- научная статья по теме Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы Биология
- Текст научной статьи на тему «Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы»
- Поликультурное воспитание — это. Цель, средства, основы и принципы
- Актуальность
- Теоретические аспекты
- Значимость
- Международные тенденции
- Направления развития
- Принципы воспитания
- Цели воспитания
- Ориентиры
- Характеристика поликультурного воспитания
- Современные тенденции
- Спартанское воспитание
- Афинская воспитательная система
- Заключение
научная статья по теме Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы Биология
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы»
3. Выявить наличие или отсутствие стремления преподавателя к расширению области применения ИКТ в своей педагогической деятельности, а также причины выявленного отношения.
4. Выявить наличие или отсутствие в учебном заведении необходимой ИКТ и их востребованность среди преподавателей в ходе учебного процесса.
Результаты проведённого опытно-экспериментального исследования показали, что:
1. Большинство преподавателей имеют достаточный объём знаний для успешного применения ИКТ на своих уроках. Тем не менее, многие преподаватели испытывают сложности при применении средств ИКТ, вызванные нехваткой практики их использования.
2. Применение ИКТ вызывает рост интереса у учащихся к уроку, а также к изучаемому предмету. Учащиеся легко адаптируются к применению средств ИКТ, значительная часть из них владеет необходимыми знаниями, остальные легко осваивают их в первые недели работы со средствами ИКТ. Применение ИКТ не осложнило восприятия ими учебной информации.
3. Преподаватели в целом позитивно смотрят на перспективу внедрения ИКТ в педагогический процесс. Отдельные сложности вызывают отсутствие специализированных компьютерных программ, достаточного количество методических материалов на электронных носителях и проблемы прикладного характера.
4. Учебные заведения снабжаются техникой иногда бессистемно. Тем не менее, большинство либо все необходимые средства ИКТ в школах присутствуют в достаточных количествах.
Анализ теоретических источников и результатов опытно-экспериментальной работы показал, что для успешного применения ИКТ в обучении школьников необходим комплекс взаимодополняющих, но не взаимозависимых факторов:
1. Компетенция учителя в области ИКТ, сформированная на базе практических знаний и навыков работы с ПК, периферийной компьютерной техникой, иными средствами ИКТ, а также наличия опыта работы с ними.
2. Мотивация учителя к применению средств ИКТ в педагогическом процессе.
3. Изменение методик преподавания и школьных учебных программ с учётом применения средств ИКТ, в том числе путём более чёткого разделения индивидуальной и групповой работы, повышение объёма самостоятельной работы учащегося.
4. Улучшение восприятия учащимися учебного материала путём повышения их мотивации через ознакомление с возможностями современных средств ИКТ.
5. Наличия технических средств ИКТ, отвечающих задачам реализации педагогического процесса.
ГОУ Центр дополнительного образования детей г. Москва, Россия
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ, СПОСОБЫ
В статье обосновываются педагогические условия, формы и средства проектирования поликультурной воспитательной среды в системе дополнительного образования детей. Проведенное на базе Центра дополнительного образования детей г.Москва исследование, позволило сделать вывод о том, что поликультурное воспитание детей может выступать в качестве системообразующей основы организации дополнительного образования.
Характерный для рубежа ХХ — XXI вв. резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоиндентификации обусловливают огромный интерес представителей различных народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и более отдаленного окружения. В этой связи, поликультурное воспитание выступает как принцип и инструмент современной образовательной политики. Приобщение молодого россиянина к мировой культуре становится важнейшим социальным заказом общества.
Характерный колорит собственной национальной культуры, ее неповторимость и комфортность выступают не только важным фактором эмоциональной безопасности в условиях глобальных информационных потоков, но и наиболее естественной средой познания духовной и материальной культуры других народов, их ценностных ориентиров, ментального своеобразия. В этой связи поликультурное образование рассматривается как составная часть процесса формирования многомерно-
го социокультурного представления», действенный ресурс воспитания толерантности и уважением к разнообразию социокультурных проявлений современного мира.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что развитие теории и практики организации поликультурного образования выступает одной из приоритетных задач современной педагогики, философии и социологии образования.
