Меню

6 способов сделать домашнее задание

25 простых вещей, которые помогут быстрее сделать домашку

1 сентября в этом году будет уникальным потому, что его, кажется, ждут все: по учителям, одноклассникам и офлайн-урокам соскучились даже подростки. Единственное, к чему школьники вернутся без удовольствия, — домашка. Но мы уже придумали, как превратить ее из повинности в интересное и ненапряжное занятие. Рассказывают психолог, офтальмолог и детский ортопед, показывает — витрина маркетплейса «Беру».

С чего начать?

Главная проблема с домашней работой обычно состоит в том, что дети её делать не хотят, а родители пытаются ребёнка заставить или вовсе делают всё за него. На деле же школьник обычно в состоянии сам справиться с заданиями (иногда, конечно, может понадобиться подсказка или совет родителя), но для этого нужно ослабить контроль.

Научите ребёнка планировать время и действовать согласно этому плану. Важно не забывать, что детям сложно концентрироваться на одном занятии, — отнеситесь с пониманием к тому, что время от времени планы будут срываться. Объясните, что действия ребёнка (или их отсутствие) влекут за собой последствия — плохие оценки, нехватку знаний. Старайтесь не заставлять ребёнка, даже если очень хочется: он должен понять, что домашка — его ответственность.

Если сегодня ребёнок выполняет задания утром перед уроками, завтра — перед сном, а послезавтра — на перемене или во время обеда, соблазн уклониться или схалтурить будет высок. «Сделаю попозже». «Сначала почитаю». «Вечером». «Утром». И так далее. Но если у ребёнка есть распорядок дня, смириться с неизбежностью станет проще: например, с шести до восьми вечера он делает домашнюю работу, затем собирает рюкзак, а после распоряжается временем по своему усмотрению.

При этом важно следить, чтобы день ребёнка не был перегружен учебными активностями. Если сначала у детей школа, потом репетиторы, потом секции, и только после — домашка, а еще вы просите их читать книги или смотреть образовательные ролики, сопротивление будет обоснованно: у ребёнка обязательно должно быть время для отдыха, которым он может распоряжаться как хочет.

Юлия Мигунова, психолог:

1. Важно разделить пространство: для учёбы и для игры. Это поможет создать рабочую атмосферу и закрепить привычку трудиться за рабочим местом, а не играть там.

2. Делите большие задачи на посильные маленькие пункты. Отмечайте прогресс ребёнка, чтобы он сам видел, как несделанное превращается в сделанное. За каждый большой сделанный пункт можно придумать положительное подкрепление — что-то, что нравится самому ребёнку (но важно, чтобы это не была, например, еда: это может сформировать расстройство пищевого поведения).

3. Не делать все сразу. Важно устраивать «перемены» и не перегружать ребёнка. Хорошим отдыхом будет смена деятельности: умеренная физическая активность (пусть даже это будет запись танца для TikTok), прогулка (например, с собакой), полезный перекус (шоколадкам и булочкам — нет, овощной тарелке — да), любые виды сенсорной стимуляции — от хождения по специальному ортопедическому коврику до какой-нибудь ручной работы.

На фото — кинетический песок, пальчиковые краски и фетровая бумага
Работа с кинетическим песком — отличный вариант передышки и сенсорной стимуляции для ученика младших классов, которому нужно перезагрузиться после решения абстрактных задачек по математике или написания букв в прописях. Другой вариант — пальчиковые краски — можно рисовать прямо руками. Или приятная на ощупь фетровая бумага — попробуйте между выполнением домашних заданий предложить ребёнку сделать аппликацию. Либо подойдите к домашке творчески — например сделайте карточки с новыми словами по иностранному языку из фетра. Так к умственным нагрузкам добавятся сенсорные ощущения, и запоминать новые слова будет проще.

4. Ребёнку важно научиться организовывать процесс самому. Но вводить самоорганизацию нужно постепенно. Сделать это сразу невозможно: требуется помощь и поддержка родителя. Только не нужно делать все за ребёнка, лучше вместе, в дальнейшем снижая долю своего участия и обеспечивая скорее моральную поддержку. Важно не отказывать в помощи, но и не делать то, что ребёнок может сам. У него должен вырабатываться внутренний план и понимание причин и следствий.

Читайте также:  Как похудеть вредными способами

На фото — магнитная доска, маркеры и губка для стирания
Учиться самостоятельности и планированию можно постепенно. Для начала попросите ребёнка составить расписание на день: прикиньте, сколько времени потребуется на задания, сколько он готов выделить себе на отдых. Этот план можно нанести на доску, туда же — писать, что задали по предмету, отмечать интересные мысли и ставить галочки напротив задач, которые удалось выполнить: это разовьёт у ребёнка способность к рефлексии.

5. Если ребенок получил плохую оценку, важно разобраться, что случилось, не критиковать и не навешивать ярлыков. Сама по себе отметка — уже важный урок, разочарование для ребёнка. Помогите ему осмыслить, что к этому привело, какие могут быть последствия и как это исправить.

