, чтобы подстроить его под материальные, производственные и финансовые возможности, а также клиентские потребности.
Разработка ассортиментной политики предприятия
При разработке этой политики стоит учитывать товарные характеристики. В их число входит новизна, устойчивость, полнота соответствия клиентским ожиданиям.
Спрос
Это потребность в товаре и способность к покупке. Спрос побуждает к внедрению новых товарных позиций. А его анализ необходим для понимания непопулярных продуктов, которые убираются из линейки ассортимента. Таким образом, он способствует и увеличению, и уменьшению ассортимента.
Жизненный цикл товара
Это время пребывания товара на рынке. Оно начинается с момента его появления в ассортименте и заканчивается, когда продукт снимается с производства. У каждого товара есть жизненный цикл, который проходит через несколько этапов:
рост популярности товара;
наступление зрелости и стабилизация спроса;
падение покупательского интереса.
Так как падение спроса считается частью жизненного цикла любого продукта, ассортимент должен состоять из постоянно пополняющихся позиций, которые будут чередоваться с уже знакомыми товарами.
Специфика целевых сегментов рынка
Чтобы выделить целевую аудиторию для каждой группы товаров, проводят сегментирование рынков, на которых компания выпускает свою продукцию. Затем начинается разделение целевых сегментов, для которых и формируется ассортимент. В сегментах происходит подбор актуальных товаров или услуг, вырабатывается стратегия по позиционированию. Позиционирование помогает создать индивидуальные особенности и преимущества, которые отличают товарные позиции от аналогов конкурентов.
Качество продукции
Качество продукции определяют:
квалификация сотрудников, занятых в производстве.
Чтобы поддерживать качество на должном уровне, необходимо проводить мероприятия по улучшению показателей, создавать уникальные позиции. Это поможет выделить продукты из конкурентной среды.
Анализ ассортиментной политики в маркетинге
Этап анализа предшествует периоду оптимизации ассортимента. Он проводится в соответствии со следующими показателями:
ширина — число продуктов, представленных в товарных группах;
насыщенность — количество торговых марок, линеек или брендов;
новизна — удовлетворение клиентских потребностей через новые товары;
стабильность — способность ассортимента удовлетворять запросы покупателей в долгосрочном периоде;
разнообразие — уровень удовлетворения клиентов разных потребительских сегментов;
окупаемость — определение издержек, необходимых на производство товара.
Улучшение ассортиментной политики предприятия
Улучшение политики не одномоментное событие. Оно происходит постоянно, так как потребности клиентов и условия рынка меняются. Одно из основных направлений в этой области ― внедрение новых позиций в ассортимент. Благодаря этому компания отслеживает потребности клиентов через спрос на новые продукты. На основании полученных результатов разрабатываются новые или изменяются старые товары. Все это осуществляется с опорой на жизненный цикл товаров, который определяет востребованность и подходящий момент для внедрения новинок.
Заключение
Ассортиментная политика предприятия — это основная составляющая производственной, экономической и маркетинговой сфер. Благодаря правильной стратегии и предварительному анализу, компания получит доход и определит покупательские потребности в рыночном сегменте.
Источник