Сопоставление актуальности проблемы организации поликультурного воспитания и степени ее научной разработанности позволяет выявить ряд противоречий:
— между нарастающим процессом интеграции образования и усиления его аксиологических основ и возрастанием самозначимости этносов, их обособления;
— между этнокультурными и поликультурными факторами построения содержания образования: направленностью образовательной системы, с одной стороны, на сохранение национальной идентичности, с другой — на создание необходимых условий для свободного вхождения каждого учащегося в мировое информационное и культурно-образовательное пространство в условиях глобализации мировых процессов;
— между запросами образовательной практики в решении задач воспитания толерантности и культуры межнациональных отношений и отсутствием теоретически обоснованных концепций построения поликультурной воспитательной среды в образовательных учреждениях различной направленности, в том числе, системы дополнительного образования;
С учетом этого сформулирована проблема нашего исследования, связанная с обоснованием педагогических условий, форм и средств проектирования поликультурной воспитательной среды в системе дополнительного образования детей.
Объектом исследования выступило поликультурное воспитание детей в системе дополнительного образования.
Исследование, проведенное на базе Центра дополнительного образования детей (г.Москва), позволило сделать вывод о том, что поликультурное воспитание детей может выступать в качестве системообразующей основы организации дополнительного образования. Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников — такое пространство, которое:
— дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;
— обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности и, прежде всего, в художественно — творческой;
— всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;
— обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно — нравственной, всесторонне развитой личности;
— расширяет сферы практикоориентированной творческой работы детей и обеспечивает совершенствование отношений в звеньях «ребёнок — педагог» и «ребёнок — ребёнок»;
— способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива и созданию в нем атмосферы, отвечающей провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программе » На пути к культуре мира»;
— повышает эффективность и расширяет возможности спортивно — оздоровительной работы, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.
Осмысление феномена поликультурного воспитания основывается на коммуникативной концепции культуры М.М.Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога личностей — культур в развитии общественного сознания, духовного мира [1, с.43.]. Поэтому многими исследователями поликультурность рассматривается через призму этой концепции М.М.Бахтина.
Плодотворной является идея Г.Д.Дмитриева возвести поликультурность в дидактический принцип: воспитывать учащихся в духе межкультурной толерантности, развития культурного плюрализма, многокультурного баланса в содержании учебного процесса [2,с.3-12]
Организованное нами поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
— воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
— сопровождение процесса социализации ребенка как важнейшего элемента национальной и личностной идентификации;
— воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания нами отнесены следующие:
— формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
— осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
— воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
— развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
В процессе исследования нами показано, что содержание поликультурного воспитания следует строить вокруг следующих ориентиров:
— социокультурной идентификации личности;
— освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
— воспитания положительного отношения к культурному окружению;
— развития навыков социального общения.
В процессе организации поликультурного воспитания в системе дополнительного образования детей нами использованы активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности — лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения — диалог [3, с.12].
Полученные нами результаты организации поликультурного воспитания в системе дополнительного образования имеют практическую значимость для решения задач всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
В заключении отметим, что поликультурное воспитание в дополнительном образовате
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник
Поликультурное воспитание — это. Цель, средства, основы и принципы
Поликультурное воспитание — это довольно молодой раздел научного знания, который привлекает к себе внимание не только педагогов, но и широких слоев общественности. Это адекватная реакция учителей на сложную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в мире. Межгрупповые, межличностные, межэтнические конфликты, постоянные религиозные и политические противоречия подтверждают актуальность проблемы.
Актуальность
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста – это возможность формирования в подрастающем поколении толерантного отношения к представителям других национальностей.
Развитие данного направления в современной педагогике и образовательной практике объясняется сущностью процессов гуманизации и демократизации социальной жизни, желанием создать такое общество, в котором приветствуется уважительное отношение к каждому человеку, защищаются права и достоинства отдельного гражданина.