Как не навредить?

Иногда ребёнок не хочет садиться за домашку не потому, что ему сложно или не нравится выполнять задания, а потому, что обстановка вокруг совсем к тому не располагает — он, кстати, может этого и не осознавать. Одна из причин — за рабочим местом происходит слишком много всего: и игры, и общение с друзьями, и учёба. Обычно в таком случае на столе у ребёнка оказывается слишком много отвлекающих предметов, да и психологически сложнее концентрироваться, когда сидишь там, где только что рисовал красками или играл в танки.

Кроме того, ребёнку может быть просто неудобно на рабочем месте: неподходящий стул, локти не помещаются, или слишком тесно. Решить такую проблему проще — достаточно организовать удобное пространство, выбрать мебель, освещение, найти место в квартире, создать рабочую атмосферу вокруг — например, из книг и приспособлений, к которым в случае чего ребёнок мог бы обратиться.

Наталья Ворошилова, офтальмолог:

Оптимальный вариант освещения — это лампы накаливания, но они постепенно выходят из обихода. Чаще встречаются галогенные и люминесцентные лампы — приходится выбирать из них.

Люминесцентные лампы вредны для зрения, они вызывают утомление и, как следствие, близорукость. Галогенные лампы бывают разные. Надо выбирать свет от хороших производителей, с оттенками теплого спектра — цветовая температура должна быть не больше 3000 кельвинов. Есть простой способ проверить лампу: навести камеру телефона или планшета на источник освещения. Если на экране будут видны «колебания света», то следует воздержаться от покупки.

Важно и расположение источника освещения: свет должен падать слева, если вы правша, и справа, если вы левша. Но не всё зависит от лампы — обратите внимание на то, как ребёнок сидит на рабочем месте: поверхность стола должна в идеале иметь наклон 15–20 градусов, а расстояние от глаз до тетради или учебника составлять не менее 30–35 см.

На фото — настольная лампа, подставка для книг и витамины (БАД. Не является лекарственным средством)
Лампу можно поставить справа или слева от ребёнка, а также настраивать положение света так, как ему удобно — важно, чтобы свет падал на стол, а не попадал в глаза ребёнку. Подставка для книг и учебников поможет создать комфортный для зрительного восприятия наклон. Но сильнее всего на зрении сказывается общее здоровье ребёнка — укрепить его можно с помощью регулярных прогулок, правильного питания, режима дня и витаминов.

Елена Адулас, детский ортопед:

Для школьника лучше выбрать устойчивый стул правильной высоты. Определить ее можно так: стопы ребёнка должны стоять на полу, а тазобедренные и коленные суставы быть согнутыми под углом 90 градусов. Правильная высота стола — это когда кончик среднего пальца руки, поставленной на локоть на столешницу, может коснуться угла глаза. Важно сидеть на стуле ровно, не подкладывать ногу под ягодицы, самостоятельно держать спину, периодически опираясь на спинку для отдыха.

На фото — компьютерный стол, кресло и стул
Выбрать стол и стул — это полдела, нужно регулярно адаптировать рабочее место под рост и нужды ребёнка. Старшему школьнику точно будет тесно сидеть на стуле для младшеклассников, тут пригодится более продвинутое компьютерное кресло: чем старше ребёнок, тем больше времени он проводит за столом (учится, играет в компьютерные игры). Да и требования к внешнему виду предметов у ребёнка могут быть свои, так что мебель и аксессуары по мере возможностей и взросления детей можно обновлять.

Читайте также:  Способы построения деревьев решений

Чем помочь?

Хотя домашние задания и занимают важную часть жизни и учёбы ребёнка, на них всё не заканчивается. Климат в семье, отношения детей и родителей, интерес ребёнка к предмету важнее правильно выполненной домашки. Иногда лучше вместе собрать гербарий и составить альбом растений, чем заучивать их названия. Или нарисовать исторические события красками вместо того, чтобы чертить таблицу с датами.

Порой и сами школьные задания подразумевают творческий подход — составить интересный доклад, смастерить поделку, сделать презентацию. Обычно такие проекты расстраивают родителей: сразу кажется, что нужно потратить весь вечер, да и нужных материалов, как назло, не оказывается под рукой. Но именно к подобной домашке психологи советуют подходить с особым вниманием: в таком деле могут раскрыться способности ребёнка, его неординарное мышление, креативность.

На фото — принтер HP, набор юного художника и холсты
Облегчить себе жизнь можно, если заранее запастись расходниками — ручками, карандашами, тетрадями и точилками. Тогда не придётся в суете искать открытый киоск перед уроками, чтобы найти гелевую чёрную ручку (такая часто нужна для олимпиад и экзаменов). Тетради заканчиваются, карандаши и ручки исписываются, всё ломается — и хорошо, если дома есть «золотой запас».