Теоретические аспекты
Поликультурное воспитание — это педагогический демократический ответ полиэтнических и многокультурных обществ на ситуацию, сложившуюся в современном мире. Его можно считать одной из приоритетных педагогических проблема, которые стоят перед мировой цивилизацией.
Поликультурное воспитание и образование можно рассматривать как обязательный инструмент выхода из кризисной ситуации, способ гармонизации отношений представителей различных культур и цивилизаций.
В рамках политической и экономической интеграции существенное значение уделяется национальной специфике, включая и процесс формирования подрастающего поколения.
Значимость
Поликультурное воспитание детей позволяет поддерживать многообразие малых и больших наций в условиях происходящей глобализации современного мира. Оно становится средством сохранения и последующего развития этнических культур, вовлечением их в практику обучения и воспитания. Подобный подход позволяет решать актуальные проблемы, которые существуют в настоящее время в педагогике.
Международные тенденции
Поликультурное воспитание школьников актуально в рамках расширения сотрудничества между разными странами. Оно обусловлено ростом борьбы расовых и этнических меньшинств за свои права в обществах, характеризующихся полиэтническим составом.
Страны, в которых в некоторой степени предусматривается воспитание в поликультурной школе, можно разделить на несколько групп:
- имеющие глубокие и давние национальные культурные отличия (Испания, Россия);
- ставшие поликультурными из-за своего колониального прошлого (Голландия, Франция, Великобритания);
- те, в которых причиной поликультурности стала добровольная массовая иммиграция (Австралия, Канада, США).
Направления развития
Основные средства поликультурного воспитания, применяемые в настоящее время в педагогике:
- поддержка этнических меньшинств;
- многокультурное воспитание, которое сопровождается принятием мер против этноцентризма;
- билингвальное обучение.
Данные направления находят свое отражение в специальных образовательных программах.
Принципы воспитания
Оно концентрируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание высоких нравственных качеств и человеческого достоинства;
- формирование толерантности, стремления к взаимному сотрудничеству;
- развитие представлений о многогранности культур.
Поликультурное воспитание — это продуманный процесс, направленный на создание оптимальных условий для самореализации личности, положительное восприятие других культур.
Цели воспитания
Какие цели ставит перед собой поликультурное воспитание? Мероприятия, реализуемые в рамках воспитательных программ, можно разделить на три группы целей: равенство, плюрализм, объединение.
- уважение и сохранение многообразия культур;
- соблюдение равных прав на воспитание и образование;
- развитие духовных ценностей в рамках политических, общенациональных, экономических факторов.
Поликультурное воспитание — это способ формирования творческой личности независимо от ее вероисповедания и национальности.
Ориентиры
Выстраивается поликультурное воспитание на основе следующих ориентиров:
- социокультурная идентификация отдельной личности;
- формирование положительного отношения подрастающего поколения к многокультурной среде;
- совершенствование навыков социального общения.
Присутствие поликультурного компонента в различных учебных дисциплинах дает возможность решать двойственную задачу: поощрять интерес школьников к приобретению новых знаний, предлагать им разные точки зрения на окружающий мир.
Характеристика поликультурного воспитания
Оно предполагает учет воспитательных и культурных интересов различных этнических и национальных меньшинств. Оно предусматривает:
- адаптацию ребенка к разным ценностям в мире, наполненном разнородными культурами, взаимодействие между людьми, которые имеют разные традиции;
- ориентацию на сотрудничество отдельных культур;
- отход от образовательной монополии в отношении представителей других национальностей.
На основе этих ориентиров формируются темы. Поликультурное воспитание направлено на культивацию в ребенке духа взаимопонимания и солидарности во имя мирной жизни, сохранения культурных особенностей разных народов.
Современные тенденции
В настоящее время в мировом сообществе наблюдается тенденция самовоспитания человека на протяжении всей его жизни. Она предполагает:
- преемственность между детскими садами, школами, высшими учебными заведениями при решении воспитательных задач;
- процесс постоянного самовоспитания ребенка в течение жизни;
- реализацию желания человека постоянно обогащать опыт социальных взаимоотношений, поиска контактов с природой, техникой, другими людьми.
Оно ориентировано на формирование у каждого ребенка планетарного мышления, осознанием им своей принадлежности к человеческому сообществу не только в настоящем и будущем, но и в прошлом.
Система воспитания представляет собой сумму взаимосвязанных принципов и целей воспитательного процесса, приемов и методов их постепенного внедрения в рамках конкретной социальной структуры (государства, учебного заведения, школы, семьи) и выполнения социального заказа общества.
Спартанское воспитание
Среди педагогического наследия, связанного с формированием толерантности, интерес представляют методики, используемые в Средневековье, эпоху Античности, период Возрождения. Среди самых известных систем воспитания можно отметить спартанскую методику.
Ее задачей было воспитание выносливого воина – представителя общины. До семилетнего возраста малыша воспитывался в семье кормилицами – няньками. Далее государство брало на себя ответственность за формирование нравственных и духовных качеств. Процесс состоял из трех этапов.
Сначала в возрасте от 7 до 15 лет дети получали необходимые навыки чтения и письма, осуществлялось их физическое закаливание. Мальчики спали на тонких подстилках из соломы, ходили босиком. По мере взросления их приучали к аскетическому образу жизни, а также к краткому изложению своих мыслей.
В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины, которые имели определенные гражданские права.
Второй этап воспитания продолжался с 15 до 20 лет. К минимальной грамотности добавлялось обучение музыке и пению. Подростков содержали в голоде, они сами учились добывать пищу. В двадцать лет мальчиков посвящали в воины, они получали вооружение.
Третий этап продолжался с 20 до 30 лет, в это время молодой воин приобретал статус члена общины, имел все права и обязанности.
Пройдя через все три этапа воспитания, юноша в совершенстве владел мечом, копьем, дротиком, также всеми остальными видами оружия, распространенными в тот период.
Спартанская воспитательная методика оказалась гипертрофированной военной подготовкой при существующем невежестве молодого поколения. Постепенно она была сведена к физическим испытания и силовым упражнениям.
Афинская воспитательная система
Она стала образцом методики, направленной на гармоничное и всестороннее развитие личности. Основным принципом, применяемым в ней, была соревновательная форма в музыке, танцах, гимнастике, словесных разговорах. Реализация данной системы происходила поэтапно. До семилетнего возраста воспитанием детей занималась семья. В период 7-16 лет они занимались в гимнастической и мусической школе, получая музыкальное, литературное, военно-спортивное воспитание и образование.
Второй этап (16-18 лет) предполагал совершенствование юношами своего образования, развитие своих интеллектуальных способностей в гимназиях.
Результатом достижений юноши считалось его пребывание в эфебии (18-20 лет). Эти общественные учреждения создавались для совершенствования военных навыков. Эта система была наиболее приближена к поликультурному воспитанию. Она ориентировалась на овладение подрастающим поколением совокупностью добродетелей, которые чуть позже были названы программой «семи свободных искусств»: арифметики, риторики, геометрии, астрономии, диалектики, грамматики, музыки.
Для многих последующих поколений система эта стала базой при воспитании подрастающего поколения.
Заключение
У разных народов элементы религиозного образования нашли воплощение в конкретных формах. Поликультурное воспитание особенно актуально в наши дни, когда из-за религиозных конфликтов погибают мирные граждане.
Данная методика отдельное внимание уделяет нескольким педагогическим принципам:
- формированию толерантности, желания и готовности к диалогу и сотрудничеству;
- воспитанию нравственности и духовности подрастающего поколения.
Основной функцией поликультурного воспитания является удаление противоречий между доминирующими нациям и этническими меньшинствами. Подобный процесс предполагает взаимную адаптацию этнических групп, устранение «диктата большинства».
Использование данной методики способствует формированию у подрастающего поколения представлений о связи между разными культурами и религиями, осознанию значимости уважительного отношения к людям других национальностей для собственной самореализации. Именно поэтому поликультурное воспитание включено в школьные образовательные программы, разрешенные в рамках ФГОС второго поколения.
Источник