Все советы универсальные, но у каждого ребёнка свои особенности и пожелания — на маркетплейсе «Беру» родитель точно сможет найти то, что поможет именно его детям превратить скучное выполнение домашней работы в комфортный процесс.

Источник

Как быстро делать домашнюю работу: 5 секретов от учителя

Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.

Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает на дом задание — закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще, необходимо соблюдать несколько простых правил. Вот они.

За уроки надо садиться сразу после школы

Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для лучшего запоминания школьник должен повторять материал, пройденный на уроке, соблюдая определенные промежутки времени (сразу после изучения, через 20 минут, через 40 и через 8 часов).

К концу последнего урока у школьника едва остается 40% материала, который он проходил в начале дня.

Так что за домашнее задание садиться надо сразу после занятий, пока знания, усвоенные за день, не выветрились из головы окончательно.

Я считаю, что для начальной школы отличный вариант — делать уроки на продленке (при условии, что там спокойная атмосфера и дети не «стоят на ушах»). Они только прошли новый материал и тут же после уроков его закрепляют. Что касается средней и старшей школы, то возможно делать домашнее задание в кабинете учителя-классного руководителя или учителя-предметника.

Что происходит, когда домашнее задание ребенок делает вечером или вовсе через несколько дней после того, как он его получил? К тому моменту, когда школьник садится за уроки, он не помнит больше половины теории. Мотивации к занятиям нет никакой, так как надо лезть в учебник, искать нужный параграф, вспоминать правила — напрягаться больше положенного. Проще списать с решебника или у соседа по парте.

Если после школы у ребенка кружок или секция, лучше делать уроки утром на следующий день

Часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.

Читайте также:  Как начисляется амортизация по основным средствам при линейном способе

Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение. Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи. У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку. И я отлично справлялся. На свежую голову думать очень хорошо.

Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.

Начинать надо с любимого предмета

Если школьник начинает выполнение домашнего задания с нелюбимого предмета — это, скорее всего, сделает его раздражительным. Значит, у него пропадет мотивация к обучению, и продолжать вряд ли захочется. Поэтому браться за уроки надо с любимых заданий.

Когда начинаешь с любимого (легкого) предмета, он получается быстрее.

Взял какую-нибудь простую тему, быстро прочитал, сделал упражнение — и первая домашняя работа готова. Есть положительное подкрепление дела — успех, и ребенок с интересом берется за следующий урок.

Выполнение домашней работы разделите на раунды по 25 минут

Учитель обрекает свой предмет на ненависть, если выполнение домашней работы по нему занимает больше 20 минут. Кстати, даже по СанПиНам на домашнее задание в среднем по одному предмету не должно уходить больше этого времени.

Одно из правил таймменеджмента заключается в том, что выполнение задачи надо разделить на раунды по 25 минут, между ними делать небольшие перерывы (5-7 минут).

Предложите ребенку установить таймер на телефоне на 20-25 минут и в это время максимально сосредоточиться на предмете.

Когда время выйдет, важно отложить учебник и немного отдохнуть (также по таймеру, чтобы не было соблазна отвлечься от уроков). Затем с новыми силами приниматься за следующее задание.

Максимальная концентрация внимания достигается за счет постоянной смены видов деятельности

В младшей школе ребенок может сконцентрироваться самое большее 5 минут. В средней и старшей — 10 минут. Чтобы сделать выполнение уроков более продуктивным, школьнику нужно регулярно менять виды деятельности. Максимальной концентрации добиваются сменой интеллектуальной и физической активности. В небольших перерывах между раундами он должен полноценно отдыхать. Можно прыгать, бегать, отжиматься, приседать. Можно спеть песню — это отлично снимает напряжение и помогает переключиться.

Совет родителям и учителям

Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя — сделать урок прикладным к интересам ребенка.

Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела.

Изучайте физические законы, наблюдая за мячом — расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную. Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.

К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы.

Как-то ко мне подошла старшеклассница и пожаловалась, что не хочет учить английский, так как он вряд ли пригодится ей в выбранной профессии. Девушка мечтала стать поваром и была уверена, что ей понадобится только французский. Я предложил ей посмотреть кулинарные шоу Джейми Оливера на языке оригинала. Через месяц мы встретились. Она рассказала, что уже неплохо понимает английский, так как передачи с Оливером захватили ее настолько, что ей пришлось подтягивать знания в языке.

Она смотрела шоу с большим интересом, потому что хотела реализовать себя в выбранной профессии. Благодаря таким занятиям ученица улучшала не только лексическую базу, но и произношение, культуру и основы профессиональной этики.

Дискуссия вокруг домашней работы всегда остается неисчерпаемой. Многие считают, что и вовсе нужно отменить домашнюю подготовку – пусть школьники наслаждаются детством. Тем не менее грамотный педагог всегда ищет способ заинтересовать в предмете, – и отчасти выполнение учеником домашней работы может учителю в этом помочь. Ведь когда ученик понимает предмет, он его любит.

Источник

Adblock
